г. Краснодар |
|
28 сентября 2020 г. |
Дело N А32-1545/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 231000981, ОГРН 1022301623684) - Пасенко А.А. (доверенность от 04.09.2020), в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального унитарного предприятия "Городское коммунальное хозяйство" (ИНН 2337031232,ОГРН 1062337003992), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2020 по делу N А32-1545/2020, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Городское коммунальное хозяйство" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) об отмене постановления от 16.12.2019 N 287-00-18 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 200 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 26.05.2020 в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.07.2020 указанное решение суда отменено. Постановление управления от 16.12.2019 N 287-00-18 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением при сверке реестра опасных производственных объектов установлено, что предприятие эксплуатирует опасный производственный объект - "транспортный цех" (IV класс опасности), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Гречко 132, зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов за N А30-07682-0001 (далее - опасный производственный объект).
При этом по состоянию на 14.10.2019 сведения об организации и осуществлении производственного контроля на опасном производственном объекте за 2018 год от предприятия в административный орган не поступали.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления управлением в отношении предприятия протокола об административном правонарушении от 25.11.2019 N 287-00-18 и вынесения постановления от 16.12.2019 N 287-00-18 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса в виде 200 000 рублей штрафа.
Предприятие, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон) установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Согласно пункту 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила), эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 данного документа федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.
Информация, подлежащая включению в состав сведений об организации производственного контроля, содержится в пункте 15 Правил.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные, в том числе, частью 1 статьи 4.5 Кодекса.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части.
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на опасном производственном объекте за 2018 год должны включать в себя план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за соответствующий (текущий) 2018 год, а также сведения о выполнении плана за 2017 год. Указанные сведения подлежали представлению до 01.04.2018.
Таким образом, поскольку вмененное заявителю правонарушение является оконченным (совершенным) по истечении установленного законом срока - 01.04.2018, то, с учетом положений статьи 4.5 Кодекса, постановление о привлечении к административной ответственности должно быть вынесено не позднее 01.04.2019.
Вместе с тем, фактически оспариваемое в рамках настоящего дела постановление вынесено управлением 16.12.2019, то есть с пропуском срока давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса, что является самостоятельным основанием для признания указанного постановления незаконным.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 308-ЭС19-4715 и от 01.06.2020 N 306-ЭС20-7866.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2020 по делу N А32-1545/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на опасном производственном объекте за 2018 год должны включать в себя план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за соответствующий (текущий) 2018 год, а также сведения о выполнении плана за 2017 год. Указанные сведения подлежали представлению до 01.04.2018.
Таким образом, поскольку вмененное заявителю правонарушение является оконченным (совершенным) по истечении установленного законом срока - 01.04.2018, то, с учетом положений статьи 4.5 Кодекса, постановление о привлечении к административной ответственности должно быть вынесено не позднее 01.04.2019.
Вместе с тем, фактически оспариваемое в рамках настоящего дела постановление вынесено управлением 16.12.2019, то есть с пропуском срока давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса, что является самостоятельным основанием для признания указанного постановления незаконным.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 308-ЭС19-4715 и от 01.06.2020 N 306-ЭС20-7866."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2020 г. N Ф08-7401/20 по делу N А32-1545/2020