Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
города Рязани
от 29 сентября 2023 г. N 12644
Муниципальная программа
"Развитие территориального общественного самоуправления и гражданского общества в городе Рязани"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие территориального общественного самоуправления и гражданского общества в городе Рязани" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Управление общественных отношений аппарата администрации города Рязани (далее - УООАА) |
Соисполнители Программы |
Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани (далее - УОиМП) |
Участники Программы |
Муниципальное казенное учреждение "Техобеспечение" (далее - МКУ "Техобеспечение") |
Цель Программы |
Создание благоприятных условий для развития территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) как института непосредственной демократии и одной из важнейших форм участия населения в местном самоуправлении, а также для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - социально ориентированных НКО), действующих на территории города Рязани. |
Задачи Программы |
Задача 1: повышение информированности населения о возможностях участия в ТОС и вовлечение жителей города в решение вопросов местного значения. Задача 2: обеспечение правовых, финансово-экономических, организационных и иных гарантий развития ТОС и социально ориентированных НКО. Задача 3: выявление социально значимых общественных инициатив и создание условий для их реализации |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
1. Количество экземпляров буклета "Вестник ТОС"; 2. Количество информационных материалов о деятельности объединений ТОС по месту жительства, опубликованных в средствах массовой информации и официальных группах ТОС в социальных сетях, в том числе на сайте "Портал общественного самоуправления города Рязани"; 3. Количество участников молодежного форума по вопросам развития местного самоуправления и участия в решении вопросов местного значения; 4. Количество органов территориального общественного самоуправления; 5. Количество активистов и объединений ТОС, принявших участие в федеральных акциях, конкурсах и грантах, в том числе в городском смотре-конкурсе "На лучший комитет (совет) ТОС"; 6. Количество общественных проектов, разработанных и реализованных социально ориентированными НКО (в том числе реализованных социально ориентированными НКО самостоятельно); 7. Количество социально-культурных, досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий на территориях ТОС; 8. Количество массовых мероприятий на территориях ТОС, проведенных с использованием звукоусиливающей аппаратуры; 9. Количество общественных проектов, разработанных и реализованных объединениями ТОС (в том числе реализованных ТОС самостоятельно); 10. Количество мероприятий межмуниципального сотрудничества по вопросам развития ТОС, в которых приняли участие представители ТОС города Рязани; 11. Количество реализованных проектов в сфере общественного самоуправления и развития гражданского общества; 12. Количество мероприятий, проведенных в "Центрах добрососедства" |
Сроки и этапы реализации Программы |
2024 - 2030 годы. Программа реализуется в один этап. |
Ресурсное обеспечение Программы |
Общий объем средств, планируемых на реализацию Программы, составляет 218252,2 тыс. рублей из бюджета города Рязани. |
Основные мероприятия Программы |
1. Подготовка и печать буклета "Вестник ТОС"; 2. Создание и абонентское обслуживание сайта "Портал общественного самоуправления города Рязани"; 3. Проведение молодежного форума по вопросам развития местного самоуправления и участия в решении вопросов местного значения; 4. Предоставление субсидий органам территориального общественного самоуправления на возмещение затрат, связанных с: - регистрацией, образованием юридического лица, внесением изменений в учредительные документы ТОС, внесением в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ТОС; - изготовлением учебно-методических пособий и другой полиграфической продукции; - приобретением основных средств и других сопутствующих товаров для осуществления уставной деятельности ТОС; 5. Поощрение председателей и актива ТОС, в том числе: - за установленные показатели в работе; - по итогам городского смотра-конкурса "На лучший комитет (совет) ТОС"; 6. Поощрение руководителей или участников (членов) социально ориентированных НКО - руководителей общественных проектов, разработанных и реализованных социально ориентированными НКО, действующими на территории города Рязани; 7. Проведение социально-культурных, досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий на территориях ТОС (приобретение призов и сувениров для поощрения победителей и участников мероприятий); 8. Приобретение звукоусиливающей аппаратуры и спортивного оборудования для проведения массовых мероприятий на территориях ТОС; 9. Предоставление субсидий органам территориального общественного самоуправления на возмещение затрат на реализацию общественно полезных проектов ТОС; 10. Проведение мероприятий межмуниципального сотрудничества по вопросам развития ТОС; 11. Реализация проектов в сфере общественного самоуправления и развития гражданского общества; 12. Развитие "Центров добрососедства" как площадки общественного участия населения города Рязани, поддержки ТОС и СО НКО в решении вопросов местного значения |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация данной Программы позволит создать благоприятные условия для развития территорий и повышения комфортных условий проживания граждан по месту жительства посредством вовлечения жителей города в решение вопросов местного значения через территориальное общественное самоуправление и социально ориентированные НКО. Реализация Программы к окончанию 2030 года (конец срока реализации Программы) позволит достичь следующих результатов: - издание экземпляров буклета "Вестник ТОС" - 84 тыс. единиц; - опубликование в средствах массовой информации и официальных группах ТОС в социальных сетях, в том числе на сайте "Портал общественного самоуправления города Рязани" информационных материалов о деятельности объединений ТОС по месту жительства - 3500 единиц; - увеличение количества участников молодежного форума по вопросам развития местного самоуправления и участия в решении вопросов местного значения - на 1120 единиц; - доведение органов ТОС, созданных в городе Рязани, - до 80 единиц; - привлечение активистов и объединений ТОС, для участия в федеральных акциях, конкурсах и грантах, в том числе в городском смотре-конкурсе "На лучший комитет (совет) ТОС", - 1820 единиц; - увеличение количества общественных проектов, разработанных и реализованных социально ориентированными НКО (в том числе реализованных социально ориентированными НКО самостоятельно), - на 280 единиц; - проведение социально-культурных, досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий на территориях ТОС - 2100 единиц; - проведение массовых мероприятий на территориях ТОС, проведенных с использованием звукоусиливающей аппаратуры, - 1020 единиц; - увеличение количества общественных проектов, разработанных и реализованных объединениями ТОС (в том числе реализованных ТОС самостоятельно), - на 385 единиц; - проведение мероприятий межмуниципального сотрудничества по вопросам развития ТОС, в которых приняли участие представители ТОС города Рязани, - 196 единиц; - увеличение количества реализованных проектов в сфере общественного самоуправления и развития гражданского общества - на 385 единиц; - увеличение количества мероприятий, проведенных в "Центрах добрососедства", - на 350 единиц |
I. Характеристика текущего состояния сферы территориального общественного самоуправления и гражданского общества в городе Рязани
Город Рязань является одним из крупных муниципальных образований, административным, промышленным, научным, общественно-культурным центром ЦФО. Решение важных вопросов обеспечения жизнедеятельности города во многом осуществляется при непосредственном участии населения, в том числе его самой активной части - объединений ТОС. Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) ТОС может быть зарегистрировано в организационно-правовой форме юридического лица и становится, таким образом, общественной организацией и значимой частью некоммерческого сектора страны.
Стратегией социально-экономического развития города Рязани до 2030 года, утвержденной решением Рязанской городской Думы от 21.06.2021 N 108-III, предусмотрены основные направления социально-экономической политики города Рязани до 2030 года, в том числе в сфере развития гражданского общества:
1) расширение участия граждан, некоммерческих и общественных организаций в управлении городом, в реализации социальных проектов путем:
- создания электронных сервисов взаимодействия населения и органов местного самоуправления города;
- оказания муниципальной поддержки территориальному общественному самоуправлению и инициативам граждан;
- развития инициативного бюджетирования;
- развития экспертных площадок, общественных советов, организации встреч с жителями, в том числе в формате "одно окно", для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического, территориального и пространственного развития города с вовлечением в их работу лидеров общественных движений;
2) формирование условий для гражданского становления и духовно-нравственного воспитания молодежи путем:
- создания условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).
В городе Рязани по состоянию на январь 2023 года зарегистрирован 71 комитет ТОС, работающий на общественных началах, как в многоквартирном фонде, так и в частном секторе. При этом ТОС представляет собой структуру, объединяющую под своим началом советы многоквартирных домов, ТСЖ, а также старших по улицам. Активисты ТОС успешно реализуют функцию общественного жилищного контроля, работая в качестве общественных жилищных инспекторов. Положительный опыт города Рязани стал востребован жителями в областном масштабе, с 2015 года продолжается процесс учреждения ТОС в Рязанской области.
Отдельные рязанские практики входят в библиотеку лучшего общероссийского опыта в сфере ТОС. Наблюдается повышенный интерес к результатам деятельности рязанских ТОС со стороны федеральных, межмуниципальных структур, муниципальных образований других регионов. Основная тенденция развития системы ТОС города Рязани на современном этапе - внедрение инновационных технологий (в том числе IT-технологий), повышающих качество представительства интересов жителей через форму ТОС, эффективность взаимодействия жителей и органов местного самоуправления при посредничестве ТОС.
Система ТОС города Рязани обеспечивает постоянную обратную связь органов местного самоуправления с жителями, позволяет оперативно информировать власть и жителей о проблемах и их решении, согласовывать интересы, а также направлена на выявление общественных инициатив, их поддержку и реализацию. Системно комитетами ТОС по месту жительства выполняются сложные функции, осуществляется помощь в решении вопросов местного значения. Ведется большая информационно-разъяснительная работа с жителями, проводятся субботники и озеленительные работы, культурно-массовые мероприятия и события сферы дворового спорта. ТОС юридическими лицами организована работа общественных приемных ТОС. На базе ТОС организовано взаимодействие жителей с городскими службами по благоустройству, управляющими компаниями, работает система взаимодействия по таким ключевым вопросам, как зимнее грейдирование, асфальтировка и освещение. С 2022 года ТОС активно включились в работу по сбору гуманитарной помощи для жителей новых регионов и участников специальной военной операции. Комитеты ТОС стали катализаторами общественных перемен. Преодолевается иждивенчество и недоверие власти, жители вовлечены в созидательные процессы и видят результат общих усилий, атмосфера территорий ТОС становится более доброжелательной, люди - приветливыми, отзывчивыми и счастливыми.
ТОС города Рязани зарекомендовали себя как активные участники федеральных и региональных конкурсов для некоммерческих организаций, имеющих социальную направленность и участвующих в развитии институтов гражданского общества. Таким образом, ТОС стали важной составляющей строительства гражданской сферы на местах. Здесь потенциал ТОС также только начал раскрываться. Новым направлением деятельности может стать статус ТОС в качестве исполнителей общественно полезных услуг.
На основании пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления. Действительно, комплексное развитие общественного самоуправления требует правового, экономического, информационно-методического, организационного, материально-технического сопровождения, осуществление которого возможно только при поддержке органов местного самоуправления.
Уровень развития гражданского общества во многом определяется количеством и направленностью деятельности действующих некоммерческих организаций и объединений, отражающих определенные индивидуальные и групповые интересы и потребности. В последние годы в России уделяется особое внимание развитию НКО на местном уровне. Формируются рейтинги муниципальных образований по уровню поддержки НКО, а также разрабатываются соответствующие муниципальные программы, усиливается взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти.
Большая часть НКО имеет социально ориентированную направленность. Наряду с традиционными направлениями деятельности (социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды, благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства), деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания, сегодня некоммерческий сектор в полной мере отвечает на вызовы времени. Гражданские активисты помогают вынужденным переселенцам из освобождаемых территорий, пожилым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию гражданам. Некоммерческие организации и общественные движения стали площадками консолидации огромного числа социально ориентированных инициатив. При поддержке органов государственной власти и местного самоуправления таких инициатив станет еще больше.
Таким образом, важнейшая задача органов местного самоуправления на современном этапе - выявить и поддержать общественные инициативы "снизу", направленные на активные действия по решению своими силами вопросов проживания, готовность взять ответственность и проявить активность, стимулировать намечающийся переход от иждивенческого отношения к территории проживания к активной гражданской позиции и реальным делам.
Для эффективного решения вопросов развития ТОС и социально ориентированных НКО необходимо применение программно-целевого метода с использованием организационно-хозяйственных механизмов взаимодействия, а также координации усилий и концентрации финансовых ресурсов. В этой связи разработка Программы представляется своевременной и необходимой. Программа позволит сформировать четкое видение долгосрочных целей и приоритетов функционирования и развития общественных инициатив на местах, выстраивать взаимодействие органов местного самоуправления с органами ТОС и социально ориентированными НКО на принципах системности, открытости, целеполагания, сохраняя уже достигнутые результаты, сделать мощный рывок в развитии ТОС и социально ориентированных НКО.
Реализация Программы будет работать на дальнейшее интенсивное развитие добрососедских отношений, конструктивный диалог между органами местного самоуправления, органами ТОС и социально ориентированными НКО, активизацию творческого потенциала, инициативное участие граждан в решении вопросов благоустройства территорий проживания и самостоятельном управлении территориями. С помощью привлечения общественного самоуправления к участию в решении вопросов местного значения предполагается также эффективное использование бюджетных ресурсов, делового и социального потенциала жителей в решении городских проблем, что позволит сократить бюджетные затраты и повысить эффективность муниципального управления. Конечная цель этого процесса - создание эффективной системы, позволяющей оперативно реагировать на проблемные вопросы, актуальные не только для населения определенной территории, но и муниципалитета в целом.
II. Приоритеты муниципальной политики в сфере территориального общественного самоуправления и гражданского общества в городе Рязани. Цель и задачи Программы
Целью реализации Программы является создание благоприятных условий для развития территориального общественного самоуправления как института непосредственной демократии и одной из важнейших форм участия населения в местном самоуправлении, а также для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории города Рязани.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
Задача 1: повышение информированности населения о возможностях участия в ТОС и вовлечение жителей города в решение вопросов местного значения.
Задача 2: обеспечение правовых, финансово-экономических, организационных и иных гарантий развития ТОС и социально ориентированных НКО.
Задача 3: выявление социально значимых общественных инициатив и создание условий для их реализации.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ;
- Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Уставом муниципального образования - городской округ город Рязань;
- Стратегией социально-экономического развития города Рязани до 2030 года, утвержденной решением Рязанской городской Думы от 21.06.2021 N 108-III;
- Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Рязани, утвержденным решением Рязанской городской Думы от 11.12.2014 N 425-II;
- Правилами благоустройства территории муниципального образования - город Рязань, утвержденными решением Рязанской городской Думы от 28.03.2019 N 90-III.
Перечень нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Программы, представлен в таблице 1 приложения к Программе.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2024 - 2030 годах в один этап.
IV. Прогноз ожидаемых результатов Программы. Описание целевых показателей (индикаторов) Программы
Реализация данной Программы позволит создать благоприятные условия для развития территорий и повышения комфортных условий проживания граждан по месту жительства посредством вовлечения жителей города в решение вопросов местного значения через территориальное общественное самоуправление и социально ориентированные НКО.
Реализация Программы к окончанию 2030 года (конец срока реализации Программы) позволит достичь следующих результатов:
1. Издание экземпляров буклета "Вестник ТОС" - 84 тыс. единиц.
Источник информации - УООАА.
2. Опубликование в средствах массовой информации и официальных группах ТОС в социальных сетях, в том числе на сайте "Портал общественного самоуправления города Рязани" информационных материалов о деятельности объединений ТОС по месту жительства - 3500 единиц.
Источник информации - УООАА.
3. Увеличение количества участников молодежного форума по вопросам развития местного самоуправления и участия в решении вопросов местного значения - на 1120 единиц.
Источник информации - УОиМП.
4. Доведение органов ТОС, созданных в городе Рязани, - до 80 единиц;
Источник информации - УООАА.
5. Привлечение активистов и объединений ТОС, для участия в федеральных акциях, конкурсах и грантах, в том числе в городском смотре-конкурсе "На лучший комитет (совет) ТОС", - 1820 единиц.
Источник информации - УООАА.
6. Увеличение количества общественных проектов, разработанных и реализованных объединениями ТОС (в том числе реализованных ТОС самостоятельно), - на 385 единиц;
Источник информации - УООАА.
7. Проведение социально-культурных, досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий на территориях ТОС - 2100 единиц.
Источник информации - УООАА.
8. Проведение массовых мероприятий на территориях ТОС, проведенных с использованием звукоусиливающей аппаратуры, - 1020 единиц.
Источник информации - УООАА.
9. Увеличение количества общественных проектов, разработанных и реализованных социально ориентированными НКО (в том числе реализованных социально ориентированными НКО самостоятельно), - на 280 единиц.
Источник информации - УООАА.
10. Проведение мероприятий межмуниципального сотрудничества по вопросам развития ТОС, в которых приняли участие представители ТОС города Рязани, - 196 единиц.
Источник информации - УООАА.
11. Увеличение количества проектов в сфере общественного самоуправления и развития гражданского общества - на 385 единиц.
Источник информации - УООАА.
12. Увеличение количества мероприятий, проведенных в "Центрах добрососедства", - на 350 единиц.
Источник информации - УООАА.
Планируемые значения целевых показателей (индикаторов) Программы по годам реализации представлены в таблице 2 приложения к Программе.
V. Основные мероприятия Программы
Решение задач Программы будет осуществляться путем реализации 12 основных мероприятий.
Сводная информация об основных мероприятиях Программы представлена в таблице 3 приложения к Программе.
VI. Объем бюджетных ассигнований Программы
Объемы бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации Программы в соответствии с утвержденным бюджетом города Рязани представлены в таблице 4 приложения к Программе.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам реализации, источникам финансирования и главным распорядителям средств бюджета города Рязани представлены в таблице 5 приложения к Программе.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат уточнению в соответствии с решением Рязанской городской Думы о бюджете города Рязани на очередной финансовый год и плановый период не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
В течение финансового года внесение изменений в Программу в части уточнения объемов финансирования осуществляется в установленные сроки после внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджет города Рязани.
При принятии на федеральном и региональном уровне нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление бюджету города Рязани субсидий в форме межбюджетных трансфертов на выполнение мероприятий Программы, возможно увеличение объемов ее финансирования за счет средств вышестоящих бюджетов.
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Постановление Администрации города Рязани от 29 сентября 2023 г. N 12644 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.