Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Примеры
применения проектирования с учетом экологических требований
А.1 Экологические аспекты и воздействия
А.1.1 Применение принципов проектирования с учетом экологических требований при производстве товаров и предоставлении услуг
Настоящий стандарт может использоваться при проектировании и разработке продукции всех типов: как товаров (то есть, физических объектов), так и услуг, или применительно к их комбинации. Настоящий стандарт допускается применять к проектированию и разработке сложных систем (например, здания и сооружения) или продукции массового производства (например, мобильные телефоны). Также возможно применение при проектировании и разработке небольших по масштабу локализованных услуг (например, чистка обуви) или предоставления услуг по массовому маркетингу (как, например, интернет-банкинг).
На рисунке А.1 показаны входные и выходные потоки, а также примеры этапов жизненного цикла товаров и услуг. Этапы жизненного цикла взаимосвязаны, как показано на рисунке А.1. Все действия, относящиеся к этапам жизненного цикла посредством входных и выходных параметров, приводят к воздействию на окружающую среду в соответствии с А.1.10.
Хотя товары и услуги зачастую рассматриваются в качестве отдельных категорий, заказчику, как правило, предоставляется комбинация из этих двух позиций. Таким образом, при оценке ассоциированных с продукцией экологических аспектов следует тщательно анализировать все взаимосвязи и причины соответствующих воздействий на окружающую среду. Для продукции, включающей в себя элементы товаров и услуг, эти элементы, со всей вероятностью, потребуют оптимизации различными способами с целью уменьшения их негативного воздействия на окружающую среду.
Входные потоки могут включать в себя материалы, необходимые для производства товаров, энергию и инфраструктуру, которая требуется для оказания услуги. Воздействие услуги на окружающую среду связано с выбором возможностей для производства товаров/услуг и инфраструктуры, а также способом, которым пользователь или поставщик услуги взаимодействуют с ними.
Материалы и товары должны транспортироваться на различных этапах жизненного цикла продукта; люди также должны перемещаться для предоставления или получения услуги. При транспортировании и перемещениях людей потребляется энергия, что, в результате, приводит к выбросам.
Рисунок А.1 - Входные и выходные потоки, примеры этапов жизненного цикла товаров и услуг
А.1.2 Входные и выходные потоки
А.1.2.1 Входные потоки
Относящиеся к деятельности организации входные потоки включают в себя следующее:
- первичные или восстановленные материалы, используемые в процессе производства продукции, используемые непосредственно продуктом во время использования, поставки и монтажа продукции;
- энергия, используемая в процессе производства или восстановления продукции, во время использования продукции, поставки и монтажа;
- вода и другие природные ресурсы, используемые в процессе производства или восстановления продукции, во время использования продукции, поставки и монтажа;
- части и узлы, которые используются в продукции;
- запасные части, используемые для ремонта и продления срока службы продукции;
- расходные материалы, применяемые в процессе использования продукции;
- товары, системы и инфраструктура (коммуникации, информационные технологии и прочее), которые необходимы для предоставления услуг.
Могут существовать различные входные потоки, которые влияют на различные виды хозяйственной деятельности в течение всего жизненного цикла продукции.
А.1.2.2 Выходные потоки
Типовые выходные потоки, полученные в результате хозяйственной деятельности организации, включают в себя:
- готовые товары, включая системы и инфраструктурные объекты;
- полуфабрикаты;
- рециклируемые материалы;
- восстановленные материалы;
- рекуперированную энергию.
Вместе с самим продуктом будут также образовываться нежелательные выходные потоки, как, например: отходы, побочные продукты производства, которые создаются как организацией, так и за ее пределами. В качестве примера таких выходных потоков можно привести следующее:
- отбракованные продукты и материалы;
- выбросы в воздух (парниковые газы, озоноразрушающие вещества и прочее);
- сбросы в воду и почву;
- физические отходы;
- уровень шума и вибрации;
- прочие выбросы.
Указанные выходные потоки могут образовываться напрямую вследствие хозяйственной деятельности или косвенно в результате выбора, сделанного организацией. Например, на многих этапах жизненного цикла возможны выбросы вследствие деятельности организации, но они происходят из источников, не принадлежащих организации или контролируемых другой организацией.
А.1.3 Создание ценностного предложения
Ценностное предложение представляет собой заявление о выгоде, выраженное в виде финансового или экологического количественного параметра, предоставляемого организацией. Ценностное предложение может применяться к организации в целом или ее части, к потребителям, товарам или услугам.
В процессе создания ценностного предложения организация должна определить, какие аспекты продукта можно оптимизировать, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду. Далее такие аспекты должны быть отражены в стратегиях улучшения [см. 5.4 d)], чтобы в конечном итоге подготовить конкретные требования для достижения ассоциированных экологических целей [см. 5.4 е)].
А.1.4 Проектирование и разработка
В соответствии с 5.2 и 5.4 необходимо преобразовать концепцию продукта в конкретные требования. Применительно к услугам это означает идентификацию способов обеспечения желаемых потребностей для клиента, например, это может быть действие или серия взаимодействий (например, перелет из точки А в точку Б). На этом этапе предложение услуги будет дополнительно уточнено для отработки взаимодействия между поставщиком услуг и получателем, разработки мероприятий, необходимых средств реализации (см. А.1.5) и возможностей.
Данные о воздействии продукта на окружающую среду могут быть получены исходя из опыта, приобретенного по результатам отзывов пользователей, например касательно более ранних версий продукта.
Хотя требования к этапам, представленным в пунктах с А.1.4 по А.1.9, могут со временем меняться, важно с самого начала учитывать и планировать возможные варианты.
А.1.5 Изготовление товаров и подготовка средств и возможностей для оказания услуг
А.1.5.1 Общие положения
В этом пункте приведены рекомендации по применению положений, указанных в 5.3.
А.1.5.2 Соображения касательно производства товаров
Стадия производства товаров включает обработку (сборку) материалов или деталей в товары и, в необходимых случаях, в запасные части. Воздействие на окружающую среду на этом этапе, как правило, связано с использованием ресурсов и энергии, образованием отбракованных материалов и отходов, а также сопутствующими выбросами в воздух, воду и почву. Возможна разработка новых производственных технологий, обеспечивающих более эффективное использование материалов, снижение энергопотребления или уменьшение количества отходов. В соответствии с 5.5.2 следует учитывать различные экологические аспекты, вытекающие в связи применением этих технологий, для определения возможностей снижения неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
А.1.5.3 Соображения касательно подготовки средств и возможностей для оказания услуг
На этом этапе рассматривается интеграция средств реализации и необходимых возможностей для предоставления услуги. Примеры средств реализации и возможностей:
- шампунь в парикмахерской (средства реализации);
- телефоны в колл-центре (средства реализации);
- подготовка людей, которые будут предоставлять услугу (возможности);
- место, где будет предоставляться услуга (возможности);
- подготовка к запуску услуги (возможности).
Опыт потребителей и взаимодействие с ними в ходе предоставления услуги окажут значительное влияние на необходимые средства реализации и возможности. Таким образом, для предоставления экологически осознанной услуги необходима разработка концепций на раннем этапе с учетом опыта и взаимодействий.
А.1.5.4 Соображения касательно производства товаров и подготовки средств и возможностей оказания услуг
Проектирование и разработка будут проводиться в организации в течение всего срока изготовления товаров массового производства, что может растянуться на долгие годы. В течение такого временного периода со всей вероятностью возникнут многочисленные изменения в требованиях заинтересованных сторон (см. 5.2) и в наличии компонентов и материалов, требуемых для производства. Подобным образом, услуга может предоставляться в течение длительного времени, а возможности и средства реализации такой услуги также могут нуждаться в анализе согласно изменяющимся с течением времени условиям. По этой причине проектирование с учетом экологических требований должно быть непрерывным процессом с периодическим проведением анализа (см. 5.5).
В дополнение к указанным выше соображениям также может потребоваться анализ компонентов или других атрибутов проекта на основе практических выводов, как, например, вследствие отсутствия определенных компонентов. Все эти потребности в изменениях должны быть оценены в ходе проектирования и разработки не только применительно к их функциональным аспектам, но и к экологической стороне дела.
А.1.6 Поставка и установка товаров и запуск (оказание) услуг
А.1.6.1 Соображения касательно поставки/установки товаров
Упаковка и транспортирование, требующиеся для доставки товаров от производителя к потребителю, а также материалы и энергия, необходимые для их установки, вероятно, представляются наиболее важными аспектами для анализа при оценке воздействия на окружающую среду на данном этапе.
Потребность в изменении упаковки и внешнего вида может быть также необходима, как и потребность в изменении самого продукта. Например, требования заинтересованных сторон могут повлиять на отражение информации непосредственно на упаковке, если таковая имеется, предоставление характеристик продукции или способа рекламирования (презентации) продукта. Возможны изменения в способах транспортирования, которые могут повлиять на окружающую среду. Такие соображения необходимо учитывать при проектировании и разработке вместе с вытекающими изменениями экологических аспектов.
А.1.6.2 Соображения касательно запуска/оказания услуг
Перед тем, как комплексная услуга впервые будет выведена на рынок, часто предполагается запустить ее в небольшом объеме, что позволит быстро оптимизировать и лучше подготовиться к масштабированию услуги. Полученный на этом этапе опыт позволяет ускорить итерацию проектирования и разработки на случай необходимости в адаптации или улучшении услуги.
А.1.6.3 Соображения общие для поставки/установки товаров и запуска/оказания услуг
В качестве примеров следует проанализировать вывод продуктов на рынок, включая маркетинговую рекламу, инструкции для пользователей и логистику, связанную с доставкой каждого продукта и его установкой.
А.1.7 Стадия использования товаров и оказания услуг
Как для товаров, так и для услуг, при учете всего жизненного цикла, этот этап, вероятно, окажет наибольшее воздействие на окружающую среду.
Что касается товаров, то этот этап включает в себя входные потоки, такие как энергия, расходные материалы, и выходные потоки, такие как выбросы во время использования продукта. Стадия использования товаров будет включать такие факторы, как удобство обслуживания и возможность модернизации.
Примечание 1 - Расширение этапа использования с помощью таких методов, как повторное использование и восстановление, описано в А.1.8.
В отношении услуг этот этап начинается, когда конечному потребителю предоставляется комплексная услуга. Таким образом, все компоненты (включая сопутствующие товары, системы и инфраструктурные объекты), необходимые для предоставления услуги, должны быть предусмотрены. Помимо входных и выходных потоков, аналогичных потокам, связанным с товарами, каждый раз в момент оказания услуги, возникает возможность получения обратной связи, анализа результатов и внесения улучшений в ходе предложений услуг.
Примечание 2 - Оперативная реакция на отзывы потребителей по услуге может предоставить проектировщикам и разработчикам возможность оперативно вносить коррективы в услугу и улучшать уровень обслуживания потребителя при снижении воздействий на окружающую среду.
На этапе использования может быть внесен ряд изменений в дизайн вследствие, например, изменений в требованиях заинтересованных сторон. Все изменения должны быть проанализированы с учетом их потенциального влияния на степень воздействия продукта на окружающую среду.
А.1.8 Техническое обслуживание, ремонт, модернизация, повторное использование и восстановление
Этот этап является дальнейшим развитием этапа использования. Степень, в которой продукт можно ремонтировать и обслуживать, является важным аспектом при составлении спецификации продукции. Аналогичным образом, возможность модернизации продукта с помощью аппаратных средств или программного обеспечения и период времени, в течение которого есть возможность модернизации продукта, также могут быть важной частью спецификации. Все указанные соображения следует принимать во внимание, в частности, при выполнении пунктов 5.2 и 5.3.
Упомянутые выше мероприятия по техническому обслуживанию и модернизации обычно производятся силами первого владельца продукта. И наоборот, повторное использование и восстановление обычно выполняются при смене владельца.
Примечание - В настоящем стандарте используемая терминология имеет следующую смысловую нагрузку:
- "техническое обслуживание": совокупность всех технических и административных действий, направленных на сохранение товара в состоянии или восстановление его до состояния, в котором оно может выполнять предусмотренные функции;
- "ремонт": возвращение продукта, который более не функционирует, обратно в рабочее состояние;
- "модернизация": предоставление продукту каких-либо новых или улучшенных функций.
В то время как техническое обслуживание, ремонт и модернизация обычно производятся на месте у заказчика, повторное использование не предусматривает такой опции. Восстановление обычно предусматривает какой-либо производственный процесс.
Все указанные выше процессы позволяют снизить неблагоприятное воздействие на окружающую среду. При этом изменения в требованиях заинтересованных сторон могут исключить некоторые из этих процессов, по крайней мере, в определенных географических регионах.
А.1.9 Обработка в конце срока службы и окончательная утилизация
По истечении срока службы, в соответствии с требованиями заинтересованных сторон, следует обеспечить возможность переработки использованных материалов и повторного использования составных частей. Если это технически или финансово невозможно, можно извлечь энергию из определенных материалов. Те фракции отходов, где такая обработка невозможна, помещаются на свалку. Воздействия на этом этапе связаны с утратой ценности материалов и объемом восстановленной энергии.
Для услуги, завершение срока оказания повлечет за собой прекращение всей услуги или ее частей и функций, что часто связано с ликвидацией возможностей и средств реализации. Важно обеспечить надлежащее обращение с товарами, которые больше не нужны, но которые можно использовать повторно. Там, где повторное использование не представляется возможным, будет осуществлена окончательная переработка и утилизация.
На этом этапе возможно значительное негативное воздействие на окружающую среду как со стороны товаров, так и услуг. Оптимизация на этапе проектирования и разработки, особенно на ранней стадии, имеет важное значение для уменьшения таких воздействий.
В дальнейшем могут появиться технологии очистки, которые оказывают благоприятное или подобное воздействие на окружающую среду, что обусловлено длительностью этапа использования. Также могут измениться требования заинтересованных сторон. Таким образом, необходимо принять во внимание связанные с этим этапом экологические аспекты для всего срока службы продукции. Также следует разработать соответствующие решения на этапе проектирования и разработки для минимизации неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
А.1.10 Воздействие на окружающую среду
Все виды деятельности, показанные на рисунке А.1, в том числе проектирование и разработка, оказывают следующее влияние и воздействие на окружающую среду:
- истощение ресурсов;
- разрушение озонового слоя и образование смога;
- эвтрофикация;
- изменение климата/глобальное потепление;
- изменение мест обитания;
- подкисление;
- сокращение биологического разнообразия;
- загрязнение воздуха, воды и почвы;
- воздействие на здоровье.
А.2 Примеры стратегий проектирования с учетом экологических требований
В таблице А.1 приведены примеры стратегий, направленных на повышение экологической результативности продукции для всего жизненного цикла как части проектирования с учетом экологических требований. По существу, они облегчают включение проектирования с учетом экологических требований в процессы проектирования и разработки (см. 5.4).
При выборе этих стратегий зачастую можно найти компромиссы между экологическими аспектами и воздействиями, как и между экологическими этапами. Суммарное неблагоприятное воздействие на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла должно быть сведено к минимуму.
Каждый этап должен быть изучен на предмет минимизации общего неблагоприятного воздействия на окружающую среду для всего жизненного цикла. Следует помнить, что это не должно быть разовым мероприятием, а регулярно проводиться на протяжении процессов проектирования и разработки (см. 5.5.2) с учетом данных, предоставленных соответствующими заинтересованными сторонами в цепочке создания ценности (см. 5.6).
Фактическая принятая стратегия будет варьироваться в зависимости от типа продукта (например, товаров или услуг или их комбинации) и соответствующих экологических аспектов продукта.
Таблица А.1 - Примеры связанных с продуктом экологических стратегий улучшения
Основное направление проектирования |
Варианты улучшения проекта |
Проект закупки материалов |
Изучение возможностей уменьшения веса и объема продукта |
Повышение уровня повторного использования продуктов за счет восстановления | |
Увеличение степени использование переработанных материалов для замены первичных материалов | |
Увеличение повторного использования компонентов и узлов | |
Сокращение применения дефицитных материалов | |
Минимизация/исключение применения опасных для здоровья или окружающей среды веществ | |
Уменьшение потребностей в расходных материалах | |
Уменьшение количества энергии (например, электроэнергии, масла) на протяжении всего жизненного цикла продукта | |
Использование материалов, которые выделяют низкое или нулевое количество летучих органических соединений (ЛОС) на протяжении всего жизненного цикла продукта | |
Использование материалов с низким уровнем воздействия на окружающую среду | |
Проект для изготовления |
Сокращение потребления энергии |
Сокращение потребления природных ресурсов, например воды | |
Сокращение производственных отходов | |
Использование восстановленных силами организации или переработанных из производственных отходов материалов | |
Сокращение выбросов в воздух, воду и почву в процессе производства | |
Изучение возможности уменьшения количества деталей | |
Сокращение использования опасных химикатов (например, летучих растворителей) | |
Проект для транспортирования и распределения |
Минимизация размеров и веса продукта |
Оптимизация формы и объема для достижения максимальной плотности упаковки | |
Оптимизация транспортирования/распределения исходя из факторов энергоэффективности и выбросов | |
Максимальное повторное использование упаковки в соответствии с выбором принятого способа транспортирования, по возможности | |
Сокращение затрат энергии при изготовлении упаковки | |
Использование упаковки с низким или нулевым уровнем выбросов летучих органических соединений | |
Увеличение уровня переработанных материалов в составе упаковки | |
Увеличение степени совместного использования (варианты совместного использования) автомобилей при поездках на работу | |
Проектирование для использования (включая установку и техническое обслуживание) |
Снижение потребления энергии в процессе использования |
Сокращение потребления природных ресурсов, в том числе воды, при эксплуатации | |
Оптимизация объема и свойств расходных материалов | |
Увеличение срока службы продукта на стадии проектирования посредством повышения долговечности и надежности | |
Увеличение срока службы продукта на стадии проектирования посредством упрощения технического обслуживания | |
Увеличение срока службы продукта на стадии проектирования путем повышения ремонтопригодности | |
Увеличение срока службы продукта на стадии проектирования посредством модернизации/восстановления | |
Сокращение выбросов в воздух, воду и почву | |
Минимизация/устранение опасных веществ во время использования | |
Проектирование для утилизации |
Ограничение использования классифицированных опасных веществ |
Максимальное повышение уровня повторного использования и переработки компонентов и материалов, например, посредством проектирования с возможностью разборки | |
Минимизация конструктивных факторов, препятствующих повторному использованию и переработке, например, совместное использование различных материалов | |
Сокращение количества образующихся остаточных отходов | |
Сокращение энергии, необходимой для разборки и переработки | |
Сокращение количества воды на разборку и переработку |
Следует установить экологические цели [см. 5.4 е)] на основе экологических стратегий улучшения, связанных с продуктом (см. таблицу А.1). Примеры таких целей могут включать:
- сокращение выбросов на х %; повышение энергоэффективности на z %; уменьшение массы на у кг и т.д.;
- увеличение степени совместного использования автомобилей в городе на х %;
- сокращение числа необходимых перевозок за счет предоставления услуги на z %.
Комплексный перспективный подход может быть достигнут посредством включения экологических аспектов в проектирование и разработку при анализе компромиссных решений [см. 4.2 с)].
Примечание - Примеры возможных компромиссных решений:
1) Между различными экологическими аспектами: например, оптимизация продукта в целях снижения веса может негативно сказываться на его пригодности к переработке. Сравнение факторов потенциального воздействия на окружающую среду, связанных с каждым вариантом, может помочь ответственным лицам найти наилучшее решение.
2) Между экологическими, экономическими и социальными выгодами: таковые могут быть реальными (например, снижение затрат, сокращение отходов), нематериальными (например, удобство) и эмоциональными (например, имидж). К примеру, повышение надежности продукта, вероятно, приведет к увеличению срока его использования и, вследствие этого, может принести пользу окружающей среде за счет снижения объема использованных ресурсов в длительной перспективе и образования отходов, однако также приведет к росту первоначальной стоимости продукта. Этот фактор может иметь как социальные, так и экономические последствия.
3) Между экологическими, техническими аспектами или аспектами качества: например, проектные решения, связанные с использованием определенного материала, могут негативно повлиять на надежность и долговечность изделия, даже если это снижает экологическую нагрузку.
А.3 Обмен информацией
Требования к обмену информацией предусмотрены в пункте 5.6. Обмен информацией облегчает выработку решений в тех случаях, когда множество заинтересованных сторон объединяются вместе с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду по всей цепочке создания ценности (см. рисунок А.2).
Обмен информацией упрощается благодаря дальнейшему распространению "умного производства", "подключенных отраслей" и "управления жизненным циклом продукции" в стандартизированном формате. Такие технологии, как "интернет вещей" и "большие данные", позволяют осуществлять обмен данными в режиме онлайн между заинтересованными сторонами в цепочке создания ценности по всему миру в реальном времени. Указанные новые технологии могут быть использованы не только для повышения эффективности производства, но и для постоянного снижения отрицательного воздействия на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла продукции.
Рисунок А.2 - Концептуальная диаграмма, демонстрирующая обмен информацией и совместную работу по всей цепочке создания ценности
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.