г. Краснодар |
|
21 сентября 2020 г. |
Дело N А63-10417/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (ИНН 2636803134, ОГРН 1112651035463) - Ковлягина А.Н. (доверенность от 01.01.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Мирошникова Дмитрия Сергеевича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А63-10417/2019, установил следующее.
ООО "Эко-Сити" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному отделу в Изобильненском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2019 N 259 о привлечении к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде предупреждения.
Определением от 18.09.2019 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Мирошникова Дмитрия Сергеевича.
Решением суда от 26.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.05.2020, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения по статье 6.3 Кодекса, отсутствие нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и оснований для признания правонарушения малозначительным.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.12.2019 и постановление апелляционной инстанции от 27.05.2020, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что суд нарушил нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Отсутствует событие административного правонарушения: в материалах административного производства не представлены доказательства размещения в районах застройки домов г. Новоалександровска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), включенных в схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и в соответствующий реестр; обязанность регионального оператора осуществлять планово-регулярную систему очистки районов застройки домов от твердых отходов не предусмотрена ни Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), ни соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Апанасенковского, Грачевского, Красногвардейского, Труновского, Туркменского, Шпаковского муниципальных районов, а также Изобильненского, Ипатовского, Новоалександровского, Петровского городских округов городского округа город Ставрополь Ставропольского края (далее - Соглашение).
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, общество, являясь по соглашению от 02.06.2017 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляет свою деятельность на территории Ставропольского края.
По результатам рассмотрения жалобы Мирошникова Д.С. отдел провел проверку общества, в ходе которой установил, что общество не осуществляет своевременный вывоз твердых бытовых отходов в районах застройки домов г. Новоалександровска, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, чем нарушены требования пункта 6.4 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов" (далее - СанПиН 42-128-4690-88).
По данному факту отдел 08.05.2019 составил протокол об административном правонарушении N 311 и вынес постановление от 16.05.2019 N 259 о привлечении общества к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса с назначением наказания в виде предупреждения.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление в суд.
Суды сделали основанный на представленных в материалы дела доказательствах вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 6.3 Кодекса, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выраженное в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
При этом суды обосновано исходили из следующего.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения; осуществлять производственный контроль, в т.ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг (статья 11 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 6.4. СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что предприятиям по уборке следует: своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий; составлять на каждую спецмашину маршрутные графики со схемой движения; корректировать маршрутные графики в соответствии с изменившимися эксплуатационными условиями; обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков; в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю.
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, на общество в силу вышеприведенных положений возложена обязанность на подведомственной ему территории непосредственно участвовать в организации и контроле за сбором и вывозом отходов.
Суды установили, что согласно информации, размещенной на сайте общества (ecocity26.ru), география обслуживания общества включает в себя и Новоалександровский городской округ, согласно графику вывоза ТКО в г. Новоалександровске из частного сектора вывоз ТКО осуществляется каждые две недели.
При составлении протокола об административном правонарушении представитель общества в пояснениях указал на ошибку в информации, размещенной на сайте общества, - фактически сбор ТКО на территории г. Новоалександровска и Новоалексанровского района осуществляется один раз в неделю, что подтверждается данными системы ГЛОНАСС.
Кроме того, в условиях договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2018 N 04_07_01545 и приложении к данному договору в графе "Периодичность вывоза ТКО**" указано - 4. Согласно разъяснениям, отсылающим к "**", 4 обозначает цифру по дням недели, что также подтверждает, что общество осуществляет сбор и вывоз ТКО с территории Новоалександровского городского округа с нарушением требований, установленных действующим законодательством, и, в частности, санитарными правилами СанПиН 42-128-4690-88, согласно которым в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, следует осуществлять вывоз ТКО не реже двух раз в неделю.
Таким образом, из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что обществом в Новоалександровском городском округе вывоз ТКО в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлялся только один раз в неделю. Данное обстоятельство подтверждается данными системы ГЛОНАСС, и не отрицается обществом.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 6.3 Кодекса, верно указав, что вина общества во вмененном правонарушении заключается в непринятии всех возможных мер для предотвращения нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и соблюдения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Документально выводы судов общество не опровергло, доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, не представило.
Проверяя довод общества о том, что оно не обязано осуществлять регулярную очистку территорий застройки от ТКО, судебные инстанции правомерно указали, что СанПиН 42-128-4690-88 подлежат обязательному соблюдению в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенный Законом N 89-ФЗ как юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
На основании соглашения по организации деятельности с ТКО от 02.06.2017 общество в статусе регионального оператора на территории Ставропольского края, в том числе и Новоалександровского городского округа, приступило к исполнению своих обязанностей с 01.01.2018.
Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соблюдение требований санитарного законодательства при осуществлении деятельности по обращению с ТКО также установлены статьей 13 Закона N 89-ФЗ и пунктом 3 Правил N 1156.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что общество обязано осуществлять деятельность по обращению с ТКО в установленной зоне деятельности с использованием спецтранспорта (мусоровоз) в соответствии с установленными требованиями, в том числе и требованиями, установленными в санитарных правилах.
Отклоняя довод общества об отсутствии в материалах административного производства доказательств размещения в районах застройки домов г. Новоалександровска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включенных в схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и в соответствующий реестр, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу пункта 25 Правил N 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются места приема и передачи ТКО, а также периодичность вывоза ТКО.
Периодичность сбора и вывоза ТКО закреплена требованиями именно санитарного законодательства, в частности СанПиН 42-128-4690-88.
Пунктом 9 Правил N 1156 закреплено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах накопления ТКО.
Кроме того, согласно подпунктам 1, 6 пункта 8 раздела III "Основные функции регионального оператора" Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ставропольского края, установленных постановлением Правительства Ставропольского края от 07.08.2017 N 315-п, основными функциями регионального оператора являются заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, которые находятся в зоне деятельности регионального оператора, а также выявление мест сбора и накопления ТКО, в отношении которых информация в территориальной схеме обращения с отходами отсутствует.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество заключило с потребителем-гражданином договор на оказание услуг по обращению с ТКО, место накопления которого указано в договоре, и берет за это соответствующую плату (квитанция имеется в деле), следовательно, приняло на себя обязательства, которые должны исполняться.
Таким образом, в силу требований действующего санитарного законодательства вывоз ТКО в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности должен осуществляться не реже двух раз в неделю, а не один раз в неделю, как следует из имеющихся в деле доказательств.
Общество, являясь по соглашению от 02.06.2017 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим свою деятельность на территории Ставропольского края, обязано организовать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными правилами, т.е. вывоз ТКО в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности должен осуществляться не реже двух раз в неделю, а не один раз в неделю, как следует из имеющихся в деле доказательств. Доказательства обратного общество не представило.
Установленную по настоящему делу совокупность обстоятельств, представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды оценили по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а общество при кассационном обжаловании судебных актов по настоящему делу просит их переоценить, что противоречит положениям статей 286, 287 Кодекса.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А63-10417/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2020 г. N Ф08-7256/20 по делу N А63-10417/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7256/20
27.05.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-855/20
26.12.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10417/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10417/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10417/19
18.09.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10417/19