Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Э.А. Гусейнова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2023 года гражданину Э.А. Гусейнову отказано в передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы на решение районного суда, апелляционное и кассационное определения относительно административного иска о признании незаконными действий сотрудников следственного изолятора по проведению ежедневных обысков камерных помещений, в которых содержался заявитель. Суды пришли к выводу о том, что, поскольку федеральным законодателем каких-либо ограничений по кратности проведения обыскных мероприятий не установлено, проведение их в камерных помещениях на ежедневной основе с учетом необходимости обеспечения безопасности в учреждении закону не противоречит и о нарушении прав административного истца не свидетельствует.
В этой связи Э.А. Гусейнов просит признать статью 34 "Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними" Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 82 "Режим в исправительных учреждениях и его основные требования" и 87 "Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы" УИК Российской Федерации не соответствующими статьям 2, 4 (часть 2), 15, 17, 18, 21, 23, 45, 46, 49, 71 и 125 Конституции Российской Федерации.
Как утверждает заявитель, данные нормы ограничивают время и возможность для подготовки к защите путем включения в дисциплинарные взыскания (водворение в карцер и перевод в штрафной изолятор) ежедневного обыска как дополнительного элемента, используемого в целях устрашения и неоправданного посягательства на неприкосновенность частной жизни.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" закрепляет, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения человеческого достоинства и не должно сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и включающий в себя обыск помещений, в которых размещаются подозреваемые и обвиняемые, с целью обнаружения и изъятия запрещенных в следственном изоляторе предметов, веществ и продуктов питания (часть первая статьи 15, статья 17, часть вторая статьи 34 и статья 36); а также меры поощрения за примерное выполнение обязанностей, соблюдение порядка содержания под стражей и взыскания, применяемые за невыполнение установленных обязанностей с учетом обстоятельств нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого, в том числе водворение в карцер (37-40).
Подозреваемые и обвиняемые в период содержания в карцере ограничиваются в правах, предусмотренных пунктами 6, 8, 13 и 15 части первой статьи 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и пунктами 5.6, 5.8, 5.15 и 5.20 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110, в частности они не имеют права хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, пользоваться письменными принадлежностями и литературой из библиотеки места содержания под стражей. Для них составляется отдельный распорядок дня, материалы уголовных дел таких лиц хранятся в специально отведенном месте и выдаются им на время, определенное их распорядком дня, после чего изымаются, им запрещается переписка и свидания, кроме свиданий с защитником и для бесед с членами общественной наблюдательной комиссии, а также иметь при себе более одной книги, равно как и пользоваться библиотекой следственного изолятора (пункты 330, 387 и 392 названных Правил).
Вместе с тем обыск помещения камерного типа, в которое водворен подозреваемый или обвиняемый, как предусмотренная законом мера обеспечения установленного в следственных изоляторах режима, не является дополнительным элементом санкции за его нарушение, воздействием на достоинство личности и не ограничивает содержащееся в карцере лицо во времени, отведенном распорядком дня для подготовки к защите. Установление и обеспечение указанными нормами прав подозреваемых и обвиняемых, режима содержания под стражей направлено на защиту жизни и здоровья людей, преследует конституционно значимые цели, их правомерность гарантируется судебным, прокурорским, ведомственным, общественным и иным контролем (пункты 3, 7 и 9 части первой статьи 17 и статья 21 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), что не может расцениваться как несоразмерное ограничение прав заявителя.
2.2. Согласно части пятой статьи 82 УИК Российской Федерации осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру; личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными; обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства. Данная норма обеспечивает реализацию запрета осужденным иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать вещи и предметы, перечень которых устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (часть восьмая статьи 82 данного Кодекса). При этом действия администрации исправительного учреждения могут быть обжалованы в суд (часть вторая статьи 20 этого же Кодекса) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2022 года N 1113-О). Следовательно, статья 82 УИК Российской Федерации также не нарушает конституционных прав заявителя.
Что касается статьи 87 УИК Российской Федерации, предусматривающей условия отбывания наказания в виде лишения свободы, порядок перевода из одних условий в другие, а также право обжаловать решение о переводе в установленном законом порядке, то она не регулирует вопросов, связанных с проведением обысков, а потому не может расцениваться в качестве нарушающей права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Таким образом, данная жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гусейнова Эльдара Афраиловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. N 2695-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гусейнова Эльдара Афраиловича на нарушение его конституционных прав статьей 34 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьями 82 и 87 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-