г. Краснодар |
|
01 сентября 2020 г. |
Дело N А53-41253/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ростовский морской мультимодальный порт" (ИНН 6162075184, ОГРН 1176196016094) - Григоренко Д.С. (доверенность от 06.05.2020), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А53-41253/2019, установил следующее.
ООО "Ростовский морской мультимодальный порт" (далее - общество, порт) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2019 N 10313000-2756/2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 400 тыс. рублей штрафа.
Решением от 11.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2020, удовлетворил заявленное обществом требование.
Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, поскольку утрата части товара произошла по независящим от общества обстоятельствам, - в результате естественной убыли.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Заявитель кассационной жалобы полагает, что вывод судов об утрате части товара по причине естественной убыли, противоречит обстоятельствам дела. Таможня указывает, что согласно представленным в материалы дела отчету о принятии товаров на хранение по форме ДО-1, книге учета иностранных товаров и транспортных средств, помещенных в зону таможенного контроля порта, всего на склад порта поступило 69 283,150 тн чугуна, при этом согласно реестру убытия чугуна, отгружено 69 044,879 тн, что подтверждается отчетностью по форме ДО-2, следовательно, приняв на хранение в ПЗТК товар (чугун) в полном объеме - 69 283,150 тн, в процессе хранения утратило часть товара в количестве - 238 271 кг.
В отзыве на кассационную жалобу порт просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Общество указывает, что недостача части товара возникла по причинам, не зависящим от порта, по причине естественной убыли. На каждой железнодорожной накладной значится: "Способ определения массы: На вагонных весах погрешностью 2%", т. е. теоретически недостача (только при приемке груза) могла составлять 1 384,767 тн или 1 384 767 кг; фактически естественная убыль чугуна составила 238,271 тн или 238 271 кг, что в процентном соотношении от общего количества груза (69 283,150 тн или 69 283 150 кг.), перегруженного за весь период работы составляет 0,34%. Поскольку порт в силу конкретных договорных отношений не принимает решения о перевеске груза, расположенного в железнодорожных вагонах, а принимает его согласно весу, указанного в железнодорожных накладных, следовательно, общество не должно нести ответственность за возможные расхождения веса.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя порта, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Ростовский морской мультимодальный порт" (исполнитель) и ООО "Глобал трейл компани" (заказчик) заключили договор от 14.03.2019 N 44/РММП-ПРР (далее - договор), по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по организации погрузочно-разгрузочных работ (перегрузке экспортного груза - чугун навалом (далее грузов) на причалах порта, предоставления услуг технологического накопления, в соответствии с условиями данного договора (пункт 1.1 договора).
Пунктом 1.4. договора установлено, что доставка груза исполнителю производится железнодорожным транспортом. Вывоз груза производится судами класса река-море плавания, зафрахтованными (обеспеченными) заказчиком.
Заказчик самостоятельно, без участия и ответственности исполнителя, регулирует с контролирующими органами и организациями, а также своими поставщиками все вопросы по возможным весовым расхождениям между количеством груза, завезенного к исполнителю и отгруженного исполнителем. Норма естественной убыли устанавливается согласно постановлению Госснаба СССР от 29.03.1989 N 21, приложению к Постановлению Госснаба СССР от 11.08.1987 N 109, сборнику N 408-1996 приложение N 1 и подтверждается "Актом списания" (пункт 2.3.1. договора).
Согласно пункту 2.3.2. договора количество груза, поступившего к исполнителю, определяется по железнодорожным накладным. Условия указанного договора не предполагают взвешивание товара при принятии груза из вагонов.
В рамках исполнения принятых на основании договора от 30.05.2019 N 44/РММП-ПРР обязательств, ООО "Компания "Газ-Альянс" в отдел таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ОТО и ТК) таможенного поста ЖДПП Гуково Ростовской таможни подало в электронном виде декларацию на товары с целью помещения иностранного товара, прибывшего на таможенную территорию ЕАЭС под таможенную процедуру реэкспорта, которая зарегистрирована таможенным органом за N 10313040/300519/0002288.
В графе 31 (грузовые места и описание товаров) ДТ N 10313040/300519/0002288 заявлены сведения о товаре N 1: "чугун передельный нелегированный, марки ПЛ2, в чушках пирамидальной формы, массой без пережимов не более 18 кг, предназначен для дальнейшей переплавки в чугунолитейных цехах при производстве отливок, производитель: неизвестен, товарный знак: отсутствует". Согласно графам 35 и 38 ДТ N 10313040/300519/000228 вес (брутто и нетто) товара составил 341 500 кг.
30 мая 2019 года перевозчик - ОАО "Российские железные дороги" принял к перевозке по транспортной железнодорожной накладной от 30.05.2019 N ЭК 121353 спорный товар - "чугун передельный, марки ПЛ2", общим весом брутто 341 500 кг. Согласно указанной транспортной железнодорожной накладной, перевозка товара осуществлялась железнодорожным транспортом в железнодорожных вагонах N 60410123, 57940645, 61053732, 53173357, 60873437.
30 мая 2019 года таможенный пост ЖДПП Гуково таможни (10313040) поместил спорный товар под таможенную процедуру таможенного транзита по ДТ N 10313040/300519/0001174. При этом в графе D ДТ N 10313040/300519/0001174 указано место доставки товара - таможенный пост Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни (10313110) и срок доставки до 29.06.2019.
05 июня 2019 года спорный товар, общим весом брутто 341 500 кг, помещенный под таможенную процедуру таможенного транзита по ДТ N 10313040/300519/0001174, доставлен и размещен в ПЗТК порта, расположенной по адресу: 344002, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. 1-ая Луговая, 42 "Б, В, Л, У, Щ", на основании разрешения таможни на временное хранение товаров от 02.11.2018 N 10313/021118/00010/6, что подтверждается книгой учета иностранных товаров и транспортных средств, помещенных в ПЗТК общества и находящихся под таможенным контролем. При этом перевозчиком ОАО "Российские железные дорога" в таможенный пост Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни представлены документы, необходимые для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, в связи с чем, таможенный орган зарегистрировал подтверждение о прибытии транспортного средства N 10313110/050619/0001428.
07 июня 2019 года часть спорного товара, общим весом брутто 103 229 кг (железнодорожные вагоны N 57940645, 53173357) погружена в теплоход "А PLUS 1" с целью его дальнейшего убытия с таможенной территории ЕАЭС, что подтверждается коносаментом от 07.06.2019 N 1 и расшифровкой к нему.
13 августа 2019 года в таможенный пост Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни поступило письмо общество от 09.08.2019 N 278к, из которого следует, что в период с марта по июнь 2019 года на территорию ПЗТК порта поступал груз - "чугун передельный в чушках, в количестве 69 283,150 тн". Данный груз поступал в адрес получателя - компании "Vartech Enterprise Limited" и помещался в ПЗТК по документу отчета о принятии товаров на хранение по форме ДО-1. Отгрузка вышеуказанного груза осуществлялась на морские суда согласно пакету документов, подаваемых в таможенный пост Речной порт Ростов-на-Дону. Списание груза с учета ПЗТК порта производилось по документу отчета о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 согласно коносаментам и расшифровкам к ним. В расшифровке отгрузки указываются следующие данные: номера вагонов, железнодорожных накладных и деклараций на товар. Остаток груза после списания 07.06.2019 последнего теплохода "А PLUS 1" по вышеуказанной процедуре согласно данных программы учета "ВЭД-Склад" составляет 238 271 тн. Данный груз помещен в ПЗТК общества по документу отчета о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 от 05.06.2019 N 000087, поступивший в порт согласно по транспортной железнодорожной накладной от 30.05.2019 N ЭК 121353, ДТ N 10313040/300519/0002288.
В письме от 09.08.2019 N 278к общество сообщило, что спорный товар общим весом брутто 238 271 кг (железнодорожные вагоны N 60410123, 61053732, 60873437), доставленный и размещенный 05.06.2019 в ПЗТК порта фактически отсутствует, что обусловлено естественной убылью груза при обработке его по варианту "вагон-склад-судно". Порт просил разрешения таможни списать фактически отсутствующие остатки спорного товара с учета на основании акта экспертизы Торгово-Промышленной палаты Ростовской области от 05.08.2019 N 0489900533, согласно которому общая величина возможных потерь (естественная убыль) "чугуна передельного, в чушках, марок ПЛ1, ПЛ2" от количества 69 283,150 тн. при перевозке и перевалке в порту по варианту "полувагон-склад-судно", установленная расчетным методом с учетом норм естественной убыли составляет 450 340 тн. Согласно акту экспертизы Торгово-Промышленной палаты Ростовской области от 05.08.2019 N 0489900533 фактическая недостача спорного товара массой 238 271 тн соответствует нормам естественной убыли.
14 августа 2019 года в период времени с 14 часов 50 минут до 15 часов 10 минут на основании предписания начальника таможенного поста Речной порт Ростов-на-Дону от 14.08.2019 N 23, а также в соответствии со статьей 330 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее - Таможенный кодекс) и статьей 227 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществлен таможенный осмотр территории ПЗТК общества, расположенной по адресу: 344002, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. 1-ая Луговая, 42 "Б, В, Л, У, Щ", созданной в соответствии с приказом таможни от 05.08.2019 N 827 в целях временного хранения, таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, применения таможенной процедуры прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации водным транспортом, в акватории международного морского порта Ростов-на-Дону.
По результатам таможенного осмотра составлен акт таможенного осмотра помещений и территорий от 14.08.2019 N 23, согласно которому в ходе проведения таможенного осмотра установлено, что на территории ПЗТК порта отсутствует товар - "чугун передельный, марки ПЛ2", общим весом брутто 238 271 кг (железнодорожные вагоны N 60410123, 61053732, 60873437), доставленный и размещенный 05.06.2019 в ПЗТК общества.
В ходе проведения таможенного контроля административный орган направил в ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону запрос (исх. от 03.09.2019 N 53-54/1495) с просьбой выразить экспертное мнение (подтвердить или опровергнуть) в отношении заключения эксперта, изложенного в акте экспертизы Торгово-Промышленной палаты Ростовской области от 05.08.2019 N 0489900533.
10 сентября 2019 года в таможенный пост Речной порт Ростов-на-Дону таможни поступило письмо ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 05.09.2019 N 35-01-28/06099, из которого следует, в акте экспертизы Торгово-промышленной палаты Ростовской области от 05.08.2019 N 0489900533 расчетным путем определена норма естественной убыли чугуна передельного при перевозке железнодорожным транспортом. В качестве источника информации использованы нормы естественной убыли отдельных видов продукции производственно-технического назначения при перевозках железнодорожным транспортом, утвержденные постановлением Госснаба СССР от 19.10.1989 N 64. Данные нормы приведены в таблице Приложения N 1 к постановлению Госснаба СССР от 19.10.1989 N 64, в которой указаны наименования грузов по группам тарифной номенклатуры и нормы естественной убыли для этих грузов. Порядок приведения наименования грузов по группам тарифной номенклатуры следующий: вначале приводится номер и наименование группы тарифной номенклатуры, а затем приводится наименование груза, включенного в эту группу, например: номер группы - 31, наименование группы - металлы черные, груз - изгарь и окалина черных металлов; номер группы - 35, наименование группы - шлаки металлургические для переплавки, груз - все грузы этой группы.
Согласно письму ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 05.09.2019 N 35-01-28/06099 норма естественной убыли, приведенная в постановлении Госснаба СССР от 19.10.1989 N 64 распространяется только на конкретный вид груза, - изгарь и окалину черных металлов, не распространяется на другие грузы группы "металлы черные" Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ), в том числе на чугун; ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону с позицией эксперта, изложенной в акте экспертизы Торгово-промышленной палаты Ростовской области от 05.08.2019 N 0489900533, не согласился.
Полагая, что общество допустило утрату части спорного товара при осуществлении временного хранения, таможня составила протокол об административном правонарушении от 12.09.2019 N 10313000-2756/2019 и постановлением от 24.10.2019 N 10313000-2756/2019 привлекла порт к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса в виде 400 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с постановлением административного органа, порт обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 16.9 Кодекса недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, судебные инстанции, со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей", Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 N 95, постановления Госснаба СССР от 11.08.1987 N 109, 29.03.1989 N 21 и 19.10.1989 N 64, утвердившие нормы естественной убыли, пришли к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса, ввиду отсутствия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Установив, что за период с 24.03.2019 по 05.06.2019 на территорию общества поступило 69 283,15 тн чугуна, согласно реестру отгрузки чугуна с причалов общества за период с 24.03.2019 по 07.06.2019 порт отгрузил 69 084,879 тонн чугуна, суды указали о выявленной недостаче чугуна в количестве 238,271 тн, являющейся естественной убылью товара, которая возможна на протяжении всего процесса доставки груза от продавца к покупателю, в который включаются перевозка и перегрузка груза, а также при его хранении.
При этом судебные инстанции исходили из того, что в договоре от 14.03.2019 N 44/РММП-ПРР порт (исполнитель) и ООО "Глобал трейл компани" (заказчик) предусмотрели возможность возникновения естественной убыли при исполнении договора (пункт 2.3.1 договора). Суды учли, что согласно акту экспертизы Торгово-промышленной палаты Ростовской области от 05.08.2019 N 0489900533 общая величина возможных потерь (естественная убыль) чугуна передельного в чушках марок ПЛ1, ПЛ2 от количества 69 283,150 тн при перевозке и перевалке в порту по варианту "полувагон-склад-судно", установленная расчетным методом с учетом норм естественной убыли, составляет 450,340 тн.
Принимая во внимание выводы, изложенные в акте экспертизы Торгово-промышленной палаты Ростовской области от 05.08.2019 N 0489900533, а также то обстоятельство, что погрузка-разгрузка спорного товара осуществлялась обществом в рамках одного контракта в период с марта по июнь 2019 года, весь перевозимый товар до перегрузки на морские суда складировался на одной территории, а также в связи с тем, что действующим законодательством не установлена норма, согласно которой потери вследствие естественной убыли должны списываться по мере поступления товара в порт, по мере перегрузки из ж/д транспорта на склад, а также по мере перегрузки товара на морские суда, потери вследствие естественной убыли могут быть списаны только при их обнаружении, суды сделали вывод о том, что недостача чугуна, переданного в чушках марок ПЛ1, ПЛ2 массой 238,271 тн соответствует нормам естественной убыли от общего объема товара, поступившего на склад общества за период с 24.03.2019 по 05.06.2019.
Указанный вывод суда является недостаточно обоснованным, поскольку как следует из материалов дела, спорная партия товара в количестве 341 500 кг поступила на склад 05.06.2019, товар в количестве 103 229 кг отгружен со склада на теплоход 07.06.2019. Сделав вывод о том, что разница между количеством поступившего и количеством отгруженного товара по спорной партии (238,271 тн) является естественной убылью, рассчитанной от общего объема товара, поступившего на склад с 24.03.2019 по 05.06.2019, суды не выяснили, имелся ли на складе общества аналогичный товар, поступивший в рамках договора от 14.03.2019 N 44/РММП-ПРР, на момент помещения на склад спорной партии товара (341 500 кг), в каком количестве.
Суды не выяснили, оформляло ли общество документально факты недостачи товара, в том числе по причинам естественной убыли, по отдельным поставкам в рамках договора от 14.03.2019 N 44/РММП-ПРР (до поступления на склад спорной партии чугуна).
Как следует из письма общества от 09.08.2019 N 278к (том 1, л. д. 22), отгрузка спорного груза осуществлялась на морские суда согласно пакетам документов, поданным на таможенный пост Речной порт Ростова-на-Дону. Списание груза с учета ПЗТК порта производилось по форме ДО-2 согласно коносаментам и расшифровкам к каждому судну. В расшифровке отгрузки груза указываются следующие данные: номера вагонов, железнодорожных накладных и деклараций на товар. Остаток груза "чугун предельный в чушках" после списания последнего теплохода "А PLUS 1" согласно данным программы учета "ВЭД-Склад" составляет 238,271 тонн. Груз был размещен в ПТЗК порта согласно форме ДО-1 от 05.06.2019 N 000087, поступивший по железнодорожной транспортной накладной N ЭК 121353, ДТ N 1033040/300519/0002288. Исходя из письма порта от 09.08.2019 N 278к, а также заявленных им доводов, недостачу спорного товара в размере 238,271 тн, общество связывает с естественной убылью товара, поступившего по железнодорожной транспортной накладной N ЭК 121353 (ДТ N 1033040/300519/0002288) в 5 железнодорожных вагонах (60410123, 57940645, 61053732, 53173357, 60873437). При этом уже 07.06.2019 часть товара общим весом брутто 103 229 кг (железнодорожные вагоны N 57940645, 53173357) погружена в теплоход "A PLUS 1" с целью его дальнейшего убытия с таможенной территории ЕАЭС. Данному обстоятельству суды оценку не дали и не оценили довод таможни о неподтверждении обществом документально факта естественной убыли товара в объеме, определенном расчетным методом.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое доказательство подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Не получил оценку судов довод таможни со ссылкой на письмо ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 05.09.2019 N 35-01-28/06099 (том 1, л. д. 58 - 60) о том, что группа 31 "Металлы черные" ЕТСНГ включают в себя, чугун (код тарифной группы 31100), сталь и слитки (код тарифной группы 31200); ферросплавы (код тарифной группы 31300), заготовки стальные (код тарифной группы 31400), прочие черные металлы (код тарифной группы 31500), лом черных металлов (код тарифной группы 31600), в свою очередь каждая из которых включает в себя узкоспециализированный перечень грузов, в том числе чугун передельный (31106) и окалину черных металлов (31609), в связи с чем чугун и окалина черных металлов являются разными грузами одной группы ЕТСНГ "Металлы черные".
При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанций об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.9 Кодекса, является недостаточно обоснованным.
Поскольку суды недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих лиц, как в отдельности, так и в их совокупности, учитывая положения норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А53-41253/2019 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.