Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается ограничить возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, совершивших преступления ненасильственного характера, женщин, имеющих малолетних детей, а также установить запрет избрания такой меры пресечения в отношении лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями.
Вместе с тем вводимые в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК) понятия "преступление насильственного характера" и "преступление ненасильственного характера" раскрывают не процессуальные, а материально-правовые характеристики преступлений, относящиеся к оценочным понятиям, не требующим нормативного закрепления. Кроме того, статьей 99 УПК среди обстоятельств, учитываемых при избрании меры пресечения, рассматриваемый признак не указан.
Необходимо также учитывать, что предлагаемое регулирование исключает возможность заключения под стражу даже в тех случаях, когда подозреваемые или обвиняемые продолжают преступную деятельность, препятствуют производству по уголовному делу, а цели уголовного преследования не могут быть достигнуты применением иной меры пресечения. Тем самым общий запрет применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, совершивших преступления средней тяжести ненасильственного характера и небольшой тяжести, при отсутствии исключительных обстоятельств создает предпосылки к возникновению угроз безопасности. В связи с этим перечень случаев, на которые распространяется законопроект, требуется уточнить.
Предлагаемая регламентация потребует пересмотра части первой.1 статьи 108 УПК, предусматривающей меньший уровень гарантий. Ограничения по избранию меры пресечения необходимо распространить на мужчин, являющихся единственными родителями таких детей, единственных родителей детей-инвалидов, а также на беременных женщин.
Одновременно следует предусмотреть исключительные случаи, при которых возможно заключение под стражу несовершеннолетних, женщин, имеющих малолетних детей, совершивших преступления средней тяжести ненасильственного характера (например, если ими была нарушена ранее избранная мера пресечения, либо они скрылись от органов предварительного расследования или от суда).
В проектируемой части второй.1 статьи 108 УПК следует сделать отсылку к перечню тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядку их медицинского освидетельствования и форме медицинского заключения.
Законопроектом предлагается установить запрет на дальнейшее продление срока содержания под стражей обвиняемого в связи с неустановлением его личности или отсутствием постоянного места жительства на территории Российской Федерации. Однако при совершении преступления гражданином иностранного государства, лицом без гражданства либо не имеющим документов, либо умышленно скрывающим подлинные сведения о себе, установление его личности, места жительства на территории Российской Федерации может быть затруднительно, в связи с чем предлагаемая норма приведет к ослаблению превентивной функции уголовного закона, затруднит процесс расследования преступлений, в том числе связанных с незаконным пересечением государственной границы Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.