Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 448558-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 448558-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект продлевает на 2024 год особый порядок финансирования медицинской помощи в Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
1. Продлевается норма на 2024 год о том, что нормативными правовыми актами указанных субъектов Российской Федерации может быть установлен отличный срок подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), от срока, установленного частью 2 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ). Это позволит включать в реестр медицинские организации по мере их готовности и необходимости.
2. Определяется порядок финансового обеспечения оказания медицинской помощи лицам, проживающим на территориях указанных субъектов Российской Федерации, а также оказания медицинской помощи в медицинских учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, лицам, проживающим в иных субъектах Российской Федерации.
В частности, одним из положений законопроекта определено, что в 2024 году финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, которая не входит в базовую программу ОМС, а также оказание медицинской помощи в таких учреждениях лицам, проживающим на данных территориях, но не застрахованным в рамках программы ОМС, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, сформированных в том числе за счет предоставления из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов Российской Федерации и дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Российской Федерации.
Комитет отмечает, что в проекте федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" предусмотрено предоставление указанным субъектам Российской Федерации дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Также указанным субъектам Российской Федерации предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Российской Федерации в 2024 году в объеме 37,50 млрд. рублей.
3. Уточняется порядок расчета страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2024 году, а также устанавливается порядок их уплаты указанными субъектами Российской Федерации в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС). Устанавливаемый размер ежемесячного платежа и сроки уплаты аналогичны установленным Федеральным законом N 326-ФЗ.
Комитет отмечает, что в проекте федерального закона N 448556-8 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" в доходах бюджета ФФОМС на 2024 год предусмотрено поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения от указанных субъектов Российской Федерации в сумме 24,0 млрд. рублей, объем которых определен исходя из прогнозной численности населения, проживающего в соответствующем субъекте Российской Федерации по состоянию на 1 января 2024 года, за исключением численности работающего населения на 1 июля 2023 года по данным Федеральной налоговой службы и тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Также в доходах бюджета ФФОМС учтены поступления страховых взносов на ОМС работающего населения, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, осуществляющими свою деятельность на территориях указанных субъектов Российской Федерации в 2024 году в сумме 14,8 млрд. рублей, в 2025 году - 15,6 млрд. рублей, в 2026 году - 16,5 млрд. рублей.
Кроме того, устанавливается условие, что при соблюдении такого порядка из бюджета ФФОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС передаются межбюджетные трансферты в целях финансирования оказания медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, застрахованным лицам по ОМС, проживающим на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Аналогичное условие установлено Федеральным законом N 326-ФЗ.
Комитет отмечает, что указанные межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС зарезервированы в нормированном страховом запасе бюджета ФФОМС.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует проект федерального закона N 448558-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.