Приказ Прокуратуры Пермского края от 16 мая 2019 г. N 105
"Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан"
18 декабря 2020 г.
В целях повышения эффективности надзора за исполнением трудового законодательства и законодательства о занятости населения, руководствуясь ст. 18 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Прокуратуре края, прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур надзор за исполнением законодательства о труде и о занятости населения считать приоритетным направлением деятельности.
2. Прокурорам городов и районов, специализированных прокуратур:
2.1. Принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства, в том числе в отношении несовершеннолетних.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства об оплате и охране труда, занятости населения осуществлять на постоянной основе сбор, обобщение, анализ и оценку информации, характеризующей состояние законности в данных сферах. Наладить конструктивное взаимодействие и обмен информацией с органами местного самоуправления, комиссиями и подразделениями по делам несовершеннолетних, правоохранительными, контролирующими и иными органами, обеспечить участие в заседаниях комиссий по координации работы по снижению неформальной занятости и снижению социальной напряженности под руководством глав местных администраций и созданных в налоговых инспекциях аналогичных комиссиях по легализации объектов налогообложения.
На основании полученной информации организовывать проведение надзорных мероприятий для установления всех работников, чьи права нарушены, встречи с трудовыми коллективами, давать разъяснения положений законодательства о возможности восстановления нарушенных прав в судебном порядке.
Особое внимание уделить выявлению случаев незаконного увольнения либо отказа в приеме на работу лиц предпенсионного возраста. С этой целью организовать взаимодействие со службой занятости населения.
2.2. Сформировать при прокуратуре межведомственную рабочую группу с участием органов местного самоуправления, территориальных подразделений правоохранительных и контролирующих органов, профсоюзных объединений и объединений работодателей, на заседаниях которой определять согласованные действия по защите трудовых прав граждан, побуждать работодателей к организации для несовершеннолетних временных рабочих мест в период летних каникул.
Подпункт 2.3 изменен с 18 декабря 2020 г. - Приказ Прокуратуры Пермского края от 18 декабря 2020 г. N 229
2.3. Обеспечить комплексный подход при проведении проверок и принятии мер прокурорского реагирования. На постоянной основе практиковать проведение совместных с контрольно-надзорными органами и иными заинтересованными ведомствами проверочных мероприятий.
Незамедлительно принимать меры превентивного характера, активно использовать полномочия по направлению предостережений о недопустимости нарушения закона.
По каждому факту невыплаты в установленные сроки заработной платы в обязательном порядке выяснять причины образования долга, давать оценку достаточности принимаемых руководством мер к его погашению, мерами прокурорского реагирования добиваться восстановления нарушенных прав граждан, в том числе в судебном порядке, привлечения виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.
По всем фактам полной невыплаты заработной платы свыше двух месяцев (частичной невыплаты свыше трех месяцев) при наличии оснований использовать полномочия по направлению материалов в органы предварительного расследования в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
Особое внимание уделять предприятиям муниципальной и краевой форм собственности. В каждом случае образования долга давать принципиальную оценку действиям (бездействию) учредителей, в том числе на предмет их субсидиарной ответственности.
По каждому предприятию-должнику, не осуществляющему экономическую деятельность, но не находящемуся в стадии банкротства, инициировать процедуру исключения из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а в случае наличия правовых оснований - процедуру банкротства либо ликвидации по инициативе учредителя.
По каждому предприятию, имеющему задолженность по НДФЛ, недоимку по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний инициировать проведение проверки на предмет выявления латентной (скрытой) задолженности по заработной плате.
2.4. В ходе проверок изучать в обязательном порядке локальные правовые акты на предмет их соответствия действующему законодательству.
2.5. Обеспечить изучение проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований на предмет соблюдения требований законодательства о финансировании заработной платы работников бюджетной сферы Российской Федерации, предусматривающего повышение заработной платы работникам названной категории. Не оставлять вне поля зрения проекты бюджетов муниципальных образований (актов о внесении в них изменений) в части, касающейся индексации заработной платы работников бюджетной сферы.
2.6. Формировать реестр организаций, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории, имеющих задолженность по выплате заработной платы, обеспечив постоянный контроль за актуализацией отраженных в нем сведений. По каждому предприятию-должнику совместно с его руководством разрабатывать "дорожную карту" по погашению задолженности, жестко контролировать ход ее реализации.
2.7. При осуществлении надзора за соблюдением трудовых прав граждан пресекать использование работодателями "конвертных" схем оплаты труда либо неоформление трудовых отношений. По каждому поступившему сигналу о нарушениях инициировать проверочные мероприятия, в том числе с участием территориальных налоговых органов.
2.8. При осуществлении надзора за соблюдением трудовых прав работников организаций, имеющих признаки банкротства или находящихся в стадии банкротства, необходимо организовать учет всех организаций-банкротов, расположенных на поднадзорных территориях, имеющих задолженность по оплате труда. Обеспечить поступление в прокуратуру сведений о реализации процедуры банкротства на каждом его этапе. Детально разобраться в причинах несостоятельности предприятий путем анализа их финансово-хозяйственной деятельности.
Регулярно проверять деятельность арбитражных управляющих, особое внимание обращать на реализацию ими своих полномочий по формированию реестра требований кредиторов, конкурсной массы и ее продаже, погашении текущей и реестровой задолженности.
Систематически проводить совместные проверки с органами Росреестра.
Пресекать незаконные схемы вывода имущества и доведения предприятия до неплатежеспособности. Акцентировать внимание на частую смену организаций на одном имущественном комплексе.
2.9. Периодически (не реже 2 раз в год) оценивать полноту принятых органами Государственной инспекции труда в Пермском крае, Росреестра, территориальными налоговыми органами, органами занятости населения мер при реализации установленных федеральным законодательством функций и полномочий, в том числе гарантий, установленных ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В случае необходимости информацию направлять в прокуратуру края.
2.10. Организовать квалифицированное участие прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел о преступлениях, связанных с невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.
Принимать безотлагательные меры по своевременному обжалованию в апелляционном порядке незаконных судебных решений.
2.11.1. В случаях направления материалов в органы предварительного следствия по ст. 145.1 УК РФ в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ добиваться своевременного возбуждения уголовного дела. Обеспечить действенный надзор за соблюдением разумных сроков предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным по ст. 145.1 УК РФ. Изучать анализ причин, обусловивших продление установленных ч. 1 ст. 162 УПК РФ сроков расследования. Принципиально и своевременно принимать меры прокурорского реагирования в связи с выявленными фактами нарушения сроков предварительного следствия с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.
2.11.2. Обеспечить законность принимаемых следственными органами процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям о невыплате заработной платы. Организовать незамедлительное изучение материалов проверок сообщений о преступлениях указанной категории. После изучения прокурором, в случае его согласия с принятыми решениями, заключение об обоснованности и законности принятого решения направлять в управление по надзору за следствием, дознанием и ОРД прокуратуры края для проверки.
2.11.3. В случаях прекращения уголовного дела или приостановления производства по делу обеспечить проверку и изучение материалов таких уголовных дел в течение одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления. После изучения дел прокурором, в случае согласия с принятыми процессуальными решениями, незамедлительно представлять уголовные дела в управление по надзору за следствием, дознанием и ОРД прокуратуры края с заключениями об обоснованности принятых решений.
2.11.4. Обеспечить соблюдение органами предварительного следствия гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан - потерпевших от преступлений на компенсацию причиненного ущерба.
Контролировать своевременность и полноту принятия мер по обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. В случае необходимости по мотивированному запросу истребовать от органов предварительного следствия для изучения материалы уголовных дел.
2.11.5. В порядке уголовно-процессуального законодательства решать вопрос о необходимости организации проверки по сообщениям о производственном травматизме, о выполнении работы под угрозой причинения вреда здоровью, об использовании рабского труда, о торговле людьми в целях их эксплуатации, о необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также лица, достигшего предпенсионного возраста (ст. 144.1, 145 УК РФ), о выявлении признаков преднамеренного банкротства организаций, имеющих просроченную задолженность по зарплате, либо хищения принадлежащих им денежных средств и имущества.
2.11.6. Ориентировать территориальные органы МВД России и ФСБ России на проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и пресечения уголовно наказуемых деяний, касающихся нарушений в сфере трудовых отношений, а также криминальных банкротств коммерческих организаций.
2.11.7. При выявлении системных нарушений, допущенных правоохранительными органами при применении норм уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-разыскной деятельности, практиковать проведение совещаний руководителей правоохранительных органов, на которых вырабатывать согласованные меры по устранению подобных фактов.
3. Информировать прокуратуру края докладными записками:
Подпункт 3.1 изменен с 18 декабря 2020 г. - Приказ Прокуратуры Пермского края от 18 декабря 2020 г. N 229
3.1. еженедельно по понедельникам в управление по надзору за исполнением федерального законодательства о предприятиях, имеющих на отчетную дату задолженность по заработной плате (до полного ее погашения), о принятых мерах прокурорского реагирования и динамике погашения, о выявленных предприятиях - должниках и погасивших долги по оплате труда, о выходах в трудовые коллективы и суммах погашенного долга, в табличном варианте (по форме, утвержденной приложением N 2);
Подпункт 3.2 изменен с 18 декабря 2020 г. - Приказ Прокуратуры Пермского края от 18 декабря 2020 г. N 229
3.2. ежемесячно к 3 числу месяца, следующего за отчетным, в управление по надзору за исполнением федерального законодательства информацию о результатах прокурорского надзора по обеспечению права граждан на своевременную и полную оплату труда с приложением таблиц (по формам, утвержденным приложениями N 1 и N 3).
3.3. Не позднее 5 числа каждого месяца копии итоговых и промежуточных судебных решений по результатам рассмотрения уголовных дел указанной категории предоставлять в уголовно-судебное управление, по факсу 8 (342) 217 52 43 или в электронном виде на адрес: Gershanok@procrf.ru.
3.4. Каждое полугодие, не позднее 30 июня и 30 декабря (предварительно электронной почтой на адрес: otinova@procrf.ru) в отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних представлять докладные записки с информацией о состоянии законности и практике прокурорского надзора за соблюдением законодательства о занятости, охране труда и трудового законодательства в отношении несовершеннолетних (по форме, утвержденной приложением N 4).
3.5. Каждое полугодие, к 10 июля и 10 января (предварительно электронной почтой на адрес: sineva@procrf.ru) в отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края представлять докладные записки в части исков (заявлений) в защиту трудовых прав граждан, а также рассмотренных судами дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц (в том числе арбитражных управляющих организаций-банкротов, имеющих задолженность по заработной плате); анализа законности судебных актов по делам указанных категорий, инициированным прокурором.
3.6. Каждое полугодие, к 10 июля и 10 января (предварительно электронной почтой на адрес: Pavlov@procrf.ru) старшему помощнику прокурора края по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами края, местного самоуправления представлять докладные записки об исполнении пункта 2.5 настоящего приказа (с приложением таблицы по форме, утвержденной приложением N 8).
3.7. Ежемесячно к 27 числу предоставлять в управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью посредством имеющихся электронных каналов связи на адрес электронной почты: trud@procrf.ru сведения о доследственных проверках по сообщениям о преступлениях, указанных в п. 2.11.5 настоящего Указания, а также их результатах, о соблюдении законодательства об обеспечении прав граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд и мерах уголовно-процессуального характера, принимаемых в отношении виновных лиц.
Одновременно с указанными сведениями направлять информацию о состоянии прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов при расследовании уголовных дел и рассмотрении сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 145.1 УК в соответствии с приложением таблицы (по форме, утвержденной приложениями N 5 и 6).
Пункт 3 дополнен подпунктом 3.8 с 18 декабря 2020 г. - Приказ Прокуратуры Пермского края от 18 декабря 2020 г. N 229
3.8. Каждое полугодие к 05 июля и 05 января в управление по надзору за исполнением федерального законодательства о результатах надзорной деятельности за соблюдением трудовых прав граждан согласно типовой схеме, содержащей единые требования к формированию докладной записки.
4. Надзор за исполнением трудового законодательства и законодательства о занятости населения возложить на Управление по надзору за исполнением федерального законодательства, в части соблюдения прав несовершеннолетних - на отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних.
5. Управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, отделу по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних:
5.1. Постоянно осуществлять мониторинг состояния законности в сфере исполнения трудового законодательства, в том числе путем анализа средств массовой информации и сети "Интернет", и совершенствовать его методы.
5.2. Продолжить конструктивное взаимодействие и обмен информацией с правоохранительными, контролирующими и иными органами, в том числе с использованием возможностей межведомственных рабочих групп и иных коллегиальных органов. Практиковать совместные выезды в наиболее проблемные территории. Своевременно доводить полученные сведения о типичных нарушениях до горрайпрокуроров.
5.3. По итогам полугодия и года анализировать состояние законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о занятости, охране труда и трудового законодательства.
6. Управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью:
6.1. Ежемесячно осуществлять мониторинг материалов, направленных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ по фактам невыплаты заработной платы и производственного травматизма, принятых процессуальных решений, с проверкой законности и обоснованности принятых решений.
6.2. Анализировать материалы по фактам получения травм на производстве, о выполнении работ под угрозой причинения вреда здоровью, об использовании рабского труда, о торговле людьми в целях их эксплуатации, о необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, а также лица, достигшего предпенсионного возраста, о выявлении признаков преднамеренного банкротства предприятий, имеющих задолженность по оплате труда, либо хищения принадлежащих им денежных средств и имущества.
Осуществлять надзор за исполнением органами следствия и органами дознания норм, касающихся приема, регистрации и разрешения сообщений указанной категории, а также за их процессуальной деятельностью.
Результаты мониторинга представлять в Управление по надзору за исполнением федерального законодательства каждое полугодие до 5 июля и 5 января.
6.3. Во взаимодействии с уголовно-судебным управлением ежемесячно проводить сверку по количеству уголовных дел, направленных в суд и находящихся на рассмотрении в суде, не реже одного раза в квартал проводить сверку сумм задолженности по оплате труда, погашенной в рамках расследования уголовного дела и при его рассмотрении судебными инстанциями (по форме, утвержденной приложением N 7).
Результаты обобщения представлять в Управление по надзору за исполнением федерального законодательства ежеквартально, 5 числа первого месяца следующего квартала.
7. Старшему помощнику прокурора края по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами края, местного самоуправления обеспечить изучение проектов региональных нормативных правовых актов о финансировании заработной платы работников бюджетной сферы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации, предусматривающее повышение заработной платы работникам названной категории.
Обеспечить обобщение работы в данном направлении городских, районных прокуроров.
Результаты мониторинга представлять в Управление по надзору за исполнением федерального законодательства каждое полугодие до 15 июля и 15 января.
8. Отделу по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе ежемесячно проводить анализ исковой работы горрайпрокуроров в сфере оплаты труда (по форме, утвержденной приложением N 3).
Информировать Управление по надзору за исполнением федерального законодательства ежемесячно, к 5 числу.
9. Указания прокурора края от 09.08.2013 N 77/7 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан" и от 31.07.2013 N 71/15 "Об усилении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в сфере обеспечения прав граждан на своевременную оплату труда", поручение прокурора края от 04.04.2016 N 7/2-34-2016 считать утратившими силу.
10. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителей прокурора края по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям прокурора края, старшим помощникам и помощникам прокурора края, начальникам управлений и отделов прокуратуры края, прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур.
Прокурор края государственный советник юстиции 3 класса |
А.А. Юмшанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Прокуратуры Пермского края от 16 мая 2019 г. N 105 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан"
Вступает в силу с 16 мая 2019 г.
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Прокуратуры Пермского края от 18 декабря 2020 г. N 229
Изменения вступают в силу с 18 декабря 2020 г.