Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2023 г. N 3а-302/2023
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2023 г. N 66а-2459/2023 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Чуркина Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Газизовой Нурании Харисовны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими пункта 127 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 7 декабря 2022 года за N 10149, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 7 декабря 2022 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжениями от 21 февраля 2023 года N 453-р, от 8 июня 2023 года N 1546-р, от 10 августа 2023 года N 2162-р.
В пункте 127 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, значится здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: (адрес).
Газизова Н.Х., являющаяся собственником нежилого помещения с кадастровым номером ..., расположенного в указанном здании, обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 127 Перечня, полагая, что включение объекта в перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель Газизовой Н.Х. Шамсутдинова Т.М. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Шагеев Т.Ш. административный иск не признал, пояснил, что основанием для включения спорного здания в оспариваемый Перечень послужила информация Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о назначении данного объекта как торгового центра.
Министерство юстиции Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направили.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения включено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Подпунктом 4 пункта 1 данного решения ставка налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в размере 2 процента, тогда как в отношении прочих объектов налогообложения установлена ставка 0,5 процента (подпункт 5 пункта 2).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу пункта 1 статьи 378.2 названного Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Кодекса административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Условия признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, торговым центром (комплексом) определены пунктом 4 этой же статьи следующим образом:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из пункта 4.1 статьи 378.2 Кодекса, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан) установлено, что налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан).
В силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407 таким органом является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 2 названного Порядка в перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ. Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
В силу пункта 3.3.86 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, к полномочиям Министерства отнесено определение в установленном порядке перечня объектов недвижимого имущества, указанного в статье 1.1 Закона Республики Татарстан.
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером 16:50:110502:71, поставленный на государственный кадастровый учет 15 марта 2010 года, представляет собой нежилое здание с наименованием "административное здание", состоит из 4-х этажей (в том числе 1 этаж подземный), имеет площадь 3664, 1 квадратного метра (т. 2 л.д. 3-26).
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования "Под строительство административно-торговых зданий" (т. 2 л.д. 125-126).
В пределах зданиях имеются 23 нежилых помещения, в том числе нежилое помещение с кадастровым номером 16:50:110502:1811, поставленное на государственный кадастровый учет 14 февраля 2013 года, принадлежащее административному истцу на праве собственности (т. 2 л.д. 73-75).
На дату принятия и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта расположенные в спорном здании помещения площадью 389, 6 квадратного метра с кадастровым номером ..., площадью 119, 8 квадратного метра с кадастровым номером ..., площадью 1410, 5 квадратного метра с кадастровым номером ..., сняты с государственного кадастрового учета (т. 2, л.д. 71, 95, 100).
В материалы дела представлен технический паспорт здания, составленный по состоянию на 25 июня 2008 года Республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (т. 1, л.д. 153-162).
Согласно экспликации к поэтажному плану строения на первом этаже общей площадью 724,4 квадратного метра имеется основная площадь офисного назначения 496,3 квадратного метра (зал, кабинеты, тамбуры, офисы); вспомогательная площадь 228,1 квадратного метра (лестничные клетки, тамбуры, коридоры, комнаты приема пищи, санузлы, кладовая уборки инвентаря, комната охраны).
Общая площадь второго этажа 746,3 квадратного метра включает в себя основную площадь офисного назначения 582,8 квадратного метра (зал, кабинеты); вспомогательную площадь 163,5 квадратного метра (санузлы, коридор, лестничная клетка, подсобное помещение, ксероксная).
На третьем этаже общей площадью 737,3 квадратного метра значится основная площадь офисного назначения 444,7 квадратного метра (кабинеты, комната, конференц-зал), вспомогательная площадь 292,6 квадратного метра (лестничные клетки, серверная, кладовая, санузлы, комната приема пищи, вентиляционная камера).
Четвертый этаж общей площадью 739,4 квадратного метра состоит из основной площади офисного назначения 563,1 квадратного метра (кабинеты, офисы, приемная), вспомогательной площади 176,3 квадратного метра (лестничные клетки, санузлы, подсобные помещения, коридоры).
На цокольном этаже общей площадью 716,7 квадратных метра основная площадь офисного назначения составляет 618,8 квадратных метров (технические помещения), вспомогательная - 97,9 квадратных метров (лестничные клетки, коридоры, электрощитовая комната, тепловой узел, санузлы).
Технические паспорта помещений в здании, составленные республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, отделением по городу Казани филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Татарстан в период с 10 декабря 2008 года по 11 июля 2011 года, содержат сведения о наличии:
в помещении площадью 190,9 квадратного метра с кадастровым номером ... основной площади канцелярского назначения (кабинеты) 132,4 квадратного метра (т. 1, л.д. 281-284);
в помещении площадью 31,5 квадратного метра с кадастровым номером ... основной площади канцелярского назначения (кабинеты) 31,5 квадратного метра (т. 1, л.д. 274-277);
в помещении площадью 21, 5 квадратного метра с кадастровым номером ... основной площади канцелярского назначения (кабинеты) 21,5 квадратного метра (т. 1, л.д. 214-217);
в помещении площадью 26 квадратных метров с кадастровым номером ... основной площади канцелярского назначения (кабинеты) 26 квадратных метров (т. 1, л.д. 240-243);
в помещении площадью 21, 1 квадратного метра с кадастровым номером ... основной площади канцелярского назначения (кабинеты) 21, 1 квадратного метра (т. 1, л.д. 254-256);
в помещении площадью 461,2 квадратного метра с кадастровым номером ... основной площади канцелярского назначения 118,8 квадратного метра (кабинеты, кабины клиентской службы); вспомогательной площади того же назначения 342,4 квадратного метра (т. 1, л.д. 194-208);
в помещении площадью 633,6 квадратного метра с кадастровым номером ... основной площади канцелярского назначения 389,8 квадратного метра (кабинеты, комната, конференц-зал); вспомогательной площади того же назначения 243,8 квадратного метра (т. 1, л.д. 173-193);
в помещении площадью 323,7 квадратного метра с кадастровым номером ... основной площади торгового назначения (магазин, швейный цех), составляющей 228,5 квадратного метра, вспомогательной площади того же назначения 44 квадратных метра (т. 1, л.д. 163-168);
в помещении площадью 98,3 квадратного метра с кадастровым номером ... основной площади канцелярского назначения (офис), составляющей 90,9 квадратного метра, вспомогательной площади того же назначения 7,4 квадратного метра (т. 1, л.д. 125-133);
в помещении площадью 342,1 квадратного метра с кадастровым номером ... основной площади канцелярского назначения (кабинеты), составляющей 70,6 квадратного метра, вспомогательной площади того же назначения 4,2 квадратного метра (т. 1, л.д. 134-137);
в помещении площадью 168,8 квадратного метра с кадастровым номером ... основной площади канцелярского назначения (кабинеты), составляющей 55,5 квадратного метра, вспомогательной площади того же назначения 41,5 квадратного метра (т. 1, л.д. 139-143).
Административным истцом в материалы дела также представлен технический паспорт административного здания, расположенного по адресу: города Казань, проспект Ямашева, дом 37, составленный по состоянию на 15 ноября 2022 года обществом с ограниченной ответственностью "Центр Кадастровых Работ" (т. 1 л.д. 70-82).
Согласно данному документу на первом этаже (724, 4 квадратного метра) здания имеются 311,6 квадратного метра основой площади торгового назначения, (торговый зал "Сантехника", касса стоматологии, торговый зал "Плитка"), 412,8 квадратного метра - вспомогательной площади (лестничные клетки, тамбуры, зал, коридоры, кабинеты, комнаты приема пищи, санузлы, склад, щитовая).
Второй этаж составляет 746,3 квадратного метра и занят вспомогательной площадью (лестничные клетки, кабинеты, санузлы, зал, подсобное помещение, ксероксная, гардероб).
Третий этаж площадью 737,3 квадратного метра также занят вспомогательной площадью (серверная, кладовая уборки инвентаря, коридоры, вентиляционная камера, комнаты приема пищи, подсобное помещение, санузлы, конференц-зал).
Четвертый этаж площадью 739,4 квадратного метра полностью занимает вспомогательная площадь (лестничные клетки, кабинеты, санузлы, кладовые, коридоры, холлы, тамбур, гардероб, кухня).
На цокольном этаже, составляющем 716,7 квадратного метра, имеются 256,8 квадратных метров основной площади торгового назначения (торговый зал "Ладушки"), 459,9 квадратных метров вспомогательной площади (лестничные клетки, технические помещения, коридор, электрощитовая, тепловой узел, склады, санузлы).
Истребованные судом из публично-правовой компании "Роскадастр" кадастровые (реестровые) дела объектов недвижимости с кадастровыми номерами ... не содержат каких-либо документов, опровергающих информацию, изложенную в технических паспортах объектов недвижимости или позволяющих достоверно установить иное назначение площадей в здании и расположенных в нем помещениях.
Как следует из пояснений представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, назначение спорного здания как торгового центра (комплекса) установлено на основании информации, предоставленной Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани, о наличии на территории города торговых объектов площадью свыше 2000 квадратных метров.
Назначение площадей в здании по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, документам технического учета (инвентаризации), Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не устанавливалось. Вид фактического использования здания в порядке, установленном постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977, не определялся.
Разрешая вопрос о законности включения объекта недвижимости с кадастровым номером ... в оспариваемый Перечень, суд принимает во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка "под строительство административно-торговых зданий" не позволяет однозначно отнести его к виду разрешенного использования, предполагающего размещение торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, поскольку данный вид не соответствует кодам 3.3 "бытовое обслуживание", 4.2 "объекты торговли", 4.4 "магазины", 4.6 "общественное питание" Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412, действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Кроме того, согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Вопреки требованиям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающей обязанность доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта на принявший его орган, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не представлено достоверных доказательств наличия предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" оснований для включения объекта недвижимости с кадастровым номером 16:50:110502:71 в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, документами технического учета (инвентаризации), истребованными и исследованными судом, наличие таких обстоятельств также не подтверждается.
Более того, вопрос о соответствии здания признакам торгового центра (комплекса), административно-делового центра был предметом рассмотрения суда в рамках административного дела N 3а-100/2022 по административному исковому заявлению Газизовой Н.Х. об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р.
Вступившими в законную силу решением Верховного Суда Республики Татарстан от 31 января 2023 года, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2023 года установлено, что на дату принятия Перечня на 2022 год сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также документами технического учета (инвентаризации) не подтверждено наличие в здании помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из помещений, расположенных в спорном здании, сведения о которых в Едином государственном реестре на момент принятия оспариваемого Перечня значились как актуальные, только в одном из них имеются площади, предназначенные для размещения торговых объектов. Площадь указанного помещения, предназначенного для размещения торговых объектов, составляла 228, 5 квадратного метра, что соответствует 6,2% от общей площади здания.
По сведениям технического паспорта здания, подготовленного по состоянию на 25 июня 2008 года Республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан", общая площадь помещений с назначением "офис" составляла 667,6 квадратного метра (201,7 квадратного метра, 39 квадратных метров, 125,4 квадратного метра, 71,4 квадратного метра, 139,2 квадратного метра, 90,9 квадратного метра).
При этом из материалов настоящего административного дела не усматривается, что в период со дня принятия Перечня на 2022 год и до дня принятия оспариваемого Перечня на 2023 год назначение площадей в здании было изменено, допустимых доказательств наличия таких изменений (сведений Единого государственного реестра недвижимости, действительных документов технического учета (инвентаризации)) стороной, на которую возложено бремя доказывания этих обстоятельств, не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2023 год), признание его отдельного положения с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем суд полагает необходимым признать оспариваемую норму недействующей со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Газизовой Нурании Харисовны удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 127 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2023 г. N 3а-302/2023
Опубликование:
официальный портал правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 26 декабря 2023 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2023 г. N 66а-2459/2023 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения