Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу
социально-экономического развития
Ставропольского края на 2024 год
и на период до 2026 года
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Ставропольского края на 2024 год и на период до 2026 года
Прогноз социально-экономического развития Ставропольского края на 2024 год и на период до 2026 года (далее - Прогноз) разработан на основе анализа сложившейся ситуации в экономике, тенденций ее развития и в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - сценарные условия), основных положений Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года, утвержденной Законом Ставропольского края "О Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года", с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 30 августа 2023 г. N 520-рп.
Прогноз учитывает итоги социально-экономического развития Ставропольского края за 2022 год и январь - июнь 2023 года, а также прогнозные данные исполнительных органов Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других субъектов прогнозирования.
Кроме того, в 2023 году разработка Прогноза осуществлялась не только с учетом восстановления экономических условий, связанных с эпидемиологическими факторами, но и с учетом развития экономики в условиях внешнего санкционного давления, в связи с этим сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития в среднесрочном периоде.
Разработка Прогноза осуществлялась исходя из приоритетов и задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - указы Президента Российской Федерации), с учетом состояния и динамики мировой экономики, конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков, а также состояния и тенденций развития российской экономики.
Прогноз разработан в трех основных вариантах: консервативный вариант, базовый вариант и целевой вариант. Различие вариантов Прогноза обусловлено отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики развития, перспективами структурного и бюджетного маневра, возможностью сохранения санкционного режима со стороны некоторых стран Европейского союза и Соединенных Штатов Америки и продэмбарго со стороны России, а также вероятностью сохранения ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.
Консервативный вариант Прогноза разрабатывается на основе сценарных условий, характеризующих существенное ухудшение темпов экономического роста Ставропольского края, внешнеэкономических и иных условий.
Базовый вариант Прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики Ставропольского края при сценарных условиях, характеризующих консервативные оценки темпов экономического роста Ставропольского края, внешнеэкономических и иных условий.
Целевой вариант Прогноза основан на сценарных условиях, предусматривающих достижение значений целевых показателей социально-экономического развития Ставропольского края, обеспечивающих достижение целей и решение задач стратегического планирования Ставропольского края.
Прогноз сформирован с учетом глубокого изучения ретроспективных данных, анализа внешней ситуации и процессов, происходящих в различных направлениях регионального развития.
На сегодняшний день развитие экономики Ставропольского края продолжает определяться с учетом вызовов и рисков из-за введенных в отношении Российской Федерации иностранными государствами экономических санкций.
В условиях внешнего санкционного давления основными рисками экономического развития Ставропольского края являются следующие риски:
нарушение цепочек поставок оборудования (комплектующих к нему), сырья и расходных материалов из стран Европейского союза, Японии и Соединенных Штатов Америки;
проведение банковских расчетов с контрагентами через российские банки, попавшие под санкции стран Европейского союза, Японии и Соединенных Штатов Америки;
удорожание логистической составляющей ввиду подорожания топлива и запчастей, в том числе резкие скачки цен на приобретение сырья;
рост себестоимости строительства;
отказ иностранных контрагентов от сотрудничества с местными поставщиками.
В рамках реализации инфраструктурных проектов неблагоприятные изменения рыночной ситуации могут привести к росту уровня проблемных кредитов и повлиять на уровень возврата долга по кредитам. Одним из путей решения является пересмотр плановых резервов, качества активов и прогнозных погашений по кредитам, что позволит своевременно оценить потребность в ликвидности финансовых организаций и минимизировать негативное влияние на рост процентов по кредитам.
Ключевыми направлениями экспорта Ставропольского края за последние пять лет остаются удобрения, драгоценные камни, продукты органической химии, зерно и продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе масло подсолнечное, мясо птицы и мука, поэтому от динамики развития промышленного и сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае зависит уровень доходов бюджета Ставропольского края и благополучие населения Ставропольского края.
Геополитическая и экономическая ситуация в мире переориентирует экспортный потенциал Ставропольского края в сторону стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Таким образом, учитывая структуру экономики Ставропольского края, его географическое положение и экспортный потенциал, наиболее перспективными рыночными партнерами выступают Республика Азербайджан, Алжирская Народная Демократическая Республика, Арабская Республика Египет, Республика Индия, Исламская Республика Иран, Королевство Марокко, Федеративная Республика Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирийская Арабская Республика, Тунисская Республика, Турецкая Республика, Южно-Африканская Республика.
Валовой региональный продукт Ставропольского края (далее - ВРП края) по итогам 2022 года, по предварительной оценке, составит 1 142,00 млрд. рублей, индекс физического объема ВРП края - 99,20 процента. В 2023 году в условиях изменения геополитической и экономической ситуации в Российской Федерации, в том числе в Ставропольском крае, в связи с санкционным давлением со стороны недружественных государств, по предварительной оценке, ВРП края в сопоставимых ценах увеличится по сравнению с 2022 годом на 2,50 процента, при этом его размер в действующих ценах составит 1 205,70 млрд. рублей.
С учетом принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительством Ставропольского края мер по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях внешнего санкционного давления по базовому варианту Прогноза в 2024 году ожидается восстановительный рост экономики Ставропольского края, индекс физического объема ВРП края, по предварительной оценке, составит 102,60 процента. В плановом периоде 2025 - 2026 годов ожидаются ежегодные умеренные темпы роста ВРП края в диапазоне от 102,80 процента до 102,90 процента.
По консервативному варианту Прогноза в плановом периоде 2024 - 2026 годов темпы роста ВРП края ожидаются в диапазоне от 101,60 процента до 101,50 процента, по целевому варианту Прогноза - в диапазоне от 103,20 процента до 103,30 процента.
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу, за январь - июнь 2023 года на развитие экономики и социальной сферы Ставропольского края по полному кругу организаций использовано 114,10 млрд. рублей инвестиций в основной капитал или 106,90 процента к соответствующему периоду 2022 года в сопоставимых ценах.
Прогнозируется, что объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2023 году составит 300,00 млрд. рублей, индекс физического объема инвестиций в основной капитал - 102,80 процента.
В 2023 году продолжается реализация инвестиционных проектов, которые окажут влияние на уровень инвестиций в экономику Ставропольского края, по следующим направлениям:
развитие ветрогенерации;
создание сельскохозяйственных и перерабатывающих производств;
развитие санаторно-курортной отрасли;
развитие промышленности;
развитие логистики.
Важным механизмом государственной поддержки является предоставление налоговых преимуществ субъектам инвестиционной деятельности, в том числе по налогу на прибыль организаций.
Всего по состоянию на 01 июля 2023 года между Правительством Ставропольского края и инвесторами, реализующими инвестиционные проекты по приоритетным направлениям инвестиционной деятельности, заключено 40 соглашений, предусматривающих реализацию таких проектов общей стоимостью 88,7 млрд. рублей и создание 4 249 рабочих мест.
С 2017 года на территории муниципального образования городского округа - города Невинномысска Ставропольского края создана и функционирует территория опережающего социально-экономического развития "Невинномысск". По состоянию на 01 июля 2023 года резидентами территории опережающего социально-экономического развития "Невинномысск" стали 44 предприятия, сумма инвестиций составила 12,70 млрд. рублей, создано 5 918 рабочих мест.
В перспективе дальнейшему инвестиционному росту экономики Ставропольского края будет способствовать реализация ряда крупных инвестиционных проектов, которые направлены на производство импортозамещающей продукции и привлечение инвесторов для выпуска продукции на территории Ставропольского края.
В Ставропольском крае функционируют 9 региональных парков, резидентами которых стали 16 предприятий, реализующих инвестиционные проекты общей стоимостью более 65,00 млрд. рублей. Реализация данных инвестиционных проектов позволит создать в Ставропольском крае 4 300 рабочих мест. За время функционирования региональных парков освоено более 59,00 млрд. рублей и создано более 2 400 рабочих мест.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по базовому варианту Прогноза к 2026 году планируется к увеличению до 361,30 млрд. рублей, индекс физического объема инвестиций в основной капитал - до 105,20 процента.
Ключевую роль в развитии экономики Ставропольского края играет промышленный комплекс Ставропольского края. В 2022 году на долю промышленного комплекса Ставропольского края приходилось 22,10 процента ВРП края.
Индекс промышленного производства в Ставропольском крае в январе - июне 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составил 102,10 процента, в том числе по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 83,50 процента, "Обрабатывающие производства" - 102,10 процента, "Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха" - 104,90 процента, "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 97,70 процента.
Прогнозируется, что индекс промышленного производства в Ставропольском крае по итогам 2023 года составит 102,10 процента.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности за январь - июнь 2023 года составил 283,30 млрд. рублей, что на 6,50 процента меньше, чем за аналогичный период 2022 года.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" за январь - июнь 2023 года составил 214,93 млрд. рублей, что на 7,20 процента меньше, чем за аналогичный период 2022 года.
В структуре объема отгруженной продукции предприятий обрабатывающих производств лидирующие позиции занимают производство пищевых продуктов с долей отгруженной продукции 28,50 процента (26,00 процента в соответствующем периоде 2022 года) и производство химических веществ и химических продуктов с долей отгруженной продукции 30,90 процента (43,28 процента в соответствующем периоде 2022 года).
Динамика индекса промышленного производства до 2026 года обусловлена влиянием производственных факторов, а также валютных и рыночных колебаний.
Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства) за январь - июнь 2023 года составил 70,10 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 0,60 процента выше уровня аналогичного периода 2022 года. Объем производства продукции в сельскохозяйственных организациях за январь - июнь 2023 года составил 49,79 млрд. рублей, что на 0,20 процента ниже, чем за аналогичный период 2022 года.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах по итогам 2023 года прогнозируется в сумме 278,10 млрд. рублей или 101,60 процента к уровню 2022 года. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий по итогам 2023 года составит 98,20 процента, индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий - 102,92 процента.
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу, в хозяйствах всех категорий размер посевных площадей под урожай 2023 года по сравнению с 2022 годом сократился на 1,80 процента и составил 3,00 млн. гектаров. На зерновые и зернобобовые культуры (включая кукурузу) приходилось 80,40 процента посевных площадей, на технические культуры - 15,90 процента посевных площадей, на кормовые культуры - 2,80 процента посевных площадей.
При сохранившихся темпах поступления инвестиций, государственной поддержки и благоприятных погодных условиях по базовому варианту Прогноза в 2024 году ожидается произвести продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах на сумму 294,43 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке составит 101,70 процента к уровню 2023 года, в 2025 году - на сумму 311,41 млрд. рублей или 101,70 процента к уровню 2024 года, в 2026 году - на сумму 329,69 млрд. рублей или 101,70 процента к уровню 2024 года.
С учетом создания условий для интенсификации инвестиционной деятельности по целевому варианту Прогноза в 2024 году прогнозируется произвести продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах на сумму 295,59 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке составит 101,90 процента к уровню 2023 года, в 2025 году - на сумму 313,86 млрд. рублей или 102,10 процента к уровню 2024 года, в 2026 году - на сумму 333,28 млрд. рублей или 101,90 процента к уровню 2025 года.
Оборот розничной торговли в январе - июне 2023 года составил 331,20 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 8,20 процента выше, чем в соответствующем периоде 2022 года. Оборот розничной торговли на 91,20 процента формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, на 8,80 процента - розничными рынками и ярмарками.
Прогнозируется, что оборот розничной торговли по итогам 2023 года составит 665,70 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 4,30 процента выше уровня 2022 года, по базовому варианту Прогноза в плановом периоде 2024 - 2026 годов данный показатель планируется к увеличению до 822,70 млрд. рублей и в сопоставимых ценах составит 103,50 процента.
В 2023 году прогнозируется замедление годовых темпов инфляции вследствие происходящего налаживания новых путей поставок товаров, что может поддержать восстановление предложения импортных товаров и товаров, при производстве которых используются импортное сырье и комплектующие.
Индекс потребительских цен в июне 2023 года к декабрю 2022 года составил 103,50 процента, в июне 2022 года к декабрю 2021 года - 108,90 процента. Инфляция, по предварительной оценке, в 2023 году снизится по сравнению с 2022 годом и в среднем за год составит 6,50 процента. В плановом периоде 2024 - 2026 годов инфляция будет снижаться с 5,50 процента до уровня 4,20 процента.
Прибыль прибыльных организаций Ставропольского края по базовому варианту Прогноза к 2026 году по сравнению с 2023 годом планируется к увеличению на 5,1 процента и оценочно составит 254,09 млрд. рублей. Позитивными факторами изменения данного показателя станут рост объемов реализации продукции, ценовые факторы и операционные расходы прибыльных организаций Ставропольского края.
Количество туристов, посетивших Ставропольский край в 2023 году, по предварительной оценке, увеличится по сравнению с 2022 годом и составит 3,2 млн. человек. В 2026 году по базовому варианту Прогноза планируется, что Ставропольский край посетят 3,80 млн. человек.
Объем платных услуг, оказываемых организациями санаторно-курортного и туристского комплексов Ставропольского края, в 2023 году оценочно составит 37,30 млрд. рублей, в 2026 году по базовому варианту Прогноза планируется увеличение данного показателя до 38,39 млрд. рублей.
Фонд начисленной заработной платы работников организаций Ставропольского края по итогам 2023 года оценивается в размере 308,35 млрд. рублей. По базовому варианту Прогноза данный показатель к 2026 году составит 354,90 млрд. рублей, что на 4,50 процента выше уровня 2025 года.
Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам в январе - мае 2023 года (по полному кругу организаций, включая субъекты малого предпринимательства), увеличилась в сравнении с аналогичным периодом 2022 года на 13,80 процента и составила 43 350,20 рубля. В 2023 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в целом по Ставропольскому краю оценочно составит 45 914,60 рубля, а к 2026 году увеличится по базовому варианту Прогноза до 54 941,20 рубля.
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), по предварительной оценке, в 2023 году составит 33 058,50 рубля или 106,72 процента к уровню 2022 года, в 2026 году по базовому варианту Прогноза - 39 557,70 рубля или 119,66 процента к уровню 2023 года.
Во внебюджетном секторе экономики рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда при сохранении спроса на них.
На конец июня 2023 года в качестве безработных в органах службы занятости населения Ставропольского края (далее - органы службы занятости) зарегистрированы 7,50 тыс. человек, из них 5,30 тыс. человек получили пособие по безработице.
Ситуация на рынке труда Ставропольского края в 2023 году характеризуется низкой напряженностью и низкими значениями безработицы. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости (на конец года), в 2023 году оценочно составит 7,70 тыс. человек. К 2026 году по базовому варианту Прогноза планируется снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости (на конец года), до 7,10 тыс. человек.
Численность населения Ставропольского края, по предварительной оценке, на 01 июня 2023 года составила 2 887,80 тыс. человек. За январь - май 2023 года отмечается естественная убыль населения Ставропольского края в количестве 3 415 человек, в январе - мае 2022 года естественная убыль населения Ставропольского края составляла 6 226 человек.
Среднегодовая численность населения Ставропольского края по базовому варианту Прогноза к 2026 году уменьшится по сравнению с 2022 годом на 1,08 процента и составит 2 865,50 тыс. человек. Сокращение численности населения Ставропольского края является результатом роста естественной убыли и миграционного оттока населения Ставропольского края.
В целом по Ставропольскому краю число умерших за январь - май 2023 года на 40,00 процента превысило число родившихся, за соответствующий период 2022 года число умерших превысило число родившихся на 60,00 процента. Естественный прирост населения Ставропольского края в январе - мае 2023 года зарегистрирован на территории Степновского муниципального округа и Нефтекумского городского округа Ставропольского края, в аналогичном периоде 2022 года - на территории Нефтекумского городского округа Ставропольского края.
В январе - мае 2023 года на территорию Ставропольского края, исключая внутрикраевую миграцию, прибыло 13 213 человек, выбыло из Ставропольского края 13 177 человек. Миграционный прирост населения Ставропольского края составил 36 человек. В аналогичном периоде 2022 года на территории Ставропольского края наблюдался миграционный отток населения Ставропольского края в количестве 3 263 человек.
Предварительная оценка показателей Прогноза по итогам 2023 года произведена с учетом основных параметров и результатов реализации государственных программ Ставропольского края, разработанных в соответствии с перечнем государственных программ Ставропольского края, планируемых к разработке, утвержденным распоряжением Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2013 г. N 319-рп.
Достижение показателей Прогноза в плановом периоде 2024 - 2026 годов предполагается с учетом основных параметров и результатов реализации государственных программ Ставропольского края, разрабатываемых в соответствии с перечнем государственных программ Ставропольского края, планируемых к разработке, утвержденным распоряжением Правительства Ставропольского края от 12 июля 2023 г. N 379-рп (далее - перечень).
В соответствии с перечнем с 01 января 2024 года на территории Ставропольского края в 2024 году планируются к реализации 22 государственные программы Ставропольского края по направлениям:
новое качество жизни населения в Ставропольском крае (16 государственных программ Ставропольского края);
устойчивое развитие и модернизация экономики, развитие инноваций в Ставропольском крае (6 государственных программ Ставропольского края).
Реальные денежные доходы населения Ставропольского края в 2023 году предположительно составят 103,00 процента к уровню 2022 года, в 2026 году по базовому варианту Прогноза - 102,60 процента к уровню 2025 года. Прогнозируется, что по итогам 2023 года доля населения Ставропольского края, имеющего денежные доходы ниже границы бедности, в общей численности населения Ставропольского края составит 11,20 процента и снизится на 0,50 процентного пункта по сравнению с 2022 годом, а в 2026 году по базовому варианту Прогноза планируется снижение данного показателя до 10,00 процента.
Базовый вариант Прогноза предлагается использовать для разработки параметров бюджета Ставропольского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.