Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Город Саратов"
от 13 октября 2023 года N 4739
Муниципальная программа
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2024-2026 годы
Паспорт муниципальной программы
Основание разработки муниципальной программы (наименование и номер соответствующего правового акта) |
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее - ЖК РФ); - Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; - постановление Правительства Саратовской области от 26 сентября 2022 года N 931-П "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2022-2026 годы" (далее - областная адресная программа); - постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 г. N 1469 "Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда"; - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14 октября 2013 года N 2523 "Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования "Город Саратов" |
|||
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
- комитет по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по строительству и инженерной защите) |
|||
Соисполнители муниципальной программы |
- комитет по строительству и инженерной защите; - администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Волжского района); - администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Заводского района); - администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Кировского района); - администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Ленинского района); - администрация Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Октябрьского района); - администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Фрунзенского района); - департамент Гагаринского административного района муниципального образования "Город Саратов" (далее - департамент Гагаринского административного района) |
|||
Участники муниципальной программы |
- комитет по строительству и инженерной защите; - муниципальное казенное учреждение "Капитальное строительство" (далее - МКУ "Капитальное строительство"); - администрация Волжского района; - администрация Заводского района; - администрация Кировского района; - администрация Ленинского района; - администрация Октябрьского района; - администрация Фрунзенского района; - департамент Гагаринского административного района |
|||
Подпрограммы муниципальной программы |
- подпрограмма N 1 "Предоставление жилых помещений гражданам в связи с проведением мероприятий по переселению"; - подпрограмма N 2 "Выкуп жилых помещений в аварийных многоквартирных домах"; - подпрограмма N 3 "Организация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" |
|||
Цели муниципальной программы |
- сокращение аварийного жилищного фонда и создание безопасных и комфортных условий проживания граждан муниципального образования "Город Саратов" |
|||
Задачи муниципальной программы |
- обеспечение граждан жилыми помещениями, отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам; - обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии жилого помещения для муниципальных нужд; - расселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, признанного с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации |
|||
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
- 2024-2026 годы, в том числе по этапам: - 2024 год (первый-второй этап); - 2024-2025 годы (третий этап); - 2025-2026 годы (четвертый этап) |
|||
Объемы финансового обеспечения муниципальной программы, в том числе по годам |
расходы (тыс. руб.) |
|||
всего |
2024 |
2025 |
2026 |
|
бюджет муниципального образования "Город Саратов" (далее - бюджет города) |
4939,8 |
4939,8 |
0,0 |
0,0 |
областной бюджет (прогнозно) |
19786766,4 |
10584422,3 |
9202344,1 |
0,0 |
средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - средства Фонда) (прогнозно) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Итого |
19791706,2 |
10589362,1 |
9202344,1 |
0,0 |
Государственные программы Российской Федерации и (или) Саратовской области (подпрограммы, приоритетные проекты), в рамках которых осуществляется софинансирование муниципальной программы |
- федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда" |
|||
Целевые показатели муниципальной программы (индикаторы) |
- количество приобретенных и построенных жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; - общая площадь приобретенных и построенных жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; - количество/площадь жилых помещений, изъятых за счет выплаты возмещения в соответствии со статьей 32 ЖК РФ; - количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда; - количество расселенных аварийных жилых помещений |
|||
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
- увеличение муниципального жилищного фонда; - переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам; - освобождение домов из числа признанных с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации |
1. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Проблема переселения населения из аварийного жилья - это одна из самых острых и трудно разрешаемых проблем в Российской Федерации.
С одной стороны, проживание в аварийном жилищном фонде зачастую несет прямую угрозу жизни, с другой стороны, портит общий вид города, производит негативное впечатление не только на самих граждан, но и на приезжающих. Проживание в аварийных жилых помещениях практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и сужает возможности их использования. Причиной возникновения проблемы в первую очередь является физический износ жилых домов в процессе их эксплуатации, а также длительное отсутствие необходимого финансирования проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Механизмы реализации муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "Город Саратов" решают указанные актуальные проблемы.
Кроме того, процессы в сфере переселения граждан из аварийного жилья могут стать локомотивом для развития строительной отрасли и обеспечить мультипликативный эффект социально-экономического развития муниципального образования.
Целесообразность и необходимость решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "Город Саратов" обусловлена осуществлением полномочий органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" в области жилищных отношений.
Участие муниципального образования "Город Саратов" в реализации федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда" позволяет осуществлять мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с применением программно-целевого метода.
В рамках ведомственной целевой программы "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 8 июля 2013 года N 1347, с 2013 года по 2018 год расселялись 295 многоквартирных жилых домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. По состоянию на 1 января 2019 года переселено 9099 человек из 4392 жилых помещений общей площадью 148,5 тыс. кв.м.
В рамках ведомственной целевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 1 июля 2019 года N 1184, в 2019-2023 годах расселялись 293 многоквартирных жилых дома, признанных до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. По состоянию на 1 сентября 2023 года переселено 7644 человека из 3381 жилого помещения общей площадью 116,4 тыс. кв.м.
В рамках ведомственной целевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2022-2026 годах", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28 ноября 2022 года N 4803, в 2022-2023 годах расселялись 4070 человек из 70 многоквартирных жилых домов, признанных с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. По состоянию на 1 сентября 2023 года переселено 449 человек из 227 жилых помещений общей площадью 8,8 тыс. кв.м.
Муниципальная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2024-2026 годы (далее - муниципальная программа) подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования "Город Саратов", при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Муниципальная программа включает следующие подпрограммы:
- подпрограмма N 1 "Предоставление жилых помещений гражданам в связи с проведением мероприятий по переселению" (далее - подпрограмма N 1). Реализация мероприятий подпрограммы N 1 предусматривает предоставление гражданам жилых помещений взамен непригодных для проживания изымаемых жилых помещений путем строительства многоквартирных домов, приобретения жилых помещений в многоквартирных домах за счет участия в долевом строительстве или покупки готового жилья. Сведения об объектах капитального строительства муниципальной собственности и объектов недвижимого имущества, приобретаемого в муниципальную собственность, приведены в приложении N 7 к муниципальной программе;
- подпрограмма N 2 "Выкуп жилых помещений в аварийных многоквартирных домах" (далее - подпрограмма N 2). Реализация мероприятий подпрограммы N 2 предусматривает выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ЖК РФ;
- подпрограмма N 3 "Организация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - подпрограмма N 3). Реализация мероприятий подпрограммы N 3 предусматривает подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений, заключение договоров социального найма жилых помещений и соглашений с собственниками жилых помещений о предоставлении взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений с зачетом их стоимости в выкупную цену на основании сведений о жилых помещениях, входящих в аварийный жилищный фонд, и жилых помещениях, приобретенных (созданных) для их расселения, жеребьевку и дальнейшее предоставление жилых помещений гражданам.
Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года (далее - Перечень), приведен в приложении N 8 к муниципальной программе.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению существующих проблем, а также повысить прозрачность и эффективность расходования средств бюджета муниципального образования "Город Саратов".
2. Цели и задачи муниципальной программы
Цель муниципальной программы - сокращение аварийного жилищного фонда и создание безопасных и комфортных условий проживания граждан муниципального образования "Город Саратов".
Задачи муниципальной программы:
- обеспечение граждан жилыми помещениями, отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
- обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии жилого помещения для муниципальных нужд;
- расселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, признанного с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
3. Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы
В целях мониторинга хода реализации муниципальной программы и характеристики состояния установленной сферы деятельности предусмотрены целевые показатели (индикаторы).
Сведения о целевых показателях (индикаторах) приведены в приложении N 4 к муниципальной программе.
4. Прогноз ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы:
- увеличение муниципального жилищного фонда;
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
- освобождение домов из числа признанных с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Муниципальная программа реализуется в четыре этапа в 2024-2026 годах, в том числе:
- 2024 год (первый-второй этап);
- 2024-2025 годы (третий этап);
- 2025-2026 годы (четвертый этап).
5. Перечень основных мероприятий и ведомственных целевых программ подпрограмм муниципальной программы
Перечень основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы представлен в приложении N 5 к муниципальной программе.
6. Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы
Объем финансового обеспечения муниципальной программы определен на основании областной адресной программы и составляет 19791706,2 тыс. руб., из них по годам:
- 2024 год - 10589362,1 тыс. руб.;
- 2025 год - 9202344,1 тыс. руб.;
- 2026 год - 0,0 тыс. руб.
По источникам финансирования:
бюджет города - 4939,8 тыс. руб. (в рамках федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда"), из них:
- 2024 год - 4939,8 тыс. руб.;
- 2025 год - 0,0 тыс. руб.;
- 2026 год - 0,0 тыс. руб.;
областной бюджет (прогнозно) - 19786766,4 тыс. руб. (в рамках федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда"), из них:
- 2024 год - 10584422,3 тыс. руб.;
- 2025 год - 9202344,1 тыс. руб.;
- 2026 год - 0,0 тыс. руб.;
средства Фонда (прогнозно) - 0,0 тыс. руб. (в рамках федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда"), из них:
- 2024 год - 0,0 тыс. руб.;
- 2025 год - 0,0 тыс. руб.;
- 2026 год - 0,0 тыс. руб.
Объем финансирования мероприятий муниципальной программы подлежит ежегодному уточнению в порядке, установленном постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 13 сентября 2018 года N 2043 "Об установлении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации и Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ" и в связи с изменениями, внесенными в областную адресную программу.
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения муниципальной программы приведены в приложении N 6 к муниципальной программе.
7. Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
Возможные риски, связанные с реализацией муниципальной программы, определяются следующими факторами:
- ограниченность источников финансирования;
- рост инфляции выше прогнозируемого уровня;
- форс-мажорные обстоятельства.
Минимизация рисков возможна в результате координации действий участников муниципальной программы, регулярного мониторинга реализации муниципальной программы, своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.