г. Краснодар |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А32-57147/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителя заявителя - акционерного общества "Новопластуновское" (ИНН 2346000311, ОГРН 1022304477634) - Коваленко И.М. (доверенность от 16.12.2019), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 по делу N А32-57147/2017, установил следующее.
Акционерное общество "Новопластуновское" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным выраженного в письме от 30.11.2017 N 52-43692/17-32-20 решения об отказе в предоставлении заявителю на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:24:0701000:42 площадью 18 тыс. кв. м участок N 802; 23:24:0701000:44 площадью 129 тыс. кв. м участок N 804; 23:24:0701000:46 площадью 769 613 кв. м +/- 7676 кв. м участок N 806; 23:24:0701000:48 площадью 486 тыс. кв. м +/- 244 кв. м участок N 809; 23:24:0701000:49 площадью 59 800 кв. м участок N 810, расположенных по адресу: Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Новопластуновское", для сельскохозяйственного производства; возложении на департамент обязанности принять решения о предоставлении обществу в аренду указанных земельных участков сроком на 10 лет, подписать проект договора и направить его в адрес заявителя для подписания в течение десяти дней с даты вступления судебного акта в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Павловский район Краснодарского края (далее - администрация).
Решением от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды указали на наличие признаков ничтожности договора от 13.03.2008 N 8 аренды испрашиваемых земельных участков сельскохозяйственного назначения в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции на дату совершения договора (далее - Гражданский кодекс), который заключен без проведения публичных процедур предоставления в аренду земель сельскохозяйственного назначения, установленных статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), при этом общество не являлось организацией, пользующейся правом внеконкурсного предоставления земли.
В связи с недействительностью (ничтожностью) договора аренды от 13.03.2008 N 8 права и обязанности арендатора по указанной сделке у общества не возникли, данный договор не может квалифицироваться в качестве дополнения к ранее заключенному договору от 23.01.1998 N 8.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.01.2019 решение от 21.06.2018 и апелляционное постановление от 26.09.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Кассационный суд указал, что вывод судебных инстанций о недействительности (ничтожности) дополнительного соглашения от 13.03.2008 N 8 сделан без учета разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в абзаце 3 пункта 1 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление N 73). В материалах дела отсутствуют доказательства выражения арендодателем воли на прекращение отношений с обществом, возникших из договора аренды от 23.01.1998 N 8 (в редакциях от 06.01.1999 N 20, 28.12.1999 N 32). Спорные земельные участки находятся в фактическом владении общества в отсутствие возражений со стороны администрации или департамента. Договором аренды от 23.01.1998 N 8 не исключена возможность его возобновления, что следует из последующего поведения сторон, включая продажу департаментом заявителю в собственность земельных участков (23:24:0701000:43, 23:24:0701000:45), содержащихся в спорном соглашении. При новом рассмотрении судам дано указание на обсуждение вопроса о назначении судебной экспертизы в целях установления тождества земельных участков.
При новом рассмотрении решением от 29.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.01.2020, признан незаконным отказ департамента от 30.11.2017 N 52-43692/17-32-20, с возложением на данный орган обязанности принять решение о предоставлении обществу в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:24:0701000:42 площадью 18 тыс. кв. м, 23:24:0701000:44 площадью 129 тыс. кв. м, 23:24:0701000:46 площадью 769 613 кв. м +/- 7676 кв. м, 23:24:0701000:48 площадью 486 тыс. кв. м +/- 244 кв. м, 23:24:0701000:49 площадью 59 800 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Новопластуновское", для сельскохозяйственного производства сроком на 10 лет, подписать проект договора аренды и направить его для подписания обществу в течение десяти дней с даты вступления судебного акта в законную силу. Суды исходили из того, что в период заключения дополнительного соглашения от 13.03.2008 N 8 возможность продления договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, на новый срок без проведения торгов предусмотрена постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 N 220, которым утвержден "Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства" (далее - порядок N 220).
В пункте 4.1 договора аренды от 23.01.1998 N 8 закреплено право арендатора земельного участка на возобновление договора по истечении срока его действия, продление срока действия данного договора на новый срок без проведения торгов путем заключения дополнительного соглашения, не противоречит закону, признаки ничтожности арендной сделки отсутствуют. Согласно заключению эксперта от 05.08.2019 по итогам проведения судебной экспертизы во исполнение указаний окружного суда, земельные участки с кадастровыми номерами 23:24:0701000:42, 23:24:0701000:44, 23:24:0701000:46, 23:24:0701000:48, 23:24:0701000:49 сформированы из земельного массива, ранее предоставленного по договору аренды от 23.01.1998 N 8 (с учетом дополнительных соглашений от 06.01.1999 N 20, 28.12.1999 N 32); земельные участки с кадастровыми номерами 23:24:0701000:42 площадью 18 тыс. кв. м, 23:24:0701000:44 площадью 129 тыс. кв. м, 23:24:0701000:46 площадью 769 613 кв. м, 23:24:0701000:48 площадью 486 тыс. кв. м, 23:24:0701000:49 площадью 59 800 кв. м тождественны с объектами аренды по договору от 23.01.1998 N 8. В письме от 14.10.2019 N 01-15-02/6067 администрация подтвердила тождественность испрашиваемых обществом земельных участков по отношению к земельному участку, предоставленному в аренду в 1998 году. В 2004 году на основании договора от 26.05.2003 ГУП КК "Кубанский НИ и ПИ земельный центр" проведено межевание земельных участков N 801-810, в результате которого в границах ЗАО "Новопластуновское" определен фонд перераспределения земель для регистрации права собственности Краснодарского края общей площадью 257,28 га из 9 земельных участков. После межевания утверждались границы образованных земельных участков, их постановка на кадастровый учет, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) основанием обременения названо дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 23.10.1998 N 244220008 (N 8). Кроме того, два из девяти земельных участков, перечисленных в дополнительном соглашении от 13.03.2008 N 8 (кадастровые номера 23:24:0701000:43, 23:24:0701000:45), проданы обществу на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса вне судебных процедур. Предоставленный заявителю в 1998 году земельный участок фактически не выбывал из владения и пользования общества.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 29.10.2019 и апелляционное постановление от 22.01.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что договор аренды 23.01.1998 N 8 земельного участка площадью 217 га сроком на 5 лет, дополнительные соглашения к нему от 06.01.1999 N 20, 28.12.1999 N 32, 13.03.2008 N 8 имеют признаки ничтожной сделки. Испрашиваемые в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 23:24:0701000:42, 23:24:0701000:44, 23:24:0701000:46, 23:24:0701000:48, 23:24:0701000:49 сформированы в существующих границах и поставлены на кадастровый учет 31.03.2004 с площадями 1,8 га, 12,9 га, 82,5 га, 48,6 га, 59,8 га, соответственно. Однако, при постановке земельных участков, входивших в единый массив площадью 615 га, на государственный кадастровый учет их площадь изменилась с 615 га до 220,18 га. Таким образом, названные участки являются вновь сформированными, поэтому должны были предоставляться в аренду на новый срок в 2008 году с соблюдением установленной Законом N 101-ФЗ процедуры, предусматривающей предварительную заблаговременную публикацию о наличии свободного земельного участка в официальных средствах массовой информации Краснодарского края с проведением торгов на право аренды земельного участка при наличии конкурирующей заявки. Общество не относится к землепользователям, которым земельные участки предоставляются в аренду без торгов. Заключение судебного эксперта от 05.08.2019 не может быть допустимым доказательством, так как эксперт не сравнивал план-схему (графический материал) к дополнению от 28.12.1999 N 32 к договору аренды от 23.01.1998 N 8 и координаты земельных участков с кадастровыми номерами 23:24:0701000:42, 23:24:0701000:44, 23:24:0701000:46, 23:24:0701000:48, 23:24:0701000:49 согласно выпискам из ЕГРН. За основу экспертом принята информация по состоянию на 2004 год, когда земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет.
В письме администрации от 14.10.2019 N 01-15-02/6067 отражено несоответствие площади предоставленного в аренду земельного участка спорным объектам. Предоставление в собственность общества земельных участков с кадастровыми номерами 23:24:0701000:43, 23:24:0701000:45 в отсутствие в отношении них судебного спора не имеет значения для настоящего дела, поскольку не входит в предмет спора.
В отзыве общество считает правильными выводы обжалуемых судебных актов, основанных на экспертном заключении от 05.08.2019.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил доводы отзыва. Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные департаментом в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером 23:24:0701000:42 площадью 18 тыс. кв. м, участок N 802; с кадастровым номером 23:24:0701000:44 площадью 129 тыс. кв. м, участок N 804; с кадастровым номером 23:24:0701000:46 площадью 769 613 +/- 7 676 кв. м, участок N 806; с кадастровым номером 23:24:0701000:48 площадью 486 тыс. +/- 244 кв. м, участок N 809; с кадастровым номером 23:24:0701000:49 площадью 59 800 кв. м, участок N 810, что подтверждено выписками из ЕГРН. Данные участки расположены относительно ориентира: Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Новопластуновское", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (многолетние насаждения).
На основании постановления главы Павловского района Краснодарского края от 16.12.1997 N 1030 "Об утверждении отчета о наличии и распределении земельного фонда Павловского района по категориям, землепользователям и угодьям по состоянию на 01.01.1998" администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор о предоставлении земельного участка в аренду от 23.01.1998 N 8, по условиям которого обществу в аренду предоставлены земельные угодья общей площадью 217 га, включая: пашни 68 га, многолетние насаждения - 70 га, залежи - 75 га, пастбища мелиорированные - га, пастбища немелиорированные - га, земли в стадии мелиоративного строительства - га, леса - га, лесополосы - 2 га, болота - га, под водой - га, под постройками - га, под общественными дворами, улицами, площадями - га, под дорогами - 2 га, прочие земли.
В силу пункта 1.2 договора от 23.01.1998 N 8 договор заключен сроком на 5 лет и вступает в силу с момента его регистрации в Комитете по земельным ресурсам и землеустроительству Павловского района (далее - комитет). Договор зарегистрирован в установленном на момент его заключения порядке 23.01.1998. Дополнением от 06.01.1999 N 20 к данному договору аренды изменена площадь земель: всего - 608 га, в том числе: пашни - 534 га, многолетние насаждения - 70 га, лесополосы - 2 га, под дорогами - 2 га (дополнение зарегистрировано в комитете 06.01.1999); дополнением от 28.12.1999 N 32 изменена площадь земель: всего земель - 615 га, в том числе: пашни - 541 га, многолетние насаждения - 70 га, лесополосы - 2 га, под дорогами - 2 га (дополнение зарегистрировано в комитете 28.12.1999).
В силу пункта 4.1 договора от 23.01.1998 N 8 арендодатель имеет право на возобновление договора по истечении срока его действия.
Из представленных в материалы дела Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (от 17.05.2018, 23.05.2018) сведений (поконтурная ведомость, землеустроительные и межевые дела) следует, что 26.05.2003 департамент (заказчик) и ГУП КК "Кубанский НИ и ПИ земельный центр" (исполнитель) заключили договор N 20 на проведение работ по межеванию в границах ЗАО "Новопластуновское" Павловского района земельных участков N 801-810 фонда перераспределения при разграничении государственной собственности на землю, по итогам которых определен фонд перераспределения земель для регистрации права собственности Краснодарского края общей площадью 257,28 га из девяти земельных участков, осуществлено утверждение границ образованных участков, их постановка на государственный кадастровый учет.
Дополнительным соглашением от 13.03.2008 N 8, заключенным администрацией и обществом, изменен номер договора от 23.01.1998 на N 8824000137; его пункт 1.1 изложен в следующей редакции: "Арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:24:0701000:0042 площадью 18 тыс. кв. м (1,8 га), расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Новопластуновское", участок N 802, для сельскохозяйственного использования; с кадастровым номером 23:24:0701000:0043 площадью 50 тыс. кв. м (5,0 га), расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Новопластуновское", участок N 803, для сельскохозяйственного производства; с кадастровым номером 23:24:0701000:0044 площадью 129 тыс. кв. м (12,9 га), в том числе: 123 тыс. кв. м (12,3 га) многолетние насаждения, 6 тыс. кв. м (0,6 га) дороги, расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Новопластуновское", участок N 804, для сельскохозяйственного использования; с кадастровым номером 23:24:0701000:0045 площадью 634 тыс. кв. м (63,4 га), в том числе: 629 тыс. кв. м (62,9 га) пашни, 5 тыс. кв. м (0,5 га) лесополосы, расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Новопластуновское", участок N 805, для сельскохозяйственного использования; с кадастровым номером 23:24:0701000:0046 площадью 825 тыс. кв. м (82,5 га), в том числе: 785 тыс. кв. м (78,5 га) пашни, 31 тыс. кв. м (3,1 га) лесополосы, 9 тыс. кв. м (0,9 га) дороги, расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Новопластуновское", участок N 806, для сельскохозяйственного использования; с кадастровым номером 23:24:0701000:0048 площадью 486 тыс. кв. м (48,6 га), в том числе: 449 тыс. кв. м (44,9 га) многолетние насаждения, 20 тыс. кв. м (2,0 га) лесополосы, 17 тыс. кв. м (1,7 га) дороги, расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Новопластуновское", участок N 809, для сельскохозяйственного использования; с кадастровым номером 23:24:0701000:0049 площадью 59 800 кв. м (5,98 га) пашни, расположенный по адресу (имеющиеся адресные ориентиры): Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Новопластуновское", участок N 810, для сельскохозяйственного использования.
Пунктом 1.3 данного соглашения закреплено, что оно является единственным документом, подтверждающим передачу земельного участка от арендодателя арендатору со дня постановления главы Павловского района Краснодарского края от 16.12.1997 N 1030 "Об утверждении отчета о наличии и распределении земельного фонда Павловского района по категориям, землепользователям и угодьям по состоянию на 01.01.1998"; срок договора установлен в течение 20 лет, до 23.01.2018 (пункт 7.2 дополнительного соглашения от 13.03.2008 N 8). Данное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 22.05.2008.
27 октября 2017 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении рассматриваемых земельных участков в аренду без проведения торгов в порядке подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса с приложением: копии выписок из ЕГРН в отношении спорных земельных участков; ответа Межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 11.09.2017 N 36-13/830; акта сверки расчетов от 15.09.2017; копии доверенности, подтверждающей полномочия представителя; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Письмом от 30.11.2017 N 52-43692/17-32-20 департамент отказал заявителю в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов, мотивируя тем, что срок действия договора о предоставлении земельного участка в аренду от 23.01.1998 N 8824000137 (ранее N 24422000088, 8), предметом которого явились, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 23:24:0701000:42, 23:24:0701000:44, 23:24:0701000:46, 23:24:0701000:48, 23:24:0701000:49, составил 5 лет. Дополнительное соглашение от 13.03.2008 N 8 в части продления срока действия договора аренды имеет признаки ничтожной сделки. При обращении в департамент заявитель не представил документы, подтверждающие тождественность испрашиваемых земельных участков землям, предоставленным ранее по договору 1998 года.
Считая отказ департамента незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 которого гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести его в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
По общему правилу, предусмотренному Земельным кодексом в действующей с 01.03.2015 редакции, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). Без проведения торгов договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, заключается в случае его предоставления арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого участка. При этом заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Мотивом к отказу обществу в продлении арендных правоотношений послужила ничтожность (по мнению департамента) дополнительного соглашения от 13.03.2008 N 8 к договору аренды от 23.01.1998 N 8, которое суды признали новым договором.
В абзаце 3 пункта 1 постановления N 73 дано разъяснение о возможности возобновления на неопределенный срок договора аренды государственного или муниципального имущества при условии заключения этого договора до вступления в силу закона, требующего для этого обязательного проведения торгов.
На основании пункта 4.1 порядка N 220 продление срока договора аренды земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства осуществляется по соглашению сторон. Арендатор земельного участка обращается в департамент либо орган местного самоуправления с заявлением о продлении срока договора аренды за три месяца до окончания срока действия такого договора, если законом или договором не предусмотрено иное. В заявлении указываются реквизиты договора аренды (номер и дата заключения) и предложение о продлении срока договора аренды. В силу пункта 4.2 порядка N 220 в пятидневный срок со дня получения заявления арендатора департамент либо орган местного самоуправления направляет в департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края запрос о целесообразности продления срока договора аренды. К запросу прилагаются копии договора аренды и заявления арендатора земельного участка. Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса направляет в департамент либо орган местного самоуправления заключение о целесообразности продления срока договора аренды. Департамент либо орган местного самоуправления на основании заключения департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края при условии надлежащего исполнения арендатором земельного участка условий договора аренды совершает необходимые юридические действия, связанные с заключением соглашения о продлении срока договора аренды. В иных случаях департамент либо орган местного самоуправления направляет арендатору земельного участка извещение об отказе в согласовании продления срока договора аренды в установленный срок.
В целях подтверждения тождества земельного участка, предоставленного по договору аренды от 23.01.1998 N 8, испрашиваемым земельным участкам, подготовлено заключение судебного эксперта от 05.08.2019 (не оспоренное и признанное допустимым доказательством по делу), по выводам которого земельные участки с кадастровыми номерами 23:24:0701000:42, 23:24:0701000:44, 23:24:0701000:49, 23:24:0701000:46, 23:24:0701000:48 сформированы из земельного массива, первоначально предоставленного по договору аренды от 23.01.1998 N 8; земельные участки с кадастровыми номерами 23:24:0701000:42 площадью 18 тыс. кв. м, 23:24:0701000:44 площадью 129 тыс. кв. м, 23:24:0701000:46 площадью 769 613 кв. м, 23:24:0701000:48 площадью 486 тыс. кв. м, 23:24:0701000:49 площадью 59 800 кв. м являются тождественными объекту аренды по договору от 23.01.1998 N 8 (в редакции дополнительных соглашений от 06.01.1999 N 20, 28.12.1999 N 32, 13.03.2008 N 8).
Таким образом, правовые основания для отказа в предоставлении обществу в аренду испрашиваемых земельных участков у департамента отсутствовали, что правомерно отражено в обжалуемых судебных актах.
Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 по делу N А32-57147/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общему правилу, предусмотренному Земельным кодексом в действующей с 01.03.2015 редакции, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). Без проведения торгов договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, заключается в случае его предоставления арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого участка. При этом заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
...
В абзаце 3 пункта 1 постановления N 73 дано разъяснение о возможности возобновления на неопределенный срок договора аренды государственного или муниципального имущества при условии заключения этого договора до вступления в силу закона, требующего для этого обязательного проведения торгов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июля 2020 г. N Ф08-3418/20 по делу N А32-57147/2017
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10973/20
09.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12294/20
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3418/20
22.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22560/19
25.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-57147/17
23.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10731/18
26.09.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12641/18
21.06.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-57147/17