1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения стабильности национальной платежной системы, а также минимизации рисков в области легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ).
2. Под кредитной организацией - эквайрером в настоящих Методических рекомендациях понимается кредитная организация, заключившая с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или лицом, указанным в части 14 статьи 9.1 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее соответственно - ТСП, Федеральный закон N 161-ФЗ), договор о приеме электронных средств платежа (далее - ЭСП) в соответствии с частью 1 статьи 9.1 Федерального закона N 161-ФЗ и осуществляющая с ТСП расчеты по операциям с использованием ЭСП, совершенным в целях оплаты их товаров, работ, услуг.
3. Кредитным организациям - эквайрерам, а также платежным агрегаторам, привлекаемым кредитными организациями - эквайрерами в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ, рекомендуется обеспечивать во исполнение требований частей 1-3 статьи 9.1 Федерального закона N 161-ФЗ зачисление или перевод денежных средств, получаемых в пользу ТСП, с которыми был заключен договор о приеме ЭСП, только на банковские счета указанных ТСП в размере сумм операций, совершенных с использованием ЭСП, информация о которых содержится в положительных авторизационных сообщениях о транзакциях в адрес соответствующего ТСП (с учетом сумм вознаграждений кредитной организации - эквайрера и платежного агрегатора и сумм операций по возврату ТСП денежных средств покупателям).
4. Кредитным организациям - эквайрерам при привлечении в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ платежного агрегатора рекомендуется обеспечить исполнение платежным агрегатором рекомендаций, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций.
5. Кредитным организациям - эквайрерам, в том числе в случае привлечения в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ платежного агрегатора рекомендуется в авторизационных сообщениях указывать с учетом требований правил и стандартов платежных систем ИНН и иные данные, идентифицирующие ТСП (наименование и идентификатор ТСП, идентификатор программного средства и (или) технического устройства, обеспечивающего прием ЭСП).
6. Кредитным организациям - эквайрерам рекомендуется при присвоении каждому ТСП, с которым заключен договор о приеме ЭСП, кодов категорий ТСП (кодов МСС), установленных правилами платежных систем, обеспечивать соответствие присваеваемого кода МСС заявленной ТСП деятельности.
7. В целях проверки корректности использования присвоенных кодов МСС кредитным организациям - эквайрерам рекомендуется осуществлять с определенной ими периодичностью проверку их соответствия фактической деятельности ТСП, в том числе путем сопоставления заявленных ТСП видов деятельности его транзакционному профилю (например, количество транзакций в течение часа/дня/месяца, распределение транзакций в течение суток, суммы операций, количество транзакций от одного плательщика за короткий промежуток времени и другие).
8. Кредитным организациям - эквайрерам, заключившим договор о приеме ЭСП с ТСП, осуществляющим продажу товаров (реализацию работ, услуг) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), дополнительно к предусмотренной пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций проверке соответствия фактической деятельности ТСП заявленной им деятельности рекомендуется устанавливать соответствие сайта ТСП в сети "Интернет", заявленного при заключении договора о приеме ЭСП, с сайтом, с использованием которого ТСП фактически осуществляет продажу товаров (реализацию работ, услуг), и сопоставлять активность заявленного сайта ТСП в сети "Интернет" (количество посещений, индексация в поисковиках, иная информация в сети "Интернет") с его транзакционным профилем.
9. Кредитным организациям - эквайрерам в рамках предусмотренной пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций проверки соответствия фактической деятельности ТСП заявленной им деятельности рекомендуется обращать повышенное внимание на ТСП, в которых осуществляются операции по перечислению денежных средств в пользу физических лиц, не связанные с возвратом денежных средств вследствие отказа от исполнения договоров купли-продажи, договоров о выполнении работ (оказании услуг), заключенных с данными ТСП.
10. При выявлении кредитной организацией - эквайрером несоответствия фактической деятельности ТСП заявленной, в том числе в результате мероприятий, проведенных в соответствии с пунктами 7-9 настоящих Методических рекомендаций, и при возникновении у нее на основании правил внутреннего контроля в целях противодействия ОД/ФТ подозрений, что операции данного ТСП осуществляются в целях ОД/ФТ, кредитной организации - эквайреру рекомендуется проводить следующие мероприятия, направленные на минимизацию риска вовлечения кредитных организаций в осуществление ОД/ФТ:
провести углубленную проверку документов и информации о клиенте, его операциях и деятельности, о представителе клиента и (или) выгодоприобретателе, бенефициарном владельце;
обеспечить повышенное внимание к операциям ТСП;
рассматривать указанные выше факты, выявленные в деятельности ТСП, в качестве факторов, влияющих на оценку степени (уровня) риска совершения данным ТСП подозрительных операций;
рассматривать вопрос о возможности расторжения договора о приеме ЭСП с указанным ТСП при наличии в нем соответствующего условия.
11. Кредитным организациям - участникам платежных систем в случае привлечения ими кредитных организаций - эквайреров для исполнения своих функций эквайрера, определенных правилами платежных систем, рекомендуется обеспечивать соблюдение привлеченными кредитными организациями - эквайрерами настоящих Методических рекомендаций.
12. Пункт 11 настоящих Методических рекомендаций применяется также кредитными организациями, являвшимися участниками платежных систем, операторы которых были исключены Банком России из реестра операторов платежных систем в соответствии с частью 8 или частью 9 статьи 34 Федерального закона N 161-ФЗ.
13. Настоящие Методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Первый заместитель |
О.Н. Скоробогатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банкам-эквайрерам и платежным агрегаторам дан ряд рекомендаций по проверке соответствия заявленной деятельности торгово-сервисных предприятий реальной. Цель - минимизировать риски в области легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Например, эквайрерам рекомендуется обращать повышенное внимание на предприятия, в которых совершаются операции по перечислению денежных средств физлицам, не связанные с возвратом из-за отказа от исполнения договоров.
Методические рекомендации Банка России от 12 октября 2023 г. N 13-МР "В отношении деятельности кредитных организаций и платежных агрегаторов по осуществлению расчетов с организациями торговли (услуг) по операциям, совершенным с использованием электронных средств платежа"
Опубликование:
сайт Банка России (cbr.ru) 17 октября 2023 г.
Вестник Банка России, 19 октября 2023 г. N 65
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 24-30 октября 2023 г. N 40