Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Город Саратов"
от 12 октября 2023 года N 4721
Муниципальная программа
"Развитие культуры и туризма в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2024-2026 годы
Паспорт муниципальной программы
Основание разработки программы |
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14 октября 2013 года N 2523 "Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования "Город Саратов" |
|||
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
- комитет по культуре администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по культуре) |
|||
Соисполнители муниципальной программы |
- комитет по культуре; - комитет по общественным отношениям и туризму администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по общественным отношениям и туризму) |
|||
Участники муниципальной программы |
- комитет по культуре; - муниципальные учреждения, подведомственные комитету по культуре; - комитет по общественным отношениям и туризму |
|||
Подпрограммы муниципальной программы |
- подпрограмма N 1 "Система дополнительного образования в сфере культуры"; - подпрограмма N 2 "Система муниципальных учреждений культуры"; - подпрограмма N 3 "Популяризация культурных традиций муниципального образования "Город Саратов"; - подпрограмма N 4 "Развитие туризма в муниципальном образовании "Город Саратов" |
|||
Цели муниципальной программы |
- создание условий для устойчивого развития сферы культуры и туризма, формирование единого культурного пространства, выявление культурного и духовного потенциала населения, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни муниципального образования "Город Саратов" (далее - город) |
|||
Задачи муниципальной программы |
- обеспечение доступности качественного дополнительного образования в сфере культуры; - выявление и поддержка детей с выдающимися способностями (далее - одаренные дети); - развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений сферы культуры и обеспечение их безопасного функционирования; - приобщение различных возрастных и социальных слоев населения к духовным и культурным ценностям, привлечение к активному участию в культурной жизни города; - развитие туристической сферы города |
|||
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
- 2024-2026 годы |
|||
Объемы финансового обеспечения муниципальной программы, в том числе по годам |
расходы (тыс. руб.) |
|||
всего |
2024 |
2025 |
2026 |
|
бюджет муниципального образования "Город Саратов" (далее - бюджет города) |
3021296,1 |
1007098,7 |
1007098,7 |
1007098,7 |
федеральный бюджет (прогнозно) |
3300,7 |
3300,7 |
- |
- |
областной бюджет (прогнозно) |
408,0 |
408,0 |
- |
- |
внебюджетные источники (прогнозно) |
- |
- |
- |
- |
Итого |
3025004,8 |
1010807,4 |
1007098,7 |
1007098,7 |
Государственные программы Российской Федерации и (или) Саратовской области (подпрограммы, приоритетные проекты), в рамках которых осуществляется софинансирование муниципальной программы |
- государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317; - государственная программа Саратовской области "Культура Саратовской области" утверждена постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 642-П |
|||
Целевые показатели муниципальной программы (индикаторы) |
- доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием в сфере культуры; - количество детей, которым оказана целевая поддержка; - количество преподавателей, которым оказана целевая поддержка; - доля учреждений сферы культуры, в отношении которых проведена независимая оценка качества оказания услуг в соответствии с установленными сроками; - количество посещений учреждений культуры; - количество мероприятий по комплектованию книжных фондов муниципальных библиотек; - количество городских культурно-досуговых мероприятий; - количество лауреатов литературной премии главы муниципального образования "Город Саратов" имени К.А. Федина; - количество лауреатов премии имени Чернышевского Н.Г. в области научно-исследовательских работ, публицистических работ и журналистских работ; - количество мероприятий, направленных на предоставление жителям и гостям города туристско-информационных услуг; - количество мероприятий, направленных на формирование туристского продукта |
|||
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
- увеличение доли детей, охваченных дополнительным образованием в сфере культуры, от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет до 8,6%; - поддержка одаренных детей; - увеличение количества посещений учреждений культуры; - вовлечение горожан в культурную среду города, способствующее познанию культурных традиций, истории города, развитию самосознания граждан; - повышение туристской привлекательности города; - формирование спроса у жителей и гостей города на туристско-информационные услуги; - создание условий для развития внутреннего и въездного туристического потока |
1. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие культуры и туризма в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2024-2026 годы (далее - муниципальная программа) разработана в соответствии с общероссийскими принципами государственной политики в сфере культуры и туризма и в целях определения стратегических ориентиров развития этих отраслей на территории города.
Приоритеты реализации государственной политики в сфере культуры и туризма на территории города:
- воспитание у горожан чувства патриотизма, любви к Саратовской земле, интереса к истории и традициям родного края, города;
- создание современных культурных, образовательных центров на базе существующих и новых учреждений культуры, соответствующих современным образовательным и культурным форматам;
- содействие интеллектуальному развитию личности, поддержка талантливой молодежи (организация молодежных и детских фестивалей, конкурсов, конференций, олимпиад);
- поддержка научных и образовательных программ по изучению истории и культуры народов, проживающих в городе;
- поддержка создания патриотических объединений, деятельности молодежных и детских общественных объединений, клубов по интересам;
- популяризация международных, общероссийских, межрегиональных, областных и городских мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам отечественной истории и культуры;
- реализация мер по развитию приоритетных направлений развития туризма, формирование положительного туристского имиджа города;
- содействие созданию благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам.
Реализация мероприятий муниципальной программы способствует достижению цели Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" до 2030 года по защите и сохранению культурного и природного наследия города и направлена на решение актуальных задач по созданию благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения растущих культурных и духовных запросов населения города, формированию единого культурного пространства, повышению качества, привлекательности и доступности услуг в сфере культуры, сохранению народных традиций и развитию туризма.
Реализуемые на территории города за предыдущие три года региональные компоненты приоритетных национальных проектов в сфере культуры и мероприятия муниципальной программы "Развитие культуры в муниципальном образовании "Город Саратов" способствовали развитию муниципальных учреждений культуры. Финансовую поддержку получили муниципальные театры, музей, культурно-досуговые учреждения, библиотеки, детские музыкальные школы и школы искусств. Были осуществлены мероприятия, направленные на развитие имеющегося культурного потенциала города, и созданы новые формы организации досуга населения.
Несмотря на предпринимаемые усилия и достигнутые результаты, остается нерешенной проблема устаревшей и изношенной материально-технической базы значительной части учреждений сферы культуры, что не позволяет внедрять инновационные формы работы и современные информационные технологии.
Основным препятствием к развитию туризма в городе является недостаточно активное продвижение туристского продукта на туристских рынках.
Муниципальная программа включает подпрограммы:
1.1. Подпрограмма N 1 "Система дополнительного образования в сфере культуры".
Дополнительное образование - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития личности, удовлетворения ее творческих потребностей.
Целью дополнительного образования в сфере культуры является сохранение и развитие этой уникальной системы, сложившейся в России в области культуры и искусства, повышение значимости культуры и искусства в общем образовании детей. Важную роль играют учреждения дополнительного образования как часть системы по выявлению и поддержке одаренных детей. Это не только возможности для их самореализации, но и подготовка к дальнейшему обучению по профессии.
В городе создана и успешно работает качественная система дополнительного образования в сфере культуры, состоящая из 28 муниципальных учреждений:
- муниципальные бюджетные учреждения дополнительного образования "Центральная детская музыкальная школа", детские школы искусств N 1 им. Н.В. Грибкова, N 2, 8, 9, 10, 11, 13, N 15 им. Л.Л. Христиансена, N 16, N 17 им. М.Н. Симанского, N 18, 20, 22; детские музыкальные школы N 3, 4, 5, 6, 7, 12, 14, 19, 21, им. М.В. Тельтевской, детская художественная школа, детская музыкальная школа духовых и ударных инструментов им. А.Д. Селянина, детская межпоселенческая школа искусств N 1 (включающая 16 филиалов);
- муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств имени В.В. Ковалева" муниципального образования "Город Саратов".
В 2023 году контингент муниципальных учреждений дополнительного образования составил 9 687 учащихся (2022 год - 9 586), по дополнительным предпрофессиональным программам обучается 88,0% (2022 год - 83,0%) от общего числа обучающихся.
Высокое качество образования подтверждает количество лауреатов международных, Всероссийских конкурсов и фестивалей, проводимых на территории Саратовской области и за ее пределами. В 2023 году их число составило 1 033 учащихся (2022 год - 998).
Увеличивается доля детей, занятых дополнительным образованием, путем организации мест ведения образовательной деятельности в образовательных школах. В 2022 году в здании муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей "Звезда" открыты классы по инструментальному исполнительству муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования "Детская школа искусств N 20". В 2023 году муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 7" дополнительно открыты классы музыкального исполнительства в здании муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Иволгино".
При имеющихся положительных тенденциях развития дополнительного образования в сфере культуры существует проблема модернизации материально-технической базы - приобретение современного оборудования и программного обеспечения, качественных музыкальных инструментов. Уровень изношенности музыкальных инструментов составляет в среднем 64%, а по отдельным видам инструментов - около 90%. Практически все учреждения испытывают сложности, связанные с ремонтом зданий (основная часть учреждений расположена во встроенно-пристроенных нежилых помещениях в многоквартирных домах и прочих общественных зданиях).
Частично эта проблема решается за счет участия учреждений дополнительного образования в сфере культуры в национальном проекте "Культура" и государственных программах.
В 2022-2023 годах в рамках национального проекта была осуществлена реконструкция здания муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств им. В.В. Ковалева" муниципального образования "Город Саратов".
В 2022 году министерством культуры Саратовской области осуществлена поставка в детские музыкальные школы и школы искусств музыкальных инструментов.
1.2. Подпрограмма N 2 "Система муниципальных учреждений культуры".
Деятельность муниципальных учреждений культуры является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Муниципальные учреждения культуры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций. Муниципальные учреждения культуры являются одной из основных форм информационного обеспечения общества.
Успех деятельности учреждений культуры зависит от возврата вложенных средств через реализацию продукции - услуг культуры. Следовательно, ориентация на потребителя, формирование и удовлетворение спроса в сфере досуга становятся ключевыми приоритетами и конечными результатами деятельности муниципальных учреждений культуры.
Анализируя материально-техническое состояние муниципальных учреждений культуры, наблюдается:
- большая степень изношенности зданий, в которых располагаются учреждения;
- недостаточная укомплектованность учреждений современной мебелью, оборудованием, звуковой и световой аппаратурой, костюмами.
Опросы населения свидетельствуют о возрастании культурных запросов жителей, прежде всего молодежи, о недостаточной удовлетворенности объемом и уровнем культурно-досуговых и информационных услуг и их оснащением. Одной из основных задач является материально-техническое обеспечение муниципальных учреждений культуры, укрепление и модернизация всех необходимых ресурсов для обеспечения процесса культурно-информационной деятельности.
С 2021 по 2023 год в 48% учреждений культуры были реализованы мероприятия по ремонту зданий, приобретению инвентаря, оборудования и иного имущества, в учреждения культуры была приобретена музыкальная аппаратура, "одежда" сцены, акустическое и световое оборудование.
Тем не менее требуется дальнейшая работа по восстановлению и обновлению материальных ресурсов муниципальных учреждений культуры, созданию современных методик в культурно-досуговой сфере, направленных на повышение их социальной значимости.
В сохранении и рациональном использовании культурного и исторического наследия важная роль отводится развитию библиотечного дела. На территории города функционирует муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система города Саратова" (далее - МУК "ЦБС г. Саратова"), состоящая из 73 библиотек.
Муниципальные библиотеки - это многофункциональные культурно-просветительские центры, пространство свободного общения, самореализации, место равного доступа к информации и знаниям, к образованию и творчеству, открытые площадки для реализации общественных инициатив.
Услуги и мероприятия, предлагаемые муниципальными библиотеками, востребованы населением, поток посетителей в библиотеках в последние годы заметно увеличился.
Число зарегистрированных пользователей (читателей) библиотек в 2023 году составляет 225,6 тыс. человек (2022 год - 216,6), количество посещений составило 1 475,1 тыс. (2022 год - 1 466,0), выдано 4 208,0 тыс. экземпляров (2022 год - 4 039,5). Фонд библиотек составляет 1 554,9 тыс. экземпляров (2022 год - 1 541).
Стабильность показателей работы библиотек является следствием автоматизации, создания единой интегрированной библиотечной информационной системы. Положительным моментом работы библиотек является доступ пользователей к электронной библиотеке "ЛитРес", к ресурсам крупнейших библиотек России, доступ к законодательным и правовым актам федерального, регионального, местного уровней.
На базе применения новых информационных технологий в библиотеках города формируются собственные информационные ресурсы - электронный каталог, содержащий более 4,9 млн. записей.
Важно отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" был разработан национальный проект "Культура", который предусматривает обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры, в том числе создание модельных муниципальных библиотек (федеральный проект "Культурная среда").
Создание таких центров включает комплекс преобразований, изменяющих облик здания библиотеки, оформление ее интерьера, техническое и технологическое оснащение, что послужит созданию условий для значительного расширения спектра предлагаемых гражданам услуг с использованием новейших технологий и в соответствии с требованиями стандартов качества.
В рамках реализуемого на территории города национального проекта "Культура" создано пять модельных муниципальных библиотек.
В результате преобразований создано совершенно новое решение пространства библиотек, библиотеки оформлены в современном дизайне, повышена их функциональность, удобство и многообразие. Проведенная модернизация предоставляет читателям возможность воспользоваться электронными и цифровыми ресурсами библиотек, коллекциями литературных новинок. За время работы библиотек в новом качестве на 18,7% выросла посещаемость библиотек.
Для продолжения развития муниципальных библиотек требуется дальнейшая работа по восстановлению и обновлению их материальных ресурсов, созданию современных методик в предоставлении услуг в сфере библиотечного обслуживания, направленных на повышение социальной значимости.
Муниципальные учреждения культуры и искусства играют значимую роль в формировании культурного пространства города и обеспечении права граждан на доступ к культурным ценностям, творческой самореализации и получении услуг в сфере культуры.
На территории города осуществляют деятельность 15 учреждений культуры культурно-досугового типа, в которых действуют 385 клубных формирований для разных возрастных категорий и различной тематической направленности (2022 год - 384), из них 238 детских клубных формирований (2022 год - 225). Общее количество участников клубных формирований составило 5,7 тыс. человек (2022 год - 5,5 тыс.).
Звание "Народный коллектив Саратовской области" имеют 32 творческих коллектива.
Ведущие коллективы учреждений обладают высоким уровнем исполнительского мастерства, отличаются своеобразием и самобытностью, имеют высокий художественный уровень, ведут активную концертную деятельность, являются обязательными участниками культурной жизни города.
Творческие коллективы учреждений культуры подтверждают свой высокий исполнительский уровень за пределами Саратовской области участием в конкурсах Всероссийского и международного уровня.
Для всех категорий населения города в течение 2023 года было проведено 7,1 тыс. культурно-массовых мероприятий (2022 год - 7,0 тыс.). Количество посещений учреждений культурно-досугового типа за 2023 год составило 910,1 тыс. человек (2022 год - 715,6 тыс.).
В городе работают три муниципальных театра, которые разнообразны по жанрам театрального искусства. Муниципальное автономное учреждение культуры муниципального образования "Город Саратов" "Театр фокусов "Самокат" для детей и юношества" (далее - театр фокусов "Самокат") представляет иллюзионный жанр, муниципальное автономное учреждение культуры муниципального образования "Город Саратов" "Театр драмы для детей и молодежи "Версия" (далее - театр "Версия") - классический драматический театр для взрослых и детей, муниципальное учреждение культуры "Театр драмы, музыки и поэзии "Балаганчикъ" (далее - театр "Балаганчикъ") создает литературно-музыкальные спектакли, поддерживая камерную составляющую театрального искусства.
Спектакли муниципальных театров занимают свою нишу и имеют своего зрителя. За 2023 год муниципальные театры показали 357 спектаклей (2022 год - 354). Охват зрителей составил 23,9 тыс. человек (2022 год - 22,9 тыс.), показано 6 премьерных спектаклей (2022 год - 9).
Сохранение достигнутых результатов и дальнейшее развитие театрального искусства не представляется возможным без принятия мер, направленных на повышение качества услуг, предоставляемых населению театрами: реализация новых творческих проектов и укрепление материально-технической базы театра.
В рамках реализации государственной программы Саратовской области "Культура Саратовской области" в 2022-2023 годах осуществлена государственная поддержка детских театров, выделены средства на их техническое оснащение. В результате материально-техническая база театра фокусов "Самокат" и театра "Версия" пополнена реквизитом для осуществления новых постановок, приобретено современное звуковое и световое оборудование. Театром "Версия" приобретен микроавтобус.
Театром "Версия" в 2022 году реализован проект "Художественно-просветительский фестиваль "Саратовская старина", ставший победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Спектакль "Женитьба" стал лауреатом I степени Международного конкурса-фестиваля "На бис!", спектакль "Возвращение Горновицы" - лауреатом I степени Международного фестиваля-конкурса искусств и творчества "Дарование".
Национальный проект "Культура" определил приоритеты развития российских музеев до 2030 года, такие как развитие экспозиционно-выставочной деятельности, обеспечение функционирования системы обменных и передвижных выставок, создание виртуальных музеев.
Муниципальное учреждение культуры "Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского" (далее - МУК "Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского") - это культурное пространство с действующими литературными и мемориальными экспозициями, выставками на основе собственного богатейшего фондового собрания и взаимодействия с музеями России, место, где аутентичность соседствует с современными информационными технологиями, не разрушая, а дополняя друг друга, что привлекает в музей жителей и гостей города.
Фонды МУК "Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского" насчитывают 59,0 тыс. единиц хранения (2022 год - 57,9 тыс.). В 2023 году проведено 1,5 тыс. экскурсий и организовано 38 выставок для 76,7 тыс. посетителей (2022 год - 74,4 тыс.).
МУК "Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского" принимает активное участие в межмузейных выставочных проектах с ведущими российскими музеями: государственным автономным учреждением культуры Московской области "Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина" и федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей-заповедник "Архангельское".
В 2022 году МУК "Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского" реализован культурно-выставочный проект "Вечный двигатель: мечтаем, обсуждаем, воплощаем", ставший победителем первого конкурса Фонда президентских грантов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.
В 2023 году в рамках государственной программы "Культура России" МУК "Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского" получил целевые средства на техническое оснащение, за счет которых были приобретены профессиональные горизонтальные экспозиционные витрины, оборудование для иммерсивной акустической системы (аудиоколонки, приборы-диффузоры), изготовлены модели для экспозиционно-светового оборудования (стенники и подсвечники) для оснащения мемориально-бытовой экспозиции, книжный сканер для оцифровки фонда редких книг XVII - нач. XX вв.
Работая с посетителями, МУК "Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского" стремится постоянно учитывать интересы возрастных и социальных групп населения, предлагая новые формы работы. Активизация интереса населения к музею напрямую связана с развитием выставочной деятельности, использованием современных информационных технологий, созданием современных экспозиционных показов. Современное общество пребывает в состоянии стремительного развития новых технологий во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в музейной практике. Информационные технологии позволят привлечь в музей категорию посетителей (в том числе молодежи), следующих современным цифровым тенденциям, через использование мультимедиа-экспозиций, вызвать у них интерес к изучению истории и культурного наследия. Кроме этого, приобретение современного выставочного музейного оборудования и применение инновационных технологий придаст инициативы специалистам музея к изменениям экспозиционных пространств.
Учреждения культуры ведут активную работу по формированию культурной сферы города, организации досуга, творческой активности населения и с помощью проводимых мероприятий реализуют функции эстетического, нравственного, патриотического воспитания саратовцев, повышения их культурного и интеллектуального уровня, возрождения, сохранения и развития культурных традиций города.
Основные проблемы развития отрасли - устаревшая материально-техническая база и недостаточные мощности учреждений.
Здания, в которых расположены учреждения культуры, построены в 1950-1980 годы, технически и морально устарели. Несмотря на ежегодное финансирование ремонтных работ, выделяемых средств недостаточно.
За последнее десятилетие не было построено ни одного здания для муниципальных учреждений культуры и искусства, а существующая инфраструктура отрасли остро нуждается в модернизации.
Несоответствие материально-технического состояния и оснащенности учреждений современным нормам и изменившимся социокультурным ориентациям населения является сдерживающим фактором достижения цели обеспечения равных возможностей доступа и повышения качества оказываемых услуг.
Решение сложившихся проблем позволит повысить качество услуг культуры, комфортность их предоставления и доступность для всех слоев населения.
1.3. Подпрограмма N 3 "Популяризация культурных традиций муниципального образования "Город Саратов".
В целях обеспечения культурного досуга жителей города, приобщения населения к культуре и искусству, развития и продвижения массовой культуры ежегодно на открытых площадках города проводятся массовые праздничные мероприятия, культурные акции и проекты.
С каждым годом городские праздничные мероприятия становятся более интересными, разнообразными и насыщенными. Праздник становится не только мероприятием для развлечения и проведения досуга горожан, но и способом вовлечения горожан в культурную среду города, способствующим познанию культурных традиций, истории города, развитию самосознания граждан, проживающих на территории города.
В целях формирования новых культурных традиций и положительного имиджа города ежегодно проводится свыше 160 городских мероприятий для более чем 150 тыс. зрителей, значительно расширяется география проведения городских культурно-массовых мероприятий.
Фестивали, смотры и конкурсы, проходящие в рамках городских праздников, направлены на демонстрацию достижений творческих коллективов и отдельных исполнителей, совершенствование исполнительского мастерства, привлечение жителей города к занятию творчеством.
Сегодня перед нашим обществом во всей полноте встала проблема сохранения национальных, народных традиций, которые питают не только искусство, но и являются основой нравственных устоев народа, выполняют важнейшую государственную функцию по патриотическому воспитанию людей, особенно молодежи.
Важнейшей частью самобытной русской культуры являются национальные музыкальные инструменты, среди которых центральное место занимают многочисленные виды гармоник.
Саратовская гармоника - уникальный, поистине народный инструмент, вобравший в себя более 150 лет истории России.
Почти забытая в начале столетия, сегодня саратовская гармоника на волне интереса к русским народным инструментам переживает второе рождение. В ней привлекает буквально все: уникальный внешний вид, уникальное звучание и уникальная история, которая тесно переплетается с историей города.
Саратовская гармоника - один из главных символов города, является узнаваемым брендом, который поддерживается и развивается много десятков лет.
В настоящее время с целью поддержки исполнительского мастерства игры на саратовской гармонике в муниципальных учреждениях сферы культуры осуществляется обучение игры на ней. Процесс обучения проводится в следующих муниципальных бюджетных учреждениях дополнительного образования: детские школы искусств N 2, 8, 16, N 17 им. М.А. Симанского и детские музыкальные школы N 5, 14, 19.
Популяризацией инструмента успешно занимаются ансамбли учащихся "Озорные планочки" муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 14", "Саратовские переборы" муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств N 2", ансамбль "Саратовские гармонисты" муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств N 17 им. М.А. Симанского", "Серебряный перезвон" муниципального учреждения культуры "Городской Дом культуры "Звезда", ансамбль саратовских гармоник "Серебряные колокольчики" Дома культуры поселка Дубки муниципального автономного учреждения культуры "Централизованная клубная система" муниципального образования "Город Саратов" и др.
Коллективы с участием исполнителей на саратовской гармонике постоянные участники концертов и фестивалей, проводимых на ведущих концертных площадках города и Саратовской области, Российской Федерации.
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с сохранением и дальнейшим ростом популярности игры на саратовской гармонике. В первую очередь существует потребность в самих инструментах, в обновлении существующего парка инструментов концертного уровня. К этой проблеме добавляется проблема создания произведений для саратовской гармоники, которую возможно решить путем проведения конкурса на лучшее произведение для саратовской гармоники и создания репертуарного фольклорного сборника. Имеющиеся ансамбли исполнителей на саратовской гармонике нуждаются в юных музыкантах, соответственно необходимы просветительские уроки и мастер-классы в средних общеобразовательных школах города. Коллективы саратовских гармонистов должны быть конкурентоспособны, для этого их необходимо обеспечить концертными костюмами и концертными инструментами, в том числе для участия во Всероссийских конкурсах и фестивалях за пределами Саратовской области.
Мероприятия муниципальной программы позволят сделать более эффективной популяризацию символа "Саратовская гармоника", формируя идеи и образы, которые будут разделять большинство проживающих в нашем городе.
1.4. Подпрограмма N 4 "Развитие туризма в муниципальном образовании "Город Саратов".
Развитие сферы туризма является одной из важных задач для развития города. По итогам реализации ведомственной целевой программы "Развитие туризма на территории муниципального образования "Город Саратов" в 2022 году разработано шесть туристических маршрутов по центральной части города.
Туристская привлекательность города определяется следующими факторами:
- богатое историко-культурное, природное наследие города, сосредоточение объектов культурного наследия различных эпох;
- развитая система культурно-познавательного и событийного туризма;
- удобное географическое расположение;
- активное использование акватории реки Волги при организации водного туризма;
- сосредоточение в городе культовых сооружений различных конфессий;
- достаточное рекламно-информационное обеспечение туристского потенциала города.
Муниципальная программа содержит актуальные направления развития туризма и мероприятия по их реализации в целях создания благоприятной среды для дальнейшего развития туристской городской индустрии.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению существующих проблем в сфере культуры и туризма, а также повысить эффективность и результативность осуществления бюджетных расходов.
2. Цели и задачи муниципальной программы
Цель муниципальной программы - создание условий для устойчивого развития сферы культуры и туризма, формирование единого культурного пространства, выявление культурного и духовного потенциала населения, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни города.
Задачи муниципальной программы:
- обеспечение доступности качественного дополнительного образования в сфере культуры;
- выявление и поддержка одаренных детей;
- развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений сферы культуры и обеспечение их безопасного функционирования;
- приобщение различных возрастных и социальных слоев населения к духовным и культурным ценностям, привлечение к активному участию в культурной жизни города;
- развитие туристической сферы города.
3. Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы
Сведения о целевых показателях муниципальной программы приведены в приложении N 5 к муниципальной программе.
4. Прогноз ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроки и этапы реализации муниципальной программы
За время реализации муниципальной программы планируется достичь следующих результатов:
- увеличение доли детей, охваченных дополнительным образованием в сфере культуры, от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет до 8,6%;
- поддержка одаренных детей;
- увеличение количества посещений учреждений культуры;
- вовлечение горожан в культурную среду города, способствующее познанию культурных традиций, истории города, развитию самосознания граждан;
- повышение туристской привлекательности города;
- формирование спроса у жителей и гостей города на туристско-информационные услуги;
- создание условий для развития внутреннего и въездного туристского потока.
Муниципальная программа реализуется в один этап в 2024-2026 годах.
5. Перечень основных мероприятий и ведомственных целевых программ подпрограмм муниципальной программы
Система основных мероприятий муниципальной программы позволит направить имеющиеся ресурсы на развитие стратегически значимых направлений, достижение поставленной цели и решение установленных задач.
Подпрограмма N 1 "Система дополнительного образования в сфере культуры".
В рамках основного мероприятия 1.1 "Оказание муниципальных услуг населению муниципальными учреждениями дополнительного образования в сфере культуры" осуществляется выполнение установленного муниципального задания, в том числе направление внебюджетных средств (средств, получаемых муниципальными учреждениями от приносящей доход деятельности) на исполнение муниципальных расходных обязательств по обеспечению сохранения достигнутого показателя повышения оплаты труда, предусмотренного дефисом 8 раздела "Целевые показатели подпрограммы (индикаторы)" паспорта подпрограммы N 1 муниципальной программы.
В рамках основного мероприятия 1.2 "Выявление, развитие и поддержка детей с выдающимися способностями" осуществляется:
- финансовая поддержка социально незащищенных одаренных детей в сфере культуры;
- выплата премий главы муниципального образования "Город Саратов" "Юные дарования Саратова";
- целевая поддержка участия одаренных детей в конкурсах, фестивалях, творческих школах и лабораториях, мастер-классах и олимпиадах;
- оказание финансовой поддержки преподавателям;
- повышение квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, проведение мастер-классов;
- информационное освещение деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры, работающих с одаренными детьми (фоторепортажи, сюжеты о достижениях одаренных детей).
Информация о предоставлении социальной поддержки в соответствии с муниципальной программой размещается в единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В рамках основного мероприятия 1.3 "Организация и проведение независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными учреждениями дополнительного образования в сфере культуры" осуществляется выполнение мероприятий по организации и проведению независимой оценки качества оказания услуг муниципальными учреждениями дополнительного образования в сфере культуры в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Подпрограмма N 2 "Система муниципальных учреждений культуры".
В рамках основных мероприятий "Оказание муниципальных услуг населению муниципальным музеем", "Оказание муниципальных услуг населению муниципальными библиотеками", "Оказание муниципальных услуг населению муниципальными театрами", "Оказание муниципальных услуг населению муниципальными культурно-досуговыми учреждениями" осуществляется выполнение установленного муниципального задания, в том числе направление внебюджетных средств (средств, получаемых муниципальными учреждениями от приносящей доход деятельности) на исполнение муниципальных расходных обязательств по обеспечению сохранения достигнутого показателя повышения оплаты труда, предусмотренного дефисом 5 раздела "Целевые показатели подпрограммы (индикаторы)" паспорта подпрограммы N 2 муниципальной программы.
В рамках основного мероприятия 2.5 "Организация и проведение независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными учреждениями культуры" осуществляется выполнение мероприятий по организации и проведению независимой оценки качества оказания услуг муниципальными учреждениями культуры в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В рамках основного мероприятия 2.6 "Комплектование книжных фондов библиотек муниципального образования "Город Саратов" осуществляется реализация мероприятий по пополнению фондов библиотек новыми изданиями.
Подпрограмма N 3 "Популяризация культурных традиций муниципального образования "Город Саратов".
В рамках основного мероприятия 3.1 "Организация и проведение мероприятий, направленных на популяризацию культурных традиций муниципального образования "Город Саратов" осуществляется реализация мероприятий, направленных:
- на определенную целевую аудиторию (дети, лица с ограниченными возможностями, молодежь, старшее поколение);
- на организацию массового отдыха жителей города;
- на развитие бренда города - саратовской гармоники путем популяризации произведений и исполнителей игры на инструменте, материальной поддержки коллективов-исполнителей на саратовской гармонике, организации мероприятий, направленных на развитие инструментального исполнительства и роста количества участников коллективов;
- на изучение и развитие культурных традиций края, в том числе на выплату премии имени Чернышевского Н.Г. в области научно-исследовательских работ, публицистических работ и журналистских работ;
- на популяризацию литературного наследия города, в том числе на выплату литературной премии главы муниципального образования "Город Саратов" имени К.А. Федина.
Подпрограмма N 4 "Развитие туризма в муниципальном образовании "Город Саратов".
В рамках основного мероприятия 4.1 "Организация и проведение мероприятий, направленных на предоставление жителям и гостям муниципального образования "Город Саратов" туристско-информационных услуг" осуществляется:
- создание промоматериалов (видеороликов, фотоконтента, презентаций) о туристском потенциале города;
- продвижение и техническая поддержка городского туристического портала в целях формирования спроса у жителей и гостей города на туристско-информационные услуги.
В рамках основного мероприятия 4.2 "Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование туристского продукта" осуществляется:
- разработка туристских маршрутов в целях развития внутреннего и въездного туристского потока;
- проведение мероприятий, способствующих увеличению туристского потока.
Перечень основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы представлен в приложении N 6 к муниципальной программе.
6. Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы
Объем финансирования мероприятий муниципальной программы определен на основании изучения цен на товары, работы, услуги, действовавших в 2023 году, с учетом дефляторов и запланированных на 2024-2026 годы объемов работ и составляет 3025004,8 тыс. руб., из них по годам:
- 2024 год - 1010807,4 тыс. руб.;
- 2025 год - 1007098,7 тыс. руб.;
- 2026 год - 1007098,7 тыс. руб.
По источникам финансирования:
бюджет города - 3021296,1 тыс. руб., из них:
- 2024 год - 1007098,7 тыс. руб.;
- 2025 год - 1007098,7 тыс. руб.;
- 2026 год - 1007098,7 тыс. руб.;
областной бюджет (прогнозно) - 408,0 тыс. руб., из них:
- 2024 год - 408,0 тыс. руб., в том числе в рамках государственной программы Саратовской области "Культура Саратовской области" - 408,0 тыс. руб.;
федеральный бюджет (прогнозно) - 3300,7 тыс. руб. из них:
- 2024 год - 3300,7 тыс. руб., в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" - 3300,7 тыс. руб.
Привлечение средств внебюджетных источников на реализацию муниципальной программы не планируется.
Объем финансирования мероприятий муниципальной программы подлежит ежегодному уточнению в порядке, установленном постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 13 сентября 2018 года N 2043 "Об установлении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации и Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ".
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения муниципальной программы приведены в приложении N 7 к муниципальной программе.
7. Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
Возможные риски, связанные с реализацией муниципальной программы, определяются следующими факторами:
- ограниченность источников финансирования;
- рост инфляции выше прогнозируемого уровня;
- форс-мажорные обстоятельства.
Минимизация рисков возможна в результате координации действий участников муниципальной программы, регулярного мониторинга реализации муниципальной программы, своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.