г. Краснодар |
|
12 июля 2020 г. |
Дело N А63-12826/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Сидоровой И.В.,
судей Мещерина А.И. и Соловьева Е.Г.,
в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Савицкой Татьяны Васильевны (ИНН 262503430110, ОГРН 308262515600033), заинтересованного лица - администрации Петровского городского округа Ставропольского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу администрации Петровского городского округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу N А63-12826/2019,
установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Савицкая Т.В. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации Петровского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) с требованиями о признании незаконным решения администрации от 25.06.2019 N 4732 об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 26:08:040815:125 площадью 315 кв. м, расположенного по адресу: Петровский район, г. Светлоград, ул. Трудовая, 7а; обязании данного органа выдать заявителю градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 26:08:040815:125 площадью 315 кв. м, расположенного по адресу: Петровский район, г. Светлоград, ул. Трудовая, 7а по состоянию на 25.06.2019 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс; т. 4, л. д. 85 - 87).
Решением от 28.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.02.2020, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что у администрации отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче предпринимателю градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 26:08:040815:125. В соответствии со статьями 43, 45, 46, 48, 50, 51, 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) градостроительный план является документом, обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка. На дату обращения действовало постановление администрации от 23.06.2015 N 584 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Петровского муниципального района Ставропольского края муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка"", согласно которому для предоставления муниципальной услуги заявитель подает заявление по форме, согласно приложению 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением администрации от 24.06.2019 N 1334 (далее - регламент). Документы, которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия от других органов власти (государственных или муниципальных), не подлежали истребованию у заявителя. Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что при обращении за выдачей градостроительного плана заявитель представил все необходимые документы, предусмотренные регламентом.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 28.11.2019 и апелляционное постановление от 17.02.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на исполнение со стороны администрации обязанности по подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 26:08:040815:125, в котором содержалась информация о наличии в пределах границ земельного участка объекта недвижимости - сооружения (асфальтовая площадка для складирования контейнеров) с кадастровым номером 26:08:040815:134 площадью застройки 242,8 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Петровский район, город Светлоград, ул. Трудовая, 7а. Решением от 18.06.2019 по делу N А63-19029/2018 признано отсутствующим право собственности предпринимателя на недвижимый объект, который снят с кадастрового учета. Фактически на момент принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 26:08:040815:125 сложилась правовая неопределенность в отношении объекта, расположенного на данном участке. Выдача градостроительного плана приведет к предоставлению заявителю недостоверных сведений, которые необходимы для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования конкретной территориальной зоны, в которую входит участок. Согласно абзацу шестому пункта 2.14 раздела 2 постановления администрации города Светлограда Петровского района Ставропольского края от 29.06.2012 N 301 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией города Светлограда муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка"" одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие прав на земельный участок или объект недвижимости, расположенный на земельном участке. Таким образом, администрация правомерно отказала в выдаче градостроительного плана земельного участка предпринимателю. На сегодняшний день в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории N 26.08.2.354 - санитарно-защитной зоне Светлоградского филиала ООО "Ставрополь-Терминал", которая ограничивает в строительстве часть земельного участка с кадастровым номером 26:08:040815:125 (площадью 136 кв. м).
В отзыве предприниматель отмечает идентичность доводов кассационной жалобы позиции, отраженной в жалобе апелляционной, которая явилась предметом рассмотрения судов предыдущих инстанций.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные администрацией в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения администрации города Светлограда Петровскою района Ставропольского края от 28.07.2015 N 315 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:08:040815:125 площадью 315 кв. м из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения производственных объектов (объекты складского назначения различного профиля), местоположение: Ставропольский край. Петровский район, город Светлоград, ул. Трудовая, 7а", 07.09.2015 проведен аукцион, по итогам которого победителем признана предприниматель.
9 сентября 2015 года с предпринимателем как победителем аукциона администрацией муниципального образования город Светлоград Петровского района Ставропольского края заключен договор аренды N 43/15 земельного участка с кадастровым номером 26:08:040815:125, зарегистрированный в установленном порядке, о чем имеется запись в ЕГРН от 02.10.2015 N 26-26/026-26/026/201/2015-8552/2.
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок аренды установлен на пять лет (с 09.09.2015 по 08.09.2020).
Постановлением администрации города Светлограда от 31.08.2015 N 522 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 26:08:040815:125 (адрес: г. Светлоград, ул. Трудовая, 7а).
Постановлением администрации города Светлограда от 09.11.2015 N 696 отменено постановление от 31.08.2015 N 522, утвержден новый градостроительный план N RU26520101-0000000000000747.
11 апреля 2017 года администрацией города Светлограда заявителю выдано разрешение на строительство N 26-520101-15-2017 объекта капитального строительства, наименование: асфальтовая площадка для складирования контейнеров в г. Светлограде по ул. Трудовой, 7а, площадью застройки 242,76 кв. м.
Постановлением администрации города Светлограда от 25.04.2017 N 839 возведенному заявителем сооружению - асфальтовая площадка для складирования контейнеров общей площадью 242,76 кв. м, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 26:08:040815:125, присвоен адрес: Ставропольский край, Петровский район, г. Светлоград, ул. Трудовая, 7а.
9 ноября 2017 года администрация города Светлограда выдала заявителю разрешение N 26-520101-15-2017 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - асфальтовой площадки для складирования контейнеров, на которое зарегистрировано право собственности предпринимателя.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.06.2019 по делу N А63-19029/2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019, право предпринимателя на сооружение признано отсутствующим с разъяснением, что судебный акт является основанием для снятия объекта с кадастрового учета, исключения записи о государственной регистрации права собственности данного лица.
В связи с прекращением срока действия утвержденного градостроительного плана предприниматель, имея намерение возвести на земельном участке с кадастровым номером 26:08:040815:125 объект либо реконструировать имеющийся, обратился в администрацию с заявлением от 03.06.2019 о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка.
На указанное обращение заявитель получил отказ, выраженный в письме от 25.06.2019 N 4732, со ссылкой на судебный акт по делу N А63-19029/2018 и невозможность заполнения в градостроительном плане информации о расположенных в границах участка объектах капитального строительства.
Считая отказ уполномоченного органа нарушающим принадлежащие заявителю права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Часть 5 статьи 200 Кодекса возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых актов, действий (бездействия) на орган или лицо, которые его совершили (допустили). При этом, по смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Порядок выдачи градостроительных планов земельных участков урегулирован статьей 57.3 Градостроительного кодекса, согласно которой такие планы выдаются в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (пункт 1 данного Кодекса).
В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр (пункт 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в пункте 5 данной статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
Пунктом 2.6.1 регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения муниципальной услуги, которые заявитель предоставляет в администрацию или многофункциональный центр.
Пункты 15, 16 "Порядка заполнения формы градостроительного плана", утвержденного Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр, предусматривают, что в строке "информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства" пишется "в границах земельного участка расположены объекты капитального строительства. Количество объектов "N" единиц(ы). Объекты отображаются на чертеже(ах) градостроительного плана под порядковыми номерами. Описание объектов капитального строительства приводится в подразделе 3.1 "объекты капитального строительства" или подразделе 3.2 "объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" раздела 3". При отсутствии в границах земельного участка объектов капитального строительства, в строке пишется "объекты капитального строительства отсутствуют".
По смыслу статьи 57.3 Градостроительного кодекса градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка и является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его местоположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости, и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка и не устанавливает каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа предпринимателю в выдаче градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 26:08:040815:125), принимая во внимание, что заявитель является надлежащим его арендатором.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом исследования суда второй инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу N А63-12826/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункты 15, 16 "Порядка заполнения формы градостроительного плана", утвержденного Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр, предусматривают, что в строке "информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства" пишется "в границах земельного участка расположены объекты капитального строительства. Количество объектов "N" единиц(ы). Объекты отображаются на чертеже(ах) градостроительного плана под порядковыми номерами. Описание объектов капитального строительства приводится в подразделе 3.1 "объекты капитального строительства" или подразделе 3.2 "объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" раздела 3". При отсутствии в границах земельного участка объектов капитального строительства, в строке пишется "объекты капитального строительства отсутствуют".
По смыслу статьи 57.3 Градостроительного кодекса градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка и является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его местоположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости, и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка и не устанавливает каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2020 г. N Ф08-3775/20 по делу N А63-12826/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-106/20
12.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3775/20
17.02.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-106/20
28.11.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12826/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12826/19