Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минобрнауки РД
от 25 сентября 2023 г. N 05-02-2-938/23
Положение
о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Дагестан
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Дагестан (далее соответственно - Положение, система научно-методического сопровождения, PC НМС) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты PC НМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Республики Дагестан.
1.2. Нормативную правовую основу создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения составляют:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- паспорт федерального проекта от 31 декабря 2019 года "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16);
- государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2021 года N 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утверждённую распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года N Р-174";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 ноября 2021 года N Р-307 о признании утратившим силу распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
1.3. Термины и понятия, используемые в Положении, приведены в Глоссарии согласно приложению к настоящему Положению.
2. Цель, задачи и принципы формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
2.1. Целью создания PC НМС является формирование единого научно-методического пространства в сфере непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в соответствии с приоритетными задачами в сфере образования.
2.2. Задачи PC НМС:
- координация деятельности и комплексное организационно-методическое сопровождение субъектов PC НМС, и взаимодействие с координатором единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС);
- выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее - ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
- разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
- создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися;
- создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
- создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
- стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных педагогических сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
2.3. Принципами формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются:
- соответствие деятельности PC НМС приоритетным задачам в сфере образования;
- активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- совместное планирование и принятие решений на федеральном и региональном уровнях, то есть постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
- ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
- взаимная ответственность и доверие, то есть принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
- координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней.
3. Структура и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
3.1. Региональная система научно-методического сопровождения включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня PC НМС представляют субъекты:
3.2.1. Министерство образования и науки Республики Дагестан, в функции которого входит:
- утверждение комплекса мер ("дорожная карта") по созданию PC НМС;
- обеспечение условий (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования PC НМС;
- осуществление мониторинга эффективности функционирования PC НМС.
3.2.2. ГБУ ДПО РД "Дагестанский институт развития образования", в функции которого входит:
обеспечение разработки и реализации программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;
осуществление анализа показателей эффективности функционирования PC НМС, разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования PC НМС и предоставление их в Министерство образования и науки Республики Дагестан;
организация и проведение образовательных мероприятий для педагогических работников;
обеспечение проведения региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
обеспечение разработки и внедрения нового содержания образования, технологий обучения;
обеспечение вовлечения профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
выполнение иных задач и функций, возложенных учредителем.
3.2.3. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства (далее ЦНППМ) выступает координатором PC НМС, является структурным подразделением ГБУ ДПО РД "Дагестанский институт развития образования" в функции которого входит:
- обеспечение взаимодействия с координатором ЕФС, в том числе - работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
- координирование деятельности PC НМС;
- организация процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- организация разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организация разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
- организация внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
- организация внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- координация методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
- организация проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
- организация обучения педагогических работников "и управленческих кадров субъекта Российской Федерации, в том числе по новейшим программам ДПО;
- организация вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
- оказание адресной методической поддержки, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
- обеспечение формирования и заполнения регионального паспорта ДППО в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее - цифровая экосистема ДПО);
- определение ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
- обеспечение формирования системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- осуществление отбора стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- заключение трехсторонних соглашений между муниципальными органами управления образованием, Министерством образования и науки Республики Дагестан и ЦНППМ ГБУ ДПО РД "ДИРО" о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
3.2.4. Региональный методический актив, в функции которого входит:
- осуществление посткурсового сопровождения программ ДПО;
- реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
- тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
- обеспечение методической помощи педагогическим работникам,
- осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
- оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
3.2.5. Региональные учебно-методические объединения, участвующие в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.6. Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы), включающие педагогических работников и управленческие кадры, в функции которых входит:
- осуществление методической поддержки педагогических работников;
- создание среды для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
- реализация программ наставничества педагогических работников.
3.3. Структурный компонент институционального уровня PC НМС представляют:
3.3.1. образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации, участвующие в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров:
ФГБОУ ВО РД "Дагестанский государственный педагогический университет";
ФГБОУ ВО РД "Дагестанский государственный университет";
ГБПОУ РД "Кизлярский профессионально-педагогический колледж";
ГБПОУ РД "Профессионально-педагогический колледж";
ГБПОУ РД "Профессионально-педагогический колледж имени М.М. Меджидова";
ГБПОУ РД "Дербентский профессионально-педагогический колледж Г.Б. Казиахмедова".
3.3.2. Методический (научно-методический) совет образовательной организации, в функции которого входит участие в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
3.4. Структурный компонент муниципального уровня PC НМС представляют субъекты:
3.4.1. Муниципальные методические службы Республики Дагестан (далее - ММС Республики Дагестан), в функции которых входит:
обеспечение фасилитации переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников;
предоставление в ЦНППМ информации о муниципальной системе ДПО для паспорта ДППО;
изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
координация методической работы и формирование методической инфраструктуры муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
3.4.2. Муниципальные учебно-методические объединения, в функции которых входит:
осуществление методической поддержки педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
создание среды для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
Данный перечень субъектов муниципального уровня региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров является достаточным, но не избыточным.
Механизмом взаимодействия и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров является трехстороннее соглашение между муниципальными органами управления образованием, министерством образования и науки Республики Дагестан и
ЦНППМ ГБУ ДПО РД "ДИРО", о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров.
4. Основные механизмы формирования и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование PC НМС:
- распорядительный акт Министерства образования и науки Республики Дагестан, предусматривающий:
- утверждение положения о формировании и функционировании PC НМС;
- проведение мониторинга показателей эффективности функционирования PC НМС;
- утверждение комплекса мер ("дорожная карта мер") по формированию и функционированию PC НМС;
- определение должностного лица Министерства образования Республики Дагестан, ответственного за контроль мероприятий по формированию и ведению паспорта ДППО;
- утверждение регламента сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров;
- распорядительный акт Министерства образования и науки Республики Дагестан, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. К числу основных механизмов формирования и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров относятся:
4.2.1. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета Республики Дагестан на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в федеральном реестре программ ДПО и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.2.2. Формирование и ведение паспорта ДППО.
4.2.3. Формирование кадрового состава PC НМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
4.2.4. Обеспечение федерального реестра дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.2.5. Наделение регионального Центра полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в субъекте Российской Федерации ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДППО.
4.2.6. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
4.2.7. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования субъекта Российской Федерации.
5. Основные направления и системообразующие мероприятия в рамках развития ЕФС
5.1. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы в рамках Направления 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 являются:
- разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование PC НМС (комплексы мер "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
- разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования PC НМС, отдельных субъектов PC НМС;
- организация и проведение мониторингов эффективности функционирования PC НМС, отдельных субъектов PC НМС;
- формирование и организация деятельности регионального методического актива.
5.2. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы в рамках Направления 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров".
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 являются:
- повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
- организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
- построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
- организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
- осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников;
на уровне образовательной организации:
- разработка совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
- организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников;
- сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
5.3. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы в рамках Направления 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования".
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 являются:
- обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в субъекте Российской Федерации, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);
- информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
- руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов.
на уровне образовательной организации:
- методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
- разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
- обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
- приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
- методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
- анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
- организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.
6. Основные каналы взаимодействия субъектов PC НМС
6.1. Основными каналами взаимодействия субъектов PC НМС являются:
- цифровая экосистема ДПО;
- общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
- онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
- прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
7. Показатели эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
7.1. При разработке показателей эффективности функционирования PC НМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования Республики Дагестан в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы PC НМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Республики Дагестан.
Показатели:
показатели эффективности создания и развития ЕФС в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
- разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию PC НМС на период до 2024 года (ежегодно).
- разработана с учетом социально-экономических условий Республики Дагестан и реализуется вариативная система мониторинга эффективности PC НМС (ежегодно, начиная с 2023 года).
показатели эффективности создания и развития ЕФС в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
- доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%).
- количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд субъекта Российской Федерации).
показатели эффективности создания и развития ЕФС в области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:
- количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек).
- доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%).
7.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
- данные мониторинга;
- данные официальной статистики;
- данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
- данные официального сайта министерства образования и науки Республики Дагестан, ЦНППМ, ГБУ ДПО РД "ДИРО", образовательных организаций (по согласованию), иные информационные ресурсы Республики Дагестан;
- изучение правовых актов Министерства образования и науки Республики Дагестан, ГБУ ДПО РД "ДИРО".
Мониторинг проводится два раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.