Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена муниципальная программа
Торговля является одной из важнейших отраслей экономики Казанского муниципального района, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют на развитие производства потребительских товаров и уровень жизни населения.
Состояние, структура, тенденции и динамика развития потребительского рынка отражают социально-экономическое положение в районе в целом. Сектор торговли, как правило, является конечным звеном любой производственной цепочки, а соответственно от широты и разнообразия каналов, а также уровня их развития зависят эффективность, объемы и скорость, с которыми производимые в экономике и ввозимые на территорию района товары достигают своего потребителя. Таким образом, стимулируя качественное развитие сферы торговли, можно способствовать созданию необходимых условий для продвижения товаров различных отраслей, что положительно скажется на экономке района и на обеспечении населения всеми необходимыми товарами и услугами.
1.1. Правовая основа для принятия и реализации муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие торговли в Казанском муниципальном районе на 2024 - 2026 годы" разработана в соответствии с:
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
Законом Тюменской области от 26.12.2014 г. N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О Порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области";
Уставом Казанского муниципального района Тюменской области;
Распоряжением администрации Казанского муниципального района от 24.09.2020 N 828 "Об утверждении Порядка формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ";
Распоряжением администрации Казанского муниципального района от 19.09.2023 N 917 "О разработке муниципальных программ";
Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области, Казанского муниципального района Тюменской области.
1.2. Анализ состояния, тенденции и динамика развития соответствующей сферы, на которую направлено действие муниципальной программы
В секторе торговли действует свыше 200 хозяйствующих субъектов, 85% из которых - индивидуальные предприниматели. С 2018 года отмечается устойчивый прирост оборота розничной торговли. За период 2018 - 2022 годов товарооборот предприятий розничной торговли увеличился в 1,33 раз (таблица 1).
Таблица 1.
Основные показатели розничной торговли
Годы |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, % к предыдущему году |
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения, руб. |
2018 |
2027,2 |
102,6 |
93757 |
2019 |
2158,3 |
101,3 |
94975 |
2020 |
2293,9 |
104,1 |
95544 |
2021 |
2411,8 |
105,1 |
106027 |
2022 |
2699,6 |
105,3 |
117583 |
В структуре оборота розничной торговли 97,62% занимает оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка. Продажа на розничных рынках и ярмарках в общем объеме оборота занимает 2,38%.
Кроме изменений объемных показателей работы предприятий торговли, произошли изменения и в структуре торговой сети (таблица 2).
Таблица 2.
Развитие торговой сети
Годы |
Магазины |
В т.ч. |
Павильоны |
||
Магазины продовольственные |
Магазины непродовольственные |
Магазины со смешанным ассортиментом |
|||
2018 |
167 |
24 |
55 |
88 |
30 |
2019 |
155 |
22 |
50 |
83 |
28 |
2020 |
151 |
18 |
50 |
83 |
26 |
2021 |
186 |
19 |
65 |
79 |
23 |
2022 |
189 |
19 |
65 |
79 |
26 |
За период 2018 - 2022 годов количество стационарных торговых объектов увеличилось на 8,6%. Соответственно увеличился показатель обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей на 18,73% с 413,3 до 490,7 кв. м. (таблица 3).
Таблица 3.
Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей района
Годы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Обеспеченность, кв. м. |
346,5/ 413,3 * |
376,9/ 450,3 * |
345,1/ 417,9 * |
351,8/ 479,9 |
395/ 490,7 |
* включая торговые площади 4 торговых центров
Развитию конкуренции на потребительском рынке способствует развитие сетевых форм торговли. Сетевая торговля на территории района представлена региональными и федеральными торговыми сетями "Магнит", "Монетка", "Низкоцен", "Пятерочка". Приход их на потребительский рынок повлек за собой усиление конкурентной среды, активизировал процессы укрупнения, стимулировал местную торговлю на дальнейшее совершенствование. Вместе с тем несетевые магазины имеют неоспоримые преимущества: возможность быстрого реагирования на запросы потребителей, доступность, более тесные личностные взаимоотношения покупателя и продавца - все это делает небольшие магазины неотъемлемой и необходимой частью жизни потребителей.
На территории района ежеквартально проводятся универсальные ярмарки, а также проводятся продовольственные и непродовольственные ярмарки, ярмарки выходного дня.
Одной из негативных тенденций развития потребительского рынка является неравномерность его развития на территории района. Особенно остро стоит данный вопрос в сельской местности. В Казанском районе 27 труднодоступных населенных пунктов. В 2022 году завезено в труднодоступные населенные пункты 185,6 тонн товаров первой необходимости, возмещено расходов по доставке товаров первой необходимости в сумме 74,6 тыс. руб., по оплате коммунальных услуг - 1330,2 тыс. руб., по аренде помещений - 1,2 тыс. руб.
В условиях развития рыночных отношений возникает необходимость укрепления существующей системы защиты прав потребителей, а также принятия дополнительных мер по защите потребительских прав и поддержания баланса интересов между потребителями и продавцами (исполнителями). Общие тенденции, закономерности и положение на потребительском рынке Казанского района характеризуются тем, что предложения порождающие спрос, обуславливают не только удовлетворение потребностей потребителя, но и возникновение ряда проблем, вызванных потребительскими спорами между продавцами (исполнителями) и потребителями.
Анализ ситуации на потребительском рынке позволяет сделать вывод о том, что ежедневно потребитель испытывает потребность в защите своих прав уполномоченными органами по причине либо недостаточности правовых знаний для самостоятельного решения вопросов, либо необоснованных действий хозяйствующих субъектов.
Характер и существо поступающих обращений граждан свидетельствует о том, что потребители в большей степени не обладают достаточными знаниями в области потребительского законодательства, в механизме реализации своих прав, способах и методах их защиты.
В связи с этим возникает необходимость проведения систематической разъяснительной работы с хозяйствующими субъектами, которая должна обеспечить профилактику нарушений прав потребителей, разрешение потребительских споров в рамках правового поля, досудебное удовлетворение законных требований потребителей.
В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" полномочиями в области защиты прав потребителей наделены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.