Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 441537-8 "О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 441537-8 "О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроект направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. N 20-П по делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова (далее - постановление N 20-П).
Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации являлся вопрос об условиях и порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, признанных малоимущими, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и являющихся собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, когда такое обеспечение не осуществляется в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В настоящее время и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, чье жилье признано непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежит. Как следует из буквального толкования указанной нормы, возможность признания гражданина нуждающимся в жилом помещении не связана с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) его жилье, а потому нуждающимся, по смыслу данных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник. Таким образом, если семья признана малоимущей, т.е. неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, и принята на учет в качестве нуждающейся, то у органов местного самоуправления возникает обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.
Аналогичную позицию высказал и Конституционный Суд в своем постановлении N 20-П, указав на то, что ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его норм не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, является их проживание в жилых помещениях на основании договора социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Между тем, сложившаяся практика допускает предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, только при условии, что эти граждане занимают такое помещение на основании договора социального найма, так как жилищные права собственника помещения, признанного непригодным для проживания, обеспечиваются по правилам статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а если дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то дополнительно - и статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Факт постановки гражданина и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, не порождает права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.
Такие необоснованные различия в жилищных правах граждан одной категории - нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма, в зависимости от того, на каком основании граждане владеют жильем, поставили собственников жилья в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме в более невыгодном положении по сравнению с нанимателями таких помещений.
Законопроектом предлагается установить, что жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке гражданам-очередникам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, если в отношении собственников - не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия указанного жилого помещения, т.е. если их жилищные права не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Предлагаемое регулирование соответствует постановлению N 20-П и направлено на системное решение вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 441537-8 "О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации" и предлагает принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.