г. Краснодар |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А32-35581/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - потребительского кооператива "Новороссийское райпо" (ИНН 2315025130, ОГРН 1022302381078) - Пантелеевой И.А. (доверенность от 01.01.2019), от заинтересованного лица - Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315021181, ОГРН 1032309082002) - Базадзе М.И. (доверенность от 13.01.2020), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования город Новороссийск, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А32-35581/2019, установил следующее.
ПК "Новороссийское райпо" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - управление) о признании незаконным решения управления от 17.07.2019 N 02.03-13-407/19 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию 2-х этажного нежилого здания площадью 447,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Снайпера Рубахо, 42-а, на земельном участке площадью 469 кв. м с кадастровым номером 23:47:0307014:655 и на земельном участке площадью 478 кв. м с кадастровым номером 23:47:0307014:154; возложении на заинтересованное лицо обязанности устранить нарушения прав и законных интересов кооператива (уточненные требования).
Требования основаны на статьях 8, 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и мотивированы незаконностью отказа уполномоченного органа, нарушающего права (интересы) заявителя, реконструировавшего принадлежащий ему объект капитального строительства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация).
Решением от 13.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2020, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на незаконность действий (бездействия) заинтересованного лица; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что администрация не представила в материалы дела доказательства, подтверждающие несоответствие спорного объекта строительным нормам и правилам. Безопасность здания, его соответствие архитектурно-градостроительным требованиям, противопожарным и санитарно-техническим нормам, инженерно-техническим решениям, предусмотренным проектами, подтверждены проведенной при рассмотрении дела N А32-38441/2016 экспертизой.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на то, что причиной отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного строения явилось отсутствие у заявителя действующего разрешения на строительство. Реконструированное кооперативом сооружение является самовольной постройкой. Параметры реконструированного объекта не соответствуют разрешению на строительство и проектной документации.
В отзыве на кассационную жалобу кооператив указал на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, кооператив обратился в управление с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: "Реконструкция участка застройки по ул. Снайпера Рубахо, 42-а в г. Новороссийске. Надстройка 2-го этажа офисного здания".
Письмом от 17.07.2019 N 02.03-13-4071/19 уполномоченный орган отказал в удовлетворении заявления с указанием на то, что реконструированный объект является самовольной постройкой.
Кооператив, полагая, что незаконными действиями (бездействием) нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны арбитражным судом незаконными при одновременном несоответствии их закону (иному нормативному акту) и нарушении прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию урегулирован статьей 55 Градостроительного кодекса.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган, выдавший разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Перечень документов, необходимых для принятия уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрен в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса.
Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 указанной статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет (часть 4 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 названной статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится (часть 5 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в выдаче застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приведен в части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (часть 8 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Как установили суды, согласно техническому плану здания от 19.03.2019 реконструированный кооперативом объект расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0307014:655 (площадью 469 кв. м) и 23:47:0307014:154 (площадью 478 кв. м), расположенных по адресу: г. Новороссийск, ул. Снайпера Рубахо, 42 и 42а. Данные участки принадлежат на праве собственности заявителю (свидетельства о государственной регистрации права от 22.10.2013 N 23-АМ 226214 и от 30.10.2015 N АА421992).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2017 по делу N А32-37265/2016 администрации отказано в возложении на кооператив обязанности снести объекты капитального строительства, расположенные на данных участках. В ходе рассмотрения дела в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде проводилась судебная экспертиза. Постановлением апелляционного суда от 15.09.2018 решение от 21.03.2017 отменено, между администрацией и кооперативом утверждено мировое соглашение, из содержания которого следует отказ администрации от заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края 17.01.2017 по делу N А32-38441/2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017, признано незаконным предписание Управления муниципального контроля администрации от 20.09.2016 N 147КД, которым на кооператив возложена обязанность произвести демонтаж самовольно возведенного капитального строения - литера Д, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0307014:655 по адресу: г. Новороссийск, ул. Снайпера Рубахо, 42а. Суды исходили из того, что безопасность здания, его соответствие архитектурно-градостроительным требованиям, противопожарным и санитарно-техническим нормам, инженерно-техническим решениям, предусмотренным проектами, подтверждено проведенной экспертизой.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, принимая во внимание обстоятельства дел N А32-37265/2016 и А32-38441/2016, учитывая, что заинтересованное лицо документально не подтвердило несоответствие спорного здания строительным нормам и правилам, несение угрозы жизни и здоровью граждан, нарушение прав и законных интересов других лиц, суды пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами доказательств, а также обстоятельствами, установленными в рамках дел N А32-37265/2016 и А32-38441/2016.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А32-35581/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 названной статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится (часть 5 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в выдаче застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приведен в части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (часть 8 статьи 55 Градостроительного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июля 2020 г. N Ф08-4261/20 по делу N А32-35581/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2753/2022
10.03.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 452-ПЭК21
29.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4220/2021
18.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22492/20
13.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15443/20
07.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4261/20
03.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23081/19
13.11.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-35581/19