Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Администрации
муниципального образования
"Городской округ "Город Нарьян-Мар"
от 23.10.2023 N 1478
Основные направления
бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
I. Общие положения
Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - город Нарьян-Мар) на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 28 Положения "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденного решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 28.03.2013 N 530-р, постановлением Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 20.02.2021 N 202 "Об утверждении плана мероприятий по увеличению доходов бюджета муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - план мероприятий по увеличению доходов городского бюджета).
Основные направления бюджетной и налоговой политики определяют подходы, цели, задачи и направления бюджетной и налоговой политики в области доходов, расходов и управления муниципальным долгом муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" при формировании проекта бюджета муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - городской бюджет) на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
II. Основные итоги бюджетной, налоговой и долговой политики в 2022 году и 1 полугодии 2023 года
Итогами бюджетной и налоговой политики в 2022 году и 1 полугодии 2023 года стали сохранение сбалансированности и устойчивости городского бюджета в условиях текущей экономической ситуации и сложившейся геополитической обстановки.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости были приняты следующие меры:
формирование реалистичного прогноза и кассового плана поступлений налоговых платежей, с учетом влияния нового порядка уплаты налогов, взносов и сборов в виде единого налогового платежа, во избежание кассовых разрывов;
проведение работы по повышению собираемости платежей в городской бюджет в соответствии с Планом мероприятий по увеличению доходов городского бюджета;
исполнение всех принятых расходных обязательств;
сохранение практики формирования бюджета в программном формате;
развитие взаимодействия органов местного самоуправления и жителей города в рамках реализации инициативных проектов;
недопущение наращивания муниципального долга, полное и своевременное исполнение долговых обязательств;
реструктуризация муниципального долга, замещение дорогостоящих коммерческих кредитных ресурсов бюджетными кредитными ресурсами с минимальной годовой ставкой обслуживания муниципального долга;
сохранение статуса заемщика с высоким уровнем долговой устойчивости на основании оценки долговой устойчивости за 2022 год и первое полугодие 2023 года, проведенной Департаментом финансов и экономики Ненецкого автономного округа;
обеспечение прозрачности и открытости бюджетных данных путем размещения информации по вопросам бюджета на информационном ресурсе "Бюджет для граждан" и государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", по итогам проведенного Департаментом финансов и экономики Ненецкого автономного округа рейтинга по уровню открытости бюджетных данных за 2022 год город Нарьян-Мар был признан лидером, занявшим первое место в округе.
III. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
В предстоящем периоде бюджетная и налоговая политика города Нарьян-Мара на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов направлена на сохранение приоритетов предыдущих бюджетных циклов - обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета, а также на выполнение задач, установленных указами Президента Российской Федерации, документами стратегического планирования и социально-экономического развития города Нарьян-Мара.
Достижение поставленных целей требует выполнения следующих задач:
сохранение и развитие доходных источников городского бюджета;
повышение эффективности расходования бюджетных средств;
оптимизация муниципального долга города Нарьян-Мара и минимизация размера дефицита городского бюджета;
обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
IV. Основные направления бюджетной и налоговой политики в области доходов
Бюджетная и налоговая политика города Нарьян-Мара в части доходов на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов в современных реалиях направлена, как и ранее, на сохранение стабильности и положительной динамики поступлений доходов в городской бюджет.
Для реализации данного направления необходимы следующие меры:
оценка влияния внутренних и внешних факторов на объем и структуру доходов городского бюджета;
учитывая, что налоговые доходы занимают приоритетное место в структуре доходной части городского бюджета и соответственно налоговый потенциал территории во много определяет социальные и экономические возможности города Нарьян-Мара, необходимо определить доходный потенциал и уровень финансовой самостоятельности города Нарьян-Мара в целях обеспечения исполнения расходных обязательств;
формирование реалистичного прогноза поступления доходов бюджета города, своевременная актуализация методик прогнозирования поступления доходов, ведение реестра источников доходов городского бюджета в целях повышения качества планирования и эффективности администрирования доходов городского бюджета;
привлечение дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального и регионального бюджета, исходя из финансовых возможностей городского бюджета по обеспечению требуемого объема софинансирования;
контроль своевременности и полноты перечисления в городской бюджет налогов и неналоговых платежей;
взыскание дебиторской задолженности в соответствии с регламентами реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, инвентаризация просроченной задолженности, проведение претензионной работы с неплательщиками и работы по осуществлению мер принудительного взыскания задолженности;
координация мер по повышению уровня собираемости платежей в бюджет города в целях обеспечения в полном объеме запланированных налоговых и неналоговых поступлений;
стимулирование предпринимательской и инвестиционной активности;
расширение налогооблагаемой базы по имущественным налогам, в том числе за счет выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;
содействие налоговым органам в рамках компетенции органов местного самоуправления в проведении мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность на территории города, к постановке на налоговый учет в целях исполнения обязанностей по уплате налогов в полном объеме;
осуществление межведомственного взаимодействия по вопросам своевременности и полноты перечисления в городской бюджет налоговых и неналоговых платежей, взыскания дебиторской задолженности по платежам в бюджет города, обеспечения своевременной выплаты заработной платы;
повышение эффективности использования и управления земельно-имущественным комплексом города.
В целях обеспечения наполняемости и стабильности доходной части городского бюджета будут осуществляться:
реализация Плана мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета города Нарьян-Мара;
взаимодействие с органами государственной власти в целях привлечения в бюджет города Нарьян-Мара федеральных и региональных межбюджетных трансфертов для решения вопросов местного значения;
развитие конструктивных взаимоотношений с органами государственной власти по вопросам изменения структуры межбюджетных трансфертов в части увеличения объема нецелевой финансовой помощи (доля средств, передаваемых в виде нормативов отчислений и дотаций, должна превышать долю субсидий и иных межбюджетных трансфертов) согласно методическим рекомендациям органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях.
Налоговая политика города Нарьян-Мара в предстоящем периоде будет соответствовать федеральной и региональной налоговой политике. Решения по вопросам установления, продления (отмены действия) налоговых льгот будут приниматься в соответствии с действующим законодательством на основе анализа их эффективности, предоставление налоговых льгот, как и прежде, будет направлено на сохранение социальной направленности льгот.
В 2024-2026 годах не планируется внесение значительных изменений в муниципальные правовые акты, устанавливающие местные налоги и сборы на территории муниципального образования "Город Нарьян-Мар". Повышение ставок по местным налогам не планируется.
Формирование прогноза поступлений доходов городского бюджета осуществлено с учетом федерального и регионального законодательства, оказывающего влияние на объем поступлений в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов.
Основной источник в структуре налоговых доходов городского бюджета - налог на доходы физических лиц - спрогнозирован на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов с учетом закона Ненецкого автономного округа от 31.10.2013 N 91-ОЗ "О нормативах отчислений от налогов в бюджеты муниципальных образований Ненецкого автономного округа". Процент норматива составляет 30% норматива отчислений от налога, взимаемого на территории города.
Акцизы на нефтепродукты на 2024 и плановый период 2025 и 2026 годов будут спрогнозированы на основании проекта закона, вносящего изменения в закон Ненецкого автономного округа от 31.10.2013 N 91-ОЗ "О нормативах отчислений от налогов в бюджеты муниципальных образований Ненецкого автономного округа", которым устанавливается дифференцированный норматив отчислений от акцизов на нефтепродукты в бюджет городского округа в размере 4,3%.
Налоги, взимаемые в связи с применением упрощенной и патентной систем налогообложения, будут спрогнозированы в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 31.10.2013 N 91-ОЗ "О нормативах отчислений от налогов в бюджеты муниципальных образований Ненецкого автономного округа", в соответствии с которым с 2019 года единый норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, в бюджет городского округа установлен в размере 50,0 процентов от налога, взимаемого на территории муниципального образования "Город Нарьян-Мар", а также в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 13.03.2015 N 55-ОЗ "Об особенностях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения" (далее - Закон 55-ОЗ). Законом 55-ОЗ установлены пониженные налоговые ставки в зависимости от выбранного объекта налогообложения в размере 1 и 5 процентов для субъектов малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Ненецкого автономного округа, а также установлена налоговая ставка в размере 0 процентов при применении упрощенной и патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу настоящего закона и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Подготовлен проект Закона о внесении изменений в Закон 55-ОЗ, в соответствии с которым с 1 января 2024 года прекращает действие налоговая ставка в размере 0 процентов при применении упрощенной и патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу настоящего закона и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в связи с чем возможен незначительный рост поступлений по данным налогам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. "настоящего закона" следует читать: "названного закона"
На основании проекта Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" при исчислении земельного налога в 2024 году для расчета налоговой базы применяется кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество физических лиц в 2024 году для расчета налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2023 года. В связи с вносимыми изменениями возможен незначительный рост по данным налогам.
В связи с введением с 1 января 2023 единого налогового платежа срок уплаты всех налогов и взносов установлен на один день - 25 число следующего месяца, зачисление налогов в городской бюджет начинается с 28 числа следующего месяца, в связи с чем наблюдается нестабильность ежедневных и ежемесячных кассовых поступлений доходов в городской бюджет. Особые сложности в планировании кассового плана поступлений и обеспечении исполнения расходных обязательств возникают в декабре и январе.
V. Основные направления бюджетной политики в области расходов
Бюджетная политика в области расходов городского бюджета направлена на повышение эффективности бюджетных расходов.
Основные направления бюджетной политики в области расходов ориентированы на:
планирование бюджетных расходов исходя из доходного потенциала, уровня экономических возможностей и финансовой самостоятельности города Нарьян-Мара в целях безусловного исполнения действующих расходных обязательств городского бюджета;
обеспечение экономного и рационального использования средств городского бюджета, принятие новых расходных обязательств с учетом их эффективности, соответствия приоритетным направлениям социально-экономического развития города Нарьян-Мара с учетом ограниченных финансовых возможностей городского бюджета в целях снижения риска неисполнения (либо исполнения в неполном объеме) действующих расходных обязательств;
проведение оптимизации неприоритетных расходов, сокращение неэффективных расходов городского бюджета, недопущение установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления;
определение четких приоритетов при использовании бюджетных ресурсов, учитывая текущую экономическую ситуацию и геополитическую обстановку;
достижение плановых результатов региональных проектов Ненецкого автономного округа, обеспечивающих достижение целей, показателей результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов Российской Федерации, с учетом корректировки параметров, сроков и приоритетов национальных и федеральных проектов;
обеспечение органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, контроля за деятельностью муниципальных учреждений города Нарьян-Мара с целью снижения неэффективных расходов и повышения финансовой дисциплины в муниципальных учреждениях города Нарьян-Мара;
повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств городского бюджета;
обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов путем размещения информации о муниципальных финансах на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, официальном сайте города Нарьян-Мара, проведения публичных слушаний по проекту городского бюджета и отчету о его исполнении, публикации бюджета и отчета в доступной для граждан форме;
вовлечение институтов гражданского общества в бюджетный процесс с учетом реализации программ развития территорий города, инициативных проектов.
В целях повышения эффективности расходов городского бюджета ключевым направлением является сохранение программно-целевого бюджетного планирования на основе муниципальных программ и подпрограмм, благодаря которым формируется целостная система бюджетного и стратегического планирования с учетом приоритезации расходов с целью обеспечения достижения результатов, предусмотренных федеральными и региональными проектами, документами стратегического планирования и социально-экономического развития города Нарьян-Мара.
VI. Основные направления долговой политики муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Долговая политика города Нарьян-Мара должна обеспечивать полное и своевременное исполнение долговых обязательств при безусловном соблюдении ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, поддерживать долговую нагрузку на бюджет на уровне, позволяющем сохранять статус города Нарьян-Мара как заемщика с высоким уровнем долговой устойчивости.
По состоянию на 1 января 2023 года муниципальный долг состоял из бюджетного кредита со ставкой 0,1 процента годовых для погашения долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций (далее - бюджетный кредит, предоставленный, для погашения долговых обязательств от кредитных организаций), и составлял 65 000,00 тыс. рублей.
Расходы на обслуживание муниципального долга в 2023 году составляют 65,0 тыс. рублей, снижение по сравнению с 2022 годом на 748 550,8 тыс. рублей или в 12,5 раз.
Плановая доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов городского бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в 2023 году составила менее 0,1 процента.
Объем и структура муниципального долга на начало 2024 года в сравнении с 2023 годом не изменится. В течение 2024 года запланировано привлечение бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете городского бюджета, предоставляемого Управлением федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, под ставку 0,1 процент годовых в сумме 30 000,0 тыс. рублей. В связи с тем, что муниципальный долг будет состоять исключительно из бюджетных кредитов, доля расходов на обслуживание муниципального долга в 2024 году будет максимально минимизирована.
По итогам 2022 года и восьми месяцев 2023 года параметры муниципального долга и расходов на его обслуживание соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Возврат бюджетного кредита, предоставленного муниципальному образованию из окружного бюджета в 2022 году для погашения долговых обязательств от кредитных организаций, по условиям договора будет осуществляться в 2025-2027 годах равными долями, что значительно снизит нагрузку по погашению долговых обязательств. В 2025 и 2026 годах запланировано привлечение коммерческого кредита в целях погашения бюджетного кредита, предоставленного для погашения долговых обязательств от кредитных организаций.
В целях обеспечения открытости данных информация о величине и структуре долговых обязательств муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" ежеквартально размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на странице "Гражданам" (подраздел "Бюджет для граждан" раздела "Текущее исполнение бюджета") по адресу:https://www.adm-nmar.ru/grazhdanam/byudzhet-dlya-grazhdan/tekushchee-ispolnenie-byudzheta/.
В целях эффективной реализации долговой политики необходимо обеспечить:
активное использование краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете городского бюджета;
привлечение кредитов кредитных организаций, включая кредиты в форме возобновляемых кредитных линий на оптимально возможный период, с учетом нестабильности конъюнктуры рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями;
осуществление муниципальных внутренних заимствований муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом планируемых кассовых разрывов, обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам, увеличения сроков заимствований в момент максимального благоприятствования, когда стоимость привлекаемых финансовых ресурсов минимальна;
направление дополнительных доходов, полученных в ходе исполнения городского бюджета, на досрочное погашение долговых обязательств;
эффективное управление временно свободными остатками средств городского бюджета и муниципальных бюджетных учреждений;
проведение операций по управлению муниципальным долгом, направленных на оптимизацию его структуры посредством систематического отбора форм заимствований, а также на снижение стоимости заимствований, не приводящих к увеличению дефицита городского бюджета, верхнего предела муниципального долга и расходов на обслуживание долговых обязательств;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств;
осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
осуществление достоверного прогнозирования доходов городского бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по привлечению заимствований.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Ненецкого автономного округа от 23 октября 2023 г. N 1478... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.