Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэрии
от 19.10.2023 N 1145
Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе города Ярославля
1. Общие положения
1.1. Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе города Ярославля (далее - Положение) определяет основные задачи, функции, состав, структуру и организацию работы Единой дежурно-диспетчерской службы города Ярославля (далее - ЕДДС города Ярославля).
1.2. ЕДДС города Ярославля осуществляет обеспечение деятельности органов городского самоуправления в области:
- защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), а также в условиях ведения гражданской обороны;
- организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Ярославской области, органов городского самоуправления и организаций при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений и при решении задач в области защиты населения и территории от ЧС и гражданской обороны;
- оповещения и информирования населения о ЧС;
- координации деятельности органов повседневного управления городского звена территориальной подсистемы РСЧС Ярославской области (далее - ТП РСЧС Ярославской области).
1.3. ЕДДС города Ярославля является структурным подразделением муниципального казенного учреждения "Центр гражданской защиты" города Ярославля (далее - МКУ "ЦГЗ").
Общее руководство ЕДДС города Ярославля осуществляет мэр города Ярославля, непосредственное - начальник ЕДДС города Ярославля.
Координацию деятельности ЕДДС города Ярославля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее - ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области).
1.4. ЕДДС города Ярославля обеспечивает координацию всех дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) городского звена ТП РСЧС Ярославской области независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), а также является координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в ЧС и при реагировании на ЧС (происшествия).
1.5. ЕДДС города Ярославля осуществляет свою деятельность во взаимодействии с постоянно действующими органами и органами повседневного управления ТП РСЧС Ярославской области, организациями (подразделениями) исполнительных органов Ярославской области, обеспечивающими деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий), ДДС, действующими на территории города Ярославля, и ЕДДС соседних муниципальных образований в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, Ярославской области, муниципальными правовыми актами, а также соглашениями и регламентами об информационном взаимодействии, подписанными в установленном порядке.
1.6. ЕДДС города Ярославля в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти Ярославской области, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии с ДДС, в порядке, установленном нормативными правовыми актами МЧС России, законодательством Ярославской области, Положением, а также муниципальными правовыми актами.
2. Основные задачи ЕДДС города Ярославля
2.1. ЕДДС города Ярославля выполняет следующие основные задачи:
- обеспечение координации сил и средств РСЧС и гражданской обороны, расположенных на территории города Ярославля, их совместных действий, доведение до них задач при подготовке и выполнении мероприятий по гражданской обороне, угрозе или возникновении ЧС (происшествий), а также по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), доведение информации о принятии необходимых экстренных мер и решений в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС города Ярославля, Планом гражданской обороны и защиты населения города Ярославля;
- обеспечение организации информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, с использованием информационных систем, в том числе автоматизированной информационно-управляющей системы (далее - АИУС) РСЧС (через "Личный кабинет ЕДДС");
- прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации, сигналов (распоряжений) на изменение режимов функционирования органов управления и сил городского звена ТП РСЧС Ярославской области;
- прием от населения, организаций, технических систем или иных источников информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия), анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
- оповещение и информирование руководящего состава органов городского самоуправления, органов управления и сил городского звена ТП РСЧС Ярославской области, ДДС о ЧС (происшествии);
- обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации о ЧС (происшествии) до населения;
- организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия) с органами управления городского звена ТП РСЧС Ярославской области, органами городского самоуправления и ДДС, а также с органами управления гражданской обороны при подготовке к ведению и ведении гражданской обороны;
- информирование ДДС, сил РСЧС, привлекаемых к предупреждению ЧС, а также ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль их исполнения;
- мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств, в пределах своих полномочий;
- регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений и вызовов, обобщение информации о произошедших ЧС (происшествиях) (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование отчетов по поступившей информации;
- оповещение и информирование ЕДДС соседних муниципальных образований в соответствии с планами взаимодействия при угрозе распространения ЧС на территорию соседних муниципальных образований;
- организация реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе через систему 112, и контроля результатов реагирования;
- взаимодействие в зоне своей ответственности с дежурными службами территориальных (местных) гарнизонов для оперативного предупреждения об угрозах возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.
3. Основные функции ЕДДС города Ярославля
3.1. На ЕДДС города Ярославля возлагаются следующие основные функции:
- прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации;
- прием, регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений и вызовов;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- сбор от ДДС, действующих на территории города Ярославля, сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествия) и доведения ее до реагирующих служб;
- обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и корректировка заблаговременно разработанных и согласованных со службами по планированию и проведению мероприятий гражданской обороны города Ярославля вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествия);
- самостоятельное принятие необходимых решений по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
- оповещение руководящего состава органов городского самоуправления, органов управления и сил гражданской обороны и городского звена ТП РСЧС Ярославской области, ДДС о ЧС (происшествии);
- информирование ДДС и сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- организация взаимодействия с органами управления гражданской обороной и ЕДДС соседних муниципальных образований по вопросам обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
- обеспечение своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации о ЧС до населения по решению мэра города Ярославля (председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Ярославля (далее - КЧС и ОПБ города Ярославля);
- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествия), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) в соответствии с приказом МЧС России от 11.01.2021 N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности в установленном порядке;
- уточнение и координация действий привлеченных ДДС по их совместному реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе 112;
- контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе 112;
- фиксация в оперативном режиме информации о возникающих аварийных ситуациях на объектах жилищно-коммунального хозяйства города Ярославля и обеспечение контроля устранения аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства города Ярославля;
- мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств;
- информационное обеспечение КЧС и ОПБ города Ярославля;
- накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о городе Ярославле, силах и средствах гражданской обороны и РСЧС на территории города Ярославля, опасных производственных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), в том числе с использованием АИУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС";
- мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
- обеспечение готовности к задействованию муниципальной системы централизованного оповещения населения города Ярославля, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения, а также обеспечение устойчивого и непрерывного функционирования системы управления и средств автоматизации;
- организация профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС города Ярославля для несения оперативного дежурства;
- осуществление информационного обмена по оперативной обстановке с органами повседневного управления РСЧС, в том числе с использованием АИУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС" и аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город");
- представление в ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области отчета о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС (происшествий) или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений;
- доведение экстренных предупреждений об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествий), об опасных (неблагоприятных) метеорологических явлениях, моделях возможного развития обстановки, рекомендаций по снижению рисков до руководящего состава органов городского самоуправления, ДДС, организаторов мероприятий с массовым пребыванием людей, туристических групп на территории города Ярославля;
- участие в проведении учений и тренировок с органами повседневного управления РСЧС и органами управления гражданской обороной по выполнению возложенных на них задач.
4. Порядок работы ЕДДС города Ярославля
4.1. Для обеспечения своевременного и эффективного реагирования на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий) в ЕДДС города Ярославля организуется круглосуточное дежурство дежурной смены.
4.2. К несению дежурства в составе ЕДДС города Ярославля допускается дежурно-диспетчерский персонал, прошедший стажировку на рабочем месте и допущенный в установленном порядке к несению дежурства.
Специалисты ЕДДС города Ярославля должны получать дополнительное профессиональное образование по соответствующим программам подготовки в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного профессионального образования, в течение первого года со дня назначения на должность и не реже одного раза в пять лет.
4.3. Перед заступлением дежурной смены (далее - ДС) на дежурство начальником ЕДДС города Ярославля или лицом, его замещающим, должен проводиться инструктаж дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС города Ярославля. В ходе инструктажа до дежурно-диспетчерского персонала доводятся оперативная обстановка, задачи на очередное дежурство, анализируются характерные недостатки в действиях персонала и указываются меры, исключающие их повторение.
Со сменяющейся ДС ЕДДС города Ярославля начальником ЕДДС города Ярославля или лицом, его замещающим, проводится подведение итогов несения оперативного дежурства, в ходе которого осуществляется разбор действий дежурно-диспетчерского персонала за прошедшее дежурство, доводятся основные недостатки и указываются меры, исключающие повторение выявленных недостатков.
4.4. В ходе приема - сдачи дежурства специалисты заступающей ДС принимают у специалистов сменяющейся ДС документацию, средства связи, автоматизированное рабочее место (далее - АРМ), АРМ управления муниципальной системы оповещения города Ярославля и другое оборудование с занесением соответствующих записей в журнал приема - сдачи дежурства.
4.5. Привлечение специалистов ДС ЕДДС города Ярославля к решению задач, не связанных с несением дежурства, не допускается.
4.6. Во время несения дежурства специалисты ДС ЕДДС города Ярославля выполняют функциональные задачи в соответствии с должностными инструкциями и алгоритмами действий.
При нарушении трудовой дисциплины, правил использования средств связи, правил эксплуатации техники (оборудования), техники безопасности и пожарной безопасности дежурно-диспетчерский персонал может быть отстранен от несения дежурства.
Право отстранения от дежурства дежурно-диспетчерского персонала принадлежит начальнику ЕДДС города Ярославля или лицу, его замещающему.
В зависимости от степени тяжести и последствий допущенных нарушений виновные лица ДС привлекаются к установленной законом ответственности в соответствии с действующим законодательством.
4.7. Информация об угрозах возникновения и возникновении ЧС (происшествий) поступает в ЕДДС города Ярославля по всем имеющимся каналам связи и информационным системам.
Вся информация об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия) регистрируется в установленном порядке дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС города Ярославля и незамедлительно передается в экстренные оперативные службы, которые необходимо направить в зону ЧС (происшествия), а также в ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области.
5. Режимы функционирования ЕДДС города Ярославля
5.1. ЕДДС города Ярославля функционирует в режимах:
- повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС;
- повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
- чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
5.2. В режиме повседневной деятельности ЕДДС города Ярославля осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий), осуществляя в том числе:
- прием от населения, организаций и ДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
- сбор, обработку и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) и обеспечения пожарной безопасности с использованием информационных систем, в том числе АИУС РСЧС;
- обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов в установленном порядке;
- мероприятия по поддержанию в готовности к применению программно-технических средств ЕДДС города Ярославля;
- проведение ежедневного технического обслуживания и контроль работоспособности оконечных средств оповещения муниципальной системы оповещения города Ярославля с занесением записи в журнал приема-сдачи дежурства;
- передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности в первоочередном порядке председателю КЧС и ОПБ города Ярославля, начальнику управления по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и территориальной безопасности мэрии города Ярославля, директору МКУ "ЦГЗ", в экстренные оперативные службы, которые необходимо направить к месту или задействовать при ликвидации ЧС (происшествий), в ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области и в организации (подразделения) исполнительных органов Ярославской области, обеспечивающих деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС;
- по решению мэра города Ярославля (председателя КЧС и ОПБ города Ярославля) информирование населения с пункта управления ЕДДС города Ярославля о ЧС;
- мониторинг и анализ данных информационных систем в целях получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших ЧС и их последствиях, информации (прогностической и фактической) об опасных и неблагоприятных природных явлениях, о состоянии опасных производственных объектов, а также о состоянии окружающей среды, в том числе от АПК "Безопасный город" и АИУС РСЧС;
- внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС города Ярославля на ЧС (происшествия);
- разработку, корректировку и согласование с ДДС, действующими на территории города Ярославля, соглашений и регламентов информационного взаимодействия при реагировании на ЧС (происшествия);
- контроль за своевременным устранением неисправностей и аварий на системах жизнеобеспечения города Ярославля;
- уточнение и корректировку действий ДДС, привлекаемых к реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе 112;
- контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе 112;
- направление в органы управления городского звена ТП РСЧС Ярославской области по принадлежности прогнозов, полученных от ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области, об угрозах возникновения ЧС (происшествий) и моделей развития обстановки по неблагоприятному прогнозу в пределах города Ярославля.
5.3. ЕДДС города Ярославля взаимодействует с ДДС, функционирующими на территории города Ярославля, в соответствии с постановлением мэрии города Ярославля от 28.08.2009 N 3033 "О мерах по повышению эффективности деятельности системы оперативно-диспетчерского управления городского звена территориальной подсистемы единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", а также на основании заключенных соглашений об информационном взаимодействии, согласно которым оперативная информация о текущей обстановке в режиме повседневной деятельности передается в ЕДДС города Ярославля.
5.4. Сообщения, идентифицированные как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), поступившие в ДДС, передаются в ЕДДС города Ярославля.
Сообщения о ЧС (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению.
5.5. В режим повышенной готовности ЕДДС города Ярославля, привлекаемые экстренные оперативные службы и ДДС организаций (объектов) переводятся решением мэра города Ярославля при угрозе возникновения ЧС.
В режиме повышенной готовности ЕДДС города Ярославля дополнительно осуществляет:
- взаимодействие с руководителями соответствующих служб по вопросам подготовки сил и средств РСЧС, экстренных оперативных служб и ДДС организаций к действиям в случае возникновения ЧС (происшествия);
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС и ОПБ города Ярославля, управления по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и территориальной безопасности мэрии города Ярославля (органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС);
- передачу информации об угрозе возникновения ЧС (происшествия) по подчиненности в первоочередном порядке председателю КЧС и ОПБ города Ярославля, начальнику управления по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и территориальной безопасности мэрии города Ярославля, в экстренные оперативные службы, которые необходимо направить к месту или задействовать при ликвидации ЧС (происшествия), в ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области и в организации (подразделения) исполнительных органов Ярославской области, обеспечивающих деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС;
- получение и анализ данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории города Ярославля, на опасных производственных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
- прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых экстренных оперативных служб и ДДС организаций, сил и средств РСЧС;
- корректировку алгоритмов действий ЕДДС города Ярославля на угрозу возникновения ЧС и планов взаимодействия с соответствующими экстренными оперативными службами и ДДС организаций, силами и средствами РСЧС, действующими на территории города Ярославля в целях предотвращения ЧС;
- контроль и координацию действий экстренных оперативных служб и ДДС организаций, сил и средств РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению возникновения ЧС или смягчению ее последствий;
- обеспечение экстренного оповещения населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС;
- по решению мэра города Ярославля (председателя КЧС и ОПБ города Ярославля) с пункта управления ЕДДС города Ярославля проведение экстренного оповещения населения при угрозе возникновения ЧС (в том числе через операторов сотовой связи);
- представление докладов в органы управления в установленном порядке;
- направление в ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области, другие органы управления в установленном порядке сведений о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений.
5.6. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС города Ярославля, привлекаемые экстренные оперативные службы и ДДС организаций (объектов) и силы городского звена ТП РСЧС Ярославской области переводятся решением мэра города Ярославля при возникновении ЧС.
В режиме чрезвычайной ситуации ЕДДС города Ярославля дополнительно осуществляет выполнение следующих задач:
- организует экстренное оповещение и направление к месту ЧС сил и средств РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляет координацию их действий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;
- самостоятельно принимает решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
- по решению мэра города Ярославля (председателя КЧС и ОПБ города Ярославля) с пункта управления ЕДДС города Ярославля, а также через операторов сотовой связи проводит экстренное оповещение населения о ЧС;
- осуществляет сбор, обработку, уточнение и представление оперативной информации о развитии ЧС, а также координацию действий экстренных оперативных служб, ДДС организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, сил и средств РСЧС;
- осуществляет постоянное информационное взаимодействие с руководителем ликвидации ЧС, мэром города Ярославля (председателем КЧС и ОПБ города Ярославля), ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области и организациями (подразделениями) исполнительных органов Ярославской области, обеспечивающими деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС, оперативным штабом ликвидации ЧС и тушения пожаров, экстренными оперативными службами, ДДС организаций о ходе реагирования на ЧС и ведения аварийно-восстановительных работ;
- осуществляет контроль проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
- готовит и представляет в органы управления доклады и донесения о ЧС в установленном порядке;
- ведет учет сил и средств ТП РСЧС Ярославской области, действующих на территории города Ярославля, привлекаемых к ликвидации ЧС.
5.7. При подготовке к ведению и ведении гражданской обороны ЕДДС города Ярославля осуществляет:
- получение сигналов оповещения и (или) экстренной информации, подтверждение ее получения у вышестоящего органа управления гражданской обороной;
- организацию оповещения руководящего состава гражданской обороны города Ярославля, сил гражданской обороны, дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов и дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
- обеспечение оповещения населения, находящегося на территории города Ярославля;
- организацию приема от организаций, расположенных на территории города Ярославля, информации по выполнению мероприятий гражданской обороны с доведением ее до органа управления гражданской обороной города Ярославля;
- ведение учета сил и средств гражданской обороны, привлекаемых к выполнению мероприятий гражданской обороны.
5.8. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС города Ярославля.
В ЕДДС города Ярославля от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах.
Поступающая в ЕДДС города Ярославля информация доводится до всех заинтересованных ДДС.
5.9. Функционирование ЕДДС города Ярославля в военное время осуществляется в соответствии с планом приведения в готовность гражданской обороны и Планом гражданской обороны и защиты населения города Ярославля, планом службы оповещения, инструкциями дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС города Ярославля по действиям в условиях особого периода.
5.10. При введении Плана гражданской обороны и защиты населения города Ярославля ДС ЕДДС города Ярославля размещается на защищенном пункте управления.
6. Состав и структура ЕДДС города Ярославля
6.1. ЕДДС города Ярославля включает персонал ЕДДС города Ярославля, технические средства управления, связи и оповещения.
6.2. В состав персонала ЕДДС города Ярославля входят:
- руководство ЕДДС города Ярославля: начальник ЕДДС города Ярославля, заместитель начальника - начальник отдела по управлению контактами с населением и организациями ЕДДС города Ярославля, заместитель начальника - начальник отдела оповещения и связи ЕДДС города Ярославля;
- дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС города Ярославля: старший дежурный смены, специалист системы 112.
6.3. Из числа дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС города Ярославля формируются ДС в количестве двух человек из расчета несения круглосуточного дежурства.
6.4. Для выполнения функциональных обязанностей аналитика и специалиста службы технической поддержки ЕДДС города Ярославля могут быть привлечены специалисты соответствующего профиля, не входящие в состав штатной структуры ЕДДС города Ярославля.
6.5. Численный состав ЕДДС города Ярославля при необходимости может быть дополнен другими должностными лицами по решению мэра города Ярославля.
7. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС города Ярославля
7.1. Комплектование ЕДДС города Ярославля персоналом осуществляется директором МКУ "ЦГЗ" по представлению начальника ЕДДС города Ярославля.
7.2. Основными формами обучения персонала ЕДДС города Ярославля на местах являются мероприятия оперативной подготовки (тренировки, учения), занятия по профессиональной подготовке, ежедневный инструктаж перед заступлением дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС города Ярославля на дежурство.
7.3. Мероприятия оперативной подготовки осуществляются в ходе проводимых ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области тренировок, а также в ходе тренировок с ДДС, действующими на территории города Ярославля, при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС.
7.4. Решением начальника ЕДДС города Ярославля специалисты ЕДДС города Ярославля направляются в образовательные организации для получения дополнительного профессионального образования.
Специалисты ЕДДС города Ярославля должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в пять лет. Лица, впервые назначенные на должность, направляются в образовательные организации для получения дополнительного профессионального образования в течение первого года работы.
Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от ЧС руководители и специалисты ЕДДС города Ярославля получают в Государственном образовательном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов Ярославской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям".
7.5. В целях поддержания уровня профессиональной подготовленности дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС города Ярославля, совершенствования его практических навыков в выполнении функциональных обязанностей, а также овладения новыми навыками руководство ЕДДС города Ярославля организовывает подготовку дежурно-диспетчерского персонала по специально разработанной МЧС России программе с последующим принятием зачетов не реже 1 раза в год.
7.6. При необходимости дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС города Ярославля может быть направлен на прохождение стажировки в ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области.
8. Требования к руководству и дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС города Ярославля
8.1. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС города Ярославля должны знать:
- требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны;
- риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для города Ярославля;
- административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности города Ярославля и Ярославской области;
- состав сил и средств постоянной готовности городского звена ТП РСЧС Ярославской области, их задачи, порядок их привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические характеристики специальной техники;
- зону ответственности ЕДДС города Ярославля и зоны ответственности служб экстренного реагирования и взаимодействующих организаций, действующих на территории города Ярославля;
- опасные производственные объекты, объекты социального назначения, объекты с массовым пребыванием людей, находящиеся в зоне ответственности, их адреса, полное наименование и характеристики;
- порядок проведения эвакуации населения из зоны ЧС, местонахождение пунктов временного размещения, их вместимость;
- порядок использования различных информационно-справочных ресурсов и материалов, в том числе паспортов территорий;
- назначение, характеристики, порядок эксплуатации и проведения технического обслуживания муниципальной системы оповещения города Ярославля, порядок выполнения возложенных на нее задач и применения по назначению;
- назначение, характеристики и порядок эксплуатации средств связи, а также другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС города Ярославля;
- общую характеристику соседних муниципальных образований;
- функциональные обязанности и должностные инструкции;
- алгоритмы действий персонала ЕДДС города Ярославля в различных режимах функционирования;
- документы, определяющие действия персонала ЕДДС города Ярославля по сигналам управления и оповещения;
- правила и порядок ведения делопроизводства.
8.2. Начальник (заместитель начальника) ЕДДС города Ярославля должен обладать следующими навыками:
- организовывать выполнение и обеспечивать контроль выполнения поставленных перед ЕДДС города Ярославля задач;
- разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС города Ярославля, в том числе соглашения и регламенты информационного взаимодействия с ДДС, действующими на территории города Ярославля, и службами жизнеобеспечения города Ярославля;
- организовывать оперативно-техническую работу, дополнительное профессиональное образование персонала ЕДДС города Ярославля;
- организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
- разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС города Ярославля;
- уметь использовать в работе информационные системы.
8.3. Требования к начальнику ЕДДС города Ярославля: высшее образование, стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в области обеспечения защиты населения и территорий, дополнительное профессиональное образование по установленной программе в соответствии с программой повышения квалификации в области защиты от ЧС руководителей и специалистов ЕДДС, допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.
8.4. Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС города Ярославля должен обладать следующими навыками:
- осуществлять постоянный сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и контроль проведения работ по ликвидации ЧС (происшествий);
- проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
- качественно и оперативно осуществлять подготовку управленческих, организационных и планирующих документов;
- применять в своей работе данные прогнозов развития обстановки;
- обеспечивать оперативное руководство и координацию деятельности органов управления и сил гражданской обороны и городского звена ТП РСЧС Ярославской области;
- осуществлять мониторинг средств массовой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- использовать все функции телекоммуникационного оборудования и оргтехники на АРМ, в том числе установленного комплекта видео-конференц-связи;
- применять данные информационных систем;
- работать на персональном компьютере на уровне уверенного пользователя (знание программ офисного пакета, умение пользоваться электронной почтой, информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" и информационно-справочными ресурсами);
- уметь пользоваться программными средствами, информационными системами, используемыми в деятельности ЕДДС города Ярославля (в том числе: муниципальной системой оповещения города Ярославля, системой 112, АПК "Безопасный город", АИУС РСЧС (ИС "Атлас опасностей и рисков");
- безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 150 символов в минуту;
- четко говорить по радиостанции и телефону одновременно с работой за компьютером;
- своевременно формировать установленный комплект документов по вводной (в рамках мероприятий оперативной подготовки) или ЧС (происшествию);
- в соответствии с установленными временными нормативами осуществлять подготовку докладов, требуемых отчетных документов, а также информирование мэра города Ярославля о ЧС, руководителей сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС;
- проводить ежедневно техническое обслуживание, работы с программным обеспечением и оборудованием центра оповещения муниципальной системы оповещения города Ярославля;
- доводить сигналы оповещения и экстренную информацию до органов управления и сил ГО и РСЧС, а также населения города Ярославля;
- уметь использовать комплекс экстренного оповещения населения и доводить сигналы оповещения и экстренную информацию до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения города Ярославля;
- использовать различные информационно-справочные ресурсы и материалы, в том числе паспорта территорий (объектов), необходимые для подготовки докладов, требуемых отчетных документов.
8.5. Дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС города Ярославля запрещено:
- вести телефонные переговоры, не связанные с несением дежурства;
- предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания начальника ЕДДС города Ярославля;
- допускать в помещения ЕДДС города Ярославля посторонних лиц;
- отлучаться с места несения дежурства без разрешения начальника (заместителя начальника) ЕДДС города Ярославля;
- выполнять задачи, не предусмотренные должностными обязанностями и инструкциями, и использовать оборудование и технические средства не по назначению.
8.6. Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС города Ярославля:
- наличие высшего или среднего профессионального образования;
- умение пользоваться техническими средствами, установленными на пункте управления ЕДДС города Ярославля, в том числе системой 112;
- знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;
- знание правил эксплуатации технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения, а также структуры, способов и порядка оповещения населения города Ярославля;
- наличие специальной подготовки по установленной программе по направлению деятельности;
- наличие допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.
8.7. ЕДДС города Ярославля может предъявлять к дежурно-диспетчерскому персоналу дополнительные требования.
9. Требования к помещениям ЕДДС города Ярославля
9.1. ЕДДС города Ярославля представляет собой рабочие помещения для персонала ЕДДС города Ярославля (пункт управления ДС, кабинет начальника ЕДДС города Ярославля, комната отдыха и приема пищи, серверная), оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией (перечень документации в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.07.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" (далее - ГОСТ).
ЕДДС города Ярославля размещается в помещениях, предоставляемых органами городского самоуправления.
По решению мэра города Ярославля в ЕДДС города Ярославля могут оборудоваться и иные помещения.
9.2. Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещениях ЕДДС города Ярославля выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения необходимой работоспособности оборудования ЕДДС города Ярославля в условиях ЧС, в том числе в военное время.
9.3. Электроснабжение технических средств ЕДДС города Ярославля осуществляется от единой энергетической системы России в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой категории особой группы.
9.4. Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС города Ярославля производится на базе требований действующих санитарных правил и норм, устанавливающих обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда и на основе значений количества специалистов ДС.
9.5. Пункт управления ЕДДС города Ярославля должен обеспечивать возможность одновременной работы в едином информационном пространстве ДС, мэра города Ярославля (председателя КЧС и ОПБ города Ярославля), заместителя председателя КЧС и ОПБ города Ярославля.
9.6. Для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц пункт управления ЕДДС города Ярославля оборудуется автоматическим запорным устройством и средствами видеонаблюдения.
Допуск на пункт управления ЕДДС города Ярославля возможен с разрешения начальника (заместителя начальника) ЕДДС города Ярославля.
9.7. Для несения круглосуточного дежурства ДС ЕДДС города Ярославля предусмотрена отдельная комната отдыха и приема пищи, в которых созданы необходимые бытовые условия.
10. Требования к оборудованию ЕДДС города Ярославля
10.1. В целях обеспечения качественного приема и передачи информации со всеми взаимодействующими органами управления в установленные сроки и своевременного доведения сигналов оповещения до органов управления и населения в ЕДДС города Ярославля создается информационно-телекоммуникационная инфраструктура с соответствующим уровнем информационной безопасности, включающая: комплекс средств автоматизации (далее - КСА) ЕДДС города Ярославля; единый центр оперативного реагирования АПК "Безопасный город"; КСА системы 112; систему связи; муниципальную систему оповещения населения города Ярославля.
Муниципальная система оповещения города Ярославля должна соответствовать требованиям Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365.
10.2. КСА ЕДДС города Ярославля предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС города Ярославля возложенных функций и включает технически взаимосвязанные: систему хранения, обработки и передачи данных; систему видео-конференц-связи; систему отображения информации.
КСА ЕДДС города Ярославля создается как муниципальная информационная система, к которой предъявляются требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, установленные законодательством Российской Федерации.
10.2.1. Система хранения, обработки и передачи данных состоит из следующих элементов: оборудование локальной вычислительной сети; оборудование хранения и обработки данных; оргтехника.
Оборудование локальной вычислительной сети обеспечивает объединение АРМ ЕДДС города Ярославля для обмена между ними информацией в электронном виде, подключение к внешним сетям (выделенным сетям связи и интернета).
Подключение локальной вычислительной сети к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется только с применением сертифицированных средств защиты информации. При отсутствии сертифицированных средств защиты информации к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" могут подключаться АРМ, не включенные в локальную вычислительную сеть.
Подключение АРМ персонала ЕДДС города Ярославля к информационно-телекоммуникационной инфраструктуре МЧС России должно осуществляться только с применением сертифицированных средств защиты информации.
На АРМ персонала ЕДДС города Ярославля должны быть установлены, настроены и корректно функционировать сертифицированные средства антивирусной защиты информации.
Оборудование хранения и обработки данных должно включать в себя следующие основные элементы:
- сервера повышенной производительности для хранения информации (файлы, базы данных);
- АРМ персонала ЕДДС города Ярославля с установленными информационными системами.
Сервера должны обеспечивать хранение и обработку информации как в формализованном, так и в неформализованном виде. Объем хранилища определяется в соответствии с перечнем, объемом хранящейся информации и сроком ее хранения.
АРМ персонала ЕДДС города Ярославля должны поддерживать работу в основных офисных приложениях (текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, электронная почта), а также в специализированном программном обеспечении.
10.2.2. Система видео-конференц-связи должна обеспечивать участие персонала ЕДДС города Ярославля, а также других должностных лиц в селекторных совещаниях со всеми взаимодействующими органами управления.
Система видео-конференц-связи должна состоять из следующих основных элементов: видеокодек; видеокамера; микрофонное оборудование; оборудование звукоусиления.
10.3. Система связи и система оповещения должна включать в себя: систему телефонной связи; систему радиосвязи; систему оповещения населения, в том числе комплексную систему экстренного оповещения населения, систему оповещения должностных лиц; систему внутренней связи.
Муниципальная система оповещения города Ярославля включает в себя специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, мобильные и носимые средства оповещения, а также сети связи и передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
10.3.1. Система телефонной связи ЕДДС города Ярославля состоит из следующих элементов: мини-АТС; телефонные аппараты; система записи телефонных переговоров.
Мини-АТС должна обеспечивать:
- прием телефонных звонков одновременно от нескольких абонентов;
- автоматическое определение номера звонящего абонента;
- сохранение в памяти входящих, исходящих и пропущенных номеров;
- прямой набор номера с телефонных аппаратов (дополнительных консолей);
- переадресацию вызова на телефоны внутренней телефонной сети и городской телефонной сети общего пользования.
Телефонные аппараты должны обеспечивать:
- отображение номера звонящего абонента на дисплее;
- набор номера вызываемого абонента одной кнопкой;
- одновременную работу нескольких линий;
- функцию переадресации абонента;
- возможность подключения дополнительных консолей для расширения количества абонентов с прямым набором;
- наличие микротелефонной гарнитуры.
Система записи телефонных переговоров должна обеспечивать запись всех исходящих и входящих телефонных разговоров со всех подключенных телефонных аппаратов персонала ЕДДС города Ярославля.
Должны быть обеспечены телефонные каналы связи между ЕДДС города Ярославля и ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области, с ДДС, действующими на территории города Ярославля, в том числе ДДС опасных производственных объектов.
Допускается организация телефонной связи путем программирования на консоли кнопок прямого вызова абонента.
В качестве каналов прямой телефонной связи не могут быть использованы каналы для приема звонков от населения.
10.3.2. Система радиосвязи должна обеспечивать устойчивую связь с подвижными и стационарными объектами, оборудованными соответствующими средствами связи.
Для организации радиосетей должны быть получены разрешения на частоты в Радиочастотной службе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Радиостанции должны быть зарегистрированы в установленном порядке в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
10.3.3. Система оповещения населения должна обеспечивать своевременное доведение сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава и сил гражданской обороны и городского звена ТП РСЧС, ДДС, населения на территории города Ярославля об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно используются:
- сеть электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сеть кабельного телерадиовещания;
- сеть эфирного телерадиовещания;
- сеть подвижной радиотелефонной связи;
- сеть местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Задействование средств системы оповещения населения должно осуществляться дежурно-диспетчерским персоналом со своего рабочего места по решению мэра города Ярославля (председателя КЧС и ОПБ города Ярославля) с последующим докладом.
Система оповещения должностных лиц должна обеспечивать оповещение руководящего состава органов городского самоуправления, органов управления и сил РСЧС города Ярославля, ДДС, действующих на территории города Ярославля. Система оповещения персонала может быть реализована на базе персонального компьютера с установленной платой подключения телефонных линий. Количество телефонных линий должно определяться исходя из количества оповещаемых абонентов и требуемого времени оповещения.
Для оповещения персонала не должны задействоваться каналы (линии) связи, предназначенные для приема звонков от населения, а также каналы прямой телефонной связи.
Задействование муниципальной системы оповещения города Ярославля осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях" и разделом III Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365.
11. Требования к защите информации
11.1. В ЕДДС города Ярославля должны выполняться требования по обеспечению защиты информации, предъявляемые к автоматизированным системам управления, государственным информационным системам и защите персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэрии г. Ярославля от 19 октября 2023 г. N 1145 "О внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.