Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
образования
Оренбургской области
от 18.10.2023 N 01-21/1632
Положение
о центре опережающей профессиональной подготовки в Оренбургской области
I. Общие положения
Центр опережающей профессиональной подготовки в Оренбургской области (далее - ЦОПП) создается в целях обеспечения модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, разработки и распространения в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28.02.2019 N Р-16 "Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки".
ЦОПП создается как структурное подразделение Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Гуманитарно-технический техникум" г. Оренбурга.
II. Цель и задачи ЦОПП
2.1. Цель ЦОПП - мобилизация ресурсов Оренбургской области для опережающей профессиональной подготовки, в том числе профессиональной ориентации, среднего профессионального образования, профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан.
2.2. Основными задачами ЦОПП являются:
выявление потребностей в подготовке кадров для отраслей экономики Оренбургской области;
создание единой образовательной среды через формирование банка лучших практик, каталога модулей по основным программам профессиональной подготовки, по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, реестра цифровых образовательных ресурсов;
разработка и реализация дополнительных профессиональных программ для преподавателей и мастеров производственного обучения;
содействие в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений и иных работ по заказам предприятий реального сектора экономики;
разработка и реализация программ профессиональной ориентации для обучающихся общеобразовательных организаций, а также обучения их первой профессии;
формирование и обеспечение функционирования сети опережающей профессиональной подготовки в Оренбургской области;
разработка рекомендаций и "дорожных карт" по повышению эффективности развития профессионального образования в условиях системной трансформации общества, включая внедрение цифровых технологий;
организация работы по содействию занятости и трудоустройству студентов и выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, а также выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, предусматривающие педагогический вид деятельности;
привлечение представителей работодателей к участию в процессе опережающего обучения, организации стажировки и прохождения практической подготовки обучающихся;
создание единой цифровой среды системы среднего профессионального образования;
формирование базы данных по программам профессионального обучения, профессиональной подготовки и дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым профессиональными образовательными организациями Оренбургской области;
повышение популярности и имиджа рабочих профессий в Оренбургской области.
III. Основные функции ЦОПП
ЦОПП в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
3.1. Проводит анализ актуального состояния и изменений на рынке труда Оренбургской области, составляет прогноз востребованности кадров в Оренбургской области.
3.2. Разрабатывает план мероприятий по устранению существующего и потенциального дефицита кадров с учетом синхронизации системы подготовки кадров в профессиональном образовании и кадровой потребности экономики Оренбургской области.
3.3. Координирует деятельность сети современных мастерских и лабораторий, созданных в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования") и Федерального проекта "Профессионалитет" в части выполнения показателей проекта.
3.4. Анализирует потребность профессиональных образовательных организаций по созданию новых современных мастерских и лабораторий, организует взаимодействие с социальными партнерами по поддержке существующих и вновь создаваемых современных мастерских и лабораторий.
3.5. Организует деятельность по консолидации общественно-профессиональных сообществ, методических объединений, экспертных сообществ, представителей бизнеса по выработке обоснованных предложений и мер по совершенствованию подготовки кадров для региональной экономики.
3.6. Проводит агрегацию программ профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций и взрослых, программ предпрофессиональной подготовки, организацию обучения первой профессии обучающихся общеобразовательных организаций.
3.7. Содействует в трудоустройстве студентам и выпускникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, а также выпускникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, предусматривающие педагогический вид деятельности, в том числе в рамках реализации договоров о целевом обучении, закреплению на рабочем месте.
3.8. Выполняет сбор, анализ и трансляцию лучших региональных, отраслевых, межрегиональных, международных практик в области подготовки и воспроизводства кадров для экономики региона, страны, в том числе по разработке, производству и коммерциализации высокотехнологичных решений по востребованным направлениям регионального сектора экономики.
3.9. Координирует внедрения, развития, совершенствования процессов цифровизации, агрегацию цифровых ресурсов в региональной системе профессионального образования.
3.10. Участвует в формировании перечня приоритетных для Оренбургской области групп компетенций (отдельных компетенций).
3.11. Участвует в формировании областного заказа на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностью работодателей в кадрах.
3.12. Проводит общественно значимые мероприятия.
3.13. Координирует взаимодействие с образовательными организациями и с работодателями по организации практической подготовки студентов, организации практико-ориентированного (дуального) обучения, определению базовых предприятий и предприятий-партнеров.
3.14. Координирует деятельность современных мастерских и лабораторий, созданных в рамках реализации федерального проекта "Молодые профессионалы", Федерального проекта "Профессионалитет".
3.15. Ведет информационные базы данных, участвует в обработке данных, предоставлении услуг по размещению информации.
3.16. Создает и своевременно обновляет реестр выпускников образовательных организаций.
3.17. Проводит социологические исследования, анкетирование и психологическое тестирование обучающихся образовательных организаций Оренбургской области по вопросам профессионального самоопределения (далее - исследования) и представляет в министерство образования Оренбургской области аналитические справки по итогам проведения исследований.
3.18. На основе установленных требований к содержанию программ обучения, по согласованию с заказчиком, разрабатывает, утверждает и реализует образовательные программы (основные и дополнительные профессиональные программы), их отдельные части (модули), в том числе с привлечением ресурсов сетевых работодателей.
3.19. Обеспечивает:
сбор (агрегацию) ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ ЦОПП;
условия для проведения итоговой аттестации выпускников по программам ЦОПП, в том числе с использованием механизмов демонстрационного экзамена.
3.20. Разрабатывает комплекс мер по профессиональной ориентации граждан, в том числе обучающихся общеобразовательных организаций, и организует деятельность по его реализации.
3.21. Организует обучение обучающихся общеобразовательных организаций первой профессии.
3.22. Организует коммерческую деятельность в целях удовлетворения запросов:
предприятий и организаций Оренбургской области, всех категорий граждан в получении образовательных услуг по программам ЦОПП;
образовательных и иных организаций в получении консультационных услуг по вопросам опережающей профессиональной подготовки;
организаций, граждан в приобретении учебных и методических материалов по вопросам опережающей профессиональной подготовки.
3.23. Обеспечивает заполнение установленной отчётности о деятельности ЦОПП, в том числе представляет ежегодный аналитический отчёт о деятельности ЦОПП по основным функциональным направлениям с приложением статистической отчётности. Готовит необходимую документацию.
3.24. Осуществляет связь с организациями и предприятиями, общественными объединениями с целью совершенствования содержания, технологий и форм обучения.
IV. Информационное обеспечение
4.1. В целях информационного сопровождения деятельности ЦОПП и комплексного оперативного управления опережающей профессиональной подготовкой создается и функционирует информационный ресурс (цифровая платформа) ЦОПП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.2. На платформе размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии базы данных ресурсов для опережающей подготовки:
4.2.1. База данных информационно-справочных ресурсов включает в себя данные мониторинга и анализа актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда Оренбургской области, прогноз востребованности кадров и компетенций, данные о федеральных и региональных национальных образовательных проектах, реализуемых в Оренбургской области и относящихся к компетенции ЦОПП.
4.2.2. База данных материально-технических ресурсов включает в себя:
перечень образовательных и иных организаций, участвующих в реализации программ опережающей профессиональной подготовки, а также перечень учебных аудиторий, мастерских и лабораторий (в том числе сосредоточенных на базе центров проведения демонстрационного экзамена), для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательными программами опережающей профессиональной подготовки;
перечень имеющегося оборудования в разрезе компетенций, отвечающего современным стандартам и передовым технологиям, техническим средствам обучения и компьютерной техники, с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.2.3. База данных кадровых ресурсов включает в себя перечень (по компетенциям) преподавателей, мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, прошедших дополнительное профессиональное образование на уровне лучших национальных и мировых стандартов и практик, представителей предприятий-работодателей, в том числе учебных центров предприятий, преподавателей и наставников, участвующих в мероприятиях по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.
4.2.4. База данных образовательных программ включает в себя разработанные и реализуемые основные и дополнительные профессиональные программы и (или) аннотации к программам, основанные на лучших мировых стандартах и практиках, а также банки оценочных средств, направленных на оценку профессиональных компетенций, методические рекомендации по профессиональному развитию.
4.2.5. База данных информационно-коммуникационных ресурсов включает в себя перечень ссылок на платформы онлайн-образования, профориентации, профессионального тестирования, оценки компетенций, иные информационные и аналитические платформы, обеспечивающие организацию деятельности ЦОПП.
4.3. Базы данных ЦОПП формируются и размещаются на цифровой платформе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном действующим законодательством.
4.4. Правила и процедуры подключения цифровой платформы ЦОПП к другим цифровым платформам и обмен данными регулируются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и других органов исполнительной власти.
V. Проектирование, конструирование, разработка и реализация программ опережающей профессиональной подготовки
5.1. ЦОПП координирует разработку программ опережающей профессиональной подготовки, обеспечивает экспертизу предоставляемых для размещения программ.
5.2. ЦОПП формирует модульную структуру программ опережающей профессиональной подготовки (далее - ОПП, обеспечивает конструирование и разработку (проектирование) программ ОПП.
5.3. Программы и модули образовательных программ:
разрабатываются с использованием лучших практик подготовки кадров, отраслевых практик, новых и перспективных технологий.
5.4. Программы и их отдельные модули разрабатываются с использованием принципа "конструктора компетенций". Программа ОПП может состоять из всех или части элементов (модулей) компетенции, а также включать элементы (модули) из разных компетенций.
Каждому модулю любой из компетенций соответствуют определенные требования к материально-техническому оснащению и к компетентности педагога, мастера эксперта или наставника, которые могут проводить обучение по данному модулю. При разработке программ используются также базовые принципы объективной оценки результатов подготовки кадров.
5.5. Принципом реализации программ ОПП является ускоренное обучение с длительностью программ не более шести месяцев.
5.6. Оценка результатов освоения программ ОПП осуществляется в том числе с применением механизма демонстрационного экзамена в соответствии с базовыми принципами объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров. В ходе демонстрационного экзамена производится оценка освоения модулей компетенции (компетенций), входящих в состав программы ОПП.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.1. В целях опережающей профессиональной подготовки разрабатываются следующие программы по компетенциям:
5.7.1. Программы профессиональных модулей для интегрирования в образовательные программы среднего профессионального образования.
Программы, предусматривающие освоение компетенции и являющиеся частью образовательных программ среднего профессионального образования (в том числе вариативной части программ);
5.7.2. Образовательные программы для обучающихся общеобразовательных организаций.
Включают в себя дополнительные общеразвивающие программы, обеспечивающие профессиональную ориентацию обучающихся, в том числе в виде профессиональных проб; программы профессионального обучения, направленные на получение обучающимися первой профессии;
5.7.3. Программы под заказ работодателей.
Включают в себя дополнительные профессиональные программы и основные программы профессионального обучения, ориентированные на специфику конкретного производства и особенности технологического процесса на отдельных предприятиях, и направлены на целевое освоение сотрудниками предприятий новых и перспективных профессиональных технологий;
5.7.4. Отраслевые программы.
Включают в себя дополнительные профессиональные программы и основные программы профессионального обучения, ориентированные на программы развития отраслей, в том числе на освоение новых и сквозных отраслевых технологий, оборудования, инструментов, материалов;
5.7.5. Программы по востребованным, новым и перспективным профессиям для граждан всех возрастов.
Включают в себя программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы, ориентированные на целевую группу граждан всех возрастов в соответствии с региональными потребностями, в том числе для снятия напряженности на рынке труда.
5.8. При разработке программ ОПП ЦОПП пользуется индикаторами готовности программы к реализации:
"определена компетенция программы, соответствующая перечню компетенций ОПП";
"сформирован заказ на ОПП по программе";
"разработан макет программы и содержание модулей программы";
"определены и доступны все виды образовательных ресурсов для реализации программы";
"определены требования к результату подготовки и форме его оценки";
"разработаны комплекты оценочной документации для осуществления оценки результатов обучающихся".
5.9. ЦОПП содействует появлению в Оренбургской области новых компетенций путем организации разработки документации по новым компетенциям, повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, обеспеченности доступности современной материально-технической базы (оснащения мастерских), формирования и развития экспертных сообществ по новым компетенциям.
5.10. ЦОПП осуществляет привлечение представителей научных и образовательных организаций Оренбургской области, реализующих программы профессионального образования, дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций для реализации образовательных программ и профориентационных проектов.
VI. Совместное использование материально-технической базы для реализации программ
6.1. Использование ЦОПП совместно с другими организациями материально-технической базы осуществляется при реализации образовательных программ в сетевой форме, а также в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации по договорам аренды (субаренды) или безвозмездного пользования.
6.2. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (при реализации части образовательной программы характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных образовательной программой), порядок разработки и утверждения образовательной программы;
статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся;
условия и порядок осуществления образовательной деятельности по реализации образовательной программы, в том числе распределение обязанностей между организациями-участниками, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией;
выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, которыми выдаются данные документы;
финансовое обеспечение реализации образовательной программы;
срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
6.3. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Оренбургской области от 18 октября 2023 г. N 01-21/1632 "Об утверждении положения о центре... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.