В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", пунктом 2 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. от 30.03.2023 N ММ-П8-4467, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 09.02.2015 N 112-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе", от 15.05.2015 N 137-ЗC "О жилищной политике города Севастополя", от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", от 05.06.2019 N 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя", от 25.03.2022 N 691-ЗС "О социальной выплате на приобретение квартиры или жилого дома лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 30.12.2022 N 737-ЗC "О Правительстве Севастополя", постановлениями Правительства Севастополя от 30.04.2015 N 349-ПП "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей", от 14.06.2016 N 579-ПП "Об утверждении Порядка расходования средств бюджета города Севастополя на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений", от 21.06.2022 N 270-ПП "Об утверждении Порядка выдачи, реализации сертификата, на получение социальной выплаты лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проверки квартиры или жилого дома, приобретаемых в собственность получателя социальной выплаты" Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу города Севастополя "Ликвидация образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц ив их числа жилыми помещениями до 2030 года".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора города Севастополя, координирующего работу по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере капитального строительства и жилищной сфере.
Губернатор города Севастополя |
М.В. Развожаев |
23.10.2023
N 493-ПП
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Севастополя
от 23.10.2023 N 493-ПП
Региональная программа города Севастополя "Ликвидация образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями до 2030 года"
Паспорт региональной программы города Севастополя "Ликвидация образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями до 2030 года"
Наименование Региональной программы |
Региональная программа города Севастополя "Ликвидация образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями до 2030 года" (далее - Региональная программа) |
Основания разработки Региональной программы |
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"; поручение Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. от 30.03.2023 N ММ-П8-4467; Закон города Севастополя от 09.02.2015 N 112-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе"; Закон города Севастополя от 15.05.2015 N 137-ЗC "О жилищной политике города Севастополя"; Закон города Севастополя от 05.06.2019 N 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя"; Закон города Севастополя от 25.03.2022 N 691-ЗС "О социальной выплате на приобретение квартиры или жилого дома лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Закон города Севастополя от 20.07.2022 N 708-ЗС "О доступном жилье в городе Севастополе"; постановление Правительства Севастополя от 30.04.2015 N 349-ПП "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 579-ПП "Об утверждении Порядка расходования средств бюджета города Севастополя на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений"; постановление Правительства Севастополя от 21.06.2022 N 270-ПП "Об утверждении Порядка выдачи, реализации сертификата на получение социальной выплаты лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проверки квартиры или жилого дома, приобретаемых в собственность получателя социальной выплаты"; приказ Департамента образования и науки города Севастополя от 07.09.2023 N 1050-П "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями" |
Ответственный исполнитель Региональной программы |
Департамент капитального строительства города Севастополя |
Соисполнители Региональной программы |
Департамент образования и науки города Севастополя; Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" (далее - ГКУ ГС "ЕДКС") |
Цель Региональной программы |
Ликвидация накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, у которых наступило право на получение жилого помещения |
Задачи Региональной программы |
- создание условий в городе Севастополе по сокращению численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями; - координация и контроль деятельности исполнителей и участников Региональной программы в части достижения показателей по ликвидации задолженности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в городе Севастополе |
Целевые показатели (индикаторы) Региональной программы |
- численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году (чел.); - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году с привлечением средств федерального бюджета (чел.); - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, реализовавших социальную выплату на приобретение жилых помещений (чел.) |
Сроки и этапы реализации Региональной программы |
2023 - 2030 годы без выделения на этапы |
Объемы и источники финансирования Региональной программы |
Общий объем финансового обеспечения Региональной программы за счет всех источников финансирования составит 1 315 137,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 463 692,7 тыс. рублей; 2024 год - 296 103,8 тыс. рублей; 2025 год - 291 858,8 тыс. рублей; 2026 год - 263 481,8 тыс. рублей; прогнозное значение: 2026 год - 301 992,6 тыс. рублей; 2027 год - 194 481,0 тыс. рублей; 2028 год - 194 481,0 тыс. рублей; 2029 год - 194 481,0 тыс. рублей; 2030 год - 194 481,0 тыс. рублей; в том числе: средства федерального бюджета - 827 785,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 68 997,9 тыс. рублей; 2024 год - 39 242,8 тыс. рублей; 2025 год - 38 510,8 тыс. рублей; прогнозное значение: 2026 год - 38 510,8 тыс. рублей; 2027 год - 160 630,9 тыс. рублей; 2028 год - 160 630,9 тыс. рублей; 2029 год - 160 630,9 тыс. рублей; 2030 год - 160 630,9 тыс. рублей; средства бюджета города Севастополя - 1 305 786 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 394 694,8 тыс. рублей; 2024 год - 256 861,0 тыс. рублей; 2025 год - 255 348,0 тыс. рублей; 2026 год - 263 481,8 тыс. рублей; прогнозное значение: 2027 год - 33 850,1 тыс. рублей; 2028 год - 33 850,1 тыс. рублей; 2029 год - 33 850,1 тыс. рублей; 2030 год - 33 850,1 тыс. рублей. Финансирование Региональной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета города Севастополя в рамках государственной программы города Севастополя "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 24.03.2022 N 100-ПП |
Ожидаемые результаты реализации Региональной программы |
Ликвидация накопившейся задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставления социальных выплат на приобретение квартиры или жилого дома |
I. Характеристика фактического состояния реализации Региональной программы и прогноз развития на перспективу
В соответствии с Законом города Севастополя от 09.02.2015 N 112-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе" (далее - Закон N 112-ЗС) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа), местом жительства которых является город Севастополь, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Севастополя, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда города Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом, по их заявлению в письменной форме по достижении ими 18-летнего возраста, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), формируется и ведется Департаментом образования и науки города Севастополя, являющимся ответственным уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства (далее - Уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства).
В соответствии с Законом N 112-ЗС Уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства при ведении Списка принимает одно из следующих решений:
1) о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список;
2) отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список.
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих на учете, постоянно актуализируется после поступления в Уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства новых данных.
На момент вхождения в состав Российской Федерации в городе Севастополе на учете состояло 203 гражданина, указанной категории, перед которыми не были исполнены обязательства по предоставлению жилья.
Динамика роста государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанной категории, за период с 2019 года меняется с учетом задолженности, накопившейся на 18.03.2014.
Так, по состоянию на 01.01.2019 в Списке состояло 529 чел., из них:
- 172 чел. - в возрасте от 14 до 18 лет (обязательства по обеспечению жильем не наступили);
- 357 чел. - в возрасте от 18 и старше (обязательства по обеспечению жильем наступили).
По состоянию на 01.01.2020 в Списке состояло 566 чел., из них:
- 190 чел. - в возрасте от 14 до 18 лет (обязательства по обеспечению жильем не наступили);
- 376 чел. - в возрасте от 18 и старше (обязательства по обеспечению жильем наступили).
По состоянию на 01.01.2021 в Списке состояло 600 чел., из них:
- 194 чел. - в возрасте от 14 до 18 лет (обязательства по обеспечению жильем не наступили);
- 406 чел. - в возрасте от 18 и старше (обязательства по обеспечению жильем наступили).
По состоянию на 01.01.2022 в Списке состояло 642 чел., из них:
- 188 чел. - в возрасте от 14 до 18 лет (обязательства по обеспечению жильем не наступили);
- 454 чел. - в возрасте от 18 и старше (обязательства по обеспечению жильем наступили).
По состоянию на 01.01.2023 в Списке состояло 620 чел., из них:
- 188 чел. - в возрасте от 14 до 18 лет (обязательства по обеспечению жильем не наступили);
- 432 чел. - в возрасте от 18 и старше (обязательства по обеспечению жильем наступили).
По состоянию на 01.07.2023 в Списке состоят 633 чел., из них:
- 185 чел. - в возрасте от 14 до 18 лет (обязательства по обеспечению жильем не наступили);
- 448 чел. - в возрасте от 18 и старше (обязательства по обеспечению жильем наступили).
Рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, перед которыми накапливается задолженность по обеспечению жилыми помещениями, обусловлен достижением совершеннолетнего возраста (старше 18 лет), а также переездом указанной категории из других регионов Российской Федерации на постоянное место жительства в город Севастополь.
Необходимо отметить, что согласно Закону N 112-ЗС включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия Уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства решения о включении указанных лиц в Список.
Напряженность в ситуации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями создается постоянной ротацией Списка в связи с передвижением очередности внутри Списка, связанной с обращением детей-сирот или надзорных органов в суд для обеспечения жилыми помещениями указанной категории. При этом конкуренция судебного способа обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории и соответственно административного способа является источником социальной напряженности среди граждан указанной категории, так как не позволяет гражданам, не прибегающим к судебной защите, быть обеспеченными жилыми помещениями в соответствии с датой включения их в Список.
Учитывая низкую эффективность проведения закупочных процедур, отсутствие на рынке жилья квартир, норму предоставления площади не ниже 33 квадратных метров, установленную Законом города Севастополя от 05.05.2015 N 134-ЗC "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе" и Законом N 112-ЗС, низкий размер ежегодно устанавливаемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) норматива стоимости 1 квадратного метра жилья для города Севастополя, а также непрерывный рост цен на рынке жилья, Правительством Севастополя начиная с 2020 года принимались решения, позволяющие обеспечивать жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, тем самым снижая образовавшуюся задолженность по государственным обязательствам перед указанной категорией граждан.
Это стало возможным благодаря принимаемым Правительством Севастополя решениям о заключении контрактов долевого участия в строительстве жилья с использованием счетов эскроу, самостоятельном строительстве жилых домов, ремонте помещений государственного жилищного фонда с последующим предоставлением детям-сиротам по договорам специализированного найма.
Необходимо отметить, что в 2020 году решение о заключении государственного контракта долевого участия на строительство многоквартирных домов с применением счетов эскроу было принято, как первая в России инициатива, позволившая провести процедуру с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Контракт заключен при использовании специализированной нормы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 28.05.2020 N 225-ПП "Об утверждении Порядка осуществления выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях осуществления отдельных видов закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд города Севастополя". Кроме этого, для заключения контракта Правительством Севастополя принято решение о разрешении заказчику - ГКУ ГС "ЕДКС" открыть счета эскроу в кредитной организации.
Для ликвидации задолженности по обеспечению жильем указанной категории граждан с целью совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих предоставление им дополнительных гарантий по инициативе прокуратуры города Севастополя и при содействии Правительства Севастополя в 2022 году приняты Закон города Севастополя от 25.03.2022 N 691-ЗС "О социальной выплате на приобретение квартиры или жилого дома лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и постановление Правительства Севастополя от 21.06.2022 N 270-ПП "Об утверждении Порядка выдачи, реализации сертификата на получение социальной выплаты лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проверки квартиры или жилого дома, приобретаемых в собственность получателя социальной выплаты".
Указанными нормативными актами установлена дополнительная мера поддержки, направленная на улучшение жилищных условий детей-сирот, которая позволила им самостоятельно выбирать и приобретать жилье в собственность и свыше утвержденной законодательством нормы предоставления жилья для одиноко проживающих граждан - 33 квадратных метра.
В результате принимаемых действий Правительству Севастополя удалось сократить задолженность по государственным обязательствам, обеспечив в 2022 году жильем 72 человека, отнесенных к указанной категории.
В ходе реализации Региональной программы определены приоритетные направления и механизмы по ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями 448 граждан указанной категории, находящихся в Списке по состоянию на 01.07.2023.
Региональная программа позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем по сокращению очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы), сроки реализации Региональной программы
Цели и задачи Региональной программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, Стратегией социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС.
Основными целями Региональной программы являются ликвидация образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями, обеспечение лиц из числа детей-сирот, у которых наступило право на обеспечение жилыми помещениями.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
- создание условий в городе Севастополе по сокращению численности нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
- координация и контроль деятельности исполнителей и участников Региональной программы в части достижения показателей по ликвидации задолженности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в городе Севастополе.
Целевыми показателями (индикаторами) Региональной программы являются:
- численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году, чел.;
- численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году, в том числе с привлечением средств федерального бюджета.
Региональная программа реализуется с 2023 по 2030 годы без выделения этапов. Условиями досрочного прекращения реализации Региональной программы могут быть: достижение целей, выполнение задач и изменение направлений государственной политики в части исполнения обязательств перед указанной категорией граждан.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) Региональной программы приведены в приложении N 1.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
III. Характеристика мероприятий Программы
Реализация Региональной программы предусматривает оказание государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в улучшении жилищных условий путем осуществления следующих мероприятий.
Мероприятие 1 "Выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту "Строительство жилых домов для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В рамках указанного мероприятия планируется строительство домов на выделенных под указанные цели земельных участках на территории города Севастополя с учетом инфраструктуры и особенностей населенных пунктов, включенных в состав муниципальных образований города федерального значения Севастополя.
Мероприятие 2 "Выполнение ремонтных (отделочных) работ в помещениях государственного жилищного фонда с целью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа".
В рамках указанного мероприятия по итогам мониторинга государственного жилищного фонда планируется проведение ремонтных (отделочных) работ помещений с последующим включением их в специализированный жилищный фонд и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма.
Мероприятие 3 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе при использовании счетов эскроу".
В рамках указанного мероприятия с учетом ежегодного мониторинга рынка жилья города Севастополя при взаимодействии с застройщиками планируется приобретение жилых помещений, в том числе и с использованием счетов эскроу, для дальнейшей передачи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилья. Кроме застройщиков в указанном мероприятии участвуют кредитные организации, заинтересованные физические и юридические лица.
Мероприятие 4 "Предоставление социальной выплаты на приобретение квартиры или жилого дома лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей".
Реализация указанного мероприятия является дополнительной мерой по обеспечению жильем лиц, отнесенных к данной категории. В рамках мероприятия для приобретения жилых помещений возможно привлечение средств кредитных организаций, материнского капитала, средств иных источников. При этом площадь приобретаемых жилых помещений может превышать норму предоставления (33 квадратных метра) на одиноко проживающего гражданина.
Перечень ресурсного обеспечения мероприятий Программы указан в приложении N 3.
Перечень мероприятий, реализуемых исполнителем, соисполнителем и участниками Региональной программы, приведен в приложении N 2.
IV. Характеристика мер государственного и правового регулирования
Правовое регулирование осуществляется следующими нормативными правовыми актами:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
Жилищный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
поручение Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. от 30.03.2023 N ММ-П8-4467;
Закон города Севастополя от 09.02.2015 N 112-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе";
Закон города Севастополя от 15.05.2015 N 137-ЗC "О жилищной политике города Севастополя";
Закон города Севастополя от 05.06.2019 N 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя";
Закон города Севастополя от 25.03.2022 N 691-ЗС "О социальной выплате на приобретение квартиры или жилого дома лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
постановление Правительства Севастополя от 30.04.2015 N 349-ПП "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
постановление Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 579-ПП "Об утверждении Порядка расходования средств бюджета города Севастополя на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений";
постановление Правительства Севастополя от 21.06.2022 N 270-ПП "Об утверждении Порядка выдачи, реализации сертификата на получение социальной выплаты лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проверки квартиры или жилого дома, приобретаемых в собственность получателя социальной выплаты".
V. Информация о ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы
Общий объем финансового обеспечения Региональной программы за счет всех источников финансирования составит 1 315 137,1 тыс. рублей (прогнозное значение составляет 2 131 571,9 тыс. рублей), в том числе по годам:
2023 год - 463 692,7 тыс. рублей;
2024 год - 296 103,8 тыс. рублей;
2025 год - 291 858,8 тыс. рублей;
2026 год - 263 481,8 тыс. рублей;
прогнозное значение:
2026 год - 301 992,6 тыс. рублей;
2027 год - 194 481,0 тыс. рублей;
2028 год - 194 481,0 тыс. рублей;
2029 год - 194 481,0 тыс. рублей;
2030 год - 194 481,0 тыс. рублей;
в том числе:
средства федерального бюджета - 827 785,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2023 год - 68 997,9 тыс. рублей;
2024 год - 39 242,8 тыс. рублей;
2025 год - 38 510,8 тыс. рублей;
прогнозное значение:
2026 год - 38 510,8 тыс. рублей;
2027 год - 160 630,9 тыс. рублей;
2028 год - 160 630,9 тыс. рублей;
2029 год - 160 630,9 тыс. рублей;
2030 год - 160 630,9 тыс. рублей;
средства бюджета города Севастополя - 1 305 786 тыс. рублей, в том числе по годам:
2023 год - 394 694,8 тыс. рублей;
2024 год - 256 861,0 тыс. рублей;
2025 год - 255 348,0 тыс. рублей;
2026 год - 263 481,8 тыс. рублей;
прогнозное значение:
2027 год - 33 850,1 тыс. рублей;
2028 год - 33 850,1 тыс. рублей;
2029 год - 33 850,1 тыс. рублей;
2030 год - 33 850,1 тыс. рублей.
Объемы финансирования Региональной программы из федерального бюджета и бюджета города Севастополя подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию целей Региональной программы по источникам финансирования приведены в приложении N 3.
Финансирование Региональной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета города Севастополя в рамках государственной программы города Севастополя "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 24.03.2022 N 100-ПП.
VI. Риски реализации Региональной программы и меры по управлению рисками
На достижение запланированных результатов могут оказать влияние определенные риски, связанные с различными факторами.
Риски подразделяются на внешние и внутренние. Внешние, риски не зависят от действий ответственного исполнителя, к примеру: неблагоприятные внешнеполитические и внешнеэкономические факторы, общая экономическая ситуация. Внутренние риски относятся к сфере компетенции исполнителя Региональной программы.
Группа рисков |
Риски |
Меры управления рисками |
Внутренние риски |
Институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных Программой |
Своевременная подготовка и обеспечение принятия нормативной правовой базы; внесение предложений соответствующим органам государственной власти в случае, если подготовка и принятие нормативного правового акта выходят за рамки полномочий ответственного исполнителя Программы |
Организационный риск |
Своевременная координация исполнителем Программы иных органов государственной власти с целью оптимизации сроков административных процедур |
|
Операционный риск |
Своевременный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы |
|
Внешние риски |
Снижение темпов экономического роста, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы, кризис банковской системы |
Проведение комплексного анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды исполнения Программы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и финансирования мероприятий Программы |
Риск отсутствия финансирования из федерального бюджета |
Привлечение средств бюджета города Севастополя |
|
Риск отсутствия финансирования из бюджета города Севастополя |
Перераспределение средств бюджета города Севастополя, выделенных для реализации Программы |
|
Возможные изменения федеральной нормативной правовой базы |
Проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве; корректировка мероприятий Программы |
VII. Механизм реализации Региональной программы
7.1. Текущее управление Региональной программой и координацию взаимодействия исполнителей и участников осуществляет Департамент капитального строительства города Севастополя (далее - Координатор).
7.2. Координатор в процессе реализации Региональной программы:
- принимает решение о необходимости внесения в установленном порядке изменений в Региональную программу;
- готовит ежегодную информацию о ходе реализации Региональной программы.
Приложение N 1
к региональной программегорода Севастополя "Ликвидация
образовавшейся задолженности
по обеспечению детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из их числа жилыми
помещениями до 2030 года"
Сведения о целевых показателях (индикаторах) региональной программы города Севастополя "Ликвидация образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями до 2030 года"
N п/п |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значения целевых показателей (индикаторов) |
|||||||
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями после выполнения ремонтных работ в помещениях государственного жилищного фонда |
чел. |
1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных построенными (приобретенными) жилыми помещениями |
чел. |
46 |
37 |
39 |
32 |
43 |
43 |
43 |
43 |
3 |
В том числе численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году за счет средств федерального бюджета |
чел. |
10 |
9 |
9 |
9 |
43 |
43 |
43 |
43 |
4 |
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, получивших социальную выплату на приобретение квартиры или жилого дома |
чел. |
24 |
25 |
25 |
25 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
448 |
71 |
66 |
73 |
66 |
43 |
43 |
43 |
43 |
Приложение N 2
к региональной программегорода Севастополя "Ликвидация
образовавшейся задолженности
по обеспечению детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из их числа жилыми
помещениями до 2030 года"
Перечень мероприятий региональной программы города Севастополя "Ликвидация образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями до 2030 года"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник |
Срок реализации |
Ожидаемый результат (краткое описание) |
|
начало |
окончание |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ' родителей, лиц из их числа | |||||
1 |
Приведение законодательства города Севастополя в соответствие с федеральным законодательством при внесении в него изменений, направленных на расширение форм и механизмов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в целях сокращения численности лиц из числа детей-сирот, своевременно не обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда |
Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент образования и науки города Севастополя |
2023 |
2023 |
Приведение законодательства города Севастополя в соответствие с федеральным законодательством при внесении в него соответствующих изменений (при необходимости) |
2 |
Внесение предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на расширение форм и механизмов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями |
Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент образования и науки города Севастополя |
2023 |
2030 |
Совершенствование законодательства с целью применения новых форм и механизмов при обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
|
2. Создание условий для сокращения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями |
||||
1 |
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) |
Департамент образования и науки города Севастополя |
2023 |
2030 |
Формирование списка по итогам года |
2 |
Анализ причин увеличения общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в Список |
Департамент образования и науки города Севастополя |
2023 |
2030 |
Аналитическая информация об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа из Списка по итогам года |
3 |
Актуализация сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в Список. Принятие мер по исключению указанных лиц из Списка в случае отсутствия установленных законом оснований для предоставления им жилых помещений |
Департамент образования и науки города Севастополя |
2023 |
2030 |
Актуализация сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в Список |
4 |
Размещение в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО) информации о включении детей-сирот в Список, а также об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа из Списка |
Департамент образования и науки города Севастополя |
2023 |
2030 |
Размещение соответствующих сведений в ЕГИССО в течение года |
5 |
Анализ предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения суда |
Департамент капитального строительства города Севастополя |
2023 |
2030 |
Аналитическая информация по исполнению решений суда по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан по итогам года |
6 |
Ведение реестра жилых помещений специализированного жилищного фонда, переданных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма |
Департамент капитального строительства города Севастополя |
2023 |
2030 |
Сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении благоустроенными жилыми помещениями |
7 |
Обеспечение социальной адаптации при сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа после окончания пребывания на полном государственном обеспечении |
Департамент образования и науки города Севастополя |
2023 |
2030 |
Оказание информационной и консультативной помощи при обращении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
8 |
Информирование и консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, о возможности получения жилого помещения на территории города Севастополя |
Департамент образования и науки города Севастополя, Департамент капитального строительства города Севастополя |
2023 |
2030 |
Сокращению очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями |
9 |
Направление запросов застройщикам города Севастополя, мониторинг рынка недвижимости города Севастополя на предмет наличия на рынке жилья благоустроенных жилых помещений с целью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа |
Департамент капитального строительства города Севастополя, ГКУ ГС "ЕДКС" |
2023 |
2030 |
Получение актуальной информации о наличии на рынке жилья помещений, соответствующих техническим характеристикам для дальнейшего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Сокращение задолженности по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями |
10 |
Анализ обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Севастополе |
Департамент капитального строительства города Севастополя |
2023 |
2030 |
Сокращение очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями |
11 |
Корректировка программных мероприятий, источников и объемов их финансирования |
Департамент капитального строительства города Севастополя |
2023 |
2030 |
Сокращение очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями |
12 |
Мониторинг помещений государственного жилищного фонда города Севастополя на предмет выявления жилых помещений с целью дальнейшего приведения в нормативное состояние и предоставления детям-сиротам |
Департамент капитального строительства города Севастополя |
2023 |
2030 |
Сокращение очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями |
13 |
Определение потребности в бюджетных ассигнованиях для поэтапного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в Список |
Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент образования и науки города Севастополя |
2023 |
2030 |
Сокращение очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями |
14 |
Проверка сохранности жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилищного фонда |
Департамент образования и науки города Севастополя |
2023 |
2030 |
Сохранность жилых помещений, предоставленных по договорам найма специализированного жилищного фонда |
15 |
Контроль за состоянием строящихся и приобретаемых для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений (выезды на объекты капитального строительства города Севастополя с целью осмотра жилых помещений) |
Департамент капитального строительства города Севастополя, ГКУ ГС "ЕДКС" |
2023 |
2030 |
Сокращение очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями |
16 |
Создание и обеспечение деятельности межведомственной рабочей группы по вопросам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями |
Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент образования и науки города Севастополя |
2023 |
2030 |
Координация деятельности заинтересованных лиц по вопросам сокращения очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями |
Приложение N 3
к региональной программегорода Севастополя "Ликвидация
образовавшейся задолженности
по обеспечению детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из их числа жилыми
помещениями до 2030 года"
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию региональной программы города Севастополя "Ликвидация образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями до 2030 года" по источникам финансирования
Наименование государственной программы, подпрограммы, мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник |
Источник финансирования |
Оценка расходов по годам реализации государственной программы (тыс. руб.) |
||||||||
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Региональная программа города Севастополя "Ликвидация образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями до 2030 года" |
Департамент капитального строительства города Севастополя |
всего, в т. ч. |
463 692,7 |
296 103,8 |
291 858,8 |
301 992,6 |
194 481,0 |
194 481,0 |
194 481,0 |
194 481,0 |
2 131 571,9 |
федеральный бюджет |
68 997,9 |
39 242,8 |
38 510,8 |
38 510,8 |
160 630,9 |
160 630,9 |
160 630,9 |
160 630,9 |
827 785,90 |
||
бюджет города Севастополя |
394 694,8 |
256 861,0 |
255 348,0 |
263 481,8 |
33 850,1 |
33 850,1 |
33 850,1 |
33 850,1 |
1 305 786,0 |
||
Мероприятие 1 "Выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту "Строительство жилых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" |
Департамент капитального строительства города Севастополя, ГКУ ГС "ЕДКС" |
всего, в т. ч. |
145 218,4 |
9 000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
бюджет города Севастополя |
145 218,4 |
9 000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Мероприятие 2 "Выполнение ремонтных (отделочных) работ в помещениях государственного жилищного фонда с целью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" |
Департамент капитального строительства города Севастополя, ГКУ ГС "ЕДКС" |
всего, в т. ч. |
1 465,6 |
4 979,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
бюджет города Севастополя |
1 465,6 |
4 979,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Мероприятие 3 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе при использовании счетов эскроу" |
Департамент капитального строительства города Севастополя, ГКУ ГС "ЕДКС" |
всего, в т. ч. |
208 461,1 |
169 054,4 |
178 788,4 |
150 411,4 |
194 481,0 |
194 481,0 |
194481,0 |
194 481,0 |
1 484 639,3 |
федеральный бюджет |
68 997,9 |
39 242,8 |
38 510,8 |
38 510,8 |
160 630,9 |
160 630,9 |
160 630,9 |
160 630,9 |
827 785,9 |
||
бюджет города Севастополя |
139 463,2 |
129 811,6 |
140 277,6 |
150 411,4 |
33 850,1 |
33 850,1 |
33 850,1 |
33 850,1 |
695 364,2 |
||
Мероприятие 4 "Предоставление социальной выплаты на приобретение квартиры или жилого дома лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, оставшимся без попечения родителей" |
Департамент капитального строительства города Севастополя, ГКУ ГС "ЕДКС" |
всего, в т. ч. |
108 547,6 |
113 070,4 |
113 070,4 |
113 070,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
447 758,8 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
||
бюджет города Севастополя |
108 547,6 |
113 070,4 |
113 070,4 |
113 070,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
447 758,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принята региональная программа города Севастополя "Ликвидация образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями до 2030 года".
Ответственный исполнитель - Департамент капитального строительства. Соисполнители - Департамент образования и науки и ГКУ "Единая дирекция капитального строительства".
Потребность в финансировании программы оценена в 2,13 млрд руб., из которых 1,31 млрд руб. составят средства городского бюджета.
В ее рамках планируется обеспечить жильем 448 человек.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Севастополя от 23 октября 2023 г. N 493-ПП "Об утверждении региональной программы города Севастополя "Ликвидация образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями до 2030 года"
Вступает в силу с 23 октября 2023 г.
Опубликование:
портал Правительства Севастополя (https://sev.gov.ru/) 23 октября 2023 г.
Официальный интернет-портал правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) 27 октября 2023 г. N 9200202310270013