г. Краснодар |
|
31 июля 2020 г. |
Дело N А32-17867/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазурвой Н.С. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Октан" (ИНН 2303025329, ОГРН 10623007172) - Лень М.С. (доверенность от 01.01.2019), от ответчика - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Крохмаля Д.А. (доверенность от 26.12.2019), рассмотрев кассационную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по делу N А32-17867/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Октан" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным изложенного в письме от 09.02.2018 N 202-06.3-3504/18 решения об отказе в заключении без проведения торгов договора аренды лесных участков общей площадью 66,7 га (10,8 га, 7,2 га и 48,7 га) в составе земель лесного фонда, расположенных на частях выделов 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 13 квартала 31Б, частях выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 квартала 32Б Бжедуховского участкового лесничества в составе Белореченского лесничества, (далее - лесные участки) в целях выполнения работ по геологическому изучению (поиску, разведке) недр, разработке месторождения и добыче песчано-гравийной смеси на Прилесном участке восточной окраины хутора Проточный Белореченского района (далее - месторождение полезных ископаемых), о понуждении к утверждению проектной документации лесных участков, заключению договора аренды лесных участков без проведения торгов, подготовке и направлению проекта договора аренды лесных участков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020, заявление удовлетворено со следующей мотивировкой. Лесохозяйственные регламенты Белореченского лесничества 2010 года и 2017 года предусматривают возможность использования лесных участков в кварталах 31Б, 32Б Бжедуховского участкового лесничества для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых. Принадлежность лесных участков к защитным лесам министерством не доказана. Обществу выдана лицензия от 15.10.2009 серии КРД N 80173 вида ТР на право пользования недрами в целях геологического изучения (поиска, разведки) недр, разработки месторождения полезных ископаемых и добычи последних. Эти лицензию и цели общество указало в заявлении о заключении договора аренды лесных участков. Оспариваемое решение министерства нарушает права и законные интересы общества, создает ему препятствия в осуществлении деятельности на основании действующей лицензии на право пользования недрами.
Министерство обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов. Испрашиваемые обществом лесные участки находятся в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водного объекта (реки). В силу установленных законом ограничений лесные участки не могут быть предоставлены обществу в заявленных им целях. Представитель общества в судебном заседании возражает против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество обратилось в государственное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - комитет) с заявлением о выборе участка лесного фонда в целях размещения карьера под разработку месторождений полезных ископаемых в Бжедуховском участковом лесничестве Белореченского лесничества. Актом комитета от 31.03.2008 N 1 оформлен выбор лесных участков общей площадью 80,7 га (41,3 га, 39,4 га и 2,1 га), расположенных на частях выделов N 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 в квартале N 31Б и частях выделов N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 в квартале N 32Б Бжедуховского участкового лесничества в составе Белореченского лесничества. В акте указано на расположение большей части участков на непокрытых лесом землях и отсутствие необходимости вырубки просек для строительства подъездных дорог. В акте натурного технического исследования от 15.05.2008 комитет указал на возможность использования выбранных участков для испрашиваемых обществом целей без угрозы создания чересполосицы, разрыва лесного массива, повреждения слоя особого защитного значения.
Общество является обладателем лицензии от 15.10.2009 серии КРД N 80173 вида ТР на право пользования недрами с целью геологического изучения (поиска, разведки) месторождения полезных ископаемых и добычи песчано-гравийной смеси. В 2010 году общество обеспечило изготовление соответствующего горного отвода.
Приказом министерства от 21.03.2013 N 339 выбранные участки площадью 80,7 га предоставлены обществу в аренду до 15.10.2029 для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых и добычи песчано-гравийной смеси. По заявлению общества от 09.07.2014 N 11 приказом министерства от 13.08.2014 N 1222 приказ от 04.03.2013 N 339 отменен по причине частичного затопления и размытия выбранных участков, выявленных в результаты их повторного натурного технического обследования (письмо общества от 09.07.2014 N 17).
Общество повторно разработало технический проект N 12.05.2014/111-ТП разработки и рекультивации лесных участков месторождения полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси) без затопленных и размытых частей. В заключении экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации от 18.08.2014 N 15 содержится вывод о готовности месторождения полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси) к промышленному освоению. Соответствующий технический проект утвержден в октябре 2014 года. Комитет совместно с Бжедуховским участковым и Белореченским лесничествами провел натурное обследование лесных участков (площадью 66,7 га). В акте обследования от 30.10.2014, утвержденном министерством 27.11.2014, сделан вывод о пригодности лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых и добычи песчано-гравийной смеси с заготовкой древесины.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 10.11.2014 N 14 о заключении договора аренды лесных участков (площадью 66,7 га) для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых и добычи песчано-гравийной смеси. Приказом министерства от 27.11.2014 N 1846 обществу предписано заключить договор аренды лесных участков до 26.12.2014 после утверждения документации по проектированию лесных участков и осуществления их государственного учета.
Министерство в письме от 30.12.2014 N 202-19980/14-052 выразило решение об отказе обществу в утверждении проектной документации и в осуществлении государственного учета лесных участков ввиду наличия замечаний к предоставленным документам. Общество с сопроводительными письмами от 16.04.2015, от 13.07.2016 направило исправленные материалы проектирования лесных участков в министерство и в комитет. Комитет согласовал документацию по проектированию лесных участков и сообщил обществу о направлении плана лесных участков в электронном виде в министерство (управление лесного хозяйства и отдел государственного лесного реестра и государственной экспертизы проектов освоения лесов) с письмом от 13.07.2016 N 111-3057/16. Письмом от 12.10.2017 N 202-32896/17 министерство известило общество о принятом решении об отказе в предварительном согласовании предоставления лесных участков в пользование ввиду несоответствия заявленной обществом цели их использования разрешенному использованию защитных лесов. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2018 по делу N А32-4966/2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018, обществу отказано в признании незаконным изложенного в письме от 12.10.2017 N 202-32896/17 решения министерства ввиду пропуска процессуального срока на подачу заявления.
Общество повторно обратилось в министерство с заявлением от 29.01.2018 о заключении договора аренды лесных участков. Письмом от 09.02.2018 N 202-06.3-3504/18 министерство сообщило заявителю о принятом решении об отказе в предоставлении лесных участков в аренду в связи с отказом обществу в 2014 году в утверждении проектной документации лесных участков и в осуществлении их государственного учета, отсутствием проектной документации лесных участков с устраненными замечаниями.
Приказом министерства от 05.04.2018 N 504 досрочно прекращено право общества на пользование недрами по лицензии от 15.10.2009 серии КРД N 80173 вида ТР. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 по делу N А32-19029/2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019, приказ министерства от 05.04.2018 N 504 признан незаконным в связи с тем, что в отсутствие согласованной документации по проектированию лесных участков и договора их аренды общество лишено возможности производства работ в целях добычи полезных ископаемых на условиях лицензионного соглашения. Министерство признано не исполнившим обязанность по направлению обществу проекта договора аренды лесного участка на основании приказа от 27.11.2014 N 1846.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) допускается предоставление пользователям недр в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Земельные участки, в том числе лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения названных работ, предоставляются пользователям недр после получения лицензии на пользование недрами, оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (статья 25.1).
Положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) в качестве одного из принципов лесного законодательства названо использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 9 статьи 1). Под лесным участком понимается расположенный в границах лесничеств и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса земельный участок (статья 7). Защитные леса являются одним из видов лесов, расположенных на землях лесного фонда (пункт 1 части 1 статьи 10). Для осуществления на землях лесного фонда геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых допускаются строительство и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, перечень которых для защитных лесов утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 1, часть 7 статьи 21). Осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых является одним из видов использования лесов (пункт 11 части 1 статьи 25), для которого лесной участок предоставляется в аренду (часть 2 статьи 43) с возможностью предварительного обеспечения заинтересованным лицом выполнения работ по подготовке необходимой проектной документации (часть 6 статьи 70.1, часть 3 статьи 73.1). Объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ; часть 2 статьи 72, статья 92). Использование лесов в границах лесничества осуществляются в соответствии с обязательным для исполнения лесохозяйственным регламентом этого лесничества, в котором, помимо прочего, устанавливаются виды разрешенного использования лесов и ограничения их использования (часть 1, пункты 1, 3 части 5, часть статьи 87).
Нормами главы 17 Лесного кодекса одной из категорий защитных лесов названы ценные леса, виды использования которых определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств (часть 1, пункт 4 части 2, часть 4 статьи 111). К ценным лесам относятся запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции;
пункт 11 части 1 статьи 115). К особо защитным участкам лесов, которые могут выделяться в защитных, эксплуатационных и резервных лесах, отнесены берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов (часть 1, пункт 1 части 2 статьи 119). Строительство и эксплуатация объектов капитального строительства в ценных лесах и на особо защитных участках лесов, за рядом исключений, запрещены (часть 6 статьи 111, часть 3 статьи 115, пункт 3 части 4 статьи 119).
Действовавшая до 01.07.2019 глава 15 Лесного кодекса содержала аналогичные нормы.
Законом N 218-ФЗ предусмотрено одновременное осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с образованием объекта недвижимости (подпункт 2 пункта 3 статьи 14). Государственная регистрация ограничения прав на объект недвижимости и (или) его обременения без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется только при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества (подпункт 7 пункта 4 статьи 14). Одновременное осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав допускается по заявлению собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 15). Государственная регистрация ограничения права или обременения объекта недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению лица, в пользу которого устанавливаются такие ограничение, обременение (подпункт 2 пункта 3 статьи 15).
В целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых законодатель допускает предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда в порядке, установленном для предоставления лесных участков. При этом в случае аренды до одного года осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков не требуется (пункт 1.1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Пунктом 2(1) Перечня в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых допускается размещение не являющихся объектами капитального строительства карьеров и их неотъемлемых технологических частей, предусмотренных в утвержденных в установленном порядке технических проектах разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр. Данное правило не распространяется на особо защитные участки лесов.
В силу подпункта 2 пункта 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса основаниям. Пунктом 12 утвержденного приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, действовавшего в момент принятия министерством оспариваемого решения, предусматривалось предварительное согласование предоставления лесного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса, при необходимости образования такого участка.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее. В рассматриваемом случае одновременно могли быть осуществлены государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация права собственности Российской Федерации на них в связи с образованием. Государственная регистрация договора аренды лесных участков по заявлению общества могла быть осуществлена только при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объектах аренды. Лесные участки не могли быть предоставлены в аренду до утверждения их проектной документации и осуществления кадастрового учета. В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. В этих условиях уполномоченный орган не мог быть понужден к подготовке и направлению заявителю проекта договора аренды лесных участков. Причины уклонения уполномоченного органа от утверждения проектной документации земельных участков и их кадастрового учета судами не установлены.
При установлении этих причин и оценке соответствующих обстоятельств судам следовало учесть, что действовавший до 31.12.2018 лесохозяйственный регламент Белореченского лесничества 2010 года не предусматривал разрешенное использование лесов в кварталах 31Б, 32Б Бжедуховского участкового лесничества для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (такое разрешенное использование допускалось только для лесов в кварталах 31, 32).
В соответствующей графе лесохозяйственного регламента Белореченского лесничества 2017 года со сроком действия до 2028 года не указана площадь, на которой допускается использование лесов в кварталах 31Б, 32Б Бжедуховского участкового лесничества для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Само по себе указание в лесохозяйственном регламенте на кварталы участкового лесничества не исключает ситуацию, при которой границы планируемых к образованию лесных участков пересекают границы запретных полос лесов, расположенных вдоль водного объекта, на которых запрещено капитальное строительство, или границ особо защитных участков лесов (берегозащитных, почвозащитных участков лесов, расположенных вдоль водных объектов), на которых вообще не допускается осуществление работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Наличие (отсутствие) таких наложений с необходимой степенью достоверности суды не установили (при необходимости для этого следовало обсудить вопрос о целесообразности назначения по делу экспертизы), имеющееся в деле таксационное описание Рязанского лесничества проекта организации и ведения лесного хозяйства Белореченского лесхоза не оценили. Вывод о возможности осуществления обществом планируемой деятельности на лесных участках, образуемых за счет запретных полос лесов, расположенных вдоль водного объекта (реки), зависит от состава и характеристик объектов (капитальных, некапитальных), предусмотренных заключенным с обществом лицензионным соглашением. Данное соглашение судами не исследовано, виды и характеристики объектов, которые планируется возводить на лесных участках, не установлены.
Названные недостатки препятствуют суду кассационной инстанции признать соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Лесохозяйственные регламенты Белореченского лесничества 2010 года и 2017 года предусматривали (-ют) возможность использования лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, о недоказанности принадлежности лесных участков к защитным лесам, о нарушении оспариваемым решением министерства прав и законных интересов общества.
Суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. Направление дела на новое рассмотрение в данном случае обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств, в том числе касающихся лица, уполномоченного на предоставление земельного участка и на утверждение схемы его расположения на кадастровом плане территории, а также оценки представленных доказательств (статья 287 Арбитражного процессуального кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по делу N А32-17867/2018 отменить.
Дело N А32-17867/2018 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.