Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации МО ГО "Сыктывкар"
от 12.10.2023 N 10/3504
Основные направления
бюджетной и налоговой политики МО ГО "Сыктывкар" на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики разработаны в рамках составления проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Стратегии социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2035 года, одобренной решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 N 03/2011-61, Программы оздоровления муниципальных финансов МО ГО "Сыктывкар" на период 2017 - 2024 годов, утвержденной постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 13.07.2017 N 7/2494 (далее - Программа оздоровления муниципальных финансов), итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2022 году и в первом полугодии 2023 года.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар" на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, основных подходов к его формированию.
I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики МО ГО "Сыктывкар" за 2022 год и первое полугодие 2023 года
В 2022 году и I полугодии 2023 года условия реализации бюджетной и налоговой политики изменились в связи с обострением геополитических противоречий. Однако, даже в условиях адаптации экономики к изменившимся внешним условиям, основные задачи бюджетной и налоговой политики на территории МО ГО "Сыктывкар" были выполнены, в том числе обеспечена устойчивость бюджетной системы.
Основной целью долговой политики МО ГО "Сыктывкар" являлось эффективное управление муниципальным долгом. 2022 год завершен с соблюдением ограничения, установленного бюджетным законодательством по расчету дефицита местного бюджета.
В ходе выполнения поставленных задач на постоянной основе осуществлялся мониторинг финансового рынка на предмет определения оптимального периода и условий заимствований. В 2022 году привлекались бюджетные кредиты по ставкам 0,1% годовых, предоставляемые Управлением Федерального казначейства по Республике Коми на пополнение остатков средств местного бюджета и из республиканского бюджета Республики Коми на частичное покрытие дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар", а также для погашения кредитов, полученных муниципалитетом от кредитных организаций.
Осуществлялась работа по оптимизации муниципального долга и сокращению расходов на его обслуживание. В результате по итогам 2022 года Министерством финансов Республики Коми муниципалитет отнесен к группе муниципальных образований в Республике Коми с высоким уровнем долговой устойчивости.
В результате проведенных мероприятий, в том числе по увеличению доходов, объем муниципального долга на 01.01.2023 удалось сократить на 347,9 млн. рублей (или 23,0% от первоначальных плановых значений). Кроме того, оптимальный режим муниципальных заимствований (преимущественно в рамках возобновляемых кредитных линий) с учетом привлечения в течение года остатков средств муниципальных учреждений, находящихся на казначейских счетах в Управлении Федерального казначейства по Республике Коми, обеспечил экономию бюджетных средств на обслуживание муниципального долга, по сравнению с плановыми показателями, в размере 12,3 млн. рублей или 58,4%.
Общий объем налоговых и неналоговых доходов города по отношению к 2021 году увеличился на 2,3%, по безвозмездным поступлениям - на 7,9%. Увеличение налоговых доходов произошло за счет роста поступлений по налогу на доходы физических лиц, упрощенной системе налогообложения, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, акцизам, госпошлине. Увеличение по неналоговым доходам произошло по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям; плате за негативное воздействие на окружающую среду; доходам от продажи материальных и нематериальных активов; компенсационным выплатам за вырубку зеленых насаждений.
Сложная экономическая и геополитическая ситуация также оказывает влияние на показатели развития малого и среднего предпринимательства. На протяжении длительного периода времени, согласно официальным статистическим данным в МО ГО "Сыктывкар" наблюдается снижение числа субъектов, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП). По состоянию на 01.01.2023 число субъектов МСП составило 10 332 ед., на 01.01.2022 - 10 360 ед., на 01.01.2021 - 10 522 ед.
Многие предприниматели переходят из статуса "индивидуального предпринимателя" в статус "самозанятого" в связи с более выгодными налоговыми ставками. По состоянию на 01.07.2023, по данным УФНС России по Республике Коми, количество "самозанятых" составляет - 11 609 ед., из них в г. Сыктывкаре - 9 360 ед., в Эжвинском районе г. Сыктывкара - 2 249 ед. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост "самозанятых" составляет 185%.
Вместе с тем, стоит отметить, что 2022 год завершился достаточно высокой динамикой основных макроэкономических показателей.
Увеличились индексы, характеризующие промышленное производство. За 2022 год оборот крупных и средних организаций (без субъектов малого предпринимательства со средней численностью работников свыше 15 человек) по сравнению с 2021 годом (в фактически действовавших ценах) увеличился на 5,8% и составил 239 538,3 млн. рублей.
Темпы роста (снижения) объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций в 2022 году (без субъектов малого предпринимательства) по сравнению с 2021 годом составили: добыча полезных ископаемых - 212,0%, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 105,6%, в действовавших ценах, обрабатывающие производства - 103,5%, в действовавших ценах, водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 109,4%, в действовавших ценах.
Инвестиции в основной капитал организаций без учета оценки объемов инвестиций в основной капитал микропредприятий и параметров неформальной деятельности составили 16 838,1 млн. рублей.
В 2022 году в целях увеличения объемов финансовых ресурсов из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми осуществлялся мониторинг действующих государственных программ. Проведена работа с органами исполнительной власти Республики Коми по привлечению межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов муниципальной собственности, приобретения подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
На территории МО ГО "Сыктывкар" реализуется 13 муниципальных программ, за реализацией которых обеспечен своевременный контроль. В бюджете города на выполнение мероприятий муниципальных программ в 2022 году было предусмотрено 96,6% от общего объема расходов.
Постоянно осуществлялся контроль за использованием субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, представленных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках национальных (региональных) проектов. Принято участие в реализации 5 национальных проектов с общим объёмом расходов в 2022 году 692,1 млн. рублей.
В 2022 году обеспечено своевременное реагирование на изменения в бюджетном законодательстве посредством разработки или актуализации утвержденных правовых актов и иных документов, регламентирующих и обеспечивающих бюджетный процесс.
В целях сбалансированности местного бюджета реализуется комплекс мер, направленных на мобилизацию доходов бюджета, оптимизацию расходов и совершенствование долговой политики, в рамках реализации Программы оздоровления муниципальных финансов. Оптимизация расходов бюджета МО ГО "Сыктывкар" по итогам 2022 года составила 39,1 млн. рублей. Данный объем средств обусловлен заключением соглашений о взаимном сотрудничестве на организацию и проведение социально-значимых мероприятий, выполнением комплекса мероприятий по оптимизации расходов бюджета, в том числе закупкой товаров, с использованием сервиса закупок малого объема, оптимизацией штатной численности, реорганизацией муниципальных учреждений в форме присоединения.
В первом полугодии 2023 года продолжена реализация основных направлений бюджетной политики, за счет чего достигнуты следующие показатели:
- задолженность по неналоговым доходам по сравнению с началом года уменьшилась на 3,3%;
- объем налоговых доходов превысил значения аналогичного периода прошлого года на 20,3%, или 282,8 млн. рублей. Увеличение налоговых доходов в основном произошло по упрощенной системе налогообложения на 393,0 млн. рублей или в 2,3 раза в связи с увеличением норматива отчисления в местный бюджет с 50% до 100%;
- в целях ликвидации задолженности по выплате заработной платы, платежам в бюджет и внебюджетные фонды проведено 12 заседаний межведомственных комиссий;
- для пополнения единого счета местного бюджета в целях погашения кредитов коммерческих организаций и снижения расходов по обслуживанию муниципального долга используются остатки средств муниципальных учреждений, находящиеся на казначейских счетах в Управлении Федерального казначейства по Республике Коми. По итогам 1 полугодия 2023 года привлечены остатки муниципальных учреждений на сумму 1 051,6 млн. рублей.
- социальные обязательства исполняются в полном объеме.
Основные итоги налоговой политики МО ГО "Сыктывкар" характеризуются следующими показателями:
1. Обеспечено проведение взвешенной политики в области предоставления налоговых льгот по местным налогам путем формирования Перечня налоговых расходов МО ГО "Сыктывкар" и проведения оценки эффективности налоговых расходов МО ГО "Сыктывкар".
В целях исполнения постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 16.01.2020 N 1/79 "Об утверждении порядка формирования перечня и оценки налоговых расходов МО ГО "Сыктывкар" утвержден Перечень налоговых расходов на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов (постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 27.06.2023 N 6/2169).
Объем налоговых расходов в 2022 году составил 44 410 тыс. руб., в том числе:
- по земельному налогу - 1929 тыс. руб., из них: стимулирующие налоговые расходы - 76,93%, социальные -23,07%.
- по налогу на имущество физических лиц - 42 481 тыс. руб.
Все налоговые расходы являются востребованными на протяжении времени их применения и соответствуют целям муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар" или целям социально-экономической политики муниципального образования, не относящимся к муниципальным программам МО ГО "Сыктывкар".
2. Расширена налоговая база путем вовлечения в налогообложение незарегистрированных земельных участков и имущественных объектов (легализация объектов налогообложения), реализации инвестиционных проектов на территории МО ГО "Сыктывкар", развития инвестиционной деятельности и муниципально-частного партнерства.
Так, согласно сведениям, представленных налоговым органом, по состоянию на 01.01.2023 в Единый государственный реестр недвижимости внесено 1 249 сведений о правах на ранее учтенные объекты недвижимости, расположенные на территории МО ГО "Сыктывкар" и зарегистрированные в соответствии с положениями ст. 69 и 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Общая сумма предъявленных к уплате имущественных налогов в отношении ранее учтенных объектов составляет 1 257,6 тыс. руб.
3. Неиспользуемые земельные участки вовлечены в хозяйственный оборот, проведены комплексные кадастровые работы (в течение 2022 года было заключено 9 контрактов на общую сумму 530,3 тыс. рублей на выполнение работ по постановке земельных участков на государственный кадастровый учет. В рамках указанных контрактов поставлены на государственный кадастровый учет 85 земельных участков, в т.ч. 53 земельных участка для проведения торгов, 30 участков для льготных категорий граждан и 2 участка автомобильных дорог общего пользования).
4. Повышение эффективности управления муниципальными земельными ресурсами и земельными ресурсами, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлено путем предоставления в собственность граждан и юридических лиц 246 земельных участков, предоставлено в аренду гражданам и юридическим лицам 273 земельных участка, предоставлено в безвозмездное пользование 152 земельных участка.
За 2022 год в бюджет МО ГО "Сыктывкар" поступили арендные платежи за пользование земельными участками, находящимися в ведении МО ГО "Сыктывкар", на сумму 173 494,5 тыс. рублей.
5. Приняты следующие меры поддержки граждан, отправившихся в зону проведения специальной военной операции:
- решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.11.2022 N 18/2022-271 установлена налоговая льгота в размере 100% по налогу на имущество физических лиц для граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации или заключивших контракт в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (по данным ИФНС по г. Сыктывкару указанной льготой воспользовались 38 налогоплательщиков, общая сумма оказанной поддержки в 2022 году составила 70,0 тыс. рублей);
- решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 18.05.2023 N 22/2023-323 освобождены от внесения арендной платы в бюджет МО ГО "Сыктывкар" по договорам аренды муниципального имущества, находящегося в казне МО ГО "Сыктывкар" (в том числе земельных участков, являющихся собственностью МО ГО "Сыктывкар", а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена), в связи с частичной мобилизацией физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица;
- решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 28.09.2023 N 25/2023-357 освобождены от налогообложения по земельному налогу граждане, призванные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, или проходящие (проходившие) военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании для обслуживания индивидуального жилого дома, находящегося в собственности данных граждан, а также земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, огородничества или животноводства, садоводства и обслуживания индивидуальных гаражей, за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
II. Основные направления бюджетной и налоговой политики МО ГО "Сыктывкар" на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на предстоящий трехлетний период с учетом текущей социально-экономической ситуации останется сохранение сбалансированности и устойчивости бюджета МО ГО "Сыктывкар" посредством:
1) обеспечения соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) сохранения условий роста налоговых и неналоговых доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар";
3) сдерживания роста расходов бюджета МО ГО "Сыктывкар";
4) сохранения объема муниципального долга МО ГО "Сыктывкар" на безопасном уровне.
Эффективность управления бюджетной политикой МО ГО "Сыктывкар" на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов планируется обеспечить по следующим основным направлениям:
1. Повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:
- осуществления бюджетных расходов исходя из приоритизации (первостепенности) расходных обязательств с учетом возможностей доходной базы бюджета;
- недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
- реализации мероприятий муниципальных программ на принципах прозрачности и открытости;
- систематизации муниципальных программ, контроля за их реализацией;
- реализации региональных (национальных) проектов с установлением персональной ответственности главных администраторов средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" за достижение показателей результативности использования предоставляемых межбюджетных трансфертов.
2. Недопущение образования просроченной кредиторской задолженности.
3. Взыскание дебиторской задолженности в соответствии с принятыми регламентами реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним.
4. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов путем участия в государственных проектах (программах) и конкурсах.
5. Повышение качества оказываемых муниципальных услуг, в том числе за
счет:
- оптимизации сети муниципальных учреждений;
- повышения ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в бюджет МО ГО "Сыктывкар" в случае недостижения показателей, установленных в муниципальном задании.
6. Оптимизация путем сокращения до 20% расходов, связанных с закупками, ремонтами, командировочным расходами, субсидиями на иные цели автономных, бюджетных учреждений и других расходов, не относящихся к первоочередным.
7. Мониторинг финансового рынка на предмет определения оптимального периода и условий заимствований.
8. Продолжение практики управления остатками средств на едином счете местного бюджета, включая привлечение и возврат средств муниципальных учреждений города, для снижения объема муниципального долга.
9. Обеспечение исполнения социальных обязательств, включая оплату труда в бюджетной сфере, безусловное исполнение публичных нормативных обязательств.
10. Соблюдение норматива формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в МО ГО "Сыктывкар".
11. Совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности, обеспечения гласности, прозрачности и конкурентности закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе закупки через электронный магазин.
12. Вовлечение граждан в бюджетный процесс путем:
- открытого размещения на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в системе "Электронный бюджет", на официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар" информации, связанной с реализацией бюджетного процесса;
- проведения публичных слушаний, заседаний общественного Совета МО ГО "Сыктывкар" по формированию и исполнению бюджета;
- реализации мероприятий Программы повышения финансовой грамотности на территории МО ГО "Сыктывкар";
- формирования и публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" брошюр "Бюджет для граждан";
- развития практики сотрудничества органов местного самоуправления с гражданами и общественностью города в решении вопросов местного значения в рамках реализации инициативных проектов.
Налоговая политика МО ГО "Сыктывкар" будет выстраиваться с учетом изменений федерального законодательства, а также законодательства Республики Коми. Основные направления налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов создают условия для сохранения тенденции уже реализуемых мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города.
Во исполнение указанной цели налоговая политика будет направлена на решение следующих задач:
1. Совершенствование муниципальных нормативных правовых актов о местных налогах с учетом изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации.
2. Создание условий для поддержания роста налогового потенциала города за счет сохранения всех действующих, а также введения новых механизмов налогового стимулирования инвестиционной деятельности, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов, повышения собираемости доходов.
3. Оптимизация налоговых расходов с учетом результатов оценки их социальной и бюджетной эффективности, а также их соответствия целям муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар" и (или) целям социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар".
4. Ежегодное проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот, принятие мер по устранению неэффективных налоговых льгот.
5. Совершенствование механизмов налоговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на сохранение их деятельности в условиях действия внешних санкций, стимулирование самозанятости и предпринимательской инициативы.
6. Совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия с налоговыми и иными территориальными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Коми по обеспечению полноты и своевременности поступлений доходов городского бюджета, в том числе путем рассмотрения вопросов о задолженности физических лиц по налоговым платежам, по предотвращению неформальной занятости населения в рамках работы межведомственных комиссий по своевременному поступлению платежей в городской бюджет.
7. Повышение эффективности использования и управления земельно-имущественным комплексом города посредством:
- актуализации и уточнения сведений об объектах недвижимости в целях обеспечения наиболее достоверных результатов государственной кадастровой оценки;
- планирования территории и формирования земельных участков для строительства, в том числе в рамках комплексного развития территории для проведения торгов на право заключения договоров аренды и договоров о комплексном развитии территории;
- осуществления муниципального земельного контроля в целях обеспечения платности использования земельных участков.
В связи с объективным ограничением роста налоговой базы приоритетными направлениями налоговой политики МО ГО "Сыктывкар" в среднесрочном периоде являются налоговая поддержка инвестиционной деятельности и субъектов малого и среднего предпринимательства. Для города данные направления имеют стратегическое значение и направлены на перспективный рост доходов бюджета.
Приоритетным направлением является установление для организаций, реализующих на территории МО ГО "Сыктывкар" инвестиционные проекты и приоритетные инвестиционные проекты, пониженных налоговых ставок по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Планируется продолжение реализации мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности и сокращение неформальной занятости путем расширения практики применения специального налогового режима "налог на профессиональный доход", регистрации граждан в качестве "самозанятых" и вовлечения их в экономику. В целях стимулирования добросовестного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств перед бюджетом и повышения уровня налоговой культуры, планируется дальнейшая реализация и расширение мер их поддержки.
В условиях меняющейся социально-экономической ситуации проводимая бюджетная и налоговая политика МО ГО "Сыктывкар" на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов способствует сохранению устойчивости бюджетной системы МО ГО "Сыктывкар".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Республики Коми от 12 октября 2023 г.... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.