Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
муниципального образования
Соль-Илецкий городской округ
Оренбургской области
от 14 декабря 2020 г. N 4305-п
Порядок
отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны
3 августа 2023 г.
1. Общее положение
1.1. Настоящий Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области (далее - Положение) разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Оренбургской области от 7 ноября 2008 года N 2568/542-IV-ОЗ "Об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий областного и местного значения, использование и охране таких земель", Уставом муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в целях обеспечения сохранности земель особо охраняемых территорий местного значения, использования и охраны земель данной категории.
Настоящий Порядок регулирует отношения в области отнесения земель, расположенных на территории Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области, к землям особо охраняемых территорий местного значения, создания особо охраняемых территорий местного значения, использования и охраны земель данной категории.
2. Земли особо охраняемых территорий местного значения
Порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения:
2.1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
Пункт 2.2 изменен. - Постановление администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 3 августа 2023 г. N 1668-п
2.2. К землям особо охраняемых природных территорий относятся: земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением, установленного для этих земельных участков особого правового режима.
На землях особо охраняемых природных территорий местного значения запрещается:
1) предоставление земельных участков для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
2.3. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
2.4. К землям природоохранного назначения относятся:
1) земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);
2) иные земли, выполняющие природоохранные функции.
На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.
В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
2.5. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов, при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
2.6. К землям историко-культурного назначения относятся земли:
а) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
б) земли достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
в) военных и гражданских захоронений.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами Оренбургской области устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
2.7. К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).
На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.
3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения
3.1. Инициатива отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения (далее - инициатива) может исходить от органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также от органов государственной власти и их должностных лиц, от физических и юридических лиц, общественных организаций и объединений.
Инициатива оформляется субъектами в виде обращения в Администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ (далее - обращение), которое направляется на имя Главы муниципального образования Соль-Илецкий городской округ.
3.2. В обращении указываются:
- наименование и место нахождения заявителя;
- местоположение планируемой особо охраняемой территории с указанием ее планируемой площади, кадастровых номеров земельных участков, входящих в состав планируемой территории;
- сведения о собственниках земельных участков, землепользователях, землевладельцах, арендаторах земельных участков и обладателях сервитутов, расположенных в границах создаваемых особо охраняемых территорий местного значения;
- сведения о необходимости перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую, входящих в состав планируемой территории рекреационного назначения;
- сведения о необходимости резервирования земель в целях расширения создаваемых территорий местного значения, а также необходимости последующего отнесения земельных участков, расположенных в границах создаваемых особо охраняемых территорий местного значения, к землям особо охраняемых территорий и объектов.
3.3. К обращению прилагаются:
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей - физических лиц);
- выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц);
- пояснительная записка о возможности создания особо охраняемой территории местного значения, содержащая обоснование ценности территории, на которой планируется создание особо охраняемой территории рекреационного назначения местного значения;
- схема расположения границ планируемой особо охраняемой территории рекреационного назначения с указанием ее планируемой площади, кадастровых номеров земельных участков, входящих в состав планируемой территории.
3.4. В случае необходимости получения дополнительной информации и документов для рассмотрения обращения Администрация осуществляет межведомственное информационное взаимодействие и направляет соответствующие межведомственные запросы в уполномоченные органы и организации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
3.5. С целью рассмотрения поступившего обращения Администрацией создается Комиссия по отнесению земель к землям особо охраняемых территорий местного значения (далее - Комиссия), включающая представителей Администрации, Совета депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, а также специалистов иных организаций в области землепользования, охраны окружающей среды и природопользования.
3.6. Комиссия рассматривает поступившее обращение в порядке и сроки, установленные законодательством, с учетом документов территориального планирования, а также фактического использования земель, на территории которых планируется создание особо охраняемой территории, а также с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования земель и земельных участков, на которых планируется создание особо охраняемой территории назначения местного значения.
3.7. Основаниями для отказа в отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий местного значения являются случаи, когда:
- отнесение земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий местного значения противоречит действующему законодательству, в том числе документам территориального планирования, экологическим, градостроительным условиям использования земель и земельных участков, землеустроительной документации;
- представлены недостоверные сведения в обращении и прилагаемых к нему документах.
3.8. На основании решения, принятого Комиссией, Администрация принимает постановление:
- об отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий местного значения и о создании особо охраняемой территории местного значения;
- об отказе в отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий местного значения и о создании особо охраняемой территории местного значения.
В случае отказа в отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий местного значения Администрацией не позднее 3 рабочих дней со дня принятия постановления об отказе в отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий местного значения направляется мотивированное обоснование отказа инициатору обращения.
Постановление Администрации об отнесении земель (земельного участка) к землям особо охраняемых территорий местного значения подлежит официальному опубликованию.
Исключение земель из состава земель особо охраняемых территорий осуществляется в том же порядке, что и их отнесение.
4. Задачи и порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения
4.1. Основными задачами деятельности на землях особо охраняемых территорий местного значения муниципального образования Соль-Илецкий городской округ являются:
- сохранение природной среды, природных ландшафтов и объектов;
- охрана объектов растительного и животного мира;
- создание условий для отдыха (в том числе массового), сохранение рекреационных ресурсов и организация рационального рекреационного использования;
- разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории;
- экологическое просвещение населения;
- обеспечение содержания особо охраняемых территорий местного значения муниципального образования Соль-Илецкий городской округ.
4.2. На землях особо охраняемых территориях местного значения по согласованию с собственником (иным пользователем) земельного участка устанавливается дифференцированный режим охраны и использования с учетом природных и социальных особенностей территории:
4.2.1. На землях особо охраняемых территорий местного значения запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и которая противоречит целям и задачам земель рекреационного назначения, в том числе:
- возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием земель рекреационного назначения;
- загрязнение почвы, замусоривание территории, захоронение бытовых и других отходов, устройство снегосвалок;
- загрязнение поверхностных и подземных вод неочищенными сточными водами и другими веществами;
- засорение поверхностных вод;
- применение ядовитых солей в качестве противогололедных средств;
- проведение рубок ухода в зеленых насаждениях старше 40 лет; вырубка при проведении санитарных рубок дуплистых и фаутных деревьев, пригодных для использования лесными птицами и другими животными; изреживание почвозащитного подлесочного яруса; проведение рубок ухода и санитарных рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля;
- сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы;
- использование земель рекреационного назначения для садоводства и огородничества, не связанных с целями и задачами указанных территорий;
- помывка и эксплуатация транспортных средств, не связанных с целями территории;
- размещение на земельных участках земель рекреационного назначения рекламных и информационных щитов, не связанных с функционированием земель рекреационного назначения;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием земель рекреационного назначения, осуществляемые вне дорог общего пользования.
4.2.2. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
4.2.3. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
4.2.4. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
4.2.5. На собственников особо ценных земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.
5. Ответственность за нарушение режима земель рекреационного назначения
Лица, виновные в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории земель особо охраняемых территорий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
6. Участие граждан и юридических лиц в охране особо охраняемых территорий местного значения
6.1. Граждане, юридические лица, общественные организации и общественные объединения вносят предложения по отнесению земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения и вправе оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по отнесению земель к землям особо охраняемых территорий, использованию и охране таких земель.
6.2. Органы местного самоуправления информируют население о вновь созданных и действующих особо охраняемых территориях местного значения, учитывают предложения граждан и общественных организаций и объединений при осуществлении мероприятий по образованию, охране и функционированию особо охраняемых территорий местного значения.
7. Контроль за соблюдением порядка использования и охраны земель и ответственность за нарушение законодательства об охраняемых территориях
7.1. Контроль за соблюдением порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения ведется в порядке осуществления муниципального земельного контроля.
7.2. Ответственность за нарушение законодательства устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.