Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Избирательной
комиссии Курганской области
от 29 мая 2023 года N 25/233-7
Порядок
приема и проверки документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 10 - Щучанский при проведении дополнительных выборов депутата Курганской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 - Щучанский
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок приема и проверки документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 10 - Щучанский при проведении дополнительных выборов депутата Курганской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 - Щучанский (далее - Порядок) определяет порядок работы окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 - Щучанский (далее - Комиссия) с документами, представляемыми кандидатами в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Законом Курганской области от 06.06.2003 года N 311 "О выборах депутатов Курганской областной Думы" (далее - Закон Курганской области).
1.2. Прием и проверку документов кандидатов, поступивших в Комиссию, осуществляет Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 10 - Щучанский при проведении дополнительных выборов депутата Курганской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 - Щучанский (далее - Рабочая группа)
2. Организация порядка приема документов
2.1. Прием документов, оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона, Закона Курганской области, решения Комиссии от 29.05.2023 года N 25/232-7 "О перечне и формах документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении дополнительных выборов депутата Курганской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу", осуществляется членами Рабочей группы.
Кандидату (иному уполномоченному лицу), представляющему документы, обеспечивается беспрепятственный проход в помещение Комиссии, расположенном по юридическому адресу Избирательной комиссии Курганской области (далее - помещение Комиссии).
2.2. Для обеспечения готовности Рабочей группы к приему документов кандидату, иному уполномоченному лицу рекомендуется заблаговременно (накануне дня представления документов) информировать Комиссию о намерении представить документы по телефону 8 (3522) 43-35-77.
2.3. Подлинники документов, представленных кандидатами, после их приема передаются для временного хранения секретарю Комиссии, который является руководителем Рабочей группы. Доступ к подлинникам документов осуществляется с разрешения руководителя Рабочей группы.
3. Прием документов о выдвижении (самовыдвижении) кандидатов
3.1. Прием документов о выдвижении (самовыдвижении) кандидата в депутаты Курганской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 - Щучанский (далее - кандидат), сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата начинается со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении дополнительных выборов депутата Курганской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 - Щучанский, и составляет 30 дней (с 10.06.2023 года до 18:00 часов по местному времени 09.07.2023 года).
3.2. Документы принимаются от кандидата Рабочей группой в помещении Комиссии в соответствии с требованиями статей 12 и 14 Закона Курганской области. Перечень и формы документов, представляемых кандидатами в избирательные комиссии при проведении дополнительных выборов депутата Курганской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу (далее - Перечень), утверждены решением Избирательной комиссии Курганской области от 29.05.2023 года N 25/232-7 "О Перечне и формах документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении дополнительных выборов депутата Курганской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу".
3.3. После приема документов руководитель Рабочей группы незамедлительно выдает кандидату письменное подтверждение их получения (Приложение N 1 к настоящему Порядку), в котором перечислены наименования всех документов. Сданные документы "открыживаются" напротив своего порядкового номера и указывается количество листов представленного документа, напротив несданных документов указывается "не представлено", проставляются дата и время приема документов. Дата составления письменного подтверждения является датой приема документов. Подтверждение составляется в двух экземплярах и подписывается сначала руководителем Рабочей группы, а затем кандидатом. После регистрации в журнале входящих/исходящих документов - один экземпляр передается кандидату, а другой хранится в Комиссии вместе с другими представленными кандидатом документами.
В день представления кандидатом документов на выдвижение Рабочая группа выдает письменное разрешение на открытие специального избирательного счета. Специальный избирательный счет кандидата открывается на основании договора банковского счета и разрешения Комиссии на открытие специального избирательного счета, выданного кандидату. Кандидат (его уполномоченный представитель по финансовым вопросам) информирует Комиссию о реквизитах специального избирательного счета кандидата, представив документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета вместе с документами, необходимыми для регистрации кандидата.
Кандидаты вправе назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Рабочая группа принимает документы, необходимые для регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов и делает необходимые копии. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется в течение двух дней со дня поступления необходимых для регистрации документов в Комиссию.
4. Порядок извещения кандидата при выявлении неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению документов
4.1. При выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в Комиссию для уведомления о выдвижения кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов, Рабочая группа готовит информацию о неполноте сведений о кандидате и (или) о несоблюдении требований Закона Курганской области к оформлению документов в соответствии с пунктом 11 статьи 16 Закона Курганской области.
4.2. В соответствии с пунктом 11 статьи 16 Закона Курганской области при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах.
Извещение утверждается решением Комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока.
4.3. В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
4.4. На заседание Комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель.
4.5. Незамедлительно после проведения заседания Комиссии решение вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, при их отсутствии - направляется в адрес кандидата, его представителя.
4.6. В перечень документов, представленных кандидатом, и сведений о нем, при отсутствии или неполноте которых законодательством установлена императивная обязанность избирательных комиссий уведомлять кандидата за три дня, не входят сведения о судимости (подпункт 58 статьи 2 Федерального закона). Указание полных сведений о судимости, датах снятия и погашения судимости является обязанностью кандидата.
5. Прием документов, представленных для регистрации кандидата
5.1. Документы для регистрации кандидата представляются в Комиссию в течение 10 дней со дня, следующего за днем окончания периода выдвижения, установленного пунктом 8 статьи 12 Закона Курганской области, до 18 часов по местному времени, то есть с 10.07.2023 года до 18:00 по местному времени 19.07.2023 года.
Регистрация кандидата осуществляется при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 12 Закона Курганской области, иных предусмотренных законом документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
5.2. При приеме документов Рабочей группой проверяется наличие документов, необходимых для регистрации кандидатов, а также полнота и правильность оформления документов в соответствии с требованиями Федерального закона и Закона Курганской области.
5.3. После приема документов член Рабочей группы выдает кандидату письменное подтверждение о приеме документов для регистрации (Приложение N 2 к настоящему Порядку), в котором перечисляются все необходимые документы. Сданные кандидатом документы "открыживаются" напротив своего порядкового номера и указывается количество листов представленного документа, напротив несданных документов указывается "не представлено", проставляются дата и время приема документов. После регистрации в журнале входящих/исходящих документов и подписания, подтверждение выдается сторонам.
6. Прием подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов и проверка достоверности подписей избирателей
6.1. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа N 10 - Щучанский, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, утвержденной постановлением Курганской областной Думы от 31.03.2015 года N 120 "О схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов Курганской областной Думы" (1186 подписей). При этом количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, не более чем на 10 процентов (т.е. не более 1304 подписи).
Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов, представляются в пронумерованном и сброшюрованном виде с указанием общего количества подписных листов и подписей избирателей. Документы считаются представленными в установленный срок, если кандидат внес оформленные в соответствии с требованиями закона документы, в том числе все подписные листы, в помещение Комиссии до истечения установленного пунктом 1 статьи 16 Закона Курганской области срока - до 18:00 по местному времени 19.07.2023 года.
Порядок сбора подписей, оформления подписных листов, соблюдение достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, установлены статья 15, 16 Закона Курганской области.
При приеме и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов необходимо пользоваться Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 09.06.2021 года 9/75-8 (далее - Методические рекомендации).
6.2. В целях единообразного применения требований Закона Курганской области, ускорения процедуры приема подписных листов, облегчения и ускорения последующей проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, необходимо руководствоваться положениями, установленными решением Избирательной комиссии Курганской области от 04.06.2020 года N 96/912-6 "Об утверждении рекомендаций по оформлению папок с подписными листами, составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов в депутаты Курганской областной Думы седьмого созыва, списка лиц, осуществлявших сбор подписей, представляемых в Избирательную комиссию Курганской области, окружные избирательные комиссии".
6.3. В отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, при этом проверяется правильность нумерации подписных листов.
В случае выявления превышения максимально допустимого количества представленных подписей избирателей кандидату предлагается самостоятельно исключить необходимое количество подписей. Если кандидат отказывается от этого права, Рабочая группа принимает максимально разрешенное количество подписей, при этом отсчет производится последовательно, начиная с первой подписи избирателя первого подписного листа первой папки, до достижения установленного количества.
В случае выявления нарушения нумерации подписных листов, они устраняются кандидатом в следующем порядке:
- при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3);
- при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12).
6.4. В случае если по результатам проверки соответствия количества подписных листов либо подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то составляется новый протокол с отметкой "Уточненный", в который вносятся соответствующие изменения, после чего данный протокол подписывается кандидатом.
6.5. При приеме списка лиц, осуществлявших сбор подписей, также проверяется нумерация листов и записей. В представленном списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, должны быть нотариально удостоверены сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц. Список должен быть составлен, а сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей в поддержку выдвижения, нотариально удостоверены не позднее последнего дня периода выдвижения (дата удостоверения не может быть позднее 09.07.2023 года).
Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно равняться числу представленных папок с подписными листами.
6.6. При приеме подписных листов руководитель Рабочей группы заверяет каждый подписной лист печатью Комиссии и после регистрации в журнале входящий/исходящей документации выдает письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема (Приложение N 3 к настоящему Порядку).
7. Порядок проверки подписных листов с подписями избирателей
7.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона Курганской области Рабочая группа в течение 10 дней проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов.
7.2. По решению Комиссии проверке подлежат не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки (жребия) определяется решением Избирательной комиссии Курганской области.
После представления подписных листов в избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица.
Кандидат заранее извещается о соответствующей проверке письменным извещением, телеграммой либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений.
7.3. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы", включая регистр избирателей.
7.4. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда. Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.
Иные эксперты при проверке подписных листов используют специальные знания и сведения, имеющиеся в информационных базах данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
С использованием регистра избирателей проверяются сведения об избирателях, отобранных проверяющими. При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в регистре избирателей, либо при отсутствии в регистре таковых, направляется запрос в УМВД России по Курганской области в порядке, установленном Протоколом N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На основании справки, иной письменной информации (официального ответа на запрос Комиссии), подписанной уполномоченным лицом УМВД России по Курганской области, подтверждающей недействительность данных, указанных в подписном листе, подпись признается недействительной. Указанный документ может содержать информацию только по установленным УМВД России по Курганской области расхождениям данных в отношении конкретных избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей, указавших в проверяемых подписных листах не соответствующие действительности сведения.
7.5. Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист.
Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в нем сведений.
7.6. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Подпись может быть признана проверяющими недостоверной и (или) недействительной самостоятельно, либо на основании заключения эксперта (официальной справки эксперта), либо на основании справки уполномоченного органа.
Подпись признается недействительной проверяющими самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В ряде случаев подпись признается проверяющими недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа.
7.7. Проверка подписных листов должна быть завершена не позднее чем за двое суток до заседания Комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. В этот срок должен быть составлен итоговый протокол проверки подписных листов. Копия итогового протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания Комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
7.8. В случае если кандидат, уполномоченный представитель представил в Комиссию подписи избирателей в количестве, заведомо недостаточном для регистрации, то проверка достоверности подписей не проводится.
8. Основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными
8.1. В соответствии с пунктом 5.3 статьи 16 Закона Курганской области недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе может признаваться только недействительной. Недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.
Перечень случаев, когда подпись избирателя может быть признана недействительной, содержит пункт 3.2.3 Методических рекомендаций.
8.2. В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона Курганской области недействительными признаются:
а) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Закона Курганской области период, включающий в себя сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов начинается со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, и составляет 30 дней.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона Курганской области подписи избирателей могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанной даты внесения подписи избирателем;
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона Курганской области подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут список кандидатов.
Согласно статье 4 Закона Курганской области к таким гражданам относятся лица, которые достигнут на день голосования возраста 18 лет, место жительства которых находится в пределах территории Курганской области. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанных в подписном листе сведений (года либо даты рождения, адреса места жительства);
в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке;
г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист.
Согласно пункту 9 статьи 15 Закона Курганской области избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный на соответствующей странице паспорта гражданина Российской Федерации или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Необходимо иметь в виду, что в паспорте может быть не указано отчество избирателя. В этом случае подпись не может быть признана недействительной.
Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Соответствующая подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно (при достаточности данных в подписном листе для принятия такого решения) либо на основании официальной справки, иной письменной информации (официального ответа на запрос избирательной комиссии) уполномоченного органа;
д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. В случае, если данные внесены в подписной лист путем копирования рукописных записей с помощью технических средств, то подписи признаются недействительными при наличии заключения эксперта-почерковеда;
е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке.
Это основание используется, как правило, в случаях, когда экспертом-почерковедом выявляются в проверяемой папке (нескольких папках) даты внесения подписи избирателя, выполненные одним лицом (так называемые "цепочки").
Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, то соответственно и дата внесения подписи избирателя может быть выполнена одним лицом только один раз. В этой связи в случае выявления "цепочки" недействительными признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за исключением одной.
Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта-почерковеда.
В случае, если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись;
ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
Согласно пункту 6.1 статьи 16 Закона Курганской области не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. В случае, если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись;
з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными при отсутствии соответствующих подписей - проверяющим самостоятельно, при их недостоверности - на основании заключения эксперта-почерковеда.
Заверение подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, возможно одновременно или после даты, указанной избирателем в подписном листе;
и) все подписи из
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.