г. Краснодар |
|
18 сентября 2020 г. |
Дело N А15-5828/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Диакав" (ИНН 6658444694, ОГРН 1136658035667) - Булдакова С.А. (доверенность от 25.02.2020 N 25/02/20), в отсутствие в судебном заседании заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (ИНН 0560029210, ОГРН 1050560002129), Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г. Буйнакске, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диакав" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А15-5828/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Диакав" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее - управление) и Территориальному отделу Управления в г. Буйнакске (далее - территориальный отдел) о признании недействительными результатов проверки обособленного подразделения общества; о признании недействительным акта проверки от 30.08.2019 N 1208 (в части пунктов 3 и 4) и предписания от 06.09.2019 N 1208-17 (в части пунктов 3 и 4).
Решением суда первой инстанции от 22.01.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.06.2020, производство по делу в части требований о признании недействительным акта проверки от 30.08.2019 N 1208 (пункты 3 и 4) прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество оказывает медицинские услуги по профилю "гемодиализ" в обособленном подразделении.
Управлением проведена плановая выездная проверка общества на предмет соблюдения обязательных требований, установленных законодательством.
В ходе проведения проверки установлено, что в гемодиализном центре общества, находящемся по адресу: Республика Дагестан, Унцукульский район, пос. Шамилькала, имеются нарушения требований действующего законодательства, а именно: в программу производственного контроля не включен контроль качества воды для гемодиализа по токсикологическим показателям; производственный контроль за качеством воды для гемодиализа (микробиологических и токсикологических показателей) не проводится с установленной периодичностью; не представлены протоколы результатов исследований на микробиологические показатели (регламентировано ежемесячно (ОМЧ, содержание эндотоксина)) и токсикологические показатели (регламентировано ежедневно (кальций, магний, калий, натрий, хлорамин и свободный остаточный хлор), 1 раз в месяц (медь, свинец), ежеквартально (хром), 1 раз в полгода (сурьма, мышьяк, арий, бериллий, кадмий, фториды, ртуть, нитраты, селен, серебро, сульфаты, олово, цинк)).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением акта проверки от 30.08.2019 N 1208 и выдачи обществу предписания от 06.09.2019 N 1208-17, которым предписано в соответствии с требованиями действующего законодательства включить в программу производственного контроля контроль качества воды для гемодиализа по токсикологическим показателям (пункт 3); проводить производственный контроль за качеством воды для гемодиализа (микробиологических и токсикологических показателей) с установленной периодичностью лабораторией, аккредитованной в национальной системе аккредитации, ежемесячно - ОМЧ, содержание эндотоксина; ежедневно - кальций, магний, калий, натрий, хлорамин и свободный остаточный хлор; ежемесячно - медь, свинец; ежеквартально - хром; 1 раз в полгода - сурьма, мышьяк, барий, бериллий, кадмий, фториды, ртуть, нитраты, селен, серебро, сульфаты, олово, цинк (пункт 4). Обществу предписано представить копию договора с аккредитованной организацией на проведение лабораторных исследований и протоколы результатов исследований к 01.11.2019.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона N 52-ФЗ производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), администрация организации, осуществляющей медицинскую деятельность, обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами.
В силу пункта 3.2.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 юридические лица являются ответственными за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля.
Согласно пункту 1.3 Санитарных правил "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18 (далее - Санитарные правила), данный документ предназначен, в том числе, для юридических лиц, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги.
В силу пункта 1.5 Санитарных правил юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно пункту 2.2 Санитарных правил целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
В силу пункта 2.3 Санитарных правил объектами производственного контроля являются, в том числе, технологическое оборудование, технологические процессы, используемые для выполнения работ, оказания услуг.
Пунктом 2.5 Санитарных правил установлено, что номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
В силу пункта 2.7 Санитарных правил мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица.
Согласно пункту 3.6 Санитарных правил программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать, в том числе, мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды процесса выполнения работ, оказания услуг, а также другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно пункту 4.1 Санитарных правил производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний, в том числе в зданиях и сооружениях, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность.
Согласно пункту 6.1 Национального стандарта Российской Федерации "ГОСТ Р 52556-2006. Вода для гемодиализа. Технические условия", утвержденного и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 12.07.2006 N 131-ст (далее - ГОСТ Р 52556-2006) за качеством воды для гемодиализа следует осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
В силу пункта 6.2 ГОСТ Р 52556-2006 производственный контроль качества воды для гемодиализа осуществляет юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию гемодиализного оборудования по рабочей программе.
Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию гемодиализного оборудования в соответствии с рабочей программой, постоянно контролирует качество воды для гемодиализа в местах водозабора, после прохождения системы водоочистки и перед поступлением в гемодиализный аппарат.
Пунктом 6.3 ГОСТ Р 52556-2006 установлено, что общее микробное число и содержание эндотоксинов в очищенной воде для гемодиализа проверяют ежемесячно.
В пункте 6.4 ГОСТ Р 52556-2006 приведена периодичность контроля воды для гемодиализа по токсикологическим показателям.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта осуществления обществом деятельности по проведению гемодиализа с нарушением установленных законом требований, что свидетельствует о наличии правовых оснований для выдачи управлением, имеющим соответствующие полномочия, предписания от 06.09.2019 N 1208-17.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А15-5828/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.