Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Город Саратов"
от 13 октября 2023 года N 4737
Муниципальная программа
"Эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами" на 2024-2026 годы
Паспорт муниципальной программы
Основание разработки муниципальной программы |
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ; - Гражданский кодекс Российской Федерации; - Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ; - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"; - Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"; - Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; - постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных"; - Закон Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 119-ЗСО "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности"; - Закон Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 122-ЗСО "О земле"; - постановление Правительства Саратовской области от 28 августа 2023 года N 780-П "О реализации меры социальной поддержки военнослужащих, лиц, заключивших (заключавших) контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и членов их семей, предусмотренной Законом Саратовской области "О земле"; - постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14 октября 2013 года N 2523 "Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования "Город Саратов" |
|||
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
- комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - комитет по управлению имуществом) |
|||
Соисполнители муниципальной программы |
- комитет по управлению имуществом |
|||
Участники муниципальной программы |
- комитет по управлению имуществом |
|||
Подпрограммы муниципальной программы |
- подпрограмма N 1 "Проведение кадастровых работ на территории муниципального образования "Город Саратов"; - подпрограмма N 2 "Изъятие объектов нежилого фонда в расселяемых аварийных домах для муниципальных нужд"; - подпрограмма N 3 "Приобретение жилых помещений для исполнения решений судов" |
|||
Цели муниципальной программы |
- повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами |
|||
Задачи муниципальной программы |
- формирование и реализация эффективной политики в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов", и земельных ресурсов, расположенных на его территории |
|||
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
- 2024-2026 годы |
|||
Объемы финансового обеспечения муниципальной программы, в том числе по годам |
расходы (тыс. руб.) |
|||
всего |
2024 |
2025 |
2026 |
|
бюджет муниципального образования "Город Саратов" (далее - бюджет города) |
174000,0 |
58000,0 |
58000,0 |
58000,0 |
федеральный бюджет (прогнозно) |
87908,0 |
0,0 |
87908,0 |
0,0 |
областной бюджет (прогнозно) |
11987,5 |
0,0 |
11987,5 |
0,0 |
внебюджетные источники (прогнозно) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Итого |
273895,5 |
58000,0 |
157895,5 |
58000,0 |
Государственные программы Российской Федерации и (или) Саратовской области (подпрограммы, приоритетные проекты), в рамках которых осуществляется софинансирование муниципальной программы |
- государственная программа Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона", утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П |
|||
Целевые показатели муниципальной программы (индикаторы) |
- количество земельных участков, внесенных в единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета; - количество кадастровых кварталов, в границах которых проведены комплексные кадастровые работы; - количество публикаций о наличии земельных участков с последующим предоставлением в средствах массовой информации; - количество объектов нежилого фонда, собственникам которых выплачено возмещение; - количество исполненных судебных решений по предоставлению жилых помещений |
|||
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
- увеличение имущественной части муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов"; - увеличение доходной части бюджета муниципального образования "Город Саратов"; - обеспечение земельными участками отдельных категорий граждан и граждан, имеющих трех и более детей; - обеспечение эффективного использования земельных участков, в том числе участков из земель сельскохозяйственного назначения; - достоверное отражение сведений в ЕГРН о местоположении границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства; - приобретение в муниципальную собственность объектов нежилого фонда с целью дальнейшего сноса или реконструкции; - сокращение количества судебных актов, обязывающих администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить жилые помещения |
1. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Экономическую основу местного самоуправления муниципального образования составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом - одна из первоочередных задач органов местного самоуправления, от которой зависит уровень жизни населения, так как получаемые от использования муниципального имущества доходы поступают в местные бюджеты. Эффективное управление муниципальной собственностью, которое способно справиться с постоянными скачками экономики и решить проблемные вопросы использования имущественного фонда, является приоритетной задачей местного самоуправления.
Муниципальная программа "Эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами" на 2024-2026 годы сформирована исходя из цели "Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития города Саратова" и задачи "Повышение эффективности управления - обеспечение устойчивости бюджетной системы", определенных Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" до 2030 года (решение Саратовской городской Думы от 16.02.2017 N 13-102).
В ходе исполнения муниципальной программы планируется реализация мероприятий, направленных на обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками в рамках наделенных полномочий комитета по управлению имуществом.
Подпрограмма N 1 "Проведение кадастровых работ на территории муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления образуют земельные участки, занимаемые многоквартирными домами. В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом планировки территории. При отсутствии утвержденного проекта межевания территории, проекта планировки территории образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Образование земельных участков, подлежащих оформлению в муниципальную собственность, направлено на увеличение имущественной части муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" и достижение целей формирования муниципальной казны, предусмотренных решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов".
В целях получения дополнительных доходов бюджета города, согласно статье 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом проводятся аукционы по продаже земельных участков, продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Для образования земельного участка и его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа местного самоуправления необходимо проведение работ по образованию земельного участка и осуществление государственного кадастрового учета такого участка.
Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляется земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
В соответствии с Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 119-ЗСО "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 119-ЗСО) земельные участки гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства или огородничества предоставляются органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 6 Закона N 119-ЗСО, в целях приобретения бесплатно гражданами, имеющими трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства или огородничества органы местного самоуправления формируют и утверждают перечни земельных участков. В целях информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения, перечни размещаются на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" и в официальном печатном издании.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 28 августа 2023 года N 780-П "О реализации меры социальной поддержки военнослужащих, лиц, заключивших (заключавших) контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и членов их семей, предусмотренной Законом Саратовской области "О земле" орган местного самоуправления выявляет территории, на которых возможно формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Важной проблемой в регулировании земельных отношений также является нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Одним из факторов, повлиявших на увеличение площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, стала реорганизация коллективных хозяйств, заключающаяся в выдаче земельных паев бывшим работникам таких хозяйств, и, как следствие, увеличение количества невостребованных земельных долей, выбывших из сельскохозяйственного оборота.
Проблемы рационального использования сельхозугодий, вовлечения неиспользованных земель в сельскохозяйственный оборот, сохранения плодородных и ценных земель являются актуальными. Выполнение мероприятий в рамках муниципальной программы позволит в полном объеме использовать сельскохозяйственные земли, являющиеся важным ресурсом социально-экономического развития муниципального образования.
В соответствии с государственной программой Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П, в 2025 году в границах муниципального образования "Город Саратов" предполагается проведение комплексных кадастровых работ в отношении 100 кадастровых кварталов. Проведение комплексных кадастровых работ будет способствовать увеличению доли земельных участков, учтенных в ЕГРН с установлением точных границ, образованию земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, а также установлению или уточнению местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства для вовлечения их в налоговый оборот.
Подпрограмма N 2 "Изъятие объектов нежилого фонда в расселяемых аварийных домах для муниципальных нужд".
В рамках ведомственных целевых программ "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 8 июля 2013 года N 1347, "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 1 июля 2019 года N 1184, проводилось переселение граждан из многоквартирных жилых домов (далее - МКД), признанных аварийными до 1 января 2012 года и 1 января 2017 года.
Наличие в расселяемых аварийных МКД нежилых помещений, принадлежащих гражданам на праве частной собственности, препятствует осуществлению мероприятий по сносу или реконструкции, а пребывание граждан в данных домах представляет угрозу их жизни и здоровью.
Снос расселяемых аварийных МКД, в которых расположены неизъятые объекты нежилого фонда, приведет к нарушению прав собственников, закрепленных в статье 35 Конституции Российской Федерации, статьях 1, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в нем действующим законодательством прямо не урегулированы, однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 октября 2012 г. N ВАС-13225/12 возможно применение к спорным правоотношениям аналогии закона - части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нежилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое нежилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое нежилое помещение, для муниципальных нужд с выплатой возмещения. В рамках подпрограммы запланировано изъятие для муниципальных нужд объектов нежилого фонда в расселяемых аварийных МКД, признанных аварийными до 1 января 2012 года и 1 января 2017 года.
Определение размера денежного возмещения с последующей выплатой собственникам изымаемых объектов нежилого фонда способствует завершению мероприятий по расселению аварийных МКД и их дальнейшему сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд уполномоченный орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, выступает заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества.
Подпрограмма N 3 "Приобретение жилых помещений для исполнения решений судов".
В муниципальном образовании "Город Саратов" существует проблема исполнения судебных решений, обязывающих администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить жилые помещения гражданам.
На дату разработки муниципальной программы на исполнении находятся 122 судебных решения о предоставлении гражданам жилых помещений.
Мониторинг исполнения решений судов, обязывающих администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить гражданам жилые помещения, показывает, что решать проблему необходимо не только за счет освобождаемого жилищного фонда, но также путем приобретения (купля-продажа, участие в долевом строительстве) жилых помещений.
Реализация программных мероприятий позволит поэтапно разрешить существующую проблему в области жилищных отношений по исполнению судебных решений.
2. Цели и задачи муниципальной программы
Цель муниципальной программы - повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами.
Задача муниципальной программы - формирование и реализация эффективной политики в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов", и земельных ресурсов, расположенных на его территории.
3. Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы
Достижение поставленных целей и задач характеризуется следующими целевыми показателями:
- количество земельных участков, внесенных в ЕГРН, сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, - 750;
- количество кадастровых кварталов, в границах которых проведены комплексные кадастровые работы, - 100;
- количество публикаций о наличии земельных участков с последующим предоставлением в средствах массовой информации - 12;
- количество объектов нежилого фонда, собственникам которых выплачено возмещение, - 21;
- количество исполненных судебных решений по предоставлению жилых помещений - 45.
4. Прогноз ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроки и этапы реализации муниципальной программы
За период реализации муниципальной программы планируется достижение следующих результатов:
- увеличение имущественной части муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов";
- увеличение доходной части бюджета города;
- обеспечение земельными участками отдельных категорий граждан и граждан, имеющих трех и более детей;
- обеспечение эффективного использования земельных участков, в том числе участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- достоверное отражение сведений в ЕГРН о местоположении границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
- приобретение в муниципальную собственность объектов нежилого фонда с целью дальнейшего сноса или реконструкции;
- сокращение количества судебных актов, обязывающих администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить жилые помещения.
Муниципальная программа реализуется в один этап в 2024-2026 годах.
5. Перечень основных мероприятий и ведомственных целевых программ подпрограмм муниципальной программы
В рамках муниципальной программы реализуются три подпрограммы, которые обеспечивают достижение цели и решение задач муниципальной программы.
Подпрограмма N 1 "Проведение кадастровых работ на территории муниципального образования "Город Саратов" состоит из двух основных мероприятий.
Основное мероприятие 1.1 "Организация проведения кадастровых работ", включающее:
- разработку проектов межевания территории, проектов планировки территории;
- проведение мероприятий по образованию земельных участков;
- проведение комплексных кадастровых работ.
Основное мероприятие 1.2 "Публикация информационных сообщений в средствах массовой информации", включающее публикацию информационных сообщений о наличии (предстоящем предоставлении) земельных участков.
Подпрограмма N 2 "Изъятие объектов нежилого фонда в расселяемых аварийных домах для муниципальных нужд" состоит из основного мероприятия 2.1 "Осуществление выкупа изымаемых объектов нежилого фонда в соответствии с заключенными соглашениями о выплате денежного возмещения", которое включает осуществление выкупа изымаемых объектов нежилого фонда в соответствии с заключенными соглашениями о выплате денежного возмещения.
Подпрограмма N 3 "Приобретение жилых помещений для исполнения решений судов" состоит из основного мероприятия 3.1 "Приобретение (купля-продажа, участие в долевом строительстве) жилых помещений муниципальным образованием "Город Саратов", которое включает приобретение (купля-продажа, участие в долевом строительстве) жилых помещений муниципальным образованием "Город Саратов".
6. Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы
Объем финансирования мероприятий муниципальной программы определен на основании изучения цен на товары, работы, услуги, действовавших в 2023 году, а также запланированных на 2024-2026 годы объемов работ и составляет (прогнозно) 273895,5 тыс. руб., из них по годам:
- 2024 год - 58000,0 тыс. руб.;
- 2025 год - 157895,5 тыс. руб.;
- 2026 год - 58000,0 тыс. руб.
По источникам финансирования:
средства бюджета города - 174000,0 тыс. руб., из них:
- 2024 год - 58000,0 тыс. руб.;
- 2025 год - 58000,0 тыс. руб.;
- 2026 год - 58000,0 тыс. руб.;
средства федерального бюджета (прогнозно):
- 2024 год - 0,0 тыс. руб.;
- 2025 год - 87908,0 тыс. руб., в рамках реализации государственной программы Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П;
- 2026 год - 0,0 тыс. руб.;
средства областного бюджета (прогнозно):
- 2024 год - 0,0 тыс. руб.;
- 2025 год - 11987,5 тыс. руб., в рамках реализации государственной программы Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П;
- 2026 год - 0,0 тыс. руб.
Привлечение средств внебюджетных источников на реализацию муниципальной программы не предусмотрено.
Объем финансирования мероприятий муниципальной программы подлежит ежегодному уточнению в порядке, установленном постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 13 сентября 2018 года N 2043 "Об установлении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации и Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ".
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения муниципальной программы приведены в приложении N 8 к муниципальной программе.
7. Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
Возможные риски, связанные с реализацией муниципальной программы, определяются следующими факторами:
- ограниченность источников финансирования;
- рост инфляции выше прогнозируемого уровня;
- форс-мажорные обстоятельства.
Минимизация рисков возможна в результате координации действий участников муниципальной программы, регулярного мониторинга реализации муниципальной программы, своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.