г. Краснодар |
|
03 августа 2020 г. |
Дело N А32-51929/2019 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Воловик Л.Н.,
рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Апрель 2014" (ИНН 2311169959, ОГРНИП 1142311003636) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2020 по делу N А32-51929/2019,
установил следующее.
ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе Краснодарского края (далее - учреждение фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с ООО Апрель 2014 (далее - общество, страхователь) 17 413 рублей 31 копейки ущерба, в связи с индексацией пенсии работающему пенсионеру (Тютеревой Л.А.) за период с мая 2018 года по март 2019 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 04.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2020, суд удовлетворил заявленное учреждением требование. Судебные акты мотивированы наличием причинно-следственной связи между виновными действиями общества по несвоевременному представлению фонду отчетности по форме СЗВ-М за май 2018 года и необоснованной выплатой Тютеревой Л.А. индексации пенсий за период с мая 2018 года по март 2019 года.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного фондом требования. Заявитель кассационной жалобы указывает, что на момент принятия решения о выплате индексации пенсии у фонда имелись сведения об осуществлении пенсионером Тютеревой Л.А. трудовой деятельности в обществе в апреле 2018 года, а также, на основании поданных фонду сведений по форме СЗВ-М, в июне 2018 года и последующих периодах до марта 2019 года, в связи с чем у фонда отсутствовали правовые основания для выплаты Тютеревой Л.А. пенсии в индексированном размере по состоянию на март 2019 года, что подтверждается представленными в материалы дела сведениями о застрахованных лицах.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и абзацем 2 статьи 1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 (далее - Закон N 27-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, управление установило, что страхователь не представил фонду отчет по форме СЗВ-М за май 2018 года в отношении Тютеревой Л.А., что повлекло индексацию фондом пенсии застрахованному лицу в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и ее выплату с учетом индексации, размер которой составил 17 413 рублей 31 копейку за период с мая 2018 года по март 2019 год.
Фонд направил обществу претензию от 14.08.2019 N 08-8171 о добровольном возмещении ущерба, возникшего в связи с несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета, повлекшего незаконную выплату застрахованному лицу страховой пенсии по старости в завышенном размере.
В ответ на претензию фонда от 14.08.2019 N 08-8171 общество сообщило о том, что начиная с июня 2018 года фонд своевременно получал отчетность с информацией о Тютеревой Л.А., как о работающем пенсионере, в связи с чем страхователь не согласен с требованиями фонда о возмещении ущерба в связи с выплатой Тютеревой Л.А. индексации пенсии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества спорной суммы ущерба.
Удовлетворяя заявленные учреждением требования, суды, со ссылкой на положения статей 26.1, 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), статьей 11, 15 Закона N 27-ФЗ, статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", статей 15, 59, 1069, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделали вывод о том, что переплата пенсии в размере 17 413 рублей 31 копейки возникла по причине несвоевременного представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Тютеревой Л.А. в мае 2018 года.
При этом суды исходили из того, что общество, являющееся работодателем, в том числе и для пенсионеров, своевременно не представило сведения за май 2018 года по форме "СЗВ-М" (исходная), в частности, на Тютереву Л.А., 22.02.1943 года рождения, (СНИЛС 009-911-268 51), представив их фонду 22.02.2019; для целей пенсионного обеспечения данный работник по состоянию на 01.05.2018 являлся неработающим, поскольку сведения персонифицированного учета о Тютеревой Л.А., как о работнике юридического лица, были представлены до апреля 2018 года включительно, в связи с чем управление обоснованно произвело перерасчет, согласно которому общая сумма переплаты страховой пенсии Тютеревой Л.А. за период с мая 2018 года по март 2019 года составила 17 413 рублей 31 копейку. При этом суды указали на отсутствие у фонда полномочий и обязанности по проверке факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы каким-либо иным способом, не предусмотренным действующим законодательством, в частности, на основании расчета по представленной форме.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные фондом требования, суды не учли следующее.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
На основании статьи 1064 Гражданского кодекса вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса).
Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий: противоправности действий, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера причиненных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по каждому отдельному периоду - месяцу на основании сведений страхователя по форме СЗВ-М за этот отчетный период.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Судебные инстанции установили, что страхователь должен был представить фонду сведения по форме СЗВ-М за май 2018 года на Тютереву Л.А. не позднее 15.06.2018, тогда как указанные сведения за май 2018 года представлены обществом территориальному органу фонда 22.02.2019. В отчете по форме СЗВ-М за май 2018 года обществом представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Тютеревой Л.А. и содержащие информацию о факте ее работы в обществе.
Из представленного в материалы дела ответа общества от 11.09.2019 на претензию фонда от 14.08.2019 следует, что с июня 2018 отчетность по форме СЗВ-М подавалась обществом в установленные сроки, что подтверждается соответствующими протоколами, согласно которым Тютерева Л.А. не прекращала работать в обществе. При этом общество не оспаривает, что за май 2018 года сведения представлены им фонду несвоевременно.
Обжалуя решение суда от 04.02.2020, общество в апелляционной жалобе указало, что на момент принятия учреждением решения о выплате индексации пенсий у фонда имелись сведения об осуществлении Тютеревой Л.А. трудовой деятельности в обществе, в том числе в июне 2018 года и последующие периоды, в связи с чем у фонда отсутствовали правовые основания для выплаты Тютеревой Л.А. пенсии в индексированном размере; на момент принятия фондом решения об индексации, учреждение располагало сведениями об Тютеревой Л.А., как о работающем пенсионере. К апелляционной жалобе общество приложило сведения о застрахованных лицах и отчетные документы, в подтверждение направления указанных сведений фонду за период с июня 2018 года по март 2019 года, в том числе на Тютереву Л.А.
Приобщив указанные документы к материалам дела, суд апелляционной инстанции устранился как от оценки указанных доводов общества, как и от оценки представленных в обоснование указанных доводов доказательств (сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2018 год и последующие периоды, протоколы проверки отчетности и протоколы проверки электронного документа, том 1, л. д. 69 - 180; том 2, л. д. 1 - 21), а, следовательно, не выяснил, представляло ли общество фонду в спорном периоде сведения о застрахованных лицах, в частности о Тютеревой Л.А. и, соответственно, располагал ли фонд сведениями о Тютеревой Л.А. в спорном периоде, а также на момент индексации пенсии, как о работающем пенсионере.
Выяснение указанных обстоятельств необходимо для принятия правильного решения, учитывая положения части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также установления обстоятельств о наличии (отсутствии) причинно-следственной связи между действиями общества по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М в отношении Тютеревой Л.А. и причиненным фонду ущербом в виде излишне выплаченных Тютеревой Л.А. сумм пенсии.
Поскольку суд апелляционной инстанции недостаточно исследовал фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного судебного акта, не дал оценку представленным суду апелляционной инстанции, и приобщенным к материалам дела, доказательствам, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В силу части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих лиц, как в отдельности, так и в их совокупности, учитывая положения норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2020 по делу N А32-51929/2019 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по каждому отдельному периоду - месяцу на основании сведений страхователя по форме СЗВ-М за этот отчетный период.
...
Выяснение указанных обстоятельств необходимо для принятия правильного решения, учитывая положения части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также установления обстоятельств о наличии (отсутствии) причинно-следственной связи между действиями общества по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М в отношении Тютеревой Л.А. и причиненным фонду ущербом в виде излишне выплаченных Тютеревой Л.А. сумм пенсии."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 августа 2020 г. N Ф08-5256/20 по делу N А32-51929/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12568/20
03.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5256/20
09.04.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3929/20
04.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-51929/19