В целях установления единого подхода к формированию определения платы за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных услуг муниципальными учреждениями сферы культуры городских округов Московской области:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по порядку определения платы за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных услуг муниципальными учреждениями сферы культуры городских округов Московской области (далее - Методические рекомендации).
2. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области использовать Методические рекомендации при формировании определения платы за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных услуг муниципальными учреждениями сферы культуры городских округов Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра культуры и туризма Московской области Биджиева А.А.
Министр культуры и туризма |
B.C. Кузнецов |
Утверждены
распоряжением Министерства
культуры и туризма
Московской области
от 04.05.2023 N 17РВ-129
Методические рекомендации
по порядку определения платы за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных услуг муниципальными учреждениями сферы культуры городских округов Московской области
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством культуры и туризма Московской области для обеспечения единых принципов формирования перечня и стоимости платных услуг в муниципальных учреждениях сферы культуры в Московской области (далее соответственно - методические рекомендации, платные услуги).
Методические рекомендации устанавливают правила определения стоимости платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями сферы культуры сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания.
Методические рекомендации не распространяются на иные виды деятельности, не относящиеся к основным видам деятельности в соответствии с уставами муниципальных учреждениях сферы культуры, возможность их оказания и размер платы муниципальные учреждения сферы культуры определяют самостоятельно.
Настоящие методические рекомендации используются уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области при разработке и утверждении муниципальных правовых актов, которые могут содержать и иные положения, отличающиеся от методических рекомендаций.
2. Муниципальные учреждения сферы культуры вправе осуществлять деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных услуг.
3. В соответствии со статьями 69.2, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьей 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" рекомендовать следующее:
1) муниципальным автономным учреждениям сферы культуры самостоятельно определять перечень и стоимость платных услуг;
2) уполномоченным органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных и казенных учреждений сферы культуры, муниципальными правовыми актами установить порядки определения платных услуг, предоставив право бюджетным учреждениям сферы культуры самостоятельно формировать перечень и определять стоимость платных услуг;
3) стоимость платных услуг муниципальных автономных и бюджетных учреждениях сферы культуры утверждаются приказом руководителей указанных учреждений;
4) стоимость платных услуг муниципальных казенных учреждений сферы культуры определяет учредитель указанных учреждений.
II. Определение стоимости платных услуг
4. Муниципальное учреждение сферы культуры самостоятельно определяет возможность и объем оказания платных услуг исходя из наличия материальных и трудовых ресурсов, спроса на платные услуги, а также исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании (выполнении) одних и тех же платных услуг, осуществляемых в рамках установленного муниципального задания.
5. Плата за оказание платных услуг должна обеспечивать полное возмещение обоснованных и документально подтвержденных затрат муниципального учреждения сферы культуры на их оказание.
6. Размер платы за оказание платных услуг определяется на основании:
1) действующих цен (тарифов) на соответствующие платные услуги по основным видам деятельности муниципального учреждения сферы культуры (при наличии);
2) анализа фактических затрат муниципального учреждения сферы культуры на оказание платных услуг;
3) информации о прогнозе показателей инфляции и системы цен;
4) анализа существующего и прогнозируемого объема спроса и рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен на них.
7. Плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.
8. В целях определения размера платы на единицу оказания платных услуг учитываются:
затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием платной услуги;
затраты на общехозяйственные нужды на оказание платной услуги (коммунальные услуги, содержание объектов недвижимого имущества, аренду, оплату услуг связи, приобретение транспортных услуг, прочие общехозяйственные нужды);
затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество организации, согласно налоговому законодательству;
затраты на материальные запасы и учебные расходы, потребляемые в процессе оказания платной услуги;
прибыль (рентабельность) с учетом востребованности и эффективности платной услуги.
9. Муниципальное учреждение сферы культуры при взимании платы за оказание услуг учитывает льготы для пользователей услуг, установленные нормативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами муниципального учреждения сферы культуры.
III. Расчет стоимости платных услуг
10. Для расчета цены платной услуги могут быть использованы натуральные и условно-натуральные показатели объемов оказываемых услуг:
объем услуг, оказанных в предыдущем периоде;
максимально возможный объем услуг, рассчитанный в соответствии с пропускной способностью и техническими характеристиками зданий и территорий учреждений;
плановый объем услуг, плановое задание на будущий период.
11. Себестоимость платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями сферы культуры, включает два вида расходов (статья 318 Налогового кодекса Российской Федерации): прямые (Р пр) и косвенные (Р косв) и рассчитывается по формуле:
С = Р пр + Р косв (1)
12. Учреждение самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг, для целей налогообложения.
Прямые расходы (Рпр) рассчитываются по формуле:
Р пр = Фот осн + Н осн + М з + А п + И ми + С ам (2)
К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги:
1) расходы на оплату труда основного персонала (Фот осн). Численность, квалификационно-должностной состав работников учреждения, месячные должностные оклады руководителей, специалистов и служащих, тарифные ставки по разрядам тарифной сетки по оплате труда рабочих определяются штатным расписанием, утвержденным в установленном порядке. Заработная плата работников учреждений включает в себя: должностной оклад (тарифную ставку), выплаты стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, выплаты стимулирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, за расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых условиях, за сверхурочную работу, в соответствии с законодательством Российской Федерации, надбавки и доплаты, обусловленные муниципальным регулированием оплаты труда, другие виды выплат, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором;
2) начисления на оплату труда (Н осн) включают расходы на оплату единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносы по страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3) материальные затраты (М з) (статья 254 Налогового кодекса Российской Федерации) включают расходы на приобретение инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других расходных материалов, используемых непосредственно в процессе оказания платной услуги и не являющихся амортизируемым имуществом. Материальные затраты рассчитываются на основе фактических данных за предшествующий период, а при отсутствии данного вида услуг в предшествующем периоде можно использовать планово-нормативные показатели на плановый период (год);
4) плата за аренду зданий, помещений, сооружений (А п) определяется в соответствии с заключенными договорами. В прямые расходы арендная плата включается в том случае, если аренда уплачивается за помещения, в которых непосредственно оказывается платная услуга. Затраты включаются в себестоимость в зависимости от объема оказываемых услуг за определенный период времени и количества потребителей услуги.
5) износ мягкого инвентаря (И ми) по основным подразделениям рассчитывается исходя из фактических расходов на его приобретение и срока использования. Расчет производится по фактическому списанию на основе актов (приказ Минфина Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению").
Износ мягкого инвентаря может быть определен по формуле:
, (3)
где:
Ф смиi - фактическая стоимость i-го вида мягкого инвентаря, используемого при оказании платной услуги (с учетом срока использования мягкого инвентаря), в пересчете на год;
Т - время оказания платной услуги (ч);
Р д - число дней работы учреждения в рассматриваемом периоде (год), во время которых оказывалась платная услуга (дней);
Р д - количество часов работы учреждения за день, во время которых оказывалась платная услуга (ч);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "В д"
6) учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется по каждому объекту.
Расчет сумм амортизации производится для оборудования со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (статья 256 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сумма амортизации за год i-го вида оборудования, используемого непосредственно для оказания платной услуги (C ai), определяется по формуле:
(4)
где:
Б ci - балансовая стоимость i-го вида оборудования;
С иi - установленный максимальный срок использования i-го вида оборудования.
Сумма амортизации (С ам) всех видов оборудования, непосредственно участвующих в оказании платной услуги, за год равна:
, (5)
где:
C ai - сумма амортизации за год i-го вида оборудования, используемого при оказании платной услуги;
Р д - число дней работы оборудования за год;
Р д - количество часов работы оборудования за день;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "В д"
Т - время оказания услуги в часах;
i - виды оборудования, используемого при оказании платной услуги.
13. К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемые учреждением в течение отчетного периода (статья 318 Налогового кодекса Российской Федерации).
Величина косвенных расходов определяется по формуле:
Р косв = ФОТ оу + Н оу + Р х + А з + Р проч (6)
Косвенными расходами при оказании услуг в сфере культуры являются:
1) расходы на оплату труда общеучрежденческого персонала (ФОТ оу) включают заработную плату общеучрежденческого персонала, непосредственно не занятого в оказании платных услуг, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Московской области. Муниципальные учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры, могут учитывать муниципальные надбавки;
2) начисления на оплату труда (Н оу) включают расходы на оплату единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносы по страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3) хозяйственные расходы (Р х) включают затраты на материалы для хозяйственных целей, на канцелярские товары, на текущий ремонт, коммунальные расходы, арендную плату зданий и сооружений и определяются либо по фактическим данным предшествующего года, либо в соответствии с планом работы на будущий год;
4) амортизация зданий, сооружений и других основных средств (А з), непосредственно не связанных с оказанием услуги в сфере культуры.
Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (статья 256 Налогового кодекса Российской Федерации).
Метод начисления амортизации устанавливается учреждением самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества и отражается в учетной политике для целей налогообложения;
5) прочие расходы (Р проч) также определяются по фактическим данным предшествующего года либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных в соответствии с планом работы на будущий год.
Прочие расходы (статья 264 Налогового кодекса Российской Федерации) могут включать:
1) расходы по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
2) расходы на подготовку и переподготовку кадров, если:
подготовку (переподготовку) проходят работники, состоящие в штате;
программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках оказания платной деятельности учреждения;
3) расходы на рекламу, непосредственно не связанные с оказанием услуги: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о платных услугах.
Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы.
Если платная услуга оказывается на территории муниципального учреждения сферы культуры, то часть общехозяйственных расходов, эксплуатационных расходов и стоимости коммунальных услуг может быть отнесена на цену данной платной услуги. Величина данного показателя в составе цены платной услуги устанавливается для каждого типа учреждения культуры и каждого вида платной услуги индивидуально;
4) другие расходы (статья 264 Налогового кодекса Российской Федерации).
В себестоимость конкретной i-ой платной услуги косвенные расходы могут быть включены пропорционально прямым расходам, приходящимся на платную услугу, через расчетный коэффициент косвенных расходов (К кр):
Р косвi = Р прi х К кр, (7)
где:
Р косвi - величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость конкретной i-ой платной услуги;
Р прi - величина прямых расходов, включаемых в себестоимость i-ой платной услуги;
К кр - коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость данной платной услуги пропорционально прямым расходам.
Коэффициент косвенных расходов (К кр) рассчитывается по фактическим данным предшествующего периода либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных за предшествующий период в соответствии с планом работы на будущий год по формуле:
, (8)
где:
Ркосвi - сумма косвенных расходов в расчете на весь объем оказанных платных услуг за год;
Рпрi - сумма прямых расходов в расчете на весь объем оказанных платных услуг за год.
14. Пример расчета коэффициента косвенных расходов (К кр)
Данные для расчета коэффициента косвенных расходов (К кр) приведены в таблице 1:
Таблица 1
Наименование |
Сумма (руб.) |
Прямые расходы (Р пр) (руб.) |
Косвенные расходы (P косвi) (руб.) |
1. Заработная плата, всего |
2200 |
1000 |
1200 |
В том числе: |
|
|
|
административно-управленческий персонал |
1100 |
|
1100 |
основной персонал, связанный с выполнением платной услуги |
1000 |
1000 |
|
прочий персонал |
100 |
|
100 |
2. Начисления на заработную плату 30,2% |
664,40 |
302 |
362,40 |
3. Материальные затраты |
100 |
|
100 |
4. Амортизация |
70 |
|
70 |
5. Коммунальные услуги |
250 |
|
250 |
6. Износ мягкого инвентаря |
12 |
|
12 |
7. Аренда помещений |
25 |
|
25 |
8. Транспортные услуги |
80 |
|
80 |
9. Услуги связи |
60 |
|
60 |
10. Хозяйственные расходы |
10 |
|
10 |
11. Прочие расходы |
15 |
|
15 |
Итого |
3486,40 |
1302,00 |
2184,40 |
Используя данные таблицы 1, рассчитаем коэффициент косвенных расходов (Ккр):
Ккр = 2184,40 / 1302,0 = 1,68.
16. Пример расчета цены экскурсионного обслуживания (1 экскурсионного часа):
1) прямые расходы (Р пр):
расходы на оплату труда экскурсовода (Фот осн) 1 категории 25282,00 руб. фонд рабочего времени в месяц в текущем году составляет в среднем 166 часов, расходы на оплату труда за 1 экскурсионный час (45 минут) равны:
25282 х 45 / (60 х 166) = 114,23 (руб.); начисления на оплату труда (Н осн) составляют 30,2%:
114,23 х 30,2% = 34,50 (руб.);
итого прямые расходы (Р пр) в расчете на 1 экскурсионный час:
114,23 + 34,50= 148,73 (руб.);
2) косвенные расходы (Р косв) (при К кр = 1,68) в расчете на 1 экскурсионный час:
148,73 х 1,68 = 249,87 (руб.);
3) себестоимость 1 экскурсионного часа рассчитывается как сумма прямых (Р пр) и косвенных расходов (Р косв):
148,73 + 249,87 = 398,60 (руб.);
4) прибыль при рентабельности 10% составит:
398,60 x 0,10 = 39,86 (руб.);
5) цена 1 экскурсионного часа с учетом прибыли составит:
398,6 + 39,86 = 438,46 (руб.).
17. Пример расчета цены 1 входного билета в музей:
1) прямые расходы (Р пр):
расходы на оплату труда кассира (Фот осн) в месяц - 9657,0 руб., при среднегодовом количестве рабочих дней в месяце 21 день расходы на оплату труда за 1 день составят:
9657,0 / 21 =459,86 (руб.);
начисления на оплату труда (Н осн) равны 30,2%:
459,86 х 30,2% = 138,87 (руб.);
затраты (М з) на изготовление бланка 1 входного билета при условии, что расходы на изготовление 4000 билетов составляют 24000,0 руб.:
24000,0 / 4000 = 6,0
итого прямые расходы (М з) при условии средней посещаемости музея в день 95 человек составили:
(459,86 + 138,87) / 95 + 6,0 = 12,30 (руб.);
2) косвенные расходы (Р косв) (при К кр = 1,68) составляют:
12.30 х 1,68= 20,67 (руб.);
3) себестоимость 1 входного билета рассчитывается как сумма прямых (Р пр) и косвенных расходов (Р косв)):
12.30 + 20,67 = 32,97 (руб.);
4) прибыль при рентабельности 15% составит:
32,97 x 0,15 = 4,95 (руб.);
5) цена 1 входного билета с учетом прибыли составляет:
32,97 + 4,95 = 37,92 (руб.);
6) цена 1 входного билета для детей с учетом коэффициента дискриминации цен, обеспечивающего доступность услуги:
37.92 х 0,5 = 18,96 (руб.);
7) цена 1 входного билета для иностранных граждан с учетом коэффициента дискриминации цен, регулирующего спрос на услугу:
37.92 х 2 = 75,84 (руб.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства культуры и туризма Московской области от 4 мая 2023 г. N 17РВ-129 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку определения платы за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных услуг муниципальными учреждениями сферы культуры городских округов Московской области"
Опубликование:
-