г. Краснодар |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А32-36168/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Феронова А.С. (доверенность от 19.12.2019), в отсутствие заявителя - администрации муниципального образования Выселковский район (ИНН 2328009030, ОГРН 1022303557209), третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Красма", администрации Выселковского сельского поселения Выселковского района, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и общества с ограниченной ответственностью "Красма" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 по делу N А32-36168/2019, установил следующее.
Администрация муниципального образования Выселковский район (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет как ранее учтенного объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 23:05:0602056:627 площадью 93 740 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, ст. Выселки, ул. М. Расковой б/н; возложении на заинтересованное лицо обязанности снять с государственного кадастрового учета названный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Красма" (далее - общество) и администрация Выселковского сельского поселения Выселковского района.
Решением от 20.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.02.2020, заявленные требования удовлетворены; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет по заявлению общества, поскольку названное лицо не подтвердило наличие у его ранее возникших прав в отношении данного объекта. Поскольку спорный участок поставлен на кадастровый учет 13.03.2018, имеет статус "ранее учтенный", а право собственности на него не зарегистрировано (пункт 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; далее - Закон N 218-ФЗ), суды пришли к выводу о необходимости снятия его с государственного кадастрового учета.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, администрацией пропущен срок обжалования действий управления и не заявлено ходатайство о его восстановлении. Статья 72 Закона N 218-ФЗ предусматривает возможность снятия с государственного кадастрового учета только земельных участков, сведения о которых носят временный характер; иных случаев снятия земельных участков с кадастрового учета действующим законодательством не предусмотрено. Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом. Исключение из ЕГРН сведений о земельных участках или внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка возможны, если такие сведения о земельном участке нарушают права и законные интересы заявителя. Из заявления администрации не представляется возможным установить, каким решением, действием (бездействием) управления нарушаются права и законные интересы заявителя.
Общество в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на то, что АОЗТ "Дружба" на собрании акционеров приняло решение о продаже СТФ N 1 в составе 8 корпусов (литеры Г1 - Г9) площадью 10 938 кв. м, конторы (литера Г11) площадью 59 кв. м, склад (литера Г13) площадью 457,6 кв. м, пристройки (литеры 64 - 66, 68 - 611, 615 - 619) площадью 94,1 кв. м, тамбуры (литеры 6 - 613, 67, 612, 613, 614, 616, 618) площадью 334,2 кв. м с навесами и подсобными помещениями (литеры ПО, Г12, Г14, Г17) площадью 1806,9 кв. м, земельный участок площадью 93 740 кв. м, за 700 тыс. рублей, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания акционеров АОЗТ "Дружба" от 08.12.1999, которым поручено заключить договор с ООО "Красма". На основании протокола от 22.09.1999 N 3 Троценко А.П. назначен председателем АОЗТ "Дружба".
24 декабря 1999 года АОЗТ "Дружба" - продавец и общество - покупатель заключили договор купли-продажи, в соответствии с которым общество купило СТФ N 1 и земельный участок площадью 93 740 кв. м за 700 тыс. рублей. Купленные объекты переданы от продавца к покупателю по акту передачи от 24.12.1999. Указанный договор купли-продажи от 24.12.1999 зарегистрирован в установленном законом порядке в БТИ Выселковского района, записан в кадастровую книгу 24.12.1999 под N 14, страница N 118, инвентарное дело N 2635. Факт государственной регистрации права собственности общества на объекты СТФ N 1 подтверждается справкой БТИ от 15.08.2016. Согласно акту обследования от 10.04.2019 N 269 на земельном участке (кадастровый номер 23:05:0602056:627) площадью 93 740 кв. м зафиксировано отсутствие объектов капитального строительства. Согласно постановлению администрации от 10.08.1992 N 213 спорный земельный участок передан в собственность АОЗТ "Дружба", о чем выдано свидетельство о праве собственности на землю от 30.09.1994 N 366. На основании изложенного подтверждается возникновение у продавца права собственности на спорный земельный участок и отсутствие на нем каких-либо строений.
В отзывах на кассационные жалобы администрация указала на их несостоятельность, законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, а также просила провести судебное заседание в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании заявления общества от 07.03.2018 на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости поставлен земельный участок площадью 93740 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, ст. Выселки, ул. М. Расковой б/н. Данному объекту присвоен кадастровый номер 23:05:0602056:627.
Администрация, полагая, что постановка на кадастровый учет земельного участка является незаконной, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, вступившим в законную силу 01.01.2017, согласно части 1 статьи 1 которого данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы (часть 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
Государственным кадастром недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Законом порядке.
Положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носили временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действовавшем до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
По смыслу положений Закона N 218-ФЗ снятию с кадастрового учета могут подлежать:
- земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ);
- земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41 Закона N 218-ФЗ);
- ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ);
- земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).
На основании частей 2 и 3 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Суды установили, что для проведения кадастрового учета спорного земельного участка общество предоставило регистрирующему органу копию договора купли-продажи от 24.12.1999, согласно которому оно приобрело у АЗОТ "Дружба" (продавец) СТФ N 1 (свинотоварная ферма N 1, расположенная в южной части ст. Выселки Краснодарского края, состоящая из восьми корпусов с подсобными строениями и оборудованием) с земельным участком общей площадью 93 740 кв. м. Также представлены копии постановления администрации от 10.08.1992 N 213 "Об утверждении материалов схемы перераспределения земель района" и свидетельства о праве собственности на землю от 30.09.1994 N 366, согласно которому в постоянное (бессрочное) пользование АОЗТ "Дружба" предоставлено 17 га с/х угодий (в коллективную собственность 9243 с/х).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 по делу N А32-23221/2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.10.2019, обществу отказано в удовлетворении заявления к управлению о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 93 740 кв. м с кадастровым номером 23:05:0602056:627. Суды исходили из того, что представленные на регистрацию документы не позволяют регистрирующему органу осуществить действия по регистрации права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 23:05:0602056:627, поскольку договор купли-продажи от 24.12.1999 не отвечает установленным требованиям (не зарегистрирован в земельном комитете). Постановление администрации от 10.08.1992 N 213 "Об утверждении материалов схемы перераспределения земель района" и свидетельство о праве собственности на землю от 30.09.1994 N 366, которое не соответствует форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы России", не позволяют идентифицировать земельный участок. Договор купли-продажи от 24.12.1999 не содержит индивидуализирующие характеристики земельного участка (отсутствуют адрес, местоположение, ориентиры, кадастровый номер или иные сведения). Апелляционный суд отметил, что АОЗТ "Дружба" не обладало полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, поскольку не являлось его собственником.
Решением Выселковского районного суда от 30.12.2014 по делу N 2-1637/14, оставленным без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 03.03.2015, за администрацией Выселковского сельского поселения Выселковского района признано право муниципальной собственности на СТФ N 1, состоящее из зданий, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 23:05:0602056:627; право собственности общества на объекты недвижимости, находящиеся на участке, признано не возникшим. Определением Краснодарского краевого суда от 17.06.2015 отказано в передаче кассационной жалобы на решение Выселковского районного суда от 30.12.2014 по делу N 2-1637/14 для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2014 по делу N А32-41337/2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014, отказано в удовлетворении заявления общества к управлению о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права собственности от АОЗТ "Дружба" к обществу на имущественный комплекс - СТФ N 1, изложенного в сообщении от 16.09.2013 N 41/037/2013-335.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, принимая во внимание обстоятельства дел N А32-23221/2018, А32-41337/2013 и 2-1637/14, установив, что представленные в целях постановки на кадастровый учет земельного участка документы общества не подтверждают ранее возникших прав заявителя в отношении данного объекта, суды пришли к выводу о незаконности действий заинтересованного лица по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:05:0602056:627.
Суды установили, что спорный участок поставлен на кадастровый учет 13.03.2018, имеет статус "ранее учтенный", право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано, поэтому пришли к верному выводу о формировании данного участка с нарушением требований законодательства и наличии правовых оснований для снятия его с кадастрового учета.
Утверждение управления о пропуске заявителем срока обжалования действий заинтересованного лица исследовано и правомерно отклонено апелляционным судом, который установил, что администрация о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка узнала из письма администрации Выселковского сельского поселения Выселковского района от 09.07.2019 N 1175, а в суд обратилась 02.08.2019, то есть в пределах срока, установленного статьей 198 Кодекса.
Доводы управления о недоказанности заявителем своего нарушенного права несостоятельны. Как указала администрация и не оспорили участвующие в деле лица, земельный участок с кадастровым номером 23:05:0602056:267 находится в трех зонах и включен в перспективный план развития Выселковского сельского поселения для строительства жилого микрорайона с размещением объектов социальной инфраструктуры, общественно-делового назначения (постановление администрации Выселковского сельского поселения Выселковского района от 20.06.2014 N 280 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории южного микрорайона ст. Выселки, Выселковского района, Краснодарского края"). Присвоение земельному участку с кадастровым номером 23:05:0602056:267 вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования - противоречит действующим Правилам землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района.
Иные приведенные в кассационных жалобах доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 по делу N А32-36168/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.