Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 451801-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" (в части уточнения законодательных норм о выборах Президента Российской Федерации) внесен депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Д.В. Бессарабовым, Д.Ф. Вяткиным, сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, В.В. Полетаевым, Н.В. Федоровым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 451801-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" (в части уточнения законодательных норм о выборах Президента Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Д.В. Бессарабовым, Д.Ф. Вяткиным, сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, В.В. Полетаевым, Н.В. Федоровым (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроектом уточняются положения Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и приводятся в соответствие с ранее внесенными изменениями в федеральные законы от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В частности, законопроект предусматривает уточнение положений относительно фото- и видеосъемки на избирательных участках. Так, согласно законопроекту, фото- и (или) видеосъемка должна осуществляться лицами, имеющими в соответствии с настоящим Федеральным законом право на ее осуществление, таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, а также чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом.
Законопроектом также закрепляется правило, что в случае появления судимости у зарегистрированного кандидата он или его доверенноге лицо обязаны представить в зарегистрировавшую данного кандидата избирательную комиссию сведения об указанной судимости в письменной форме.
Законопроектом устанавливаются особенности открытия и использования счетов, открываемых избирательным комиссиям, регулируются вопросы оплаты труда членам избирательных комиссий, а также закрепляется возможность софинансирования из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации.
Законопроект устанавливает предельную стоимость изготовления агитационных материалов в размере 2% от прожиточного минимума на душу населения в России на единицу продукции, в то время как в действующей редакции такой предел составляет 100 рублей.
Законопроектом закреплено правило о том, что на заседаниях избирательных комиссий (установлении итогов, определении результатов, при подсчете голосов) могут быть аккредитованы только представители СМИ, работающие в редакциях на основании трудового договора.
Законопроектом уточняются полномочия доверенных лиц кандидатов, а также закрепляется норма о том, что указанные полномочия прекращаются по истечении агитационного периода.
Все вышеназванные изменения не являются новеллами, они повторяют уже ранее внесенные изменения в федеральные законы от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Законопроектом также уточняются положения об участии иноагентов в агитационных мероприятиях. Так, законопроектом установлено, что в случае участия в совместном агитационном мероприятии представителя политической партии, являющегося иностранным агентом, его выступление должно предваряться (сопровождаться) информацией о том, что данный представитель политической партии является иностранным агентом. Политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, обязана не позднее чем за пять дней до выхода в эфир, а если выход в эфир должен состояться менее чем через пять дней после проведения соответствующей жеребьевки, - в день жеребьевки сообщить в письменной форме соответствующей организации телерадиовещания об участии в совместном агитационном мероприятии представителя политической партии, являющегося иностранным агентом.
С учетом того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и указанное решение должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, то уточнение законопроектом ряда законодательных норм в связи с предстоящими в марте 2024 года выборами Президента Российской Федерации представляется обоснованным и своевременным.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.