Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 октября 2023 г. N 03-03-06/2/94926
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. С 01.01.2024 вступает в силу Федеральный закон от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ), согласно статье 6 которого налог на сверхприбыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 414-ФЗ. При этом налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на сверхприбыль, исчисленную в порядке, установленном частью 1 статьи 6 Федерального закона N 414-ФЗ, на налоговый вычет с учетом особенностей, предусмотренных статьей 6 Федерального закона N 414-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона N 414-ФЗ размер налогового вычета определяется как сумма обеспечительного платежа по налогу на сверхприбыль, перечисленного в федеральный бюджет за период с 1 октября по 30 ноября 2023 года включительно. При этом размер налогового вычета не может превышать половину суммы налога на сверхприбыль, исчисленного в порядке, установленном частью 1 статьи 6 Федерального закона N 414-ФЗ.
Вместе с тем в случае возврата до установленного статьей 7 Федерального закона N 414-ФЗ срока уплаты налога на сверхприбыль (28.01.2024) полностью или частично налогоплательщику (правопреемнику налогоплательщика) на основании его заявления ранее перечисленного им обеспечительного платежа по налогу на сверхприбыль, указанного в части 3 статьи 6 Федерального закона N 414-ФЗ, размер налогового вычета принимается равным нулю.
Кроме того, на основании части 2 статьи 7 Федерального закона N 414-ФЗ сумма обеспечительного платежа по налогу на сверхприбыль с 28.01.2024 признается суммой уплаченного налога на сверхприбыль.
Таким образом, в случае если налогоплательщик произведет обеспечительный платеж по налогу на сверхприбыль в федеральный бюджет в размере 50 процентов от суммы исчисленного налога на сверхприбыль в период с 01.10.2023 по 31.11.2023 включительно (и не истребует его полностью или частично до 28.01.2024), а также воспользуется правом на налоговый вычет по налогу на сверхприбыль, то его обязательство перед федеральным бюджетом по уплате налога на сверхприбыль на указанную дату будет исполнено в полном объеме.
2. На основании частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ объектом налогообложения по налогу на сверхприбыль признается сверхприбыль, полученная налогоплательщиком и определяемая, если иное не установлено статьей 3 Федерального закона N 414-ФЗ, как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.
В свою очередь, частью 3 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ предусмотрено, что с учетом особенностей, предусмотренных частями 4-12 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ, прибыль для целей Федерального закона N 414-ФЗ за соответствующий год исчисляется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии с положениями статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за соответствующий год с учетом положений статьи 283 Кодекса. При этом не учитываются налоговые базы по налогу на прибыль организаций, к которым применяются налоговые ставки, предусмотренные пунктами 1.6, 1.14, 3, 4, 4.1, 4.3, 4.4 и 5 статьи 284 Кодекса.
При этом согласно части 12 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за налоговые периоды 2021 и (или) 2022 годов по налогу на прибыль организаций прибыль в соответствии с частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ исчисляется на основании показателей соответствующей уточненной налоговой декларации.
В этой связи, по мнению Департамента, в случае подачи уточненной налоговой декларации за налоговые периоды 2021 и (или) 2022 годов по налогу на прибыль организаций, приводящей к увеличению соответствующей налоговой базы, после 28.01.2024, налогоплательщику надлежит подать уточненную налоговую декларацию по налогу на сверхприбыль и доплатить сумму налога на сверхприбыль (при необходимости).
При этом обращаем внимание, что согласно положениям подпункта 1 пункта 4 статьи 81 Кодекса если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что на момент представления уточненной налоговой декларации имеется положительное сальдо единого налогового счета в размере, соответствующем недостающей сумме налога и соответствующих ей пеней.
В случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за налоговые периоды 2021 и (или) 2022 годов по налогу на прибыль организаций, приводящей к уменьшению соответствующей налоговой базы, после 28.01.2024 и, соответственно, уточненной налоговой декларации по налогу на сверхприбыль необходимо отметить следующее.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11.3 Кодекса в редакции Федерального закона от 04.08.2023 N 415-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" для целей Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете в связи с представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора заявления о возврате излишне уплаченных сумм в том числе налога на сверхприбыль, - в размере излишне уплаченной суммы налога не позднее дня, следующего за днем получения указанного заявления.
Согласно статье 79 Кодекса налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем возврата этой суммы на открытый ему счет в банке в порядке, предусмотренном данной статьей. При этом статьей 79 Кодекса (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 N 415-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") зафиксировано положение о том, что распоряжение денежными средствами в размере сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, осуществляется на основании в том числе заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на сверхприбыль, представленного в налоговый орган.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу уплаты налога на сверхприбыль.
В частности, указано, что в случае подачи уточненной декларации за 2021 и (или) 2022 гг. по налогу на прибыль, приводящей к увеличению соответствующей налоговой базы, после 28.01.2024, нужно представить уточненную декларацию по налогу на сверхприбыль и доплатить сумму последнего (при необходимости).
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 октября 2023 г. N 03-03-06/2/94926
Опубликование:
-