Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением администрации
городского округа "Город Волжск"
08 ноября 2013 г. N 1841
(в редакции постановления
администрации ГО "Город Волжск"
N 1247 от 13 октября 2023 года)
Муниципальная программа
"Социально-экономическое развитие городского округа "Город Волжск" на 2015 - 2030 годы"
I. Приоритеты и цели в сфере реализации муниципальной программы "Социально-экономическое развитие городского округа "Город Волжск" на 2015 - 2030 годы"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития городского округа "Город Волжск"
Экономика городского округа "Город Волжск" имеет многопрофильную структуру и представлена отраслями: промышленность, торговля, транспорт, строительство и др. Основной специализацией экономики города является обрабатывающая промышленность.
2022 год стал достаточно сложным в социально-экономическом плане развития. Беспрецедентное количество санкционных ограничений оказали существенное влияние на ключевые отрасли экономики города и обусловили замедление динамики ряда показателей социально-экономического развития городского округа "Город Волжск".
В 2022 году отмечено существенное снижение экономической активности. Отрицательная динамика зафиксирована по показателям отгрузки промышленной продукции, среднесписочной численности работников и объему инвестиций, объемов строительства.
К положительным итогам относится увеличение среднемесячной заработной платы, как на крупных, так и на малых предприятиях, снижение уровня безработицы, увеличение оборота общественного питания и розничной торговли, увеличение ввода жилья.
В целом социально-экономическое развитие городского округа "Город Волжск" за 2022 год характеризуется следующими позитивными тенденциями:
- рост объемов в ряде промышленных видов экономической деятельности, в том числе на производстве прочей неметаллической минеральной продукции - в 2,1р., на производстве готовых металлоизделий - 174,6%, в производстве компьютеров и электронных изделий - 170,5%, в производстве мебели - 112,6%, в сфере ремонта и монтажа машин и оборудования - 131,2%.
- рост объемов ввода жилья - на 46,2%;
- повышение уровня жизни населения, увеличение среднемесячной заработной платы работающих на 21% по сравнению с 2021 годом, ее величина составила 44,661 тыс. рублей. Повышение средней заработной платы положительным образом влияет на доходы населения, и способствует увеличению поступления налогов в муниципальный бюджет;
- увеличение оборота розничной торговли на 9,8%;
- увеличение оборота общественного питания на 52,4%.
За 2019 - 2022 годы в рамках программных мероприятий в городе Волжске построены и реконструированы следующие социально значимые объекты:
- построена новая современная школа N 5;
- введено в эксплуатацию детское дошкольное учреждение на 320 мест в микрорайоне "Машиностроитель";
- проведена реконструкция стадиона и здания Дворца спорта МУ "Волжский городской спорткомплекс";
- выполнены работы по строительству лыже-роллерной трассы;
- построен физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа;
- закончено строительство нового 3-х этажного здания родильного отделения Волжской ЦГБ соединенного переходом со старым зданием родильного блока;
- реализован проект по благоустройству Дубовой рощи;
- заключен и успешно реализуется энергосервисный контракт позволивший снизить потребление электроэнергии в системе уличного освещения и сократить расходы муниципалитета на электроэнергию;
- ведется строительство Александровского водозабора для водоснабжения городского округа "Город Волжск";
- проведен капитальный ремонт Городской поликлиники N 2 ГБУ РМЭ "Волжская ЦГБ";
- создан Виртуальный концертный зал в МБУ ГЦК "Звездный";
- благоустроены дворовые и общественные территории.
В городе создан благоприятный инвестиционный климат и условия для реализации инвестиционных проектов.
Инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций за 2022 год составили 3,7 млрд. рублей.
В основных отраслях экономики реализуются инвестиционные проекты, направленные на модернизацию оборудования. Объем коммерческих инвестиций в 2022 году составил более 3,0 млрд. рублей, в том числе объем инвестиций по малым предприятиям 582,378 млн. рублей. '
Объем бюджетных инвестиций по итогам 2022 года составил 644,0 млн. рублей.
Начиная с 2015 года, ежегодно реализуются проекты по поддержке местных инициатив, направленные на благоустройство дворовых и общественных территорий, основным источником финансирования которых является республиканский бюджет Республики Марий Эл.
В рамках действующей программы с 2015 года в городе Волжске были благоустроены 12 детских площадок во дворах многоквартирных домов и одна дорога во дворах домов, построена детская игровая площадка в микрорайоне индивидуальной жилой застройки Русская Луговая, восстановлено освещение и благоустроена игровая площадка в парке "Дружба", проведен капитальный ремонт служебных помещений и спортивного зала в МБУ ЦКиД "Звездный", построена современная баскетбольная площадка в МОУ "СШ N 4", установлен мемориальный комплекс "Стена памяти" в Парке Победы г. Волжск.
За 2022 год в городе Волжске введено 216 единиц зданий жилого и нежилого назначения или 52,742 тыс. кв.м, в том числе 197 жилых зданий площадью 37,774 тыс. кв.м. (195 из которых построены населением), два многоквартирных дома и 19 нежилых зданий площадью 14,968 тыс. кв.м.
Площадь жилых помещений составила 34,576 тыс. кв.м, что составляет 146,2% от уровня 2021 г.
Основной причиной увеличения объемов ввода жилья является реализация программы переселения граждан из аварийного жилья.
С целью привлечения потенциальных инвесторов разработан Инвестиционный паспорт городского округа "Город Волжск", сформирован перечень свободных инвестиционных площадок, информация о которых размещена на инвестиционном портале Республики Марий Эл.
В целях активизации работы по привлечению инвестиций, а также по формированию максимально комфортных условий для инвесторов при администрации городского округа "Город Волжск" был создан Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в городском округе "Город Волжск", основной задачей которого является вовлечение инвесторов в разработку и реализацию политики по привлечению инвестиций, рассмотрение инициатив бизнес-сообщества и участие в проведении общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства.
В целях предоставления мер поддержки представителям бизнеса дополнительно установлена льготная ставка налога на имущество физических лиц в размере 0,5% на налоговый период 2019, 2021, 2022 годов, в отношении ряда объектов коммерческого назначения.
В целях оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства утверждено Положение "О порядке определения муниципального имущества, предназначенного для развития малого и среднего предпринимательства в городском округе "Город Волжск", сформирован Перечень муниципального имущества городского округа "Город Волжск" (балансодержателем является муниципальная казна) предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства с целью их поддержки и развития.
Важное значение в современных условиях имеет развитие малого бизнеса. В Республике Марий Эл активно развивается инфраструктура государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Реализуемые проекты направлены на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.
Предприятия малого бизнеса играют важную роль в решении экономических и социальных задач в городском округе "Город Волжск".
На малых предприятиях города работают 1 577 человек, среднемесячная заработная плата составляет 37 730 руб.
Из общего числа занятых на малых предприятиях 48,4 процента работают в сфере производства, 51,6 процента в сфере торговли и услуг.
Количество индивидуальных предпринимателей в 2022 году составило 1 261 человек (в 2021 году - 1 191 человек).
В настоящее время потребительская сфера на территории города Волжска характеризуется высокой насыщенностью продовольственными и непродовольственными товарами.
Розничная торговля в городском округе "Город Волжск" характеризуется устойчивым ростом основных показателей.
Оборот розничной торговли за 2022 г. составил 10 294,7 млн. рублей, темп роста в сопоставимых ценах - 109,8%, оборот общественного питания составил 352,8 млн. рублей, темп роста в сопоставимых ценах - 152,4%.
В городе Волжск сформирована инфраструктура потребительского рынка и услуг, насчитывающая в своем составе 365 стационарных предприятий торговли, 38 объектов общественного питания, 105 - бытового обслуживания.
Остается на высоком уровне обеспеченность населения города площадью торговых объектов и составляет 1,582 тыс. кв.м. на 1 тыс. жителей, что превышает значение норматива в 4,7 раза (335 кв. м на 1 тыс. человек)' Совокупная торговая площадь составила 82,54 тыс. кв.м.
Реализуются на постоянной основе мероприятия по обеспечению участия субъектов малого предпринимательства в конкурсах, ярмарках, выставках продукции местного и регионального значения.
В 2022 году проведено 372 ярмарки с участием предприятий перерабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса, включая крестьянско-фермерские хозяйства.
Важное значение имеет повышение эффективности энергосбережения топливно-энергетических ресурсов населением, муниципальными бюджетными учреждениями и ресурсоснабжающими организациями. Поэтому так важна разработка мероприятий, направленных на обеспечение снижения потребления топливно-энергетических ресурсов. В 2022 году проводились мероприятия по замене приборов учета потребления топливно-энергетических ресурсов, по установке энергосберегающих светильников (в том числе светодиодных ламп).
Объем экономии энергетических ресурсов от заключенного администрацией городского округа "Город Волжск" энергосервисного контракта на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения города Волжска, составил 9 992, 3 млн. рублей - 1 184 459,74 кВт.ч.
Реализация энергосервисного контракта позволила снизить потребления электроэнергии в системе уличного освещения за четыре года на 4 244,197 тыс. кВтч, сократить расходы муниципалитета на электроэнергию более чем на 34,52 млн. рублей, а также снизить эксплуатационные расходы. За весь срок действия контракта экономия в денежном выражении составит не менее 42 млн. рублей.
В целях защиты потребительских прав и законных интересов покупателей в городе Волжске при поддержке администрации городского округа "Город Волжск" создана Региональная общественная организация РМЭ "Союз потребителей".
Деятельность РОО РМЭ "Союз потребителей" направлена на правовую поддержку потребителей, включая обращения в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), обеспечение потребителей объективной информацией, необходимой для компетентного выбора товаров и услуг.
В целом реализация мероприятий муниципальной программы за 2015 - 2022 годы обеспечила достижение следующих результатов:
созданы условия для повышения инвестиционной привлекательности;
созданы благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства;
созданы условия для реализации энергосберегающих мероприятий;
создана эффективная и доступная система по защите прав потребителей,
создана комфортная и безопасная окружающая среда проживания;
Наряду с этим, в сфере экономического развития сохраняется ряд ключевых вызовов и рисков:
недостаточное развитие реального сектора экономики;
невысокая инвестиционная активность и низкий уровень развития муниципального-частного партнерства;
невысокий уровень доходов малого и среднего бизнеса.
2. Описание приоритетов и целей муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы
Приоритеты политики городского округа "Город Волжск" в сфере социально-экономического развития определены в Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, Стратегии долгосрочного социально-экономического развития ГО "Город Волжск".
Основным приоритетом является повышение уровня жизни населения города и формирование благоприятных условий жизнедеятельности.
В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкивается экономика, а также достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Республики Марий Эл определены цели, разработаны структура и система показателей муниципальной программы.
Система целеполагания муниципальной программы включает в себя:
Цель 1 "Улучшение инвестиционного климата в городском округе "Город Волжск", которая характеризуется в том числе:
ежегодным увеличением объема инвестиций за исключением бюджетных средств не менее 3%;
ежегодным увеличением объема инвестиций за счет бюджетных средств не менее 3%;
вводом в эксплуатацию жилых домов до 28,5 тыс. кв.м. в год;
вводом в эксплуатацию зданий нежилого назначения не менее 8,0 тыс. кв.м. в год.
Для достижения указанной цели в структуру муниципальной программы включена реализация направления (подпрограммы 1) "Развитие социальной и коммунальной инфраструктуры".
Реализация мероприятий указанного направления предусматривает приведение в соответствие системы коммунальной инфраструктуры потребностям жилищного и промышленного строительства; развитие социальной инфраструктуры города; комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.
Подпрограмма призвана решить проблемы завершения строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию социально значимых объектов капитального строительства муниципальной собственности, а также осуществления проектно-изыскательских работ на вновь строящиеся объекты.
Цель 2 "Обеспечение сбалансированного экономического развития городского округа "Город Волжск", которая характеризуется в том числе:
сохранением численности населения ГО "Город Волжск" (на конец года) в 2026 году на уровне 50,18 тыс. человек;
ежегодное увеличение среднемесячная заработная плата на одного работника по полному кругу организаций не менее, чем на 104%.
Для достижения указанной цели в структуру муниципальной программы включена реализация направления (подпрограммы 2) "Повышение эффективности системы экономического планирования".
Цель 3 "Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и научно-технического потенциала для повышения качества жизни населения", которая характеризуется в том числе:
ежегодным увеличением доли многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов, в общем числе многоквартирных домов, расположенных на территории города;
ежегодным увеличением доли потребляемых муниципальными учреждениями коммунальных ресурсов по приборам учета в общем объеме потребляемых коммунальных ресурсов (по видам коммунальных ресурсов);
ежегодным снижением удельного расхода коммунальных ресурсов в муниципальных учреждениях;
ежегодным снижением удельного расхода коммунальных ресурсов в многоквартирных домах;
снижением доли потерь коммунальных ресурсов при их передаче;
увеличением доли энергоэффективных источников света в системах уличного освещения.
Для достижения указанной цели в структуру муниципальной программы включена реализация направления (подпрограммы 3) "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".
В рамках указанного направления предусматривается реализация мероприятий по энергосбережению коммунальных ресурсов и их рациональное использование в сфере жилищного фонда, бюджетной сфере и сфере коммунального хозяйства.
Переход на эффективное использование энергетических ресурсов с помощью внедрения энергоэффективных технологий и процессов позволит снизить потери энергоресурсов при эксплуатации инженерных систем и оборудования, а также снизить расходы местного бюджета на оплату коммунальных ресурсов в муниципальных организациях.
Цель 4 "Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства", которая характеризуется увеличением к 2030 году:
среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях на 10%;
уровня средней заработной платы работающих на малых предприятиях до 50 000 рублей;
инвестиций в основной капитал малых предприятий до 800,0 млн. рублей;
оборота розничной торговли до 17 000,0 млн. рублей
количества индивидуальных предпринимателей до 1 360 человек.
Для достижения указанной цели в структуру муниципальной программы включена реализация направления (подпрограммы 4) "Развитие малого и среднего предпринимательства".
Разработка и реализация данного направления муниципальной программы позволит обеспечить на муниципальном уровне осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в рамках Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Цель 5 "Развитие эффективной и доступной системы по защите прав потребителей", которая характеризуется в том числе:
проведением ежегодно не менее 200 консультаций в сфере защиты прав потребителей;
количеством граждан (потребителей, продавцов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей не менее 100 человек ежегодно;
количеством публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности не менее 4 ежегодно.
Для достижения указанной цели в структуру муниципальной программы включена реализация направления (подпрограммы 5) "Защита прав потребителей".
Реализация данного направления позволит создать эффективную и доступную систему по защите прав потребителей в условиях современных рыночных отношений на территории города Волжска, а также защитить потребительский рынок от некачественных товаров, работ и услуг.
Цель 6 "Обеспечение экологического благополучия и экологической безопасности жителей города", которая характеризуется, в том числе:
доля освоения бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории города не менее 100%;
увеличением количества ежегодных мероприятий по экологическому просвещению и образованию на 1 единицу;
ежегодным увеличением количества информационных материалов, размещаемых на официальном сайте города и в средствах массовой информации на 1 единицу;
ежегодным увеличением количества детей, привлекаемых к участию в мероприятиях экологического движения не менее, чем на 5%.
Для достижения указанной цели в структуру муниципальной программы включена реализация направления (подпрограммы 6) "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения".
Посредством координации деятельности промышленных предприятий, муниципальных служб, общественных организаций и жителей города мероприятия подпрограммы направлены на решение экологических проблем, создание условий, обеспечивающих комфортную и безопасную окружающую среду.
Цель 7 "Устойчивое развитие садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан", которая характеризуется, в том числе:
увеличением количества публикаций информационных материалов по вопросам ведения садоводства и огородничества на официальном сайте городского округа "Город Волжск" ежегодно на 1 единицу;
увеличением количества проведенных совещаний с председателями садовых товариществ и встреч с гражданами по вопросам ведения огородничества ежегодно на 1 единицу.
Для достижения указанной цели в структуру муниципальной программы включена реализация направления (подпрограммы 7) "Поддержка ведения садоводства и огородничества".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Республики Марий Эл
Реализация муниципальной программы будет осуществляться путем проведения единой комплексной политики, в обеспечении сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям и задачам, мероприятиям и срокам их реализации, по целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованности управленческих решений по развитию экономики и инвестиционной деятельности с государственными программами Республики Марий Эл: "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2030 годы)", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2030 годы", "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 - 2030 годы", "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2030 годы".
Система показателей, используемых в процессе стратегического планирования, формируется в соответствии с архитектурой документов стратегического планирования и обеспечивает согласованность документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования, целеполагания, планирования и программирования. Актуализация показателей проводится с учетом определения новых целей, достижения (недостижения) целевых значений показателей, а также оценки необходимости и достаточности ресурсов, осуществляемой, в том числе с использованием балансовых расчетов.
В целях формирования единых исходных данных, обеспечения преемственности, сопоставимости и непротиворечивости показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, их расчет, расчет целевых и предельно допустимых (критических) значений показателей осуществляются по унифицированной методологии, используются общие подходы и методики проведения оценки, прогнозирования, моделирования состояния социально-экономического развития.
4. Задачи муниципального управления, способы их эффективного решения в сфере реализации муниципальной программы
Система целеполагания и задачи муниципальной программы сформированы с учетом Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Волжск" и направлены на дальнейшее развитие основных отраслей экономики, на создание благоприятного климата и условий для ведения бизнеса, улучшение инвестиционного климата в городском округе "Город Волжск".
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития городского округа "Город Волжск" предусматривается решение следующих задач:
повышение эффективности функционирования коммунальных систем;
развитие системы коммунальной инфраструктуры г. Волжска путем строительства и (или) модернизации объектов коммунального и социально-культурного назначения;
повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению;
обеспечение наличия и устойчивого функционирования на территории города развитой социальной инфраструктуры, социально значимых объектов;
строительство и (или) модернизация объектов коммунального и социально-культурного назначения;
создание положительного инвестиционного имиджа городского округа "Город Волжск";
привлечение инвестиций в развитие коммунального и социального комплекса города;
разработка прогнозов социально-экономического развития городского округа "Город Волжск";
обеспечение энергетической эффективности зданий, сооружений муниципальных организаций и жилищного фонда;
обеспечение выполнения требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
создание на территории городского округа "Город Волжск" эффективной системы контроля за потреблением топливно-энергетических ресурсов;
популяризация использования природного газа (метана) в качестве моторного топлива;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
содействие увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие формированию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Волжске;
совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг;
содействие повышению правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения;
поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей;
создание комфортной и безопасной окружающей среды проживания на основе существенного снижения негативного технологического воздействия;
улучшение условий жизнедеятельности, повышение качества жизни населения;
совершенствование системы экологического образования и формирования экологической культуры;
рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
создание условий для развития и деятельности садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ граждан.
5. Задачи муниципальной программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
Система целеполагания и задачи муниципальной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р.
Реализация муниципальной программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года: "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации городского округа "Город Волжск" Республики Марий Эл от 13 октября 2023 г. N 1247 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.