Решение Приморского краевого суда от 17 августа 2023 г. по делу N 3а-142/2023
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Кулага Л.В.,
с участием прокуроров Заика О.В., Химич В.В.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Трейд-Строй" - Хайрутдиновой А.О.,
представителя административного ответчика Думы Артемовского городского округа Приморского края - Ткаченко А.С.,
представителя заинтересованных лиц - администрации Артемовского городского округа Приморского края, Управления архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа Приморского края, муниципального казенного учреждения Управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа - Бавеян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Трейд-Строй" к Думе Артемовского городского округа Приморского края, заинтересованные лица - администрация Артемовского городского округа Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, Управление архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа Приморского края, муниципальное казенное учреждение Управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
30 июля 2009 года Думой Артемовского городского округа Приморского края принято решение N 191 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" (далее - решение Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191), которое 5 августа 2009 года официально опубликовано в издании "Выбор", спецвыпуск, N 91 (11277).
Подпунктом "а" пункта 1 указанного решения установлено, что на территории Артемовского городского округа размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, определяется по формуле:
А = К x С, где:
А - размер арендной платы за использование земельного участка, рублей в год;
К - кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;
С - ставка арендной платы за использование земельного участка.
Ставки арендной платы устанавливаются равными процентным ставкам по видам разрешенного использования земельных участков (прилагается).
В приложении "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 определены ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков.
Решением Думы Артемовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89 "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" (в ред. решения Думы Артемовского городского округа от 28.10.2021 N 694 (далее - решением Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89) в указанное решение Думы Артемовского городского округа (действовавшее в редакции от 28 октября 2021 года N 694) внесены изменения: приложение "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" изложено в новой редакции.
Решение Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89, официально опубликовано 8 марта 2023 года в издании "Выбор", N 17(12712), вступило в силу 8 марта 2023 года.
Решение Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 в настоящее время действует в редакции решения Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89.
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Трейд-Строй" (далее - ООО "Инвест-Трейд-Строй") обратилось Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать недействующим пункт 6.1 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков", утвержденного решением Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89. В обоснование заявленных требований указало, что ООО "Инвест-Трейд-Строй" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 28 376 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир восточный угол жилого дома. Участок находится примерно в 29 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, 2; и уплачивало арендные платежи исходя из ставки арендной платы 0,75% по виду разрешенного использования земельного участка "строительство производственных объектов" от кадастровой стоимости земельного участка, что было предусмотрено пунктом 14.9 приложения к решению Думы Артемовского городского округа Приморского края от 30 июля 2009 года N 191. В настоящее время указанный земельный участок находится в аренде у ООО "Инвест-Трейд-Строй" на основании договора аренды земельного участка N 27-Ю-2467 от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края. Согласно расчету арендной платы (приложение N 3 к Договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ года N N) ставка арендной платы составила 1,5% по виду разрешенного использования земельного участка "строительство производственных объектов при первичном продлении установленных сроков строительства", что было предусмотрено пунктом 14.10 приложения к решению Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191. 16 сентября 2020 года в адрес административного истца поступило уведомление, в котором муниципальное казенное учреждение Управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа требовало от ООО "Инвест-Трейд-Строй" погасить задолженность по Договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года N N, к указанному уведомлению был приложен акт сверки, из которого следует, что сумма ежемесячного арендного платежа составила ... из расчета 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Полагая, что пункт 14.10 приложения к решению Думы Артемовского городского округа Приморского края от 30 июля 2009 года N 191 принят в нарушение принципа экономической обоснованности, ООО "Инвест-Трейд-Строй" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании вышеуказанного пункта недействующим с момента его принятия. 27 апреля 2023 года решением Приморского краевого суда по делу N N исковые требования ООО "Инвест-Трейд-Строй" были удовлетворены. В рамках рассмотрения дела, муниципальное казенное учреждение Управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа направило в адрес ООО "Инвест-Трейд-Строй" письмо, из которого следует, что с 8 марта 2023 года для расчета арендной платы по договору аренды N N от ДД.ММ.ГГГГ года, применяется ставка в соответствии с решением Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 в размере 4,8% по виду разрешенного использования "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))". Считает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), принят в нарушение принципа экономической обоснованности определения арендной платы, приведенного в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 N 582), поскольку отсутствует надлежащим образом оформленное экономическое обоснование; применение оспариваемого нормативного правового акта при расчете арендной платы нарушает права административного истца как плательщика арендной платы.
Представитель заинтересованного лица министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащем образом.
В соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Инвест-Трейд-Строй" Хайрутдинова А.О., действующая на основании доверенности, поддержала административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточненном административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в настоящее момент на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежащем административному истцу на праве аренды, располагается объект незавершенного строительства, а не объект торговли, ведутся работы 5 и 6 этапа строительства. Ранее, в приложении "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков", утвержденного решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 виды разрешенного использования делились на "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания" и "строительство и реконструкция". Однако, в решении Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 данное разделение отсутствует и наименование вида разрешенного использования земельного участка обозначено общим понятием "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))", без разделения на строящиеся и действующие. В виду чего, отсутствует экономическое обоснование факторов, влияющих на уровень доходности строящихся объектов. Кроме того, спорный земельный участок передавался в аренду административному истцу именно для строительства торгового комплекса и магазина.
Представитель административного ответчика Думы Артемовского городского округа Ткаченко А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, пояснила, что определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью относится к полномочиям Думы Артемовского городского округа. Решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 утверждены ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков. 28 февраля 2023 года решением Думы Артемовского городского округа N 89 приложение к решению Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 N 191 изложено в новой редакции. При рассмотрении проекта решения Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 депутатами Думы Артемовского городского округа рассматривались представленные администрацией и контрольно-счетной палатой Артемовского городского округа документы: заключение N 1 от 10 февраля 2023 года об оценке регулирующего воздействия, отчет о выполнении расчета и экономического обоснования ставок арендной платы за пользование земельными участками в Артемовском городском округе от 26 декабря 2022 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "ЭКОНОМБЮРО" (далее - ООО "ЭКОНОМБЮРО", заключение контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа от 16 февраля 2023 года N 30 по результатам экспертизы проекта решения Думы Артемовского городского округа от 30 сентября 2009 года N 191. Проект решения Думы Артемовского городского округа рассматривался также на соответствие его приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков" (далее - приказ Росреестра). Принятое решение Думы от 28 февраля 2023 года N 89 опубликовано в официальном печатном издании и вступило в силу 8 марта 2023 года. Считает, что в настоящее время решение Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 (в редакции от 28 февраля 2023 года N 89) соответствует правилам и принципам определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, в том числе принципу экономической обоснованности.
Представитель заинтересованных лиц - администрации Артемовского городского округа Приморского края, Управления архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа Приморского края (являющегося структурным подразделением администрации Артемовского городского округа), муниципального казенного учреждения Управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа - Бавеян А.А., действующая на основании доверенностей, принимавшая участия в судебном заседании 3 августа 2023 года (до объявления перерыва в рассмотрении административного дела), просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, пояснила, что решение Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 в редакции решения Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 соответствует правилам и принципам определения размера арендой платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Заинтересованным лицом министерством имущественных и земельных отношений Приморского края ранее был представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без проведения торгов, устанавливается органом местного самоуправления. Оспариваемое решение Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 издано в установленном порядке органом власти, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Свидетель Бачерикова М.Л. в судебном заседании показала, что она является генеральным директором ООО "ЭКОНОМБЮРО" и лично занималась расчетами и экономическим обоснованием ставок арендной платы за пользование земельными участками в Артемовском городском округе, составила итоговый Отчет, на основании которого решением Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 были утверждены ставки арендной платы. В пункте 6.1 приложения к решению Думы Артемовского городского округа в отношении земельных участков, имеющих вид разрешенного использования объекты торговли, (торговые центры, торгово-развлекательные комплексы и магазины) установлена ставка 4,8%. В тексте предыдущей редакции приложения к решению Думы Артемовского городского округа отдельной строкой была предусмотрена ставка для земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства. Однако классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", с учетом изменений, не предусматривает такой вид разрешенного использования земельного участка, как строительство, поэтому ставка рассчитывалась непосредственно для вида разрешенного использования с кодом 4.2, который формулирует размещение объектов капитального строительства общей площадью свыше 5000 кв. м. При осуществлении расчетов рассчитывались ставки непосредственно для тех видов разрешенного использования, которые были указаны в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков. Составленный Отчет дорабатывался, так как в Классификаторе появились новые виды разрешенного использования, в отношении которых также были рассчитаны ставки арендной платы и включены в Отчет. При подготовке Отчета сначала были изучены действующие ставки арендной платы, которые применялись в Артемовском городском округе, были выявлены три градации ставок - это ставка 0,3%, которая применялась за пользование земельными участками с видами разрешенного использования, относящимися к некоммерческой деятельности и деятельности, направленной на решение социальных проблем; ставка 1,5% применялась за пользование земельными участками с видами разрешенного использования, которым соответствуют виды экономической деятельности с низкой среднеотраслевой прибылью, ставка более 1,5%, которая, как правило, применялась к деятельности более рентабельной. Была предложена методика расчета ставки арендной платы в зависимости от рентабельности проданных товаров, предоставленных работ (услуг) по виду экономической деятельности. Проведена работа по сопоставлению видов экономической деятельности и видов разрешенного использования земельного участка, согласно Классификатору. На основе сделанных расчетов показателей рентабельности можно было среднюю ставку проиндексировать. Не все виды разрешенного использования включают в себя какой-то конкретный вид экономической деятельности. Есть сложные виды деятельности, как, например, торговый центр свыше 5 000 кв. м, где могут быть размещены и торговые точки, и банки, и точки общественного питания, и административные помещения, а также часть этих помещений собственник может сдавать в аренду. Для таких видов деятельности тоже была предложена методика определение средней ставки при слиянии на основании коэффициентов рентабельности всех видов деятельности по среднему значению. Таким образом, получилась ставка 4,8%. Предыдущая ставка по данном виду разрешенного использования земельного участка была несколько завышена. При разработке методики, была изучена практика исчисления ставок арендной платы в других регионах и в большинстве регионов не используется понижение ставки на период строительства, потому что понижение ставки нарушит принцип запрета необоснованных предпочтений. Данный принцип предусматривает, что все арендаторы по одному виду экономической деятельности и по одному виду разрешенного использования земельного участка должны обладать одинаковыми условиями, то есть между ними не должно быть недобросовестной конкуренции.
Выслушав объяснения представителей сторон, представителя заинтересованных лиц, свидетеля, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Химич В.В., полагавшей, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Решение Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89, которым внесены изменения в решение Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку оно содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с определением размера арендной платы за землю в Артемовском городском округе Приморского края.
Согласно пункту 2 статьи 2 ЗК РФ на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 5 Устава Артемовского городского округа Приморского края, принятого решением Думы города Владивостока от 25 декабря 1998 года N 175 (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что к вопросам местного значения Артемовского городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Артемовского городского округа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Устава Артемовского городского округа Приморского края в структуру органов местного самоуправления Артемовского городского округа входит, в частности, представительный орган местного муниципального образования - Дума Артемовского городского округа.
В исключительной компетенции Думы Артемовского городского округа находится, том числе определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью (подпункт 6 статьи 22 Устава).
Одним из официальных источников опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Артемовского городского округа является газета "Выбор" (часть статьи 44 Устава).
28 февраля 2023 года Думой Артемовского городского округа принято решение N 89 "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" (в ред. решения Думы Артемовского городского округа от 28.10.2021 N 694) которое официально опубликовано 8 марта 2023 года в издании "Выбор", спецвыпуск, N 17 (12712).
Решение Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка принятия, а также официального опубликования, и по этим основаниям не обжалуется.
Решением Думы Артемовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89 внесены изменения в решение Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191, приложение "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению N 191 от 30 июля 2009 года изложено в новой редакции.
Согласно пункту 6.1 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению Думы Артемовского городского округа Приморского края от 30 июля 2009 года N 191 (в редакции решения Думы Артемовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89) ставка арендной платы земельного участка по виду разрешенного использования "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))" составляет - 4,8%.
Как следует из материалов административного дела, 14 декабря 2021 года между администрацией Артемовского городского округа (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Миратур" (далее - ООО "Миратур) (Арендатор) был заключен договор N 699 аренды земельного участка, согласно которому Арендодатель, действующий на основании постановления администрации Артемовского городского округа от 12 декабря 2012 года N 3054-па, предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок (далее - Участок), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование участка: "торговые комплексы, магазины", фактическое использование участка: для строительства торгового комплекса и магазина, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир восточный угол жилого дома. Участок находится примерно в 29 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, 2, кадастровый номер участка: N, площадь участка: 28 376 кв. м (пункт 1).
Срок аренды Участка устанавливается: с 12 декабря 2012 года по 11 декабря 2015 года (пункт 2).
За указанный в пункте 1 настоящего договора Участок Арендатору устанавливается ставка арендной платы 0,75% по виду разрешенного использования земельного участка за текущий период срока аренды составляет: ... - с 12 декабря 2012 года по 31 декабря 2012 год, ... - ежегодно в 2013 - 2014 году, ... - 2015 год, согласно прилагаемому расчету, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 3.1).
Размер арендной платы не зависит от хозяйственной деятельности Арендатора и пересматривается по независящим от Арендатора причинам.
Размер арендной платы изменяется без внесения изменений в настоящий Договор - ежегодно в связи с принятием соответствующего нормативного правового акта об изменении размера арендной платы. В этом случае исчисление и уплата арендной платы осуществляется с момента вступления в законную силу соответствующего нормативного акта об изменении арендной платы (пункт 3.2)
Согласно расчету арендной платы (приложение N 2 к договору аренды от 14 декабря 2012 года N 699) ставка арендной платы за использование земельного участка составила - 0,75%. Годовая сумма арендной платы рассчитывается по формуле А = (С х К), где А - итоговая сумма арендной платы, С - ставка арендной платы за использование земельного участка, К - кадастровая стоимость земельного участка.
18 января 2013 года между ООО "Миратур" (Арендатор) и ООО "Инвест-Трейд-Строй" (Новый арендатор) заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, в соответствии с которым Арендатор передает свои права и обязанности в полном объёме по договору аренды земельного участка N 699 от 14 декабря 2012 года, в пределах срока указанного в договоре аренды с 12 декабря 2012 года по 11 декабря 2015 года (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка от 14 декабря 2012 года N 699 арендная плата вносится "Новым арендатором" согласно расчёту. Размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке Арендодателем ежегодно в связи с принятием соответствующего нормативного акта об изменении ставки земельного налога и размере арендной платы (пункт 4).
ДД.ММ.ГГГГ года между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (Арендодатель) и ООО "Инвест-Трейд-Строй" (Арендатор) заключен Договор N N аренды земельного участка, согласно которому Арендодатель во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от 26 июня 2017 года по делу N А51-8105/2016 предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером N, площадью 28 376 кв. м, из земель населенных пунктов, местоположение: Приморский край, г. <адрес>, 2 (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир восточный угол жилого дома. Участок находится примерно в 29 м от ориентира по направлению на юго-восток) (далее - Участок), разрешенное использование: торговые комплексы, магазины, цель предоставления: для завершения строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером N, в границах, указанных в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.1).
Срок аренды Участка 3 года с момента (даты) подписания настоящего Договора (пункт 1.3).
За указанный в пункте 1.1 настоящего договора Участок Арендатору устанавливается арендная плата в размере ... в месяц на основании расчета (прилагается), который является неотъемлемой частью Договора (пункт 2.1).
Стороны считают размер арендной платы измененным с момента вступления в силу нормативных правовых актов, на основании которых определяется размер арендной платы, при этом составление и направление Арендатору уведомления, подтверждающего факт такого изменения не требуется. Арендатор считается извещенным об изменении арендной платы со дня официального опубликования указанных актов и самостоятельно производит исчисление размера арендной платы на соответствующий период (пункт 2.6).
Согласно расчету арендной платы (приложение N 3 к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года N N) ставка арендной платы за использование земельного участка составила - 1,5%. Годовая сумма арендной платы рассчитывается по формуле Апл = (Ас х Скд), где Апл - годовая сумма арендной платы, Скд - кадастровая стоимость, Ас - ставка арендной платы.
25 сентября 2020 года между администрацией Артемовского городского округа Приморского края и ООО "Инвест-Трейд-Строй" заключено дополнительное соглашение к Договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года N N, согласно которому срок аренды Участка устанавливается по 25 октября 2023 года (пункт 1).
Пунктом 14.10 приложения к решению Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 (в редакции от 28 апреля 2011 года N 498 и в последующей редакции от 28 октября 2021 года N 694) установлена ставка арендной платы (%) на земельные участки, имеющие вид разрешенного использования "строительство объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания при первичном продлении установленных сроков строительства" в размере "1,5".
Ставка арендной платы в размере 1,5% применялась при расчете арендной платы в отношении административного истца по Договору Договору N N земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, административный истец указал, что с 8 марта 2023 года для расчета арендной платы по Договору N N аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года применяется ставка арендной платы, установленная решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 (в редакции решения Думы Артемовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89) в размере 4,8% по виду разрешенного использования "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)".
Как следует из письма муниципального казенного учреждения Управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа от 20 апреля 2023 года N 20/354/14, адресованного начальнику правового управления Артемовского городского округа, расчет арендной платы по Договору N N аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года производился по ставке 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка на основании решения Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191; с 8 марта 2023 года для расчета арендной платы по указанному Договору аренды, применяется новая ставка в соответствии с решения Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 в размере 4,8% по виду разрешенного использования "торговые комплексы, магазины".
Принимая во внимание указанные обстоятельства и положения части 1 статьи 208 КАС РФ, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт, в оспариваемой редакции применяется к ООО "Инвест-Трейд-Строй" для расчета арендной платы за земельный участок и поэтому непосредственно затрагивает права, обязанности и законные интересы административного истца и административный истец вправе его обжаловать в порядке главы 21 КАС РФ.
Обосновывая свои административные исковые требования об оспаривании пункта 6.1 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" утвержденного решением Думы Артемовского городского округа от 23 февраля 2023 года N 89, административный истец ссылается на то, что представительный орган муниципального образования установил величину соответствующей ставки арендной платы без соблюдения принципа экономической обоснованности, поскольку отсутствует экономическое обоснование факторов, влияющих на уровень доходности строящихся объектов.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что принадлежащий административному истцу на праве аренды земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования - торговые комплексы, магазины. На данном земельном участке ведется строительство объекта торговли. В настоящее время ведутся работы 5 и 6 этапа строительства.
Проверяя оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему:
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К числу таких принципов, в частности, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (в редакции от 29 декабря 2021 года)).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Пунктом 2 утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта об установлении размера арендной платы должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
При рассмотрении проекта решения Думы Артемовского городского округа Приморского края "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" депутатами Думы Артемовского городского округа рассматривались заключение исполняющего обязанности начальника управления потребительского рынка и предпринимательства Давлячиной Е.В. об оценке регулирующего воздействия N 1 от 10 февраля 2023 года; Отчет о выполнении расчета и экономического обоснования ставок арендной платы за пользование земельными участками в Артемовском городском округе от 26 декабря 2022 года, составленный ООО "ЭКОНОМБЮРО"; заключение контрольно-счетной палаты Артемовского городского округа от 16 февраля 2023 года N 30 "По результатам экспертизы проекта решения Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов".
Из материалов административного дела следует, что на основании муниципального контракта от 22 декабря 2022 года N 105-МК, заключенного между администрацией Артемовского городского округа и ООО "ЭКОНОМБЮРО" на оказание услуг по расчету и экономическому обоснованию ставок арендной платы за пользование земельными участками в Артемовском городском округе, ООО "ЭКОНОМБЮРО" была проведена соответствующая работа и составлен, который был представлен к проекту решения Думы Артемовского городского округа "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" (в ред. решения Думы Артемовского городского округа от 28.10.2021 N 694).
Указанный Отчет, в том числе содержит расчет и экономическое обоснование ставки арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))".
В Отчете о выполнении расчета и экономического обоснования ставок арендной платы за пользование земельными участками в Артемовском городском округе обоснованы и рассчитаны размеры ставок арендной платы за пользование земельными участками, исходя из доходности земельных участков, с учетом категории земель, видов разрешенного использования и функционального зонирования территории Артемовского городского округа, кадастровой стоимости земельных участков, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и предоставляемых им субсидий; проведен анализ влияния изменения ставок арендной платы за пользования земельными участками на доходную часть бюджета Артемовского городского округа, анализ изменения экономических показателей деятельности арендаторов земельных участков с различными видами разрешенного использования, анализ влияния изменения ставок арендной платы за пользование земельными участками на социально-экономическое положение и развитие предпринимательства в Артемовском городском округе; осуществлена группировка видов функционального использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно Отчету о выполнении расчета и экономического обоснования ставок арендной платы за пользование земельными участками в Артемовском городском округе, наибольшее сокращение среднегодовой величины арендной платы за пользование земельными участками произведено для земельных участков, в том числе с таким видом разрешенного использования как "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))"; указано, что ставка арендной платы для предприятий торговли, рассчитанная с учетом рентабельности должна быть на 1,2% ниже по сравнению с действующей ставкой 6% и составлять 4,8%.
Проект решения Думы Артемовского городского округа "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" (в ред. решения Думы Артемовского городского округа от 28.10.2021 N 694) рассматривался на соответствие приказу приказ Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (в редакции приказа Росреестра от 23 июня 2022 года N П/0246).
Учтены недостатки, выявленные контрольно-счетной палатой Артемовского городского округа по результатам экспертизы решения Думы Артемовского городского округа "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов".
В приложение "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 (в редакции решения Думы Артемовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89) пунктом 6.1 включен вид разрешенного использования земельных участков "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))" с кодом разрешенного использования 4.2, предусмотренный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412.
Проанализировав решение Думы Артемовского городского округа от 30 сентября 2009 года N 191 (в редакции от 28 февраля 2023 года N 89), суд приходит к выводу, что размер арендной платы для земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))" в размере "4,8%" определен не произвольно, а на основании анализа и оценки доходности таких земельных участков.
Довод административного истца, что с принятием решения Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 при расчете арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером N стала применяться ставка арендной платы в большем размере 4,8% вместо 1,5%, не свидетельствует об отсутствии экономического обоснования факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Отчет о выполнении расчета и экономического обоснования ставок арендной платы за пользование земельными участками в Артемовском городском округе к проекту решения Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 содержит многофакторный анализ, подтверждающий необходимость корректировки арендной платы, уплачиваемой за пользование земельными участками, в соответствии с уровнем их доходности. Размер ставки, применяемой к земельным участкам по виду разрешенного использования "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))" снизился с 6% до 4,8%, а виды разрешенного использования земельных участков, указанные в приложении к решению Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 (в редакции решения Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89) приведены в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 (в редакции от 23 июня 2022 года N П/0246).
Относительно довода представителя административного истца о том, что при расчете ставки арендной платы отсутствует экономическое обоснование факторов, влияющих на уровень доходности строящихся объектов, и ставка 4,8% применяется как для застроенных земельных участков, так и для тех, на которых идет строительство, свидетелем Бачериковой М.Л., производившей расчеты и экономическое обоснование ставок арендной платы за пользование земельными участками в Артемовском городском округе, суду даны пояснения, что данный вопрос прорабатывался, и поскольку виды разрешенного использования земельных участков приведены в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков и в целях соблюдения принципа запрета необоснованных предпочтений, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2009 года N 582, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться, установлена единая ставка без понижения на период строительства. Основания сомневаться в данных обоснованиях, приведенных свидетелем, у суда отсутствуют.
То обстоятельство, что размер арендной платы, подлежащей уплате административным истцом, значительно увеличился, само по себе не свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме этого, в судебном заседании установлено, что увеличилась кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого административным истцом, размер которой используется при расчете арендной платы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении требований по административному делу.
При установленных обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения требований административного искового заявления.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Думу Артемовского городского округа Приморского края опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании указанного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Трейд-Строй" к Думе Артемовского городского округа Приморского края, заинтересованные лица - администрация Артемовского городского округа Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, Управление архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа Приморского края, муниципальное казенное учреждение Управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа о признании недействующим пункта 6.1 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" (в редакции решения Думы Артемовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89 "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов", касающегося установления значения ставки арендной платы - "4,8%" для земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))" - отказать.
Сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в официальном печатном издании Думы Артемовского городского округа Приморского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 17 августа 2023 г. по делу N 3а-142/2023
Опубликование:
-