Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 448566-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части отдельных вопросов налогообложения),
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в рамках формирования параметров федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в целях определения источников доходов для финансирования необходимых расходов федерального бюджета.
Законопроектом в частности предусматриваются следующие изменения.
1. В части налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).
В целях предотвращения создания схем по уклонению от уплаты НДС, в том числе в случае, когда товары реализуются хозяйствующими субъектами государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) российским физическим лицам, не являющимся плательщиками НДС, на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров предлагается возложить обязанность по исчислению и уплате НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств-членов Евразийского экономического союза на организации - посредники.
2. В части налогообложения акцизами.
Законопроектом предусмотрено:
1) увеличение с 1 мая 2024 года размера ставок акцизов на отдельные виды подакцизной продукции:
на виноградное сусло, плодовое сусло, плодовые сброженные материалы, виноматериалы (кроме крепленого вина наливом); на вино (за исключением крепленых (ликерных) вин), на фруктовые вина, плодовую алкогольную продукцию; на винные напитки, виноградосодержащие напитки, плодовые алкогольные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) дистиллятов, и (или) крепленого (ликерного) вина; на игристые вина (включая российское шампанское) - в три раза;
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта от 9 до 18 процентов включительно, указанную в подпункте 11 пункта 1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), - в зависимости от объемной доли этилового спита в соответствующем подакцизном товаре в 1,2 - 2,2 раза;
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов, указанную в подпункте 12 пункта 1 статьи 193 НК РФ, - в зависимости от объемной доли этилового спита в соответствующем подакцизном товаре в пределах до 3,2 раз;
2) в целях нивелирования для российских производителей вина, виноматериалов (кроме крепленого вина наливом), виноградного сусла последствий от повышения ставок акцизов на указанную продукцию - уменьшение в 3 раза с 1 мая коэффициента К В, используемого при расчете коэффициента К ВД, на который умножаются суммы акциза, подлежащие вычету производителями указанной подакцизной продукции;
3) повышение с 1 января 2024 г. ставок акцизов:
на табак трубочный, курительный жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, на сигары, сигариллы (сигариты), биди, кретек, на сигареты и папиросы, на табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания - на 3 процента;
на жидкости для электронных систем доставки никотина - в 2 раза.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту в результате повышения ставок акциза на винодельческую, табачную и никотиносодержащую продукцию в федеральный бюджет дополнительно поступит порядка 39 млрд. рублей в 2024 году, 52 млрд. рублей в 2025 году и 59 млрд. рублей в 2026 году.
3. В части налога на прибыль организаций
Предлагается установить налоговую ставку 20 процентов по доходам от операций по реализации долей участия в уставном капитале лиц, которым выдана лицензия на осуществление исключительного права на экспорт газа в соответствии с пунктом 2.1 части 1.1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 117-ФЗ "Об экспорте газа". Исчисленная сумма налога подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Во исполнение подпункта 2 пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2023 г. N 585 "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения" (далее - Указ) законопроектом предлагается установить освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций или пониженные ставки налога на прибыль организаций для следующих доходов, выплачиваемых иностранным компаниям, расположенными в иностранных государствах, в отношении которых ранее применялось освобождение от налогообложения у источника или пониженная ставка налога у источника согласно Договорам, действие которых приостановлено Указом:
доходов, полученных иностранными организациями - лизингодателями по договорам об урегулировании страховых и (или) претензионных требований, возникающих из заключенных с иностранными компаниями - лизингодателями до 5 марта 2022 года договоров аренды (лизинга) воздушных судов, при условии, что указанные договоры об урегулировании страховых и (или) претензионных требований предусматривают переход права собственности на такие воздушные суда к российской организации и что для осуществления указанного урегулирования выделяются средства Фонда национального благосостояния;
процентных доходов, выплачиваемых иностранным экспортно-кредитным агентствам, организациям, осуществляющим банковскую деятельность в соответствии с личным законом;
доходов от сдачи в аренду (лизинг) воздушных судов (включая вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели), зарегистрированных или подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, заключенным до 5 марта 2022 г.;
доходов за предоставление прав на трансляцию ведущих международных и иностранных спортивных событий, а также права пользования международным развлекательным и спортивным контентом;
лицензионные платежи по действующим лицензионным договорам за предоставление права пользования программным обеспечением и иными нематериальными активами, не имеющими аналогов в Российской Федерации;
доходы от реализации морских судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов и находящихся на территории Российской Федерации.
4. В части налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ).
Законопроектом предусматривается дополнительное увеличение с 1 января 2024 года ставки НДПИ при добыче газа горючего природного в целях изъятия в пользу федерального бюджета дополнительных доходов, возникающих у налогоплательщиков в результате опережающей индексации оптовых цен на газ, путем увеличения показателя К КГ, применяемого в расчете ставки налога.
При этом законопроектом предлагается разделить применение указанного показателя к налогоплательщикам, являющимся собственниками Единой системы газоснабжения и остальным налогоплательщикам в целях выравнивания экономических условий ведения хозяйственной деятельности.
Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию в результате такой корректировки значений показателя К КГ ожидаются дополнительные поступления в федеральный бюджет порядка 116,8 млрд. рублей в 2024 году, 127,3 млрд. рублей в 2025 году, 134,7 млрд. рублей в 2026 году.
Также уточняется величина "дисконта" к цене североморской нефти, применяемого в целях определения налоговой ставки по НДПИ в отношении нефти. С 1 сентября 2023 года размер "дисконта" составляет 20 долларов США. Законопроектом предусматривается его поэтапное уменьшение - 15 долларов США в 2024 году, 10 долларов США в 2025 году, 6 долларов США начиная с 1 января 2026 года.
Кроме того, законопроектом предлагается перенести с 1 января 2024 года на 1 января 2025 года начало применения показателя Ц СПБ - национального индекса цен на нефть, который должен был использоваться при налогообложении добычи нефти.
Поддерживая концепцию законопроекта, направленную на формирование параметров федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, Комитет предлагает ко второму чтению обсудить следующие вопросы:
1) необходимость внесения поправки, аналогичной предлагаемой в проектируемой норме статьи 152.1 НК РФ, в главу 22 "Акцизы" НК РФ в целях урегулирования вопроса взимания акцизов при ввозе подакцизных товаров из государств-членов ЕАЭС на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров;
2) в части проектируемой нормы статьи 152.1 НК РФ:
необходимость конкретизации, что в указанной норме идет речь только о российском налогоплательщике, являющемся агентом (поверенным, комиссионером), а также определения плательщика НДС при ввозе на территорию Российской Федерации в случае, если договор поручения, договор комиссии или агентский договор был заключен с иностранным посредником;
необходимость определения даты, на которую агент (поверенный, комиссионер) должен будет определять налоговую базу по операции ввоза товаров на территорию Российской Федерации;
механизм реализации права указанного агента (поверенного, комиссионера) на вычет суммы уплаченного при ввозе на территорию Российской Федерации налога, принимая во внимание, что для этого он должен будет представить документ, подтверждающий фактическую уплату этого налога;
3) уточнение формулировок норм, устанавливающих ставки акцизов на алкогольную продукцию, поскольку указанные нормы содержат внутреннее противоречие: ими одновременно устанавливаются фиксированные ставки акциза для соответствующего вида подакцизной продукции и расчетные ставки. При этом устанавливаемая фиксированная ставка акциза на соответствующий подакцизный товар не будет применяться, поскольку фактическая ставка акциза будет определяться расчетным путем и при этом будет заведомо выше фиксированной ставки;
4) целесообразность включения в законопроект проектируемого пункта 4.1-1 статьи 284 НК РФ с учетом анализа информации о наличии в настоящее время заключенных сделок по реализации акций (долей участия в уставном капитале) дочерних организаций, осуществляющих экспорт природного газа в сжиженном состоянии, или о планировании таких сделок;
5) достаточность предлагаемых законопроектом норм для снижения влияния на экономику Российской Федерации последствий приостановления действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения;
6) порядок вступления в силу проектируемых в законопроекте положений на предмет согласования со статьей 5 НК РФ.
Кроме того, Комитет считает целесообразным дополнить законопроект положениями о продлении срока действия временных норм, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающих меры поддержки налогоплательщиков, срок действия которых истекает в 2023 году, в целях реализации пункта 3 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21.07.2023 N 4596-8 ГД.
К законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 448566-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Первый заместитель |
О.Н. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.