Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
(восьмого созыва)
по проекту федерального закона N 440006-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" (о материальной ответственности граждан, пребывающих в добровольческих формированиях) внесен депутатами Государственной Думы А.В. Картаполовым, А.Л. Красовым, В.И. Пискаревым
(утв. Решением от 18 октября 2023 г. N 124/1.2)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 440006-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" (о материальной ответственности граждан, пребывающих в добровольческих формированиях), внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Картаполовым, А.Л. Красовым, В.И. Пискаревым, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предлагается распространить действие Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) на граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - граждане, пребывающие в добровольческих формированиях).
Добровольческие формирования Министерства обороны Российской Федерации наравне с Вооруженными Силами Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач обеспечиваются вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами (Порядок обеспечения добровольческих формирований вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами утверждён приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2023 года N 68), т.е. имуществом, которое находится в федеральной собственности (далее - военное имущество).
Следует также отметить, что на граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих (пункт 10 статьи 22.1 Федерального закона "Об обороне").
Статьей 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривается привлечение граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Вместе с тем, на сегодняшний день граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, не являются субъектами правоотношений, регулируемых Федеральным законом N 161-ФЗ.
Это приводит к тому, что:
с одной стороны, невозможно защитить интересы граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, в случае правомерного причинения ущерба военному имуществу (например, вследствие исполнения приказа командира, оправданного служебного риска и т.д.);
с другой стороны, к невозможности привлечь граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, к материальной ответственности за причинение ущерба военному имуществу вследствие совершения ими преступных и иных противоправных деяний, что отрицательно сказывается на выполнении добровольческими формированиями соответствующих задач.
Как представляется, в условиях проведения специальной военной операции сложившийся правовой пробел требует оперативного урегулирования.
В этой связи, Комитет по обороне полагает, что законопроект заслуживает безусловной поддержки, поскольку направлен как на недопущение снижения эффективности боевого применения добровольческих формирований, так и на защиту имущественных интересов государства и прав граждан, пребывающих в добровольческих формированиях.
Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту имеются замечания, не влияющие на его концепцию, которые могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Первый заместитель |
А.Л. Красов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.