Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Город Саратов"
от 10 октября 2023 года N 4637
Муниципальная программа
"Управление муниципальными финансами муниципального образования "Город Саратов" на 2024-2026 годы
Паспорт муниципальной программы
Основание разработки муниципальной программы |
- Бюджетный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14 октября 2013 года N 2523 "Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования "Город Саратов" |
|||
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
- комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет) |
|||
Соисполнители муниципальной программы |
- комитет |
|||
Участники муниципальной программы |
- комитет |
|||
Подпрограммы муниципальной программы |
- подпрограмма N 1 "Управление муниципальным долгом"; - подпрограмма N 2 "Автоматизация систем управления бюджетным процессом" |
|||
Цели муниципальной программы |
- эффективное управление муниципальным долгом муниципального образования "Город Саратов" (далее - муниципальный долг), повышение уровня автоматизации бюджетного процесса в муниципальном образовании "Город Саратов" (далее - автоматизация бюджетного процесса) |
|||
Задачи муниципальной программы |
- оптимизация долговой нагрузки бюджета муниципального образования "Город Саратов" и расходов на обслуживание муниципального долга; - содержание и совершенствование автоматизированных систем комитета, обеспечение информационной безопасности |
|||
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
- 2024-2026 годы |
|||
Объемы финансового обеспечения муниципальной программы, в том числе по годам |
расходы (тыс. руб.) |
|||
всего |
2024 |
2025 |
2026 |
|
бюджет муниципального образования "Город Саратов" (далее - бюджет города) |
2242170,0 |
544395,0 |
788860,0 |
908915,0 |
федеральный бюджет (прогнозно) |
- |
- |
- |
- |
областной бюджет (прогнозно) |
- |
- |
- |
- |
внебюджетные источники (прогнозно) |
- |
- |
- |
- |
Итого |
2242170,0 |
544395,0 |
788860,0 |
908915,0 |
Государственные программы Российской Федерации и (или) Саратовской области (подпрограммы, приоритетные проекты), в рамках которых осуществляется софинансирование муниципальной программы |
- отсутствуют |
|||
Целевые показатели муниципальной программы (индикаторы) |
- поддержание объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; - поддержание объема расходов на обслуживание муниципального долга к годовому объему расходов бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - поддержание доли среднесрочных и долгосрочных обязательств в общем объеме муниципального долга на конец года; - поддержание объема просроченных обязательств по муниципальному долгу к общему объему муниципального долга; - количество единиц оборудования с расширенной технической поддержкой или подключением к системе межведомственного электронного взаимодействия Саратовской области (далее - РСМЭВ); - количество сопровождаемых автоматизированных систем и подсистем; - количество пользователей сети Интернет и обновляемых правовых баз среди работников комитета и муниципальных учреждений, имеющих доступ к ресурсам автоматизированных систем финансового органа; - количество арендуемых каналов связи; - количество приобретенного и модернизированного оборудования, криптографических средств и лицензий программного обеспечения (далее - ПО); - количество специалистов, прошедших обучение |
|||
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
- сохранение экономически обоснованного объема, структуры муниципального долга и снижение расходов на его обслуживание; - увеличение доли автоматизации и цифровизации систем управления бюджетным процессом; - повышение уровня безопасности и устойчивости работы информационных и технических систем комитета; - поддержание защищенной, доверенной среды передачи информации |
1. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Эффективное управление муниципальными финансами ориентировано на долгосрочную перспективу и гибкий подход к достижению поставленных целей в зависимости от социально-экономических условий. Основополагающим является стремление к оптимальному сочетанию экономической эффективности и социальной направленности развития муниципального образования "Город Саратов".
Для развития муниципальной инфраструктуры в настоящее время используется целый ряд финансовых источников. Заемные средства являются одним из самых существенных источников финансирования расходов местного бюджета в условиях централизации налоговых поступлений в вышестоящие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и постоянного роста полномочий органов местного самоуправления.
Кредитование представляет собой эффективную форму мобилизации денежных ресурсов муниципальным образованием для выполнения своих функций и определяет ответственность за проведение взвешенной долговой политики с минимальными рисками.
При разработке муниципальной программы "Управление муниципальными финансами муниципального образования "Город Саратов" (далее - муниципальная программа) учтены положения Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Реализация мероприятий муниципальной программы направлена на решение задачи Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" до 2030 года по повышению эффективности управления - обеспечению устойчивости бюджетной системы.
Муниципальная программа включает две подпрограммы:
- подпрограмма N 1 "Управление муниципальным долгом";
- подпрограмма N 2 "Автоматизация систем управления бюджетным процессом".
Подпрограмма N 1 "Управление муниципальным долгом" (далее - подпрограмма N 1) разработана в целях эффективного управления муниципальным долгом.
Долговая политика муниципального образования "Город Саратов" строится на принципах:
- полноты и своевременности исполнения долговых обязательств;
- сохранения объема муниципального долга на экономически обоснованном уровне;
- сокращения стоимости обслуживания муниципального долга;
- открытости и прозрачности управления муниципальным долгом;
- соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Реализация долговой политики муниципального образования "Город Саратов" осуществляется в рамках:
- проведения операций по эффективному управлению муниципальным долгом в целях обеспечения долговой устойчивости муниципального образования, а также снижения расходов на обслуживание муниципального долга;
- снижения рисков в сфере управления муниципальным долгом;
- соблюдения ограничений параметров муниципального долга, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и условиями заключенных договоров о предоставлении бюджету муниципального образования "Город Саратов" кредитов из бюджета Саратовской области.
По состоянию на 1 января 2023 года муниципальный долг составил 8621,2 млн. руб. или 79,3% к объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; доля среднесрочных и долгосрочных обязательств в общем объеме муниципального долга - 100%.
Структура муниципального долга значительно изменилась благодаря предоставлению бюджетных кредитов из областного бюджета. По состоянию на 1 сентября 2023 года кредиты кредитных организаций составляют только 28,9% долгового портфеля муниципального образования "Город Саратов", что позволило значительно снизить расходы на обслуживание муниципального долга. Расходы на обслуживание муниципального долга за 2023 год прогнозируются в сумме 242,0 млн. руб., в связи с ростом ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации присутствует риск их увеличения в дальнейшем.
В целях снижения расходов по обслуживанию муниципального долга проводятся следующие мероприятия:
- привлечение бюджетных кредитов министерства финансов Саратовской области для погашения долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций и для покрытия временного кассового разрыва;
- привлечение бюджетных кредитов, предоставленных управлением Федерального казначейства по Саратовской области на пополнение остатков средств на счете местного бюджета, по ставке 0,1% годовых;
- привлечение остатков средств бюджетных и автономных учреждений со счета управления Федерального казначейства по Саратовской области в бюджет города;
- осуществление перекредитования кредитов кредитных организаций с высокой процентной ставкой кредитами с более низкой процентной ставкой;
- проведение работы с кредитными организациями по вопросам снижения ставок кредитования.
В условиях нестабильного финансового рынка в современных реалиях система управления муниципальным долгом нацелена на обеспечение кредитоспособности бюджета города, исключение риска неисполнения долговых обязательств, диверсификацию муниципального долга и снижение расходов на его обслуживание.
В рамках управления муниципальным долгом будет продолжена работа по оптимизации долгового портфеля муниципального образования "Город Саратов" с учетом ситуации на финансовом рынке.
Реализация основных мероприятий подпрограммы N 1 будет способствовать выполнению цели муниципальной программы, в том числе поддержание муниципального долга на уровне не более 95% к объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; поддержание доли среднесрочных и долгосрочных обязательств в общем объеме муниципального долга не менее 100%.
Подпрограмма N 2 "Автоматизация систем управления бюджетным процессом" (далее - подпрограмма N 2) разработана в целях повышения уровня автоматизации бюджетного процесса и обеспечения безопасной и устойчивой работы информационных и технических систем.
Уровень автоматизации определяет оперативность, публичность и управляемость бюджетного процесса.
В настоящее время для автоматизации бюджетного процесса в условиях распределенной локальной вычислительной сети (далее - ЛВС), расположенной в двух зданиях в разных районах муниципального образования "Город Саратов", в комитете эксплуатируется более пяти программных комплексов, операторами которых является комитет и иные учреждения. К информационным ресурсам комитета предоставляется доступ более 60 муниципальным организациям, обеспечивается информационное взаимодействие с органами государственной власти.
В рамках реализации муниципальной программы планируется закупить современные средства вычислительной и оргтехники, системы кондиционирования, что позволит увеличить долю современного компьютерного оборудования со сроком эксплуатации не более 5 лет не менее чем до 70% и заменить компьютеры, введенные в эксплуатацию до 2016 года. Кроме того, будет обновлено системное и прикладное ПО в соответствии с рекомендациями разработчиков и контролирующих органов. Существует необходимость регулярного обучения специалистов работе с новым ПО.
Из используемого в комитете серверного оборудования менее 30% единиц введены в эксплуатацию после 2017 года. Доля современных компьютеров, введенных в эксплуатацию после 2019 года, составляет менее 50%. Доля оргтехники, введенной в эксплуатацию до 2016 года, достигает 65%. В связи с этим на 2024-2026 годы стоит задача продолжить обновление устаревшего компьютерного и коммуникационного оборудования, оргтехники и используемого ПО.
Кроме того, обеспечение информационной безопасности при обмене электронными документами и работе в сети Интернет в соответствии с требованиями контролирующих и сертифицирующих органов требует расширенной технической поддержки коммуникационного оборудования, антивирусной защиты, регулярного обучения специалистов.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению существующих проблем в сфере управления муниципальными финансами, а также повысить эффективность и результативность осуществления бюджетных расходов.
2. Цели и задачи муниципальной программы
Цель муниципальной программы - эффективное управление муниципальным долгом, повышение уровня автоматизации бюджетного процесса.
Задачи муниципальной программы:
- оптимизация долговой нагрузки бюджета города и расходов на обслуживание муниципального долга;
- содержание и совершенствование автоматизированных систем комитета, обеспечение информационной безопасности.
3. Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы
Достижение поставленных целей и задач характеризуется следующими целевыми показателями:
- поддержание объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений на уровне не более 95% ежегодно;
- поддержание объема расходов на обслуживание муниципального долга к годовому объему расходов бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на уровне не более 10% ежегодно;
- поддержание доли среднесрочных и долгосрочных обязательств в общем объеме муниципального долга на конец года на уровне 100% ежегодно;
- поддержание объема просроченных обязательств по муниципальному долгу к общему объему муниципального долга на уровне 0% ежегодно;
- количество единиц оборудования с расширенной технической поддержкой или подключением к РСМЭВ - 6;
- количество сопровождаемых автоматизированных систем и подсистем - 7;
- количество пользователей сети Интернет и обновляемых правовых баз среди работников комитета и муниципальных учреждений, имеющих доступ к ресурсам автоматизированных систем финансового органа, - 165;
- количество арендуемых каналов связи - 2;
- количество приобретенного и модернизированного оборудования, криптографических средств и лицензий ПО - 239;
- количество специалистов, прошедших обучение, - не менее 4 ежегодно.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) приведены в приложении N 3 к муниципальной программе.
4. Прогноз ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы:
- сохранение экономически обоснованного объема, структуры муниципального долга и снижение расходов на его обслуживание;
- увеличение доли автоматизации и цифровизации систем управления бюджетным процессом;
- повышение уровня безопасности и устойчивости работы информационных и технических систем комитета;
- поддержание защищенной, доверенной среды передачи информации.
Муниципальная программа реализуется в один этап в 2024-2026 годах.
5. Перечень основных мероприятий и ведомственных целевых программ подпрограмм муниципальной программы
Муниципальная программа включает следующие основные мероприятия:
- осуществление выплат по обслуживанию муниципальных долговых обязательств по кредитам, предоставленным управлением Федерального казначейства по Саратовской области, - направлено на решение задач подпрограммы N 1. В рамках данного мероприятия предусматривается привлечение кредитных ресурсов, предоставленных управлением Федерального казначейства по Саратовской области на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов, по ставке 0,1% годовых;
- осуществление выплат по обслуживанию муниципальных долговых обязательств - направлено на решение задач подпрограммы N 1. В рамках данного мероприятия предусматривается полное и своевременное исполнение долговых обязательств;
- организация доступа и сопровождение электронного документооборота - направлено на решение задачи подпрограммы N 2 по обеспечению доступа главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС) и муниципальных учреждений к ресурсам автоматизированных систем комитета. В рамках данного мероприятия предусматривается сопровождение подсистемы электронного документооборота основной автоматизированной системы комитета, а также организация доступа муниципальных учреждений к ресурсам автоматизированных систем комитета и работников комитета к сети Интернет;
- сопровождение систем и техническая поддержка ПО - направлено на решение задачи подпрограммы N 2 по содержанию автоматизированных систем комитета и технической поддержке системного ПО. В рамках данного мероприятия предусматривается сопровождение автоматизированных систем комитета по сбору и формированию сводной бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности, по обработке и анализу данных по поступившим платежам от юридических лиц, по учету судебных дел и исполнительных производств, бухгалтерского учета, по ведению делопроизводства комитета, основной автоматизированной системы планирования и исполнения бюджета, сопровождение правовых баз;
- поддержание технической инфраструктуры - направлено на решение задачи подпрограммы N 2 по содержанию высокоскоростной ЛВС комитета. В рамках данного мероприятия предусматривается аренда каналов связи между ЛВС структурных подразделений комитета;
- приобретение и модернизация систем, оборудования и ПО - направлено на решение задачи подпрограммы N 2 по развитию автоматизированных систем комитета. В рамках данного мероприятия предусматривается оснащение комитета средствами вычислительной и оргтехники, системами кондиционирования для помещений, предназначенных для размещения серверного и коммутационного оборудования, приобретение системного и прикладного ПО, обучение специалистов работе с новым лицензионным ПО;
- поддержание защищенной, доверенной среды передачи информации - направлено на решение задачи подпрограммы N 2 по обеспечению информационной безопасности комитета и сохранности данных. В рамках данного мероприятия предусматривается сопровождение антивирусного ПО, расширенная техническая поддержка коммуникационного оборудования, обучение специалистов информационной безопасности.
Перечень основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы представлен в приложении N 4 к муниципальной программе.
6. Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы
Объем финансового обеспечения на реализацию муниципальной программы составляет 2242170,0 тыс. руб. за счет средств бюджета города, в том числе:
- 2024 год - 544395,0 тыс. руб.;
- 2025 год - 788860,0 тыс. руб.;
- 2026 год - 908915,0 тыс. руб.
Общий объем финансирования подпрограммы N 1 составляет 2173000,0 тыс. руб. за счет средств бюджета города, в том числе:
- 2024 год - 520000,0 тыс. руб.;
- 2025 год - 767000,0 тыс. руб.;
- 2026 год - 886000,0 тыс. руб.
Общий объем финансирования подпрограммы N 2 составляет 69170,0 тыс. руб. за счет средств бюджета города, в том числе:
- 2024 год - 24395,0 тыс. руб.;
- 2025 год - 21860,0 тыс. руб.;
- 2026 год - 22915,0 тыс. руб.
Расчет потребности в финансовом обеспечении муниципальной программы произведен на основании уровня цен на товары, работы и услуги 2023 года с учетом уровня инфляции.
Финансирование муниципальной программы из средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников не предусмотрено.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы подлежит ежегодному уточнению в порядке, установленном постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 13 сентября 2018 года N 2043 "Об установлении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации и Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ".
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения муниципальной программы приведены в приложении N 5 к муниципальной программе.
7. Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
Важнейшие условия успешной реализации муниципальной программы: эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке основных мероприятий муниципальной программы.
Выполнению поставленных задач может препятствовать воздействие негативных факторов финансового характера.
Финансовые риски связаны с ограниченностью источников финансирования, ростом инфляции выше прогнозного уровня, форс-мажорными обстоятельствами.
Финансовые риски могут повлечь невыполнение в полном объеме программных мероприятий.
Реализация мероприятий подпрограммы N 1 может осложняться рисками, которые будут препятствовать достижению предусмотренных конечных результатов. К их числу относится:
- снижение доходов бюджета города в результате ухудшения макроэкономических условий, усиление несбалансированности бюджета города;
- ухудшение условий заимствования на финансовых рынках и, как следствие, увеличение стоимости обслуживания муниципального долга.
Управление рисками будет осуществляться на основе прогнозирования тенденций в сфере реализации подпрограммы N 1, систематического мониторинга ее реализации, а также осуществления оперативных мер по предупреждению рисков и своевременной корректировке мероприятий подпрограммы N 1.
В части управления долговыми обязательствами будет осуществляться мониторинг финансового рынка и его анализ для выявления тенденций изменения стоимости заимствований.
Возможные риски, связанные с реализацией подпрограммы N 2, определяются следующими факторами:
- ограниченность источников финансирования;
- рост инфляции выше прогнозируемого уровня;
- форс-мажорные обстоятельства.
Минимизация рисков возможна в результате регулярного мониторинга реализации подпрограммы N 2, своевременной корректировки основных мероприятий подпрограммы N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.