г. Краснодар |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А61-4210/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х.,, при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания (протокол судебного заседания ведет помощник судьи Королькова Н.Н), от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (ОГРН 1161513054890, ИНН 1513061265) - Караева М.Э. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие ответчика - открытого акционерного общества "Владикавказские тепловые сети" (ОГРН 1121513001444, ИНН 1513033388), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 14.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А61-4210/2019, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - истец, общество, Газпром) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Владикавказские тепловые сети" (далее - ответчик, компания) о взыскании 277 496 968 рублей 54 копеек задолженности по договорам поставки газа от 01.11.2018 N 39-3-15205/19, 39-3-15205/19Д за период с 01.03.2019 по 30.04.2019, 9 406 335 рублей 80 копеек пеней за период с 19.04.2019 по 08.07.2019 (уточненные требования).
Решением от 28.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.02.2020, иск удовлетворен в части, с ответчика в пользу истца взыскано 277 380 905 рублей 72 копейки задолженности и 9 402 455 рублей 86 копеек пеней, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Газпром просит отменить судебные акты в части отказа в иске. По мнению заявителя, компания не является исполнителем коммунальных услуг. Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (далее - РСТ РСО-Алания) тариф на тепловую энергию, рассчитанную на категорию потребителей группы "население", для ответчика не установлен.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.11.2018 Газпром (поставщик) и компания (покупатель) заключили договоры поставки газа N 39-3-15205/19 и 39-3-15205/19Д, по которым поставщик обязался с 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно поставлять горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, либо газ, добытый независимым поставщиком, не являющимся аффилированным лицом ПАО "Газпром", а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать газ (пункт 2.1. договоров).
В силу пункта 5.4.1 договоров оплата производится до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Согласно пунктам 4.12 договоров объёмы газа, выбранные/поставленные за месяц, отражаются в актах поданного-принятого газа по каждой точке подключения, которые подписываются сторонами на территориальных участках (абонентских пунктах) поставщика, в которых также отражаются ежесуточные сведения (приложение N 1).
Месячный акт поданного-принятого газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, конденсата ТОРГ-12 (газ), выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с поставщиком за поставленный газ, оказанные снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в расчетном периоде.
Общество в марте и апреле 2019 года поставило компании газ на сумму 277 496 968 рублей 54 копейки, это подтверждается сводными актами поданного-принятого газа, подписанными сторонами без возражений.
Поскольку компания оплату газа не произвела, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Кодекса).
Суды установили наличие у сторон разногласий о применимых в расчетах тарифах за газ.
Ответчик ссылается на распоряжение администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 20.10.2017 N 249, согласно которому компании передано муниципальное имущество теплового хозяйства (котельные и оборудование). По мнению компании, поскольку приобретенный газ используется в качестве топлива для котельных, которые предназначены для теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых домов, то при расчете его стоимости следует применять тариф, установленный для категории потребителей группы "население".
Газпром исходит из того, что ответчик в спорный период не являлся исполнителем коммунальных услуг по отношению к гражданам, проживающим в многоквартирных домах, поэтому при расчете стоимости поставленного ответчику газа надлежит применять тариф, установленный для категории "промышленные предприятия".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что материалами дела подтверждено владение и эксплуатация ответчиком в спорный период имуществом теплового хозяйства на основании договора от 27.12.2017 N 8 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, суды пришли к выводу, что в отношении котельной, обеспечивающей теплоснабжение (отопление и горячее водоснабжение) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:
г. Владикавказ, проспект Коста, 183 при расчете стоимости газа следует применять тариф, установленный постановлением РСТ РСО-Алания от 28.12.2018 N 49 для категории потребителей группы "население" и сочли обоснованными требования истца в части взыскания задолженности в сумме 277 380 905 рублей 72 копейки, соглашаясь с контррасчетом ответчика.
Довод общества о неверном применении тарифа на поставку газа в котельную, осуществляющую теплоснабжение жилых домов, отклонен судом апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021), а также с указанием на то, что приобретенный ответчиком газ предназначен для использования в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, поэтому применение тарифа, установленного Постановлением РСТ РСО-Алания от 28.12.2018 N 49 для потребителей "население" является обоснованным.
Между тем суды не учли следующее.
Согласно пунктам 5 и 8 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162) поставка и транспортировка газа производятся на основании соответствующих договоров между поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями.
Пунктом 29 Правил N 162 предусмотрено, что цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) под потребителем газа понимается лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
По смыслу Правил N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Этот вывод также подтверждается пунктом 2 Основных положений N 1021, согласно которому к категории "население" отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Основные положения N 1021 определяют исчерпывающий перечень потребителей, относящихся к категории "население". В указанном перечне отсутствуют потребители - исполнители, приобретающие газ для его использования в котельных, относящихся к общедомовому имуществу, для производства тепловой энергии в целях удовлетворения нужд нежилых помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности и расположенных в многоквартирном жилом доме.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
Доказательства того, что ответчик признан исполнителем коммунальных услуг с использованием газа в котельных для производства тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ответчик должен оплачивать услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц, является ошибочным.
Кроме того, суды не приняли во внимание довод Газпрома о том, что РСТ РСО-Алания тариф на тепловую энергию, рассчитанную на категорию потребителей группы "население" для ответчика не установлен.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо исследовать и выяснить указанные вопросы и разрешить спор в зависимости от установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 14.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А61-4210/2019 в части отказа в иске отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 5 и 8 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162) поставка и транспортировка газа производятся на основании соответствующих договоров между поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями.
Пунктом 29 Правил N 162 предусмотрено, что цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) под потребителем газа понимается лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
По смыслу Правил N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июня 2020 г. N Ф08-3670/20 по делу N А61-4210/2019