Руководствуясь Федеральными законами от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года N 629 постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации предоставления дополнительного образования в муниципальных организациях Парфинского муниципального района.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Парфинского муниципального района от 02.04.2018 N 375 "Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях Парфинского муниципального района".
3. Опубликовать настоящее постановление в периодическом печатном издании "Парфинский Вестник" и разместить на официальном сайте Администрации муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава муниципального района |
А.В. Залогин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Администрации
муниципального района
от 26.09.2023 N 977
Положение
об организации предоставления дополнительного образования в муниципальных организациях Парфинского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации предоставления дополнительного образования в муниципальных организациях Парфинского муниципального района (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года N 629, Порядком приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14 августа 2013 года N 1145.
1.2. Положение устанавливает порядок организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Парфинского муниципального района (далее - организации, осуществляющие образовательную деятельность), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
1.3. Положение является обязательным для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ.
2. Цели и задачи
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
3. Организация образовательного процесса
3.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создают условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ, учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3.2. Режим работы организации, осуществляющей образовательную деятельность, порядок приема детей в объединения определяется локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.3. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой в порядке, установленном законодательством об образовании, и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
3.5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с лицензией, учебными Планами, в том числе индивидуальными учебными планами, образовательной программой (дополнительной общеразвивающей, дополнительной предпрофессиональной, спортивной подготовки) в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально.
3.6. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.7. Содержание дополнительных общеразвивающих программ по всем направленностям и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ по всем направленностям в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с учетом примерных образовательные программы спортивной подготовки.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
3.8. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной, художественной, туристско-краеведческой.
3.9. При реализации дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам индивидуально или всем составом объединения.
3.10. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
3.11. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
3.12. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
3.13. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
3.14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому и психическому здоровью обучающихся, запрещается.
3.15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
3.16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся, родителей (законных представителей).
3.17. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители).
3.18. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность), и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
3.19. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительной общеобразовательной программы и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Порядок приема и допуска указанных лиц, устанавливается законодательством Российской Федерации.
3.20. Образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей их психофизического развития, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида.
3.21. Содержание образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
3.22. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп и быть направлена на решение следующих задач:
- оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);
- представление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи;
- обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе:
с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации;
воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности;
формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.
3.23. Занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.24. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
3.25. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие образовательную деятельность, по адаптированным дополнительным образовательным программам обеспечивают создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися, в том числе:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
размещение в доступных для обучающихся, являющимися слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий;
доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
звуковые маяки, облегчающие поиск входа в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы);
контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений (перегородок). При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, организации, осуществляющие образовательную деятельность, край ванны бассейна по всему периметру должны выделять полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к цвету обходной дорожки;
применение специальных методов и приемов обучения, связанных с показом и демонстрацией движений и практических действий;
использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные иллюстрации);
применение специального спортивного инвентаря и рельефно-контрастной маркировки спортивных залов и игровых площадок (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции субтитров);
обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухо-зрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи;
использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений);
безбарьерную архитектурно-планировочную среду;
обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации);
включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);
г) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
адаптация содержания теоретического материала в текстовом / аудио- / видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);
использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее;
преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения;
стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах);
обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию);
нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора);
расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии;
д) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) - использование визуальных расписаний;
е) для обучающихся с задержкой психического развития:
использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме);
обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения;
использование специальных приемов и методов обучения;
дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся;
соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционно-оздоровительных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);
ж) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки;
для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое тьюторское сопровождение;
учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках);
сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений.
4. Полномочия органов местного самоуправления в области дополнительного образования
4.1. Принятие нормативных правовых актов в сфере дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством.
4.2. Определение объема финансирования, необходимого для организации предоставления дополнительного образования.
4.3. Определение размера и условий оплаты труда работников муниципальных организаций.
4.4. Разработка и реализация целевых программ в сфере организации предоставления дополнительного образования.
4.5. Определение приоритетных направлений развития муниципальной системы дополнительного образования.
4.6. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций дополнительного образования в установленном порядке.
4.7. Определение целей, условий и порядка деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждение их уставов, заслушивание отчетов об их деятельности.
4.8. Контроль за целевым использованием и сохранностью имущества, переданного организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
4.9. Осуществление иных полномочий в сфере дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством.
5. Полномочия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в области дополнительного образования
Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
5.1. Осуществляют реализацию дополнительных образовательных программ и оказывают дополнительные образовательные услуги в соответствии с лицензией, учебным планом, в том числе индивидуальным учебным планом и годовым календарным учебным графиком.
5.2. Осуществляют дополнительное образование с применением форм, методов и средств воспитания и организуют образовательный процесс в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями, склонностями, способностями, интересами и потребностями обучающихся.
5.3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют работу с обучающимися дошкольного и школьного возраста преимущественно с 5 лет до 18 лет.
5.4. Оказывают помощь и содействие родителям (законным представителям) по вопросам обучения их детей, представляют им информацию, касающуюся обучения их детей.
5.5. Выполняют иные функции, отнесенные к их компетенции законодательством Российской Федерации и Новгородской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, уставами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
6. Участники образовательных отношений
6.1. Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
6.2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим Уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, правами и обязанностями обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему представляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.
6.3. Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются действующим законодательством в сфере образования, Уставом и локальными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, договорами об образовании (при их наличии).
6.4. Права и обязанности работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяются законодательством Российской Федерации, Уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
7. Финансовое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
Источниками финансового обеспечения деятельности муниципальных образовательных организаций дополнительного образования, муниципальных общеобразовательных организаций являются:
средства бюджета Парфинского муниципального района;
оказание платных образовательных услуг;
добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Парфинского муниципального района Новгородской области от 26 сентября 2023 г. N 977 "Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования в муниципальных организациях Парфинского муниципального района"
Опубликование:
газета "Парфинский Вестник", 28 сентября 2023 г. N 33