Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к приказу Департамента
образования и науки города
Москвы и Департамента
здравоохранения города Москвы
от 15.09.2023 г. N 864/933
Рабочая программа
учебного курса "Шаг в медицину. Анатомия и физиология человека. Здоровье человека" для обучающихся 10-х классов школ
Пояснительная записка
Учебный курс "Шаг в медицину. Анатомия и физиология человека. Здоровье человека" направлен на углубление знаний обучающихся в области анатомии и физиологии человека и основ здорового образа жизни.
Курс реализуется на уровне среднего общего образования в 10 классе, рассчитан на 64 часа и состоит из двух модулей: "Анатомия и физиология человека" и "Здоровье человека".
Изучение анатомии человека является одним из самых сложных разделов в курсе биологии, а основы физиологии в школьном курсе представлены недостаточно полно. Изучение модуля "Анатомия и физиология человека" позволяет сформировать правильное представление обучающихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов, протекающих в организме человека. Основой содержания модуля является изучение неразрывной связи особенностей строения человека с функциями и процессами, протекающими в его организме.
Модуль "Здоровье человека" направлен на расширение знаний обучающихся о гигиене и санитарии, современной медицинской помощи и ее видах, способствует сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих, осознанному выбору будущей профессии.
Содержание курса позволяет уделить внимание индивидуальным интересам каждого обучающегося, сформировать навыки выполнения и оформления практических исследовательских работ.
Новизна учебного курса заключается в изменении подхода к содержанию и методам обучения учащихся. В курсе заложены различные формы работы, направленные на дополнение и углубление знаний, с опорой на практическую деятельность, с учетом профориентации в выбранной профессии.
При реализации содержания учебного курса используется оборудование лабораторного комплекса медицинского класса, что в значительной мере повышает эффективность самостоятельной работы обучающихся в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Личностные результаты
1. Понимание сущности и социальной значимости медицинской профессии.
2. Стремление к осознанному выбору профессии и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования.
3. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни.
4. Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
Метапредметные результаты
1. Уметь работать с различными источниками биологической информации (научно-популярная литература, биологические словари и справочники), анализировать и оценивать информацию.
2. Владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности: видеть проблему, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал.
3. Организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, индивидуальную и групповую работу.
4. Применять приобретенные навыки в повседневной жизни.
Предметные результаты освоения курса представлены в основном содержании программы.
Модуль "Анатомия и физиология человека"
Тема занятия |
Образовательные результаты |
Цифровые образовательные материалы |
Тема "Введение. Медицинская деятельность" | ||
Охрана здоровья граждан. Медицинские организации |
Характеризовать особенности охраны здоровья граждан. Различать виды медицинских организаций по виду медицинской деятельности |
Практикум "Сравнение эффективности бактерицидных препаратов" https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/48163/view |
Разнообразие медицинских профессий. Особенности медицинской профессии |
Знать особенности медицинской профессии. Характеризовать медицинские профессии |
Персонализированная медицина https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/101786l?menuReferrer=catalogue&search=1017861. Медицина будущего https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/3884736?menuReferrer=catalogue&search=3884736 |
Тема "Регуляция функций организма человека" | ||
Нервная и гуморальная регуляция организма человека. Анатомо-гистологическое строение органов нервной и эндокринной систем |
Характеризовать особенности нервной и гуморальной регуляции организма человека. Устанавливать соответствие между особенностями строения и функциями нервной и эпителиальной ткани (железистого эпителия). Анализировать результаты биологических наблюдений |
Головной мозг. Лабораторная работа "Изучение строения головного мозга" https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2925?menuReferrer=catalogue&search-2925. Строение головного мозга https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1108872?menuReferrer=catalogue&search-1108872. Железы и их классификация. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Роль гормонов в обмене веществ https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1137433?menuReferrer=catalogue&search-1137433. Гормоны https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2110323?menuReferrer=catalogue. Обобщение и результаты изучения модуля "Нейрогуморальная регуляция" https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/71715/yiew. Регуляция процессов жизнедеятельности https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1100801?menuReferrer=catalogue |
Особенности рефлексов человека |
Характеризовать особенности рефлекторной дуги, безусловных и условных рефлексов человека. Анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов и наблюдений |
Высшая нервная деятельность человека. Безусловные и условные рефлексы, их значение; https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/826674?menuReferrer=catalogue. Пример рефлекса https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/63676?menuReferrer=catalogue. Торможение условных рефлексов https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/3801248?menuReferrer=catalogue |
Принципы и законы высшей нервной деятельности. Поведение и психика |
Характеризовать особенности высшей нервной деятельности, поведения и психики человека |
Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/82391?menuReferrer=catalogue. Особенности психики человека https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/19390?menuReferrer=catalogue&search=19390. Высшая нервная деятельность человека. Условные и безусловные рефлексы, их значение https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/8456521?menuReferrer=catalogue |
Сенсорные системы организма человека. Профилактика заболеваний зрения и слуха |
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сенсорных систем человека. Характеризовать нарушения работы органов зрения и слуха |
Глаз и зрение. Зрительный анализатор. Лабораторная работа "Изучение строения и работы органа зрения" https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/14874/view. Нарушение функционирования органа чувства. Заболевания и их коррекция. Подготовка к предпрофессиональному экзамену и ЕГЭ https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/890386?menuReferrer=catalogue |
Тема "Сосудистая система человека" | ||
Сосудистая система человека: кровеносная, лимфатическая, микроциркуляторное русло |
Характеризовать особенности строения и функционирования кровеносной и лимфатической систем. Объяснять особенности функционирования микроциркуляторного русла |
Кровеносная система человека https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/4774846?menuReferrer=catalogue. Группы крови человека. Подготовка к предпрофессиональному экзамену и ЕГЭ https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/857987. Кровеносная система человека https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2000084?menuReferrer=catalogue |
Анатомо-гистологическое строение и особенности функционирования сердечно-сосудистой системы |
Выявлять отличительные признаки строения сердечно-сосудистой системы. Характеризовать особенности строения сосудов кровеносной системы. Анализировать результаты биологических наблюдений |
Строение и работа сердца человека. Подготовка к предпрофессиональному экзамену и ЕГЭ https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/898019?menuReferrer=catalogue |
Работа сердца и ее регуляция |
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями отделов сердца. Характеризовать нервную и гуморальную регуляции работы сердца |
Биоэлектрическая активность сердца https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/996505?menuReferrer=catalogue&search=996505 |
Причины и профилактика нарушений работы сердца |
Выявлять факторы, влияющие на работу сердца |
Современные медицинские технологии диагностики заболеваний. Аппаратная диагностика https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/53926?menuReferrer=catalogue. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/7286?menuReferrer=catalogue |
Частота сердечных сокращений и пульс |
Анализировать и объяснять взаимосвязь между частотой сердечных сокращений и пульсом. Осваивать методику регистрации электрической активности сердца |
Здоровье в наших руках https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/940053/view |
Основные показатели кровообращения: минутный объем сердца, сердечный индекс, систолическое и диастолическое давление, линейная и объемная скорость кровотока |
Определять факторы, влияющие на величину кровяного давления и скорость движения крови по кровяному руслу |
Показатели сердечно-сосудистой системы: пульс, ЭКГ https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1057943?menuReferrer=catalogue. Давление крови. Движение крови по сосудам. Пульс https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/7418486?menuReferrer=catalogue. Артериальное давление. Как предотвратить инфаркт и инсульт. Былова Н.А. Университетские субботы https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/3109752?menuReferrer=catalogue |
Практическая работа "Расчет периферического сосудистого сопротивления в покое и после физической нагрузки" |
Осваивать методику расчета периферического сосудистого сопротивления в покое и после физической нагрузки |
Движение крови по сосудам, пульс, давление крови. Регуляция кровообращения https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/9566599?menuReferrer=catalogue |
Тема "Дыхательная система человека" | ||
Структура органов дыхания человека. Процесс дыхания |
Характеризовать особенности строения органов дыхательной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между процессами внешнего и внутреннего дыхания |
Дыхательная система человека https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/4714782?menuReferrer=catalogue |
Газообмен в легких и тканях. Пульсоксиметрия |
Выявлять особенности газообмена в легких и тканях. Характеризовать метод пульсоксиметрии как метод оценки состояния дыхательной системы |
Этапы дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/9547069?menuReferrer=catalogue |
Спирометрия. Практическая работа "Определение жизненной емкости легких" |
Осваивать методику определения жизненной емкости легких методом спирометрии |
Легочные объемы. Регуляция дыхания. Лабораторная работа "Измерение жизненной емкости легких" https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/7601?menuReferrer=catalogue&search=7601 |
Нарушения работы органов дыхания, их причины и профилактика |
Выявлять факторы, влияющие на работу органов дыхания. Характеризовать причины возникновения нарушений работы органов дыхания |
Гигиена дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/8306/view. Болезни системы кровообращения и органов дыхания https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/586221?menuReferrer=catalogue |
Аллергия. Этиология аллергических заболеваний |
Характеризовать причины возникновения аллергических заболеваний |
Иммунитет. Нарушения иммунной системы. Вакцинация https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2122830?menuReferrer=catalogue. Иммунорегуляторные механизмы в организме https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1085696?menuReferrer=catalogue. Иммунитет и его значимость в борьбе с инфекционными заболеваниями https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/165925Q?menuRefeiTer=catalogue |
Тема "Опорно-двигательная система человека" | ||
Анатомия и физиология опорно-двигательной системы |
Характеризовать работу опорно-двигательной системы человека. Выявлять взаимосвязь между химическим составом костей и их свойствами |
Мышцы и их функции. https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/549340?menuReferrer=catalogue. Скелет человека https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1769052?menuReferrer=catalogue |
Практическая работа "Особенности строения и функции поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани и скелетных соединительных тканей (костной и хрящевой)" |
Характеризовать особенности строения и функций поперечно-полосатой мышечной ткани. Выявлять особенности скелетных соединительных тканей |
Скелет человека. Особенности скелета человека в связи с прямохождением. Лабораторная работа "Выявление особенностей строения позвонков" https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/5313/view |
Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы. Влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему |
Выявлять факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы. Объяснять значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы человека. Осваивать методику определения силового индекса |
Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/6619?menuReferrer=catalogue&search=6619. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Лабораторная работа "Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия" https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/6250?menuRefener=catalogue&search=6250 |
Тема "Пищеварительная система человека" | ||
Пищеварительная система. Анатомо-гистологическое строение органов пищеварения. Желудочно-кишечный тракт. Особенности пищеварения |
Характеризовать особенности строения и функционирования пищеварительной системы человека. Объяснять особенности пищеварения и работы ферментов в различных отделах пищеварительной системы. Анализировать результаты биологических наблюдений |
Практикум "Действие пищеварительных ферментов, эффективность антацидных средств" https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/33148/view. Влияние температуры на скорость ферментативного катализа https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/520280/view. Пищеварительная система человека https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/4714743?menuReferrer=catalogue |
Возбудители кишечных инфекций |
Выявлять факторы риска возникновения желудочно-кишечных заболеваний и формулировать меры их профилактики. Объяснять влияние простейших микроорганизмов и паразитических червей на деятельность пищеварительной системы. Анализировать результаты биологических наблюдений |
Паразиты и паразитарные болезни https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1326066 |
Профилактика кишечных инфекций и паразитарных заболеваний |
Выявлять факторы риска возникновения желудочно-кишечных заболеваний и формулировать меры их профилактики. Объяснять влияние простейших микроорганизмов и паразитических червей на деятельность пищеварительной системы. Анализировать результаты биологических экспериментов и наблюдений |
Основы медицинской гельминтологии. Подготовка к предпрофессиональному экзамену. Часть 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/composed_documents/33539977. Основы медицинской гельминтологии. Подготовка к предпрофессиональному экзамену. Часть 2 https://uchebnik.mos.ru/material_view/composed_documents/41369347 Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Урок 1 https://uchebnk.mos.ru/material_view/lesson_templates/979924 |
Тема "Выделительная система человека. Терморегуляция" | ||
Анатомия и физиология выделительной системы человека |
Характеризовать и объяснять взаимосвязь строения и функционирования органов выделительной системы человека. Объяснять особенности строения мозгового и коркового слоя почек. Сравнивать состав первичной и вторичной мочи |
Строение и функции мочевыделительной системы человека. Нефрон как структурно-функциональная единица почки https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/9402825?menuReferrer=catalogue. Строение и функция почек. Регуляция мочеобразования https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/9359514?menuReferrer=catalogue |
Терморегуляция человека |
Характеризовать особенности терморегуляции организма человека. Выявлять причины нарушений терморегуляции организма человека |
Подготовка к ЕГЭ. Терморегуляция и многое другое. Линия 25 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1051894 |
Поражения организма в результате воздействия низких температур. Признаки отморожений. Гипотермия |
Анализировать последствия воздействия низких температур на организм человека. Выявлять признаки отморожений |
Поддержание постоянной температуры тела. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика https://uchebnik.mos.ru/material_view/lessontemplates/71759?menuReferrer=catalogue&search=71759 |
Поражения организма в результате воздействия высоких температур, химических веществ. Виды ожогов, их признаки. Гипертермия |
Анализировать последствия воздействия высоких температур на организм человека. Сравнивать виды ожогов по причине возникновения и степени |
Первая помощь при ожогах. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1586554?menuReferrer=catalogue. Первая помощь при ожогах https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/11104662?menuReferrer=catalogue&search=l1104662 |
Тема "Иммунная система человека" | ||
Инфекционные болезни. Основные пути заражения и передачи инфекции |
Характеризовать особенности инфекционных заболеваний человека. Выявлять основные пути заражения и передачи инфекции |
Распространение инфекционных заболеваний: факторы, способствующие их распространению, и способы предотвращения https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/47439?menuReferrer=catalogue. Вирусы и их воздействие на человека https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1471039 |
Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунитет |
Объяснять особенности профилактики инфекционных заболевании человека. Характеризовать основные виды иммунитета человека |
Иммунорегуляторные механизмы в организме https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1085696/view. Эффективность правительственных и международных программ для предотвращения распространения инфекционных заболеваний https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/47610?menuReferrer=catalogue |
Тема "Репродуктивная система человека" | ||
Половое созревание человека: этапы и особенности каждого этапа. Репродуктивное здоровье человека |
Сравнивать особенности этапов полового созревания человека. Характеризовать особенности строения половых клеток человека. Выявлять взаимосвязь между строением половых клеток и выполняемыми ими функциями. Анализировать результаты биологических наблюдений |
Гаметогенез. Оплодотворение https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson templates/967849?menuReferrer=catalogue |
Основные этапы эмбриогенеза человека. Беременность и роды |
Характеризовать особенности этапов эмбриогенеза человека. Характеризовать особенности беременности и родов человека |
Постэмбриональное развитие. Прямое развитие https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1997669?menuReferrer=catalogue |
Основы ухода за новорожденным |
Освоить основные правила ухода за новорожденным |
Рост и развитие ребенка. Половое созревание https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/8852584?menuReferrer=catalogue |
Модуль "Здоровье человека"
Тема занятия |
Образовательные результаты |
Цифровые образовательные материалы |
Тема "Медицинская помощь" | ||
Современная медицинская помощь. Виды медицинской помощи |
Характеризовать виды современной медицинской помощи |
Регенеративная медицина https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1091244/view. Персонализированная медицина https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1017861?menuReferrer=catalogue&search-1017861. Регенеративная медицина https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1091244?menuReferrer=catalogue. CRISPR технология редактирования генома https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1014938/view. Биотехнология фармпрепаратов, персонифицированные препараты https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/58923?menuReferrer=catalogue&search=58923. Современные технологии восстановления зрения https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1046882/view. Медицинская генетика. Хромосомные болезни https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1773181 |
Современные методы исследования строения и функций организма человека |
Характеризовать современные методы исследования организма человека |
Печать тканей и органов: будущее трансплантологии. Этические аспекты медицинских биотехнологий https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/59198?menuReferrer=catalogue&search=59198. Медицинская генетика https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1493058. Медицинские нанороботы в действии https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/7781649?menuReferrer=catalogue |
Социальная медицина. Воздействие социальных и экономических условий на здоровье населения |
Выявлять воздействие социальных и экономических условий на здоровье населения |
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1034184/view. Водная среда и здоровье человека https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/28226?menuReferrer=catalogue. Дискуссия: Как снизить уровень инфекционных заболеваний? Роль граждан, медицинских работников и государства https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/36514?menuReferrer=catalogue |
Тема "Факторы, угрожающие здоровью человека" | ||
Понятие и основные группы вредных привычек. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Заболевания, связанные с вредными привычками |
Характеризовать основные группы вредных привычек. Объяснять воздействие вредных привычек на здоровье человека. Выявлять взаимосвязь вредных привычек и заболеваний, связанных с ними |
Вредные привычки, факторы и профилактика. https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1335598?menuReferrer=catalogue |
Распространенные хронические заболевания |
Характеризовать и выделять особенности хронических заболеваний человека |
Здоровье человека. Укрепление здоровья https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_obiects/7855910?menuReferrer=catalogue. Факторы, нарушающие здоровье. Наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека. Способы укрепления здоровья https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic obiects/7855961?menuReferrer=catalogue |
Экстремальные ситуации: травматизм, отравления, острые состояния |
Анализировать влияние экстремальных ситуаций на организм человека |
Первая помощь https://uchebnik.mos.ru/composer2/document/3849743/view. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/6619?menuReferrer=catalogue&search=6619. Виды кровотечений. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/7085?menuReferrer=catalogue&search=7085. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1058491. Медицина катастроф. Краш-синдром https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2040365. Современные средства для оказания первой помощи https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1102638?menuReferrer=catalogue. Автоматический наружный дефибриллятор (АНД) https://uchebnik.mos.ru/material+view/lesson_templates/1071872?menuReferrer=catalogue |
Тема "Гигиена систем органов. Принципы здорового образа жизни" | ||
Гигиена систем органов. Принципы здорового образа жизни |
Характеризовать особенности гигиены систем органов организма человека. Понимать принципы здорового образа жизни, его влияние на организм человека |
Урок итогового обобщения. Основы здорового образа жизни https://uchebnik.mos.ru/material=view/lesson_templates/1399844?menuReferrer=catalogue |
Психическое здоровье человека |
Определять особенности психического здоровья человека |
Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека https://uhebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/82391 |
Режим дня |
Характеризовать режим дня школьника с учетом возрастных особенностей. Составлять оптимальный режим дня школьника |
Культура питания. Особенности питания детей и подростков https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1072253?menuReferrer=catalogue |
Рациональное и здоровое питание. Практическая работа "Составление дневного рациона питания с учетом физиологических потребностей организма" |
Выделять основные принципы рационального и правильного питания. Составлять дневной рацион с учетом физиологических потребностей организма |
Определение уровня сахара в крови человека https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/571319 |
Тема "Особенности физического развития организма человека" | ||
Особенности физического развития организма человека |
Характеризовать особенности физического развития организма человека в разные периоды жизни |
Практикум "Интерпретация результатов биохимических анализов" https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/55663?menuReferrer=catalogue&search-55663. Практикум "Интерпретация результатов общего анализа крови" https://uchebnik.mos.ru/compqser2/lesson/56156/view |
Влияние физической культуры и спорта на здоровье человека |
Выявлять влияние физической культуры (как положительное, так и отрицательное) и спорта на здоровье человека |
Здоровье в наших руках https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/940053/view. Современные технологии мониторинга здоровья. Практикум: изучение влияния физической нагрузки на показатели сердечно-сосудистой системы https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson-templates/57350?menuReferrer=catalogue. Физические упражнения для формирования скелета и мышц https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2160523?menuReferrer=catalogue |
Антропометрия. Практическая работа "Оценка физического развития человека". Биологический возраст человека |
Характеризовать антропометрические данные человека. Освоить методику оценки физического развития человека. Характеризовать биологический возраст человека |
Оценка физиологических резервов сердечно-сосудистой системы https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/67534?menuReferrer=catalogue |
Тема "Функциональные резервы организма. Человек и окружающая среда" | ||
Функциональные резервы организма. Закаливание |
Характеризовать функциональные резервы организма. Выявлять влияние закаливания на организм человека |
Закаливание https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/928520?menuReferrer=catalogue. Закаливание https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1068661?menuReferrer=catalogue |
Влияние окружающей среды на здоровье человека |
Выделять особенности окружающей среды, которые могут оказывать влияние на организм человека |
Системы водоподготовки. Практикум: исследование качества воды https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/9306/view. Практикум: анализ водной экосистемы города с точки зрения устойчивости https://uchebnik.mos.ru/composer2/Iesson/13492/view. Экологическое мышление и экологическая культура в современном обществе и науке https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson templates/960961?menuReferrer=catalogue |
Итоговое занятие | ||
Итоговое занятие. Семинар "Здоровый образ жизни" |
Характеризовать принципы здорового образа жизни человека |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1310307?menuReferrer=catalogue. Урок итогового обобщения. Основы здорового образа жизни https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/47290?menuReferrer=catalogue |
Тематическое планирование
Тема |
Примерное количество часов |
Модуль "Анатомия и физиология человека" | |
Введение. Медицинская деятельность |
2 |
Регуляция функций организма человека |
5 |
Сосудистая система человека |
8 |
Дыхательная система человека |
5 |
Опорно-двигательная система человека |
3 |
Пищеварительная система человека |
6 |
Выделительная система человека. Терморегуляция |
4 |
Иммунная система человека |
4 |
Репродуктивная система человека |
4 |
Модуль "Здоровье человека" | |
Медицинская помощь |
3 |
Факторы, угрожающие здоровью человека |
6 |
Гигиена систем органов. Принципы здорового образа жизни |
5 |
Особенности физического развития организма человека |
4 |
Функциональные резервы организма. Человек и окружающая среда |
4 |
Итоговое занятие (семинар) |
1 |
Итого |
64 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.