Постановление Администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 18 октября 2023 г. N 3327
"Об утверждении основных направлений долговой политики Уссурийского городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов"
В соответствии со статьями 107.1, 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании Устава Уссурийского городского округа постановляет:
1. Утвердить основные направления долговой политики Уссурийского городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (прилагаются).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
3. Управлению делами аппарата администрации Уссурийского городского округа (Болтенко) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Уссурийского городского округа.
Глава Уссурийского городского округа |
Е.Е. Корж |
Утверждены
постановлением администрации
Уссурийского городского округа
от 18.10.2023 N 3327
Основные направления
долговой политики Уссурийского городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Уссурийского городского округа (далее - долговая политика, городской округ) основаны на приоритетных направлениях по сокращению дефицита бюджета городского округа, мобилизации дополнительных доходных источников, оптимизации расходных обязательств и снижению муниципального долга с учетом преемственности целей и задач, заложенных в основных направлениях государственной долговой политики Российской Федерации.
Долговая политика непосредственно связана с бюджетным процессом городского округа и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на эффективное регулирование муниципального долга городского округа, поддержание его объема на безопасном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных с погашением и обслуживанием муниципального долга, и снижение влияния долговой нагрузки на бюджет городского округа.
Долговая политика городского округа является частью бюджетной политики Уссурийского городского округа.
II. Итоги реализации долговой политики городского округа в 2022 - 2023 годах
Разработка долговой политики городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов осуществлялась с учетом итогов ее реализации в 2021 - 2023 годах.
По итогам исполнения бюджета городского округа за 2021 и 2022 годы ограничения по уровню дефицита, параметров предельного объема муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, соблюдены.
По итогам 2023 года, также ожидается соблюдение ограничений по уровню дефицита, параметрам предельного объема муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Итоги реализации долговой политики за 2021 - 2023 годы характеризуются следующими показателями:
Вид долгового обязательства |
Валюта обязательства |
Муниципальный долг на 01.01.2022 |
Муниципальный долг на 01.01.2023 |
Муниципальный долг на 01.01.2024 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Кредиты, привлеченные от кредитных организаций в валюте Российской Федерации |
руб. |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2. Бюджетные кредиты, привлеченные в валюте Российской Федерации в бюджет Уссурийского городского округа из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
руб. |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3. Муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг |
руб. |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4. Муниципальные гарантии Уссурийского городского округа, выраженные в валюте Российской Федерации по обязательствам третьих лиц |
руб. |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Всего по долговым обязательствам |
х |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
В 2024 - 2026 годах долговая политика городского округа будет реализовываться на фоне ухудшение текущей экономической ситуации, вызванной санкционным давлением со стороны иностранных государств.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики городского округа, являются:
а) изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влекущие диспропорции между расходами и доходами бюджета городского округа;
б) необходимость увеличения бюджетных ассигнований на поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников в социальной сфере в соответствии с указами Президента Российской Федерации 2012 года, а также на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, на которых не распространяется действие указов Президента Российской Федерации аналогично принятым на федеральном и краевом уровнях решениям, в том числе с учетом доведения минимального размера оплаты труда до установленного показателя, необходимость ежегодной индексации расходов бюджета городского округа на оплату коммунальных и иных услуг;
в) проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки;
г) уровень муниципального долга. При реализации долговой политики городского округа необходимо придерживаться ранее выработанных мероприятий, направленных на снижение уровня накопления долга, а именно планирование и привлечение объема внутренних заимствований в размерах, не превышающих объемы дефицита бюджета и подлежащих погашению в текущем финансовом периоде долговых обязательств;
д) состояние финансового (долгового) рынка. В среднесрочной перспективе кредиты, привлеченные от кредитных организаций, сохранятся для Уссурийского городского округа в качестве одного из источников финансирования дефицита бюджета, а также погашения долговых обязательств. Важнейшим мероприятием при реализации долговой политики городского округа является мониторинг рынка финансовых услуг.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета городского округа планируется реализовывать мероприятия, направленные на увеличение поступления доходов, оптимизацию расходов бюджета городского округа.
В 2024 - 2026 годах планируется привлекать заемные средства в бюджет городского округа в целях финансирования дефицита бюджета городского округа.
При необходимости получения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета городского округа будет осуществляться взаимодействие с Управлением Федерального казначейства по Приморскому краю. Данный инструмент, несмотря на его краткосрочность, является хорошей альтернативой поддержания ликвидности бюджета городского округа в случае возникновения временных кассовых разрывов в течение финансового года.
Муниципальные гарантии городского округа могут предоставляться в целях реализации основных задач социально-экономического развития городского округа, а также поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории городского округа. Для минимизации бюджетных рисков и в целях недопущения роста общего объема муниципального долга будет продолжено проведение сдержанной политики в отношении предоставления муниципальных гарантий городского округа.
Вне зависимости от экономической ситуации в стране и состояния рынка финансовых услуг долговая политика городского округа продолжит характеризоваться направленностью на обеспечение способности осуществлять муниципальные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита бюджета, а также погашения долговых обязательств. Фактический объем муниципальных заимствований должен определяться результатами исполнения бюджета городского округа, анализа рынка финансовых услуг, учитывать соблюдение условий ежегодно заключаемых соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, прозрачной и эффективной аукционной политикой при участии на рынке финансовых услуг, целенаправленным информационным взаимодействием с финансовыми организациями.
IV. Цели и задачи долговой политики городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Основной целью долговой политики городского округа в предстоящем периоде будет являться эффективное управление муниципальным долгом городского округа для обеспечения сбалансированности бюджета при сохранении высокого уровня долговой устойчивости. Деятельность по достижении данной цели состоит в организации привлечения, погашения и обслуживания муниципального долга.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:
а) обеспечение финансирования дефицита бюджета городского округа путем привлечения заемных средств на выгодных для городского округа условиях;
б) обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета городского округа в привлечении заемных средств;
в) сокращение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание;
г) минимизация стоимости муниципальных внутренних заимствований;
д) обеспечение своевременных расчетов по долговым обязательствам городского округа в полном объеме в установленные сроки;
е) обеспечение контроля показателей долговой устойчивости, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
ж) соблюдение ограничений, установленных администрацией Приморского края при предоставлении из краевого бюджета бюджетных кредитов;
з) оценка потенциальных рисков, а также минимизация рисков наступления гарантийных случаев по предоставленным муниципальным гарантиям;
и) повышение прозрачности управления муниципальным долгом путем обеспечения доступности информации о муниципальном долге.
V. Соблюдение условий при реализации долговой политики городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Реализация долговой политики городского округа в предстоящем периоде будет осуществляться при соблюдении следующих условий:
а) равномерность выплат по обслуживанию и погашению муниципального долга;
б) соблюдение уровня годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга в размере не более 10% годового объема налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа;
в) сохранение дефицита бюджета городского округа на уровне, утвержденном решением о бюджете городского округа на 2024 год, по состоянию на 1 января 2024 года и его поэтапное снижение к 1 января 2026 года до 8% суммы доходов бюджета городского округа без учета дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджет городского округа и объема безвозмездных поступлений за 2025 год (значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета городского округа, которые в рамках разработки проекта изменений в решение о бюджете городского округа согласованы с министерством финансов Приморского края и не были учтены в первоначальной редакции решения о бюджете городского округа, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности городского округа);
г) поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств городского округа по кредитам от кредитных организаций к 1 января 2026 года до уровня 50% суммы доходов бюджета городского округа без учета дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджет городского округа и безвозмездных поступлений за первый год планового периода.
VI. Инструменты реализации долговой политики городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены долговые инструменты, которые могут быть использованы городским округом в целях проведения успешной и рациональной долговой политики.
В 2024 - 2026 годах долговая политика будет реализовываться посредством:
а) привлечение временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений городского округа;
б) рыночных инструментов (кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, муниципальные ценные бумаги городского округа);
в) нерыночных инструментов (бюджетные кредиты).
Муниципальные ценные бумаги городского округа, выпускаемые в форме облигаций, будут размещаться в случаях, предусмотренных решением о бюджете городского округа, с учетом общего объема долговых обязательств, стоимости обслуживания долговых обязательств по муниципальным ценным бумагам, результатов мониторинга условий привлечения муниципальных заимствований.
Реализация такого долгового инструмента как привлечение временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений городского округа позволит сократить сроки использования кредитов, привлекаемых от кредитных организаций.
Привлечение кредитов от кредитных организаций как инструмент долговой политики, является наиболее гибким и мобильным, позволяет использовать заемные средства только в периоды необходимости - привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности в пределах достаточно продолжительного периода их доступности и досрочно возвращать при наличии возможности без излишних финансовых потерь.
При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей финансовых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет экономить бюджетные средства в связи со снижением начальной максимальной цены контрактов на привлечение финансовых ресурсов.
Бюджетный кредит, в том числе на пополнение остатков средств на счете бюджета. В ходе исполнения бюджета в программе муниципальных заимствований городского округа может быть предусмотрена возможность привлечения бюджетного кредита, в том числе на пополнение остатков средств на счете бюджета городского округа из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Преимуществом использования данного инструмента являются низкие процентные ставки, позволяющие сократить расходы бюджета на обслуживание муниципального долга.
Вместе с тем привлечение бюджетных кредитов обусловлено необходимостью принятия жестких условий их предоставления, установлением ограничений по исполнению местного бюджета.
Получение бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 - 2026 годах рассматривается во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации, Правительства Приморского края по оказанию поддержки муниципальным образованиям на возвратной основе.
Объемы и параметры муниципальных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность местного бюджета, а структура платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга была равномерной и не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
VII. Анализ рисков для бюджета городского округа, возникающих в процессе управления муниципальным долгом
Своевременное выявление, контроль, оценка и анализ рисков для бюджета городского округа, возникающих в процессе управления муниципальным долгом, снижают вероятность их наступления и обеспечивают долговую устойчивость городского округа.
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
а) процентный риск - вероятность увеличения объема расходов бюджета городского округа на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения Банком России размера ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
б) риск рефинансирования долговых обязательств - отсутствие возможности осуществлять на приемлемых условиях новые заимствования для погашения имеющихся долговых обязательств;
в) риск снижения ликвидности - отсутствие в бюджете городского округа средств для полного исполнения обязательств в срок, в том числе недостаток денежных средств для своевременных долговых платежей;
г) риск недостижения планируемых объемов поступления доходов в бюджет, в том числе, в связи с ухудшением общеэкономической ситуации, поскольку недопоступление доходов потребует изыскания иных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности. В целях оценки данного риска планируется продолжить мониторинг исполнения бюджета городского округа и принимать управленческие решения, которые будут направлены на преодоление возникающих негативных последствий, в том числе связанных с ухудшением общеэкономической ситуации;
д) риск изменения норм федерального и краевого законодательства, влекущие за собой снижение доходов городского округа и (или) увеличение расходов бюджета городского округа;
е) риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были гарантированы городским округом;
ж) риск возникновения новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, в том числе направляемых на ликвидацию негативного влияния коронавирусной инфекции (COVID-19), внешних санкционных ограничений.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики городского округа, является осуществление достоверного прогнозирования доходов бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений в части согласования новых расходных и долговых обязательств.
С целью снижения вышеуказанных рисков в рамках реализации долговой политики городского округа необходимо осуществлять:
мониторинг исполнения бюджета городского округа, снижение рисков неисполнения доходной части бюджета путем уточнения прогноза поступлений доходов с учетом реальной ситуации по поступлению доходов в текущем финансовом году;
мониторинг состояния муниципального долга и на его основе планирование муниципальных внутренних заимствований и расходов на обслуживание муниципального долга;
мониторинг конъюнктуры финансового рынка, оптимизацию структуры муниципального долга, проведение рефинансирования, досрочного погашения долговых обязательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 18 октября 2023 г. N 3327 "Об утверждении основных направлений долговой политики Уссурийского городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
сетевое издание "Официальный Вестник Уссурийского ГО" (https://vestnik.adm-ussuriisk.ru) 19 октября 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 9 октября 2024 г. N 5484
Изменения вступают в силу с 9 октября 2024 г.