г. Краснодар |
|
05 августа 2020 г. |
Дело N А53-14088/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - департамента строительства и городского развития администрации г. Новочеркасска (ИНН 6150094016, ОГРН 1176196002465), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Домострой" (ИНН 2632805892, ОГРН 1122651030700), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домострой" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020 по делу N А53-14088/2019, установил следующее.
Департамент строительства и городского развития администрации города Новочеркасска (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Домострой" (далее - общество) о взыскании 428 874 рублей 47 копеек пени.
В свою очередь, общество обратилось в суд со встречным иском к департаменту о взыскании 600 тыс. рублей штрафа, обязании передать полный комплект рабочей документации (с учетом измененных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве соответчика по встречному иску привлечена администрация города Новочеркасска (далее - администрация).
Решением от 22.10.2019, оставленным без изменения постановлением от 07.02.2020, в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить в части отказа во встречном иске и в указанной части принять новый судебный об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что департамент не исполнил обязанность по передаче обществу полного комплекта рабочей документации. Указанное нарушение является основанием для начисления штрафа.
Отзыв на жалобу не поступил.
Судебные акты проверяются судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы в части отказа во встречном иске.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено и материалам дела соответствует, что 30.12.2018 общество (подрядчик) и департамент (заказчик) заключили муниципальный контракт N 0158600000718000041, согласно которому общество обязалось выполнить работы: "Строительство средней общеобразовательной школы в Восточном жилом районе г. Новочеркасска" в соответствии с условиями контракта, проектно-сметной документацией, сводным сменным расчетом, локальными сметными расчетами, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта, с использованием своих материалов, а департамент обязался принять и оплатить данные работы на условиях, установленных настоящим контрактом. Подрядчик обязался выполнить работы в соответствии с графиком производства работ (приложение N 3), являющимся неотъемлемой частью контракта (пункт 1.2). Место выполнения работ: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Поворотная, 12 (пункт 1.3).
В пункте 2.1 определена цена контракта в размере 872 213 800 рублей.
Срок выполнения работ определен с даты заключения контракта до 28.12.2020 (пункт 3.1 контракта).
Срок выполнения отдельных этапов работ определяется графиком производства работ (приложение N 3). Моментом завершения выполненных работ в целом, считать дату подписания муниципальным заказчиком акта о приемке выполненных работ законченного производства работ по объекту, подписанного подрядчиком (пункт 3.2).
В соответствии с пунктом 6.1 контракта подрядчик обязался предоставить муниципальному заказчику документы по выполненным работам, подписанные со своей стороны: справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2), исполнительную документацию, согласно установленным требованиям нормативных документов. Исполнительная документация предоставляется на бумажном носителе в 3-х экземплярах.
Обязательства муниципального заказчика определены в пункте 7.3 контракта.
В пункте 9.5 контракта установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 100 тыс. рублей.
Полагая, что заказчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, общество обратилось в арбитражный суд со встречным иском о взыскании штрафа.
При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Из содержания статьи 768 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к отношениям по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в части, не урегулированной им - закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В свою очередь, согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, истолковав по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия контракта, суды проверили основания для начисления штрафа и установили, что обоснованность его не подтверждена. Обязанности заказчика определены пунктом 7.3 контракта. Так, согласно пункту 7.3.1, заказчик обязан передать подрядчику по акту один экземпляр на бумажном носителе и один в электронном виде проектно-сметной документации. Пунктом 7.2.3 контракта предусмотрено, что подрядчик имеет право потребовать у заказчика дополнительную информацию, разъяснения или указания по любому вопросу, касающемуся предмета настоящего контракта для своевременного и качественного выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом. Срок предоставления муниципальным заказчиком ответа на запрос подрядчика не продлевает срок выполнения работ. Общество обращалось в департамент с письмами, в которых указывало на невозможность возведения временной подъездной дороги в соответствии с проектом, а также отсутствие со стороны заказчика решения вопроса устройства альтернативной временной подъездной дороги (письма от 21.01.2019 N 3 и от 28.01.2019 N 8), нерешение заказчиком вопроса о невозможности возведения временной дороги по измененной схеме из-за отсутствия согласования с энергоснабжающими организациями, в частности с водоканалом, поскольку временная дорога попадает в водоохранную зону, в которой пролегает водопровод в две нитки Д-1000 мм (письмо N 10 от 07.02.2019), нерешение вопроса об оплате данных работ (письмо от 18.02.2019иN 13); переданная по акту от 09.01.2019 строительная площадка не соответствовала параметрам площадки под строительство из-за огражденной территории соседней стройки, которая занимает 2500 кв. м, что привело к невозможности своевременного и оперативного выполнения вертикальной планировки площадки и разбивки пятна здания, так как блок N 3 располагается на границе забора соседней стройки (письмо от 11.02.2019 N 11); рабочая документация передана заказчиком не в полном комплекте (письма от 20.02.2019 N 14, от 20.02.2019 N 15); нерешение заказчиком вопроса об утилизации отходов; заказчиком не определены точки подключения энергоресурсов (воды и электроснабжения) согласно пункту 2.3 контракта; неподписание актов формы N КС-2 и КС-3 в установленный контрактом срок. Проверив указанные основания, суды установили, что департамент разрешил вопрос об устройстве временной подъездной дороги. Проектной организацией ООО "Архитектурное наследие" 12.04.2019 в адрес общества передан проект организации строительства, согласно которому перенесена временная подъездная дорога, внесены площадки для бытового городка, а также площадки для складирования в список титульных зданий и сооружений. Протоколом совещания по строительству средней общеобразовательной школы от 05.02.2019 N 3 после решения департаментом вопроса по изменениям в расположении временной подъездной автодороги, определена обязанность подрядчика в трехдневный срок предъявить акт и смету на устройство дороги, после их подписания приступить к работам по устройству дороги (т. 1, л. д. 116 и 117). Строительная площадка передана подрядчику по акту от 09.01.2019 и расположена в границах земельных участков, указанных в разрешении на строительство от 27.07.2018 N 61-RU61308000-680-2018. При подписании акта подрядчик каких-либо претензий не заявил.
Доводы о несоответствии рабочей документации проектной проверены судами и обоснованно отклонены. Вопрос о соответствии (несоответствии) рабочей документации проектной, полноты рабочей документации и соответствие ее обязательным требованиям требует специальных познаний, однако, в ходе рассмотрения дела общество не заявило ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Все доводы кассационной жалобы проверены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции нет.
Суды полно и всесторонне исследовали материалы дела и дали им оценку, установили обстоятельства дела, правильно применили нормы материального и процессуального права и разрешили спор по существу.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020 по делу N А53-14088/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, истолковав по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия контракта, суды проверили основания для начисления штрафа и установили, что обоснованность его не подтверждена. Обязанности заказчика определены пунктом 7.3 контракта. Так, согласно пункту 7.3.1, заказчик обязан передать подрядчику по акту один экземпляр на бумажном носителе и один в электронном виде проектно-сметной документации. Пунктом 7.2.3 контракта предусмотрено, что подрядчик имеет право потребовать у заказчика дополнительную информацию, разъяснения или указания по любому вопросу, касающемуся предмета настоящего контракта для своевременного и качественного выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом. Срок предоставления муниципальным заказчиком ответа на запрос подрядчика не продлевает срок выполнения работ. Общество обращалось в департамент с письмами, в которых указывало на невозможность возведения временной подъездной дороги в соответствии с проектом, а также отсутствие со стороны заказчика решения вопроса устройства альтернативной временной подъездной дороги (письма от 21.01.2019 N 3 и от 28.01.2019 N 8), нерешение заказчиком вопроса о невозможности возведения временной дороги по измененной схеме из-за отсутствия согласования с энергоснабжающими организациями, в частности с водоканалом, поскольку временная дорога попадает в водоохранную зону, в которой пролегает водопровод в две нитки Д-1000 мм (письмо N 10 от 07.02.2019), нерешение вопроса об оплате данных работ (письмо от 18.02.2019иN 13); переданная по акту от 09.01.2019 строительная площадка не соответствовала параметрам площадки под строительство из-за огражденной территории соседней стройки, которая занимает 2500 кв. м, что привело к невозможности своевременного и оперативного выполнения вертикальной планировки площадки и разбивки пятна здания, так как блок N 3 располагается на границе забора соседней стройки (письмо от 11.02.2019 N 11); рабочая документация передана заказчиком не в полном комплекте (письма от 20.02.2019 N 14, от 20.02.2019 N 15); нерешение заказчиком вопроса об утилизации отходов; заказчиком не определены точки подключения энергоресурсов (воды и электроснабжения) согласно пункту 2.3 контракта; неподписание актов формы N КС-2 и КС-3 в установленный контрактом срок. Проверив указанные основания, суды установили, что департамент разрешил вопрос об устройстве временной подъездной дороги. Проектной организацией ООО "Архитектурное наследие" 12.04.2019 в адрес общества передан проект организации строительства, согласно которому перенесена временная подъездная дорога, внесены площадки для бытового городка, а также площадки для складирования в список титульных зданий и сооружений. Протоколом совещания по строительству средней общеобразовательной школы от 05.02.2019 N 3 после решения департаментом вопроса по изменениям в расположении временной подъездной автодороги, определена обязанность подрядчика в трехдневный срок предъявить акт и смету на устройство дороги, после их подписания приступить к работам по устройству дороги (т. 1, л. д. 116 и 117). Строительная площадка передана подрядчику по акту от 09.01.2019 и расположена в границах земельных участков, указанных в разрешении на строительство от 27.07.2018 N 61-RU61308000-680-2018. При подписании акта подрядчик каких-либо претензий не заявил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2020 г. N Ф08-5240/20 по делу N А53-14088/2019