Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства образования
и науки Пермского края
от 14.03.2023 N 26-01-06-230
"УТВЕРЖДЕНА
приказом
Министерства образования
и науки Пермского края
от 29.03.2021 N 26-01-06-302
Концепция
региональной системы объективности качества образования и олимпиад школьников в Пермском крае
Настоящая Концепция разработана с целью повышения объективности при проведении оценочных процедур федерального, регионального, муниципального уровней, при проведении отдельных оценочных процедур на уровне образовательной организации (далее - ОО), а также при проведении олимпиад школьников.
Региональная система объективности процедур оценки качества образования дает возможность получить полное представление о качестве образования в регионе, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы образовательных организаций, позволяет ОО вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы и недостатки, родителям обучающихся получать объективную информацию о качестве знаний своих детей.
Результаты оценочных процедур являются особенно важными для образовательных организаций. Они необходимы для совершенствования преподавания учебных предметов, организации функционирования внутренней системы оценки качества образования, обеспечения открытости информации.
Определяющим фактором корректного использования результатов различных оценочных процедур для принятия управленческих решений является их достоверность и доверие к результатам оценки со стороны профессионального сообщества и общественности.
Повышение уровня объективности оценочных процедур является важной задачей всех уровней управления образованием и может быть достигнуто только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне образовательных организаций.
Для повышения объективности оценки образовательных результатов проводятся комплексные мероприятия по трем направлениям:
1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в образовательных организациях.
2. Выявление ОО с необъективными результатами, профилактическая работа с выявленными ОО.
3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
Эффективным является комплексное сочетание всех трех направлений и создание на их основе действенной системы, при которой все участники образовательных отношений заинтересованы в объективной оценке образовательных результатов, и одновременно принимаются всесторонние меры для обеспечения объективности результатов при проведении всех мероприятий по оценке качества образования.
Для обеспечения возможности получения в рамках конкретной оценочной процедуры объективных результатов необходимо выполнение следующих условий.
Наличие описания оценочной процедуры, закрепляющего соответствие этой оценочной процедуры следующим принципам:
использование научно обоснованной концепции и качественных контрольно-измерительных материалов;
применение единых организационно-технологических решений, мер защиты информации;
привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах;
устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры.
Организация на региональном и/или муниципальном уровнях контроля соблюдения всех положений и регламентов, приведенных в описании оценочной процедуры. Контроль может осуществляться через:
привлечение независимых, общественных наблюдателей;
выезды в пункты проведения процедур и олимпиад представителей муниципальных и (или) регионального органа исполнительной власти;
организацию видеонаблюдения и т.п.
Условие отсутствия конфликта интересов означает, в том числе, что необходимо соблюдать следующие требования:
в качестве наблюдателей не могут выступать родители учащихся класса, который принимает участие в оценочной процедуре;
учитель, ведущий данный предмет и работающий в данном классе, не должен выступать организатором работы и участвовать в проверке работ;
проверка работ должна проводиться по стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию.
Указанные условия соблюдаются при проведении единого государственного экзамена, национальных исследований качества образования (НИКО), международных сравнительных исследований, мониторинга качества подготовки обучающихся в виде Всероссийских проверочных работ (ВПР).
При организации каждой оценочной процедуры регионального и/или муниципального уровней возможна разработка описания проведения оценочной процедуры (инструкции, методические рекомендации и т.п.).
При организации ВПР предусмотрена разработка регионального регламента их проведения, типовых регламентов для ОО, касающихся вопросов проведения ВПР в ОО и обеспечения объективности результатов, а также контроль соблюдения всех принятых регламентов.
Выявление ОО с необъективными результатами оценочной процедуры федерального или регионального уровня осуществляется аналитическими методами, с использованием, например:
оценки доверительного интервала среднего балла для ОО относительно группы ОО (используется только на уровне региона);
оценки доверительного интервала процента выполнения каждого задания по каждой ОО, участвовавшей в оценочной процедуре, относительно контрольной выборки ОО, которая включает те ОО, в которых реализован первый подход или хотя бы обеспечено присутствие независимых наблюдателей на всех стадиях проведения оценочной процедуры;
сравнения результатов ОО с результатами ОО контрольной группы, с учетом контекстных данных об ОО;
сравнения уровня результатов оценочной процедуры в ОО с уровнем результатов ЕГЭ с учетом контекстных данных об ОО;
иных подходов.
При использовании статистических методов выявления ОО с необъективными результатами возможно применение кластерного подхода.
Признаком необъективности оценивания образовательных результатов в ОО при таком подходе служит наличие выпускников ОО, получивших медали "За особые успехи в учении" и имеющих низкие результаты ЕГЭ.
В случае обнаружения признаков недостоверности результатов в ОО осуществляется перепроверка результатов. В случае подтверждения недостоверности результатов принимаются меры в отношении данной ОО.
Для формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов применяются следующие меры:
реализуются мероприятия адресной помощи ОО с низкими результатами, мероприятия адресной помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты и т.п.;
для оценки деятельности педагога используются результаты, показанные его учениками (в независимых оценочных процедурах), только по желанию педагога;
проводится разъяснительная работа с муниципальными органами управления образованием и руководителями ОО по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации перечисленных выше мер.
Важным механизмом обеспечения объективности оценивания является внутришкольная система оценки образовательных результатов, способствующая эффективному выполнению педагогами трудовой функции "по объективной оценке знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей" (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)").
Элементами такой системы в ОО являются, например:
положение о внутренней системе оценки качества подготовки обучающихся;
система регулярных независимых оценочных процедур, объективность результатов которых обеспечивает руководство ОО;
принятые в ОО критерии текущего и итогового оценивания;
непрерывный процесс повышения квалификации педагогических работников в области оценки результатов образования, включающий обучение на курсах повышения квалификации, самообразование;
проведение учителями, преподавателями, различными методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами оценочных процедур.
Согласно Рекомендациям для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году, направленными письмом Минпросвещения России N СК-228/03 и Рособрнадзора от 06 августа 2021 г. N 01-169/08-01, при планировании оценочных процедур на региональном уровне и уровне образовательной организации необходимо учитывать наличие информации, получаемой в ходе федеральных оценочных процедур, и избегать дублирования по содержанию различных оценочных процедур.
Эффективным способом планирования работы, позволяющим избежать дублирования и тем самым минимизировать нагрузку обучающихся, является составление единого для общеобразовательной организации графика проведения оценочных процедур с учетом установленных в общеобразовательной организации учебных периодов (четверть, триместр и т.д.), перечня учебных предметов, расписания федеральных и региональных оценочных процедур.
Вся совокупность процедур оценки качества общего образования рассматривается как процедурный компонент региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) и определяется соответствующими нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Пермского края (далее - Министерство).
В соответствии с распорядительным актом Министерства на региональном уровне в системе проводятся:
мониторинги метапредметных результатов обучающихся основной школы (для обучающихся 9 классов);
мониторинги функциональной грамотности (читательской, финансовой, математической, естественнонаучной);
диагностики готовности обучающихся 8 - 9 классов к профессиональному самоопределению.
В Пермском крае создан Совет по качеству контрольно-оценочных инструментов, применяемых при реализации мероприятий РСОКО (далее - Совет). Совет принимает участие в разработке модели РСОКО, готовит рекомендации по направлениям мониторинга обучающихся, проводит экспертизу и согласование контрольно-оценочных инструментов.
В целях обеспечения объективности оценки образовательных результатов:
Министерство образования и науки Пермского края:
определяет основные подходы и приоритеты государственной политики в сфере оценки качества образования на территории Пермского края;
утверждает критерии и показатели обеспечения объективности оценочных процедур на уровнях муниципалитета и образовательной организации;
организует проведение мониторинга, анализа и на их основе формирует рекомендации по повышению качества образования, принимает обоснованные управленческие решения;
разрабатывает дорожные карты по повышению объективности оценочных процедур на уровне региона.
Центр оценки качества образования ГАУ ДПО "ИРО Пермского края (далее - ЦОКО):
обеспечивает организационно-технологическое и информационно-методическое сопровождение проведения федеральных и региональных контрольно-оценочных процедур;
обеспечивает объективность проведения федеральных и региональных контрольно-оценочных процедур за счет разработки и применения организационных схем (регламентов) и программно-технологических решений;
проводит мониторинг обеспечения объективности оценочных процедур на уровнях муниципалитета;
по результатам проведения мониторинга организует проведение анализа результатов обеспечения объективности оценочных процедур и предоставляет аналитические отчеты в Министерство.
Исполнительно-распорядительные органы муниципальных и городских округов Пермского края, осуществляющие муниципальное управление в сфере образования:
обеспечивают объективность проведения федеральных и региональных контрольно-оценочных процедур в подведомственных образовательных организациях;
применяют организационные схемы (регламенты) проведения региональных контрольно-оценочных процедур;
проводят мониторинг обеспечения объективности оценочных процедур на уровне образовательных организаций (при необходимости);
по результатам проведения мониторинга принимают управленческие меры и формируют рекомендации для образовательных организаций по повышению объективности оценочных процедур;
разрабатывают план мероприятий (дорожную карту) по повышению объективности оценочных процедур на уровне муниципального образования.
Образовательные организации:
обеспечивают объективность проведения региональных и муниципальных контрольно-оценочных процедур;
обеспечивают при проведении региональных и муниципальных контрольно-оценочных процедур применение разработанных организационных схем и технологических решений;
проводят внутренний анализ по результатам мониторинга обеспечения объективности оценочных процедур и принимают решения по повышению объективности;
разрабатывают план мероприятий (дорожную карту) по повышению объективности оценочных процедур (при необходимости).
Всероссийская олимпиада школьников (далее - ВсОШ) проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, в составы сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Обеспечение объективности результатов ВсОШ осуществляется через привлечение общественных/независимых наблюдателей на этапах проведения олимпиады и соблюдение регламентации порядка проведения ВсОШ.
ВсОШ предусматривает проведение школьного, муниципального и регионального этапа. В соответствии с установленным порядком проведения олимпиады предъявляются требования к составу оргкомитетов каждого из этапов, требования к предметно-методическим комиссиям, требования к составу жюри.
Олимпиады для школьников (за исключением ВсОШ) проводятся в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, содействия профессиональной ориентации школьников. Перечень и уровни олимпиад школьников, утверждаются соответствующим приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации ежегодно.
Организаторы олимпиад привлекают к организации и проведению олимпиад научные организации, государственные корпорации, организации, осуществляющие образовательную деятельность, общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования, средства массовой информации, а также учебно-методические объединения.
Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении олимпиад школьников осуществляется в соответствии с приказом Рособрнадзора от 26 августа 2022 г. N 924 "Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников".
Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. N 678."
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 14 марта 2023 г. N 26-01-06-230 "О внесении изменения в Концепцию... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.