Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города
от 24.10.2023 N 2615
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Город Великие Луки" на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Город Великие Луки" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Великие Луки", утвержденного решением Великолукской городской Думы от 23.08.2013 N 72.
I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики за 2022 год и 9 месяцев 2023 года
В 2022 - 2023 году продолжается адаптация экономики к изменившимся внешним условиям, в том числе к введенным санкциям, и переходу к новой модели экономического роста. На позитивный характер формирующихся тенденций решающее влияние оказывает реализация на государственном уровне комплекса мер, направленных на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, включая поддержку экономики и социальной сферы.
Вместе с тем в связи со сложившейся геополитической обстановкой и макроэкономической конъюнктурой продолжают сохраняться риски возникновения дополнительных расходов и недопоступления доходов бюджета. Кроме того, отмечается усиление проинфляционных факторов. В целях минимизации указанных рисков повышается требование к качеству прогноза социально-экономического развития округа для объективной оценки показателей доходов и расходов, закладываемых при формировании бюджета.
Бюджетная политика муниципального образования "Город Великие Луки" в 2022 году была ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию, указах Президента Российской Федерации.
Несмотря на все сложности в 2022 году налоговые доходы поступили с положительной динамикой. По итогам года налоговые доходы бюджета города увеличились на 161,8 млн. рублей относительно предшествующего периода. Поступление налоговых доходов бюджета города обеспечено в первую очередь налогом на доходы физических лиц, формирующим 70,9% всех налоговых платежей. Поступление неналоговых доходов увеличились на 1,1 млн. рублей.
По итогам 9 месяцев 2023 года налоговые доходы поступили в объеме 750,8 млн. рублей, что на 51,2 млн. рублей или на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
С 01 января 2023 года введен единый налоговый счет (ЕНС), режим работы которого подразумевает автоматический перерасчет налоговых платежей с учетом переплаты и возможностью распоряжения положительным сальдо счета. Поступления налоговых платежей в бюджет теперь жестко увязаны с датой уплаты налога, что требует учета при реализации бюджетной и налоговой политики.
Основными итогами бюджетной политики являются:
- обеспечена сбалансированность и устойчивость городского бюджета;
- сохранена высокая доля социально ориентированных расходов, выполнены гарантированные социальные обязательства города (направление расходов бюджета в приоритетном порядке на обеспечение и развитие социально-культурной сферы (более 75%));
- реализован ряд масштабных мероприятий в рамках национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года": строительство муниципальных объектов образования, выполнение работ, направленных на обеспечение населения города Великие Луки чистой, соответствующей принятым стандартам водой; совершенствование материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта, мероприятия в сфере ЖКХ, благоустройства и создания комфортной городской среды, продолжены мероприятия по переселению граждан города из жилья, признанного аварийным;
- обеспечена реализация майских указов Президента Российской Федерации в части повышения уровня заработной платы отдельных категорий работников отраслей социальной сферы, а также реализация принятых на федеральном уровне решений по увеличению размера МРОТ;
- соблюдены установленные региональным законодательством нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Псковской области;
- отсутствует кредиторская задолженность по заработной плате и социальным выплатам;
- полностью и своевременно исполнялись долговые обязательства муниципального образования при соблюдении ограничений бюджетного законодательства Российской Федерации, использовались различные механизмы снижения расходов на обслуживание муниципального долга;
- обеспечена открытость бюджетного процесса и информированность заинтересованных жителей города о состоянии финансово-бюджетной сферы города путем проведения публичных слушаний и размещения информации о формировании и исполнении бюджета города в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и СМИ. В соответствии с приказом Комитета по финансам Псковской области от 10.01.2023 N 6 "Об организации и проведении мониторинга и составления рейтинга муниципальных образований области по уровню открытости бюджетных данных" определены основные принципы обеспечения открытости бюджетных данных, на специализированном сайте создан раздел "Открытый бюджет", в котором поэтапно в соответствии с бюджетным процессом размещается бюджетная информация муниципального образования "Город Великие Луки" в доступном для восприятия населения города виде;
- обеспечивается широкое вовлечение граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных решений, общественного контроля их эффективности и результативности. По итогам 2022 года через сложившуюся муниципальную систему ТОС реализовано 16 проектов в сфере благоустройства территорий, по итогам 9 месяцев 2023 года - 13 проектов. Инициаторами проектов являются инициативные группы граждан - жителей города Великие Луки.
Основными итогами реализации налоговой политики являются:
- проведение взвешенной политики в области предоставления налоговых льгот по местным налогам. С этой целью с 2020 года ведется работа по формированию Перечня налоговых расходов муниципального образования "Город Великие Луки", с 2021 года - проводится оценка эффективности налоговых расходов. В 2022 году по итогам оценки налоговых расходов за 2021 год определено, что неэффективных налоговых расходов в муниципальном образовании "Город Великие Луки" нет. Все налоговые льготы способствуют снижению социальной напряженности, повышению уровня жизни и созданию условий для комфортной жизни;
- расширение налоговой базы путем вовлечения в налогообложение незарегистрированных земельных участков и имущественных объектов (легализация объектов налогообложения);
- рассмотрение вопросов совершенствования налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях содействия формированию благоприятного инвестиционного климата Администрацией города в 2022 году на постоянной основе велось информирование предприятий, субъектов МСП и ИП о проходимых на территории РФ выставках, ярмарках, конференциях, через прямое информирование (путем направления писем), через размещения на официальном сайте МО "Город Великие Луки", официальной странице Администрации города в VK и на официальном сайте МАУ "Бизнес-Инкубатор "Новация" и странице учреждения в VK; осуществлялась поддержка инфраструктурной организации в сфере малого и среднего предпринимательства - муниципального автономного учреждения "Бизнес-инкубатор "Новация" (МАУ "БИН"), оказывающему информационно-консультационные услуги, предоставление на конкурсной основе в аренду помещений субъектам малого предпринимательств. На данные цели было израсходовано - 3 764,0 тыс. руб.;
- реализация мероприятий по содействию развитию конкуренции в муниципальном образовании "Город Великие Луки" в соответствии с постановлением Администрации города Великие Луки от 03.02.2022 N 156 "Об обеспечении выполнения мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в муниципальном образовании "Город Великие Луки" на 2022 - 2025 годы";
- проводится индивидуальная на постоянной основе работа с должниками в рамках Межведомственной комиссии при Администрации города по вопросам осуществления контроля за полной и своевременностью платежей в бюджеты всех уровне и внебюджетные фонды, выплаты заработной платы, а также легализации трудовых отношений граждан, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в муниципальном образовании "Город Великие Луки".
- проведена инвентаризация дебиторской задолженности в городской бюджет, актуализированы сведения по задолженности, признанной безнадежной, а также определен план мероприятий по сокращению задолженности.
В целом, реализуя мероприятия бюджетной и налоговой политики в 2022 году, и по итогам 9 месяцев 2023 года удалось обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы муниципального образования "Город Великие Луки" при безусловном исполнении всех принятых бюджетных обязательств и поставленных задач в новых условиях санкционного давления на экономику страны. Обеспечивается преемственность реализуемых ранее мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала для исполнения принятых социальных обязательств, финансового обеспечения реализации приоритетных направлений.
II. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Формирование проекта бюджета муниципального образования "Город Великие Луки" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет осуществляться в том числе с учетом рисков, связанных с санкционной политикой в отношении России. В связи с этим меры бюджетной и налоговой политики должны быть направлены на поддержание устойчивости и сбалансированности бюджетной системы с обеспечением возможности оперативного реагирования на изменения экономической ситуации.
Бюджетная и налоговая политика в предстоящем периоде сохранит преемственность приоритетов предыдущих бюджетных циклов и будет нацелена на обеспечение социально-экономического развития города, в том числе за счет достижения целей и решения ключевых задач, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и программными документами.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- укрепление доходной базы бюджета муниципального образования "Город Великие Луки" вследствие наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов;
- повышение обоснованности и качества бюджетного планирования;
- повышение эффективности использования финансовых ресурсов города;
- поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном и оправданном уровне;
- повышение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса.
III. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение основных условий, используемых при составлении проекта бюджета города на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города на 2024 - 2026 годы.
Бюджетная политика в 2024 - 2026 годах будет направлена на:
1. Обеспечение сбалансированности и среднесрочной устойчивости бюджета муниципального образования "Город Великие Луки", в том числе за счет:
формирования реалистичного прогноза поступления доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития города Великие Луки на среднесрочный период (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов);
взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;
сдерживания роста расходов и недопущения принятия расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
проведения ответственной долговой политики.
2. Повышение эффективности и оптимизацию бюджетных расходов, в том числе за счет:
приоритизации расходов;
оптимизации сети муниципальных учреждений;
оптимизации расходов, оказываемых муниципальными учреждениями, в рамках муниципальных заданий не менее, чем на 5% относительно действующих параметров за счет активизации платной деятельности, внедрения новых видов услуг, оказываемых на платной основе населению города;
поддержания в актуальном состоянии муниципальных программ с учетом глобальных вызовов, федеральных и региональных приоритетов развития;
реализации мероприятий муниципальных программ на принципах прозрачности и открытости;
усиления контроля финансовой дисциплины отраслевых (функциональных) органов;
концентрации финансовых ресурсов для достижения целей и результатов региональных и национальных проектов;
участие в национальных проектах (федеральных, региональных) с целью максимально возможного привлечения средств вышестоящих бюджетов на развитие экономической и социальной сфер города, проведение реконструкции (строительства, капитальных и текущих ремонтов) по важнейшим муниципальным объектам, требующим вложение инвестиций, существенных расходов городского бюджета.
3. Повышение качества оказываемых муниципальных услуг и повышение ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципальных заданий, в том числе установление требований об обязательном возврате средств субсидий в бюджет городского округа в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) объемных показателей, установленных в муниципальном задании.
4. Повышение эффективности муниципального управления, в том числе за счет:
повышения качества финансового менеджмента в отраслевых (функциональных) органах и муниципальных учреждениях города Великие Луки;
реализации принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами, раскрытия финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе для граждан;
расширения практики инициативного бюджетирования.
5. Развитие и совершенствование систем финансового контроля и контроля в сфере закупок.
6. Обеспечение функционирования работоспособных систем муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Система внутреннего финансового аудита должна предусматривать не только определение и проведение контрольных действий с учетом оценки рисков, но и проведение системной работы по устранению причин и условий реализации рисков, приводящих к нарушениям в финансово-бюджетной сфере.
Контрольная деятельность всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, должна основываться на единых методологических подходах и быть нацелена на снижение доли неэффективных расходов и повышение уровня финансовой дисциплины в муниципальных учреждениях города.
Налоговая политика в 2024 - 2026 годах будет направлена на:
1. увеличение налогового потенциала города и повышение уровня собственных доходов бюджета города;
2. улучшение качества администрирования местных налогов и повышения уровня собираемости налогов, поступающих в бюджет города, том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по налоговым платежам в бюджет города. Повышение уровня ответственности главных администраторов доходов бюджета за качественное прогнозирование доходов и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам бюджета;
3. продолжение политики обоснованности и эффективности применения льгот по местным налогам,
4. взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал города;
5. проведение мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе:
5.1. выявление недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или используемых не по целевому назначению, и увеличение доходов от их использования;
5.2. проведение разъяснительной и иной работы среди населения города по стимулированию государственной регистрации объектов недвижимости, земельных участков с целью увеличения налогооблагаемой базы для исчисления имущественных налогов, поступающих в доход городского бюджета;
5.3. повышения качества претензионно-исковой работы с неплательщиками;
6. совершенствование нормативно-правовых актов о налогах, принятых органами местного самоуправления, с учетом изменений федерального законодательства;
7. продолжение работы по совершенствованию межбюджетных отношений с целью привлечения средств вышестоящих бюджетов.
В конечном итоге бюджетная и налоговая политика на среднесрочную перспективу позволит осуществить на качественном уровне формирование и исполнение бюджета муниципального образования "Город Великие Луки" на 2024 год и плановый период, при этом гарантированно реализовать задачи, поставленные в рамках национальных проектов, обеспечив сбалансированность и устойчивость бюджетной системы муниципального образования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Великие Луки Псковской области от 24 октября 2023 г. N 2615 "Об основных направлениях бюджетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.