Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 23.10.2023 N 741
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Настоящие Основные направления разработаны с учетом основных приоритетов государственной политики Российской Федерации, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023, указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2022 - 2023 годах, и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Целью Основных направлений является определение условий и подходов, используемых для формирования проекта областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2022 - 2023 годах
В условиях важнейших исторических событий для Российской Федерации, обострения геополитических противоречий бюджетная политика Ростовской области в 2022 - 2023 годах была ориентирована на содействие структурной трансформации экономики Ростовской области, обеспечение стабильности финансовой системы Ростовской области и социальную поддержку ее жителей.
В целях нивелирования введенных против Российской Федерации внешнеэкономических санкций, обусловленных проведением специальной военной операции, федеральными органами государственной власти и государственными органами Ростовской области были приняты меры в целях поддержки экономики и граждан Российской Федерации. Правительством Ростовской области утвержден и реализован План первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Ростовской области в условиях внешнего санкционного давления, утвержденный распоряжением Губернатора Ростовской области от 12.03.2022 N 49.
Бюджетными параметрами были учтены приоритеты бюджетной политики по сохранению социальной стабильности, обеспечению первоочередных задач социально-экономического развития Ростовской области, финансово обеспечены выплаты участникам специальной военной операции и членам их семей, расходы на нужды армии, единовременные выплаты гражданам, вынужденно покинувшим территорию Украины и новых регионов, а также на организацию пунктов временного их размещения и питания, оказание медицинской помощи.
Несмотря на новую экономическую реальность, исполнение консолидированного бюджета Ростовской области обеспечено в 2022 году с ростом от показателей 2021 года.
Доходы консолидированного бюджета Ростовской области составили 343,1 млрд рублей, что выше плана на 3,1 процента, с ростом от 2021 года на 14,6 процента.
Собственные доходы консолидированного бюджета Ростовской области поступили в объеме 249,3 млрд рублей, с ростом к 2021 году на 31,2 млрд рублей, или на 14,3 процента.
Расходы консолидированного бюджета Ростовской области исполнены в 2022 году в сумме 353,8 млрд рублей, или на 97,2 процента к плану, с ростом на 21,2 процента.
По результатам исполнения консолидированного бюджета Ростовской области сложилось превышение расходов над доходами (дефицит) в объеме 10,7 млрд рублей.
В сфере бюджетных расходов бюджетная политика реализовывалась с учетом новых задач по стабилизации и сбалансированности бюджета Ростовской области.
В полном объеме выполнены обязательства перед гражданами в части предоставления законодательно установленных социальных выплат и пособий.
Расходы, связанные с проведением специальной военной операции, за счет средств федерального и областного бюджетов составили в 2022 году 15,6 млрд рублей.
Для достижения национальных целей развития, установленных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 и от 21.07.2020 N 474, обеспечен финансированием 41 региональный проект на сумму 41,2 млрд рублей.
По-прежнему приоритетным направлением являлись расходы на социальную сферу. На эти цели направлено 67,6 процента расходов консолидированного бюджета Ростовской области.
Расходы "бюджета развития", в их числе средства на разработку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт государственной и муниципальной собственности, увеличились в 2022 году на 16,8 млрд рублей по отношению к 2021 году, или на 31,0 процента.
Одним из масштабных направлений развития Ростовской области является реализация инфраструктурных проектов в рамках социально-экономической инициативы Правительства Российской Федерации "Инфраструктурное меню".
С 2022 года в Ростовской области реализуются три масштабных инфраструктурных проекта, связанных с транспортным сообщением и модернизацией инженерных сетей в сфере жилищно-коммунального хозяйства: строительство автомобильных дорог "Западная хорда", "Северный радиус" в составе Ростовского транспортного кольца и строительство канализационного коллектора N 62 в г. Ростове-на-Дону.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", порядок учета и оплаты денежных обязательств получателей средств областного и местных бюджетов осуществляется с учетом сокращения до 7 рабочих дней сроков оплаты поставленной продукции (выполненных работ/оказанных услуг) по государственным (муниципальным) контрактам.
В качестве дополнительных мер поддержки экономики применяются увеличенные размеры авансирования контрактов до 50 процентов от их цены, до 90 процентов по контрактам на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, контрактам, подлежащим казначейскому сопровождению.
Реализация масштабных антикризисных мер, принятых на федеральном и региональном уровнях, способствовала стабильности экономики и сохранению устойчивости консолидированного бюджета Ростовской области.
За период I полугодия 2023 г. исполнение консолидированного бюджета Ростовской области обеспечено с положительной динамикой.
Доходы исполнены в сумме 179,0 млрд рублей, или на 52,6 процента к годовому плану, с ростом фактических поступлений от аналогичного периода 2022 года на 14,2 процента. В том числе собственные налоговые и неналоговые поступления составили 137,1 млрд рублей, с ростом от аналогичного периода прошлого года на 19,3 процента. Расходы исполнены в объеме 174,8 млрд рублей, или на 43,8 процента к плану, с ростом к I полугодию 2022 г. на 17,2 процента.
Проводимая налоговая политика способствовала расширению налоговой базы и сохранению устойчивой положительной динамики поступлений.
Продолжена работа по увеличению налогового потенциала Ростовской области за счет повышения инвестиционной активности, созданию условий справедливой конкурентной среды, сокращению теневого сектора, совершенствованию и оптимизации системы налогового администрирования, стимулированию развития малого и среднего предпринимательства через специальные налоговые режимы, сохранению всех предоставляемых областным законодательством эффективных налоговых льгот.
В условиях внешнего санкционного давления пересмотрены налоговые условия для отдельных хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство хлебобулочных изделий, макаронных изделий, деятельность гостиниц, разработку компьютерного программного обеспечения и оказание консультационных услуг в данной области, деятельность по обработке данных и предоставлению услуг по размещению информации, производство, выпуск и распространение средств массовой информации, включенных в областной реестр средств массовой информации, деятельность туристических агентств, деятельность в области демонстрации фильмов, деятельность в сфере телекоммуникаций.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области установлены меры налогового стимулирования организаций, осуществляющих реализацию проектов по созданию и использованию (эксплуатации) трамвайной сети в рамках концессионных соглашений.
Расширен перечень расходов налогоплательщиков, в отношении которых возможно применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в части:
пожертвований государственным областным и (или) муниципальным филармониям;
безвозмездной передачи денежных средств образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию.
Для создания конкурентоспособного климата в Ростовской области для транспортных компаний, являющихся собственниками более 300 грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил, на 25 процентов снижена сумма транспортного налога.
В целях развития производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации установлены налоговые меры, стимулирующие использование электромобилей. Освобождены от уплаты транспортного налога собственники электромобилей исключительно на электродвигателе. Для владельцев "гибридных" электромобилей транспортный налог составляет 50 процентов от его суммы.
Предоставлены дополнительные налоговые меры социальной поддержки граждан:
освобождены от уплаты транспортного налога родители и не вступившие в повторный брак вдовы (вдовцы) ветеранов боевых действий, погибших при исполнении своих служебных обязанностей, а также граждане, призванные на военную службу по мобилизации, граждане, заключившие в связи с участием в специальной военной операции контракт о прохождении военной службы или контракт о пребывании в добровольческом формировании, а также их супруга (супруг), несовершеннолетние дети, родители (усыновители);
сокращен до нуля срок владения жильем в целях освобождения от уплаты налога на доходы, полученные от продажи ранее приобретенного жилья с учетом средств материнского капитала, при условии оформления права собственности жилья на родителей и на детей в соответствующих долях, а также нахождения его в собственности родителей не менее 5 лет.
Установлен коэффициент, отражающий особенности рынка труда в Ростовской области, в целях исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа для иностранных граждан.
Организовано взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками Ростовской области для своевременного получения информации, позволяющей оперативно оценивать складывающуюся экономическую ситуацию.
Проведена оценка эффективности налоговых расходов Ростовской области, обусловленных региональными налоговыми льготами. Общий объем налоговых расходов за 2022 год составил 8,4 млрд рублей, из них 90 процентов приходится на льготы субъектам малого предпринимательства и инвесторам.
По результатам оценки налоговых расходов все налоговые льготы признаны эффективными за исключением льгот по налогу на имущество организаций инвесторам в виде пониженной ставки 1,1 процента.
Льготы по налогу на имущество организаций инвесторам с 1 января 2023 г. переформатированы с учетом сохранения общих объемов предоставляемой налоговой поддержки инвесторам.
По итогам I полугодия 2023 г. расходы областного бюджета с учетом их переформатирования в результате сложившейся экономии и невостребованных средств, увеличения за счет остатков 2022 года, привлечения дополнительных источников финансирования увеличены в сравнении с первоначально утвержденным областным бюджетом на 39,6 млрд рублей.
С учетом дополнительных расходных обязательств в 2023 году параметры дефицита областного бюджета установлены в пределах 15 процентов от уровня налоговых и неналоговых доходов, что соответствует предельному значению, установленному статьей 92 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изменений, внесенных в Областной закон от 16.12.2022 N 795-ЗС "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" в I полугодии 2023 г., плановое привлечение кредитных источников в целях обеспечения сбалансированности областного бюджета увеличено на 25,6 млрд рублей. В 2023 году значительные средства направлены на дальнейшее развитие инфраструктуры Ростовской области.
Объем "бюджета развития" в I полугодии 2023 г. увеличился с 70,9 млрд рублей в 2022 году до 94,9 млрд рублей в 2023 году, или на 24,0 млрд рублей.
За счет средств федерального и областного бюджетов предусмотрено комплексное развитие городского наземного электрического транспорта и автомобильного транспорта общего пользования, выполнение работ по освещению и благоустройству территорий, а также закупка автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов), и создание объектов зарядной инфраструктуры для них.
За счет средств инфраструктурного бюджетного кредита из федерального бюджета продолжена реализация трех инфраструктурных проектов. Общий объем средств, предоставляемых в 2022 - 2023 годах, составит 22,2 млрд рублей.
Одновременно в 2023 году одобрено выделение дополнительных средств из федерального бюджета в виде специальных казначейских кредитов и кредитов на опережающее финансирование национальных проектов. Общий объем дополнительной кредитной поддержки из федерального бюджета составит 6,3 млрд рублей.
Новые инструменты заимствований из федерального бюджета являются продолжением действующей программы "Инфраструктурное меню".
За счет данных средств будут реализованы мероприятия по приобретению подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования для муниципальных образований и государственных нужд, а также строительство канализационного коллектора по ул. Локомотивная в г. Ростове-на-Дону и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги".
В продолжение подготовительной работы для застройки территории старого аэропорта в г. Ростове-на-Дону предусмотрен выкуп земель, прокладка инженерных коммуникаций, проектирование дальнейших работ по строительству.
Социальные обязательства областного и местных бюджетов обеспечены финансированием в полном объеме.
По итогам I полугодия 2023 г. исполнение консолидированного бюджета Ростовской области обеспечено с профицитом в сумме 4,2 млрд рублей.
2. Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Бюджетная и налоговая политика Ростовской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет соответствовать основным подходам, реализуемым в 2023 году с учетом эффективного расходования бюджетных средств, оптимизации и переформатирования расходов областного бюджета, создания резерва для обеспечения приоритетных и непредвиденных расходов областного бюджета, включая средства на обеспечение мероприятий, связанных с проведением специальной военной операции.
Основные направления бюджетной политики на 2024 - 2026 годы сконцентрированы, в первую очередь, на реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Губернатором Ростовской области.
Безусловным приоритетом является достижение целей национального развития, выполнение социальных обязательств, повышение уровня жизни граждан. Во исполнение поручений Послания Президента Российской Федерации запланировано увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы в связи с увеличением минимального размера оплаты труда с 1 января 2024 г. до 19 242 рублей и необходимостью доведения уровня заработной платы работников бюджетного сектора до средней заработной платы по экономике Ростовской области.
Эффективное управление расходами будет обеспечиваться посредством перехода на новую систему управления государственными программами, предусматривающую перевод на единые проектные принципы управления, совершенствование механизма целеполагания с ориентацией на достижение приоритетов и целей государственной политики по соответствующим направлениям социально-экономического развития Ростовской области.
Инвестиционная составляющая бюджетной политики направлена на завершение работ по переходящим объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта государственной и муниципальной собственности с учетом разработки проектной документации и проектно-изыскательских работ, утвержденным в бюджетном цикле на 2023 - 2025 годы.
Инновации и технологическое развитие будут применяться для успешного внедрения новых технологий, что способствует росту экономики Ростовской области, повышению уровня жизни населения и созданию благоприятного инвестиционного климата.
Продолжится реализация инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты и межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
В целях государственной поддержки отраслей экономики предусмотрено предоставление субсидий (грантов) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и некоммерческим организациям.
Параметры областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сформированы на основе второго (базового) варианта прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2024 - 2026 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 12.07.2023 N 571.
В целях соблюдения финансовой дисциплины бюджетные проектировки планируются с учетом выполнения обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета и бюджетных кредитов.
Продолжится соблюдение требований бюджетного законодательства, предельного уровня государственного долга и бюджетного дефицита, недопущение образования кредиторской задолженности.
2.1. Налоговая политика Ростовской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
В Ростовской области на 2024 год и на плановый период до 2026 года сохраняется курс на стимулирование экономической и инвестиционной активности, развитие доходного потенциала Ростовской области на основе экономического роста.
Основными задачами налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей стабильное экономическое развитие Ростовской области.
Достижение поставленных целей и задач будет основываться на следующих приоритетах:
1. Реализация существующего комплекса мер, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие конкурентоспособной инновационной экономики Ростовской области. Будут предоставляться введенные ранее меры государственной финансовой поддержки в виде:
льготного налогообложения организаций, реализующих на территории Ростовской области инвестиционные проекты, в том числе резидентов территорий опережающего развития, участников региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, организаций, заключивших концессионные соглашения о создании и использовании (эксплуатации) трамвайной сети, по налогам на прибыль и имущество организаций;
инвестиционного налогового вычета с учетом реализации механизма компенсации из федерального бюджета.
2. Содействие занятости населения и создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан.
Эффективным инструментом выполнения поставленной задачи будет продолжение предоставления налоговой льготы в виде пониженной с 15 до 10 процентов ставки налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
3. Обеспечение комфортных налоговых условий для отдельных категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке.
Установленные на региональном уровне льготы по транспортному налогу носят социально значимый характер. Преференциями могут воспользоваться следующие категории налогоплательщиков: Герои Советского Союза, Российской Федерации, Социалистического Труда, граждане, являющиеся полными кавалерами ордена Славы, ветераны, инвалиды всех групп, чернобыльцы, многодетные семьи, семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, граждане из подразделений особого риска, родители и не вступившие в повторный брак супруги инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, погибших при исполнении своих служебных обязанностей или умерших вследствие полученных при их исполнении ранений, контузии, увечья или заболевания, имеющие на праве собственности легковые автомобили, граждане, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждане, заключившие в связи с участием в специальной военной операции контракт о прохождении военной службы или контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), а также их супруга (супруг), несовершеннолетние дети, родители (усыновители).
4. Проведение оценки налоговых расходов, включающей оценку бюджетной, экономической и социальной эффективности, оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) для стимулирующих налоговых расходов по налогам на прибыль и имущество организаций, а также достижения установленных индикаторов и целевых показателей, предусмотренных государственными программами Ростовской области, влияние предоставленных налоговых преференций на достижение целей социально-экономической политики Ростовской области.
В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению доходной базы бюджета Ростовской области за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет Ростовской области имеющихся резервов.
Продолжится взаимодействие исполнительных органов Ростовской области с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в решении задач по дополнительной мобилизации доходов. Вектор деятельности направлен на обеспечение полноты уплаты налогов и выявления фактов умышленного занижения финансовых результатов для целей налогообложения, пресечение "теневой" экономики, нелегальной занятости, сокращение задолженности и применение полного комплекса мер принудительного взыскания задолженности, выявление и обеспечение постановки на налоговый учет всех потенциальных плательщиков и объектов налогообложения, привлечение к декларированию полученных доходов, эффективное использование имущества и земельных ресурсов.
Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам налогообложения будет осуществляться в условиях изменений федерального налогового законодательства.
В целях повышения уровня самообеспеченности Ростовской области основной задачей остается расширение налогооблагаемой базы и улучшение инвестиционного климата.
2.2. Система управления государственными программами Ростовской области
Начиная с 2024 года утверждена новая система управления государственными программами Ростовской области (далее - государственные программы), предусматривающая радикальную трансформацию инструмента государственных программ, пересмотр подходов к их разработке и реализации.
Полностью изменена структура государственных программ посредством четкого разграничения расходов на проектную деятельность, направленную на конкретный уникальный результат (региональные проекты), и процессную деятельность, направленную на решение текущих задач социально-экономического развития (в рамках комплексов процессных мероприятий).
Для каждой государственной программы, а также ее отдельных элементов сформирован перечень общественно значимых показателей, увязанных с национальными целями развития. Это поможет лучше понять, как реализация государственной программы влияет на жизнь граждан и насколько эффективно выполняются запланированные мероприятия.
Достижение национальных целей развития остается ключевой задачей бюджетной политики, на решение которой направлено изменение структуры и повышение результативности расходов. Важным инструментом достижения национальных целей также будут являться региональные проекты, направленные на реализацию национальных целей развития, а также иные региональные проекты, направленные на достижение целей социально-экономического развития Ростовской области.
В Ростовской области с 2024 года финансовое обеспечение проектной части государственных программ предусматривается по 62 региональным проектам, в том числе по 37 региональным проектам, направленным на реализацию национальных целей развития, и по 25 иным региональным проектам, направленным на социально-экономическое развитие Ростовской области.
Реализация региональных проектов ориентирована на улучшение демографической политики и занятости населения, повышение качества здравоохранения, образования, культуры, формирование экологического благополучия, развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение семей доступным жильем, повышение безопасности и качества автомобильных дорог, повышение производительности труда, международной кооперации, экспорта и цифровой экономики, а также развитие туризма и индустрии гостеприимства.
На их выполнение бюджетные ассигнования предусматриваются в приоритетном порядке. Это позволит сформировать ресурс на финансирование стратегических целей развития Ростовской области.
Ключевые расходы распределены по пяти значимым национальным проектам: "Демография", "Жилье и городская среда", "Здравоохранение", "Безопасные качественные дороги", "Образование".
Реализация государственных программ с учетом проектных принципов управления потребует применения гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, а также постоянного контроля за прозрачностью и эффективностью расходования выделяемых на их реализацию средств.
2.3. Основные направления бюджетной политики в области социальной сферы
Одним из основных подходов бюджетной политики в области социальной сферы является увеличение уровня доходов граждан.
Социальные выплаты, пособия, стипендиальный фонд увеличены на уровень инфляции в 2024 - 2026 годах, утвержденный прогнозом социально-экономического развития Ростовской области на 2024 - 2026 годы.
Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы планируется согласно указам Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с учетом необходимости сохранения соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников с показателем "среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)" по Ростовской области на 2024 - 2026 годы.
В целях ежегодного повышения оплаты труда работников государственных учреждений Ростовской области и муниципальных учреждений (в части субвенций и субсидий областного бюджета), на которые не распространяется действие указов Президента Российской Федерации 2012 года, предусмотрена индексация расходов на уровень инфляции в 2024 - 2026 годах, утвержденный прогнозом социально-экономического развития Ростовской области на 2024 - 2026 годы.
Также запланировано повышение расходов на заработную плату отдельных низкооплачиваемых категорий работников до уровня минимального размера оплаты труда.
Бюджетная политика в Ростовской области направлена на обеспечение в первоочередном порядке законодательно установленных мер социальной поддержки граждан и повышение качества услуг в отраслях социальной сферы.
В этих целях в рамках финансового обеспечения учреждений в отраслях социальной сферы в условиях удорожания цен предусмотрена индексация затрат на приобретение материальных запасов (питания, медикаментов, перевязочных средств, медицинских расходных материалов и изделий медицинского назначения, медицинского инструментария, мягкого инвентаря), на приобретение средств обучения и воспитания, исходя из уровня инфляции согласно прогнозу социально-экономического развития Ростовской области на 2024 - 2026 годы.
2.3.1. Образование и молодежная политика
Продолжится системное и последовательное обеспечение качественного образовательного процесса в государственных и муниципальных организациях, направленное на достижение результатов национальных целей развития.
Запланировано строительство школ и детских садов, в том числе с учетом привлечения средств федерального бюджета на создание новых мест в общеобразовательных организациях.
В целях создания условий для получения качественного и доступного образования в Ростовской области будет организована работа по проведению капитального ремонта и оснащению зданий образовательных организаций, в том числе в рамках мероприятий по модернизации школьных систем образования.
В приоритетном порядке предусмотрены средства на:
создание центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, ориентированных на формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков;
создание технопарков "Кванториум" и центров цифрового образования детей "IT-куб" в целях повышения качества и вариативности образовательных программ, отвечающих современным условиям, и увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования;
обновление инфраструктуры сети профессиональных образовательных организаций, направленное на внедрение практико-ориентированных и гибких образовательных программ для подготовки специалистов, востребованных на региональном рынке труда, и доступность профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
оснащение профессиональных образовательных организаций в целях проведения демонстрационного экзамена на оборудовании, которое используется на рабочих местах;
обновление материально-технической базы образовательных организаций, обеспечивающих доступность качественного образования и успешную социализацию для учащихся с особыми образовательными потребностями;
создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в целях развития физкультурно-спортивного воспитания и модернизации спортивной инфраструктуры образовательных организаций;
обновление образовательных учреждений в сфере культуры (детских школ искусств по видам искусств) музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.
С целью эффективного развития кадрового потенциала системы образования Ростовской области предусмотрены премии, единовременные компенсационные выплаты работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Приоритетом бюджетной политики в сфере молодежного движения остается обеспечение проведения мероприятий, направленных на совершенствование организационных условий для успешной самореализации молодежи, профилактики асоциального поведения, этнического и религиозно-политического экстремизма, формирования патриотизма.
С 2024 года начнет работу первый региональный центр молодежной политики, соответствующий стандарту учреждения молодежной политики и направленный на развитие надпрофессиональных навыков и компетенций, - "ДонМолодой". Инфраструктура центра позволит создать мультиформатное пространство, доступное для молодежи всех возрастов и реализующее мероприятия по различным направлениям молодежной политики.
2.3.2. Здравоохранение
Бюджетная политика в сфере здравоохранения в Ростовской области направлена на совершенствование системы оказания медицинской помощи по основным приоритетным направлениям, определенным Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года".
Целями развития областного здравоохранения являются: увеличение численности населения, продолжительности жизни, в том числе здоровой жизни, снижение уровня смертности и инвалидности населения, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В целях финансового обеспечения программы обязательного медицинского страхования на территории Ростовской области, сохранения ее устойчивости, за счет средств областного бюджета обеспечивается уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, численность которого составляет свыше 2,4 млн человек.
В рамках принятого решения о передаче всех муниципальных учреждений здравоохранения в областное подчинение продолжится работа по повышению эффективности использования как финансовых, так и материальных ресурсов, сокращению сроков ожидания оказания медпомощи, осуществлению непрерывного ведомственного контроля.
В целях создания комфортных условий при оказании медицинской помощи планируется проведение работ по капитальному ремонту учреждений здравоохранения, оснащение современным оборудованием, в том числе сосудистых и онкологических отделений медицинских организаций, подразделений первичного звена в рамках программы его модернизации.
Завершится строительство и оснащение областного детского хирургического центра инновационных технологий на 280 коек.
Запланировано оказание высокотехнологичной медицинской помощи, связанной с применением новых, сложных и дорогостоящих методов и технологий лечения, по профилям сердечно-сосудистой хирургии, трансплантации, нейрохирургии, травматологии и ортопедии, офтальмологии, педиатрии.
В условиях сохранения распространения туберкулезной и иных инфекций планируется увеличить количество мероприятий, проводимых для их профилактики и устранения последствий, включая иммунопрофилактику. Кроме того, предполагается реализация расширенной программы профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения, а также расширение программ лечения и реабилитации лиц с заболеваниями.
Бюджетная политика в сфере здравоохранения, как и прежде, будет направлена на совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей в амбулаторных условиях. Особое внимание уделяется раннему выявлению и лечению сахарного диабета в целях предупреждения осложнений данного заболевания, в том числе приводящих к инвалидности. Лекарственными препаратами обеспечиваются пациенты, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, аортокоронарное шунтирование, ангиопластику коронарных артерий.
Продолжится реализация мероприятий по цифровизации здравоохранения, включающей широкий доступ населения к данным о собственном здоровье.
2.3.3. Социальная политика
В сфере социальной политики приоритетным направлением остается, как и прежде, поддержка материнства и детства в Ростовской области. Будут обеспечены выплаты многодетным семьям; при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет из малоимущих семей; на детей первого-второго года жизни; предоставление средств по сертификату на региональный материнский капитал (малоимущим семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей); на приобретение автотранспортного средства (малоимущим многодетным семьям); единовременные денежные выплаты при рождении одновременно трех и более детей, на обеспечение отдыха и оздоровления детей и так далее.
Также через бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации будет осуществляться выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Продолжится распространение социального контракта, направленного на стимулирование активных действий малоимущих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации.
Предусмотрена социальная поддержка старшего поколения, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, жертв политических репрессий.
При поддержке федерального бюджета продолжится осуществление мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а также отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Предусмотрена финансовая поддержка на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в том числе за счет средств федерального бюджета.
2.3.4. Культура
В сфере культуры продолжится финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений культуры, проведение региональных мероприятий.
Приоритетной задачей является охрана и сохранение объектов культурного наследия, расположенных на территории Ростовской области, в том числе разработка проектов предметов охраны объектов культурного наследия регионального значения.
Особое внимание уделено общедоступным государственным и муниципальным библиотекам, которые являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры Ростовской области, выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции.
В 2024 году будет продолжен проект "Донская электронная библиотека" как один из культурных брендов Ростовской области, осуществлена его интеграция с Национальной электронной библиотекой в единое информационное пространство знаний.
В этих целях запланированы мероприятия по созданию модельных муниципальных библиотек, пополнению и укомплектованию книжных фондов, обновлению компьютерного парка библиотек для дальнейшего развития системы корпоративного взаимодействия, приобретению специализированного оборудования со специальным программным обеспечением, а также приобретению программно-технического комплекса автоматизированного самообслуживания, контроля книговыдачи, противокражного контроля сохранности фонда, специализированного реставрационного оборудования и измерительных приборов для государственных библиотек.
Для повышения доступности культурных ценностей для населения Ростовской области продолжится проведение капитального ремонта памятников, областных и муниципальных учреждений культуры.
В части оказания поддержки театрам предусматривается модернизация сценического комплекса большого и малого залов государственного автономного учреждения культуры Ростовской области "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького".
Также запланировано завершение капитального ремонта прилегающей территории государственного автономного учреждения культуры Ростовской области "Ростовский государственный музыкальный театр".
2.3.5. Физическая культура и спорт
В сфере физической культуры и спорта продолжится реализация плана мероприятий по обеспечению финансирования учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта и программами спортивной подготовки.
Основное внимание направлено на повышение мотивации жителей Ростовской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни, развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, создание условий для успешного выступления спортсменов Ростовской области на спортивных соревнованиях и совершенствования системы подготовки спортивного резерва.
В целях повышения уровня подготовки спортсменов Ростовской области продолжится закупка современного спортивно-технологического оборудования.
В рамках заключенных концессионных соглашений будут реализованы проекты по возведению бассейнов на территорий шести муниципальных образований.
2.4. Национальная экономика и модернизация жилищно-коммунального хозяйства
2.4.1. Национальная экономика
Важнейшим приоритетом в расходах областного бюджета по-прежнему остается финансовая поддержка национальной экономики.
В 2024 - 2026 годах планируется продолжить предоставление государственной поддержки в целях сохранения благоприятного инвестиционного климата в Ростовской области.
Предусмотрены меры в части компенсации процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов и возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры и (или) их подключению (технологическому присоединению) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты.
Бюджетная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории Ростовской области.
Для решения данной задачи в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" запланированы мероприятия, направленные на стимулирование малого и среднего предпринимательства. Стимулирование планируется осуществлять как и в предыдущие годы с использованием финансовой, организационной, информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Активизации инвестиционной деятельности, увеличению притока инвестиций в экономику, продвижению инвестиционной привлекательности Ростовской области будут способствовать региональные институты поддержки бизнеса.
Некоммерческая организация "Региональный фонд развития промышленности Ростовской области" продолжит оказывать различные меры государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим промышленное производство.
В целях решения поставленных задач и обеспечения развития экономики Ростовской области в условиях внешнего санкционного давления в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" предусмотрены меры государственной поддержки, стимулирующие рост производства продукции сельского хозяйства, а также повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей Ростовской области.
Особое внимание уделено сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся растениеводством, мясным и молочным скотоводством, племенным животноводством.
С государственной поддержкой планируется осуществлять мероприятия по охране плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, эффективному вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения, проведению уходных работ в мелиоративных защитных лесных насаждениях и развитию мелиоративного комплекса Ростовской области, а также мероприятия по обновлению парка сельскохозяйственной техники.
Также запланировано предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в сфере агротуризма.
В целях государственной поддержки донских виноградарей и виноделов из областного бюджета запланировано субсидирование расходов на закладку молодых виноградников, проведение уходных работ, в том числе на виноградниках автохтонных сортов в плодоносящем возрасте, а также на приобретение сельскохозяйственной техники.
Будет продолжена работа по повышению туристкой привлекательности на территории Ростовской области, развитию внутреннего и въездного (международного) туризма.
2.4.2. Транспорт и дорожное хозяйство
Планирование расходов на дорожное хозяйство осуществляется на основании прогнозируемого объема поступления доходов дорожного фонда Ростовской области, предусмотренных Областным законом от 08.11.2011 N 705-ЗС "О дорожном фонде Ростовской области".
В рамках национального проекта будут выполняться работы, направленные на увеличение доли автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также местного значения, соответствующих нормативным требованиям, снижение доли автомобильных дорог регионального значения, работающих в режиме перегрузки, снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети Ростовской области, снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.
Продолжится реализация крупных инвестиционных проектов за счет средств инфраструктурного кредита из федерального бюджета по строительству автомобильной дороги "Западная хорда", соединяющей трассу от города Таганрога и выезд на западный мост через реку Дон и автомобильной дороги "Северный радиус" в составе Ростовского транспортного кольца, позволяющей предусмотреть дополнительные транспортные развязки на г. Новошахтинск, п. Щепкино, а также возвести мост через "Ростовское" море.
Запланированы мероприятия по развитию рынка газомоторного топлива и модернизации и созданию инфраструктуры трамвая в городе Ростове-на-Дону.
Также будет продолжена работа по цифровизации транспортной отрасли Ростовской области, внедрены интеллектуальные транспортные системы, предусматривающие автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек.
В целях поддержки предприятий железнодорожного транспорта предусмотрено предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с государственным регулированием тарифов на перевозку пассажиров.
2.4.3. Жилищно-коммунальное хозяйство
В 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов планируется значительная поддержка жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на мероприятия по:
ликвидации аварийного жилищного фонда;
капитальному ремонту многоквартирных домов;
формированию современной городской среды, благоустройству общественных территорий населенных пунктов;
возмещению предприятиям жилищно-коммунального хозяйства разницы между экономически обоснованными тарифами и платежами населения;
разработке проектов рекультивации загрязненных земельных участков (полигонов по размещению твердых коммунальных отходов).
При поддержке из федерального бюджета предусмотрена реализация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде.
Финансово обеспечена программа местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Сохранятся расходы на формирование специальных условий ипотечного кредитования и оказание поддержки в приобретении (строительстве) жилья отдельным категориям граждан.
Продолжится оказание государственной поддержки в приобретении жилья многодетным семьям, в том числе в виде предоставления земельных сертификатов на улучшение жилищных условий молодым семьям, семьям, проживающим в сельской местности, а также реализация мер поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В целях развития жилищного строительства в г. Ростове-на-Дону за счет средств кредитных ресурсов из федерального бюджета предусмотрены работы по строительству канализационного коллектора.
3. Повышение эффективности и приоритизация бюджетных расходов
Бюджетная политика в сфере расходов направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их приоритизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Главным приоритетом при планировании и исполнении расходов областного бюджета является обеспечение в полном объеме всех конституционных и законодательно установленных обязательств государства перед гражданами.
В целях создания условий для эффективного использования средств областного бюджета и мобилизации ресурсов продолжится применение следующих основных подходов:
формирование расходных обязательств с учетом переформатирования структуры расходов областного бюджета исходя из установленных приоритетов;
разработка областного бюджета на основе государственных программ с учетом интегрированных в их структуру региональных проектов;
развитие механизмов организации оказании услуг в социальной сфере, направленной на повышение качества и доступности для их получателей;
неустановление расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
активное привлечение внебюджетных ресурсов, направление средств от приносящей доход деятельности, в том числе на повышение оплаты труда отдельным категориям работников, поименованных в указах Президента Российской Федерации 2012 года;
повышение эффективности расходов в части предоставления средств областного бюджета внебюджетному сектору экономики;
совершенствование межбюджетных отношений.
4. Основные подходы к формированию межбюджетных отношений
Основным направлением бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений является содействие в обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов муниципальных образований.
В целях повышения финансовой самостоятельности бюджетов муниципальных образований, стимулирования местных администраций к увеличению собственной доходной базы будет продолжено установление на постоянной основе единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований от:
налога на доходы физических лиц, за исключением налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента;
налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
транспортного налога;
государственной пошлины за предоставление документов через многофункциональные центры;
платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того планируется продолжить предоставление муниципальным образованиям межбюджетных трансфертов стимулирующего характера исходя из дополнительно поступивших в областной бюджет доходов от реализуемых на территориях муниципальных образований проектов, направленных на достижение целей, показателей национальных, федеральных и региональных проектов, а также освоения средств областной финансовой поддержки в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Предоставление бюджетам муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности будет осуществляться с учетом итогов инвентаризации расходных полномочий органов местного самоуправления по данным реестров расходных обязательств, передачи части полномочий органов местного самоуправления исполнительным органам Ростовской области, а также необходимости финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с изменением сети муниципальных учреждений.
Продолжится практика замещения части дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, за исключением налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента.
В целях повышения качества управления муниципальными финансами, повышения ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику, в том числе обеспечения финансовыми ресурсами первоочередных социально значимых расходов местных бюджетов, продолжится практика заключения с главами администраций дотационных муниципальных образований соглашений, предусматривающих мероприятия по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также проведение оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Ростовской области.
В связи с этим продолжится мониторинг планирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, своевременным исполнением принятых расходных обязательств.
Субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование их расходных обязательств будут также предоставляться в рамках государственных программ на основании соглашений с главными распорядителями средств областного бюджета.
Сохранится порядок определения уровней софинансирования при предоставлении субсидий из областного бюджета, основанный на едином подходе ко всем территориям с учетом их бюджетной обеспеченности, неповышении доли бюджетов муниципальных образований относительно показателей предыдущих периодов.
Для обеспечения прозрачности предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, повышения качества бюджетного планирования максимальное количество межбюджетных трансфертов будет распределено между муниципальными образованиями в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (за исключением распределяемых на конкурсной основе).
Продолжится предоставление дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
В целях сохранения на достигнутом уровне целевых показателей по оплате труда отдельных категорий работников планируется предоставление дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований для частичной компенсации дополнительных расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в рамках реализации указов Президента Российской Федерации 2012 года.
Предусмотрено предоставление муниципальным образованиям дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований для частичной компенсации дополнительных расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников в связи с увеличением минимального размера оплаты труда в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Для повышения общественного участия граждан в процессе принятия бюджетных решений продолжится практика реализации инициативных проектов. Впервые, начиная с областного бюджета на 2024 - 2026 годы, субсидии на реализацию инициативных проектов на 2024 год будут распределены между муниципальными образованиями в первоначальном областном бюджете.
Запланировано предоставление бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов бюджетов муниципальных образований с погашением в пределах финансового года с минимальным процентом за их обслуживание.
Заключение с муниципальными образованиями соглашений, предусматривающих мероприятия по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета продолжится посредством Единой автоматизированной системы управления общественными финансами в Ростовской области.
5. Обеспечение сбалансированности областного бюджета
В условиях, когда российская экономика вступила в фазу структурной перестройки из-за введения беспрецедентных внешних торговых и финансовых ограничений, особенно важно обеспечить бюджетную устойчивость и сбалансированность областного бюджета.
Реальными инструментами бюджетной устойчивости могут являться рыночные заимствования в виде кредитов кредитных организаций. Привлечение кредитных ресурсов в зависимости от необходимой потребности с учетом минимизации стоимости заимствований позволит гарантировано исполнить принятые расходные обязательства.
Банковское кредитование будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что должно обеспечить прозрачность и эффективность данного рыночного инструмента.
Для поддержания текущей ликвидности в течение года планируется использование таких инструментов, как управление остатками средств на едином счете областного бюджета, а также привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета, предоставляемых Управлением Федерального казначейства по Ростовской области.
Продолжится положительная практика привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета. Данный механизм обеспечивает выполнение задач социально-экономической инициативы "Инфраструктурное меню" и позволяет развивать в Ростовской области социальную, дорожную, транспортную и коммунальную инфраструктуру.
Погашение и обслуживание бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, будет осуществляться за счет поступлений налоговых и неналоговых доходов от реализации таких инвестиционных проектов. Таким образом, заимствования в виде инфраструктурных бюджетных кредитов не создадут дополнительную долговую нагрузку на областной бюджет.
6. Совершенствование системы внутреннего государственного финансового (муниципального) контроля и контроля финансового органа в сфере закупок
В целях создания условий для повышения эффективности бюджетных расходов при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю продолжится применение следующих основных подходов:
применение единых федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и единых форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного контроля;
применение риск-ориентированного подхода к планированию и осуществлению контрольной деятельности;
использование цифровых технологичных инструментов (подсистема "Риск-Мониторинг" единой информационной системы в сфере закупок, подсистема информационно-аналитического обеспечения государственной интегрированной информационной системы "Электронный бюджет", информационная система "Единая автоматизированная система управления общественными финансами в Ростовской области");
обеспечение непрерывного процесса систематизации, анализа, обработки и мониторинга своевременного устранения нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, и принятия объектами контроля мер, направленных на их недопущение;
совершенствование методологической базы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, учет и обобщение результатов контрольной деятельности;
проведение профилактической работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
обеспечение применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Будет продолжена работа по методологической поддержке органов местного самоуправления в целях повышения уровня организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
В отношении обеспечения контроля в сфере закупок для государственных нужд будут применены новые требования.
Заказчики будут обязаны с 1 апреля 2024 г. заключать структурированные контракты в форме электронного документа по результатам электронных процедур, а с 1 июля 2024 г. - формировать и заключать соглашения об изменении и расторжении контракта в электронном виде в единой информационной системе в сфере закупок. Указанные новации позволят:
обеспечить связь между структурированным извещением, протоколом, заявкой, документами об исполнении и оплаты контракта;
снизить риски ошибок заказчиков за счет автоматического заполнения большей части информации;
обеспечить однократный ввод юридически значимой информации и ее последующий автоматизированный контроль, в том числе финансовый;
обеспечить автоматическое формирование сведений в реестре контрактов.
Кроме того, с 1 января 2024 г. распоряжения о совершении казначейских платежей будут формироваться посредством единой информационной системы в сфере закупок, что также позволит сократить сроки оплаты по контрактам.
Финансовые органы с 1 января 2024 г. будут осуществлять контроль за соответствием вносимой в реестр контрактов информации, в том числе: в части реквизитов счета заказчика и поставщика; об удержании суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком из суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю); о размере налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в случае уменьшения суммы, подлежащей уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Продолжится работа по информированию заказчиков об основных изменениях и новациях в сфере закупок.
Внедрение и применение указанных механизмов способствует совершенствованию финансового контроля, направленному на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок, а также повышению финансовой дисциплины при использовании бюджетных средств.
Начальник управления |
В.В. Лозин |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ростовской области от 23 октября 2023 г. N 741 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.