г. Краснодар |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А63-2977/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Онищенко А.С., при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи от истца - Прокуратуры Ставропольского края - Передереевой Ю.В. (удостоверение), ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Архипова Виктора Ивановича (ИНН 261100023328, ОГРНИП 304264434900530) - Кононенко Н.И. (доверенность от 19.08.2020), в отсутствие представителей истца - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Римиханова Темирхана Тегиевича (ИНН 261100671921, ОГРНИП 304264416800046), ответчиков: индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дорохова Николая Васильевича (ИНН 261101858552, ОГРНИП 313265120700015), администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, администрации муниципального образования сельского поселения Покровское Красногвардейского района Ставропольского края, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Архипова Виктора Ивановича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по делу N А63-2977/2019, установил следующее.
Прокуратура Ставропольского края (далее - прокурор) в интересах муниципального образования Красногвардейский муниципальный район Ставропольского края, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Римиханов Т.Т. (далее - предприниматель Римиханов Т.Т.) обратились в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Архипову В.И. (далее - предприниматель Архипов В.И.), администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) со следующими требованиями: признать недействительным договор аренды от 27.11.2018 N 140 земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:01:010803:8 площадью 268 488 кв. м, по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир к западу от с. Покровского Красногвардейского района Ставропольского края, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Красногвардейский район, с. Покровское; применить последствия недействительности ничтожной сделки, возложив на предпринимателя Архипова В.И. обязанность по возврату администрации района земельного участка с кадастровым номером 26:01:010803:8 по акту приема-передачи в течение 10 суток со дня вступления судебного акта в законную силу; признать недействительным договор аренды от 09.11.2018 N 124 земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:01:010903:40 площадью 58 207 кв. м, по адресу: Ставропольский край, Красногвардейский район, с. Покровское, а также договор от 06.12.2018 о передаче прав и обязанностей индивидуальному предпринимателю Дорохову Н.В. (далее - предприниматель Дорохов Н.В.) по договору аренды земельного участка от 09.11.2018 N 124; применить последствия недействительности ничтожной сделки, возложив на предпринимателя Дорохова Н.В. обязанность по возврату администрации района земельного участка с кадастровым номером 26:01:010903:40 по акту приема-передачи в течение 10 суток со дня вступления судебного акта в законную силу (требования уточнены - т. 3, л. д. 44 - 47).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, администрация муниципального образования сельского поселения Покровского Красногвардейского района Ставропольского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерство сельского хозяйства Ставропольского края.
В качестве соответчика к участию в деле привлечен предприниматель Дорохов Н.В.
Определением от 14.05.2019 арбитражные дела N А63-2977/2019 и А63-7656/2019 объединены в одно производство с присвоением номера А63-2977/2019.
Решением от 28.01.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.07.2020, иск удовлетворен в полном объеме. Признаны недействительными (ничтожными) сделками договоры аренды: от 27.11.2018 N 140 (в отношении земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:01:010803:8 площадью 268 488 кв. м) и 09.11.2018 N 124 (в отношении земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:01:010903:40 площадью 58 207 кв. м), договор от 06.12.2018 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09.11.2018 N 124; применены последствия недействительности ничтожных сделок с возложением на предпринимателя Архипова В.И. обязанности по возврату администрации района земельного участка с кадастровым номером 26:01:010803:8, на предпринимателя Дорохова Н.В. - по возврату администрации района земельного участка с кадастровым номером 26:01:010903:40, по акту приема-передачи в течение 10 суток со дня вступления судебного акта в законную силу; из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) исключены записи об обременении земельного участка с кадастровым номером 26:01:010803:8 площадью 268 488 кв. м договором аренды от 27.11.2018 N 140 и земельного участка с кадастровым номером 26:01:010903:40 площадью 58 207 кв. м договором аренды от 09.11.2018 N 124, а также договором от 06.12.2018 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09.11.2018 N 124; распределены судебные расходы. Суды установили, что оспариваемые договоры аренды с предпринимателем Архиповым В.И. заключены без соблюдения предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) процедуры, в результате чего существенно сужен круг лиц потенциальных претендентов на их получение.
В кассационной жалобе предприниматель Архипов В.И. просит решение от 28.01.2020 и апелляционное постановление от 08.07.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав в обоснование своих доводов, что он является субъектом государственной поддержки развития сельского хозяйства в Ставропольском крае, участником государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 7117, и государственной программы Ставропольского края "Развитие сельского хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2015 N 559-п, поэтому, вправе претендовать на предоставление в аренду без проведения торгов сроком до пяти лет земельного участка земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Названный Закон предусматривает внесение изменений в статью 10 Закона N 101-ФЗ в части гарантий предоставления в аренду земельных участков на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, без проведения торгов. Толкование судебными инстанциями подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса нивелирует эти гарантии, ухудшает положение участников программ господдержки. Суды не оценили длительное использование земельного участка с кадастровым номером 26:01:010803:8, что отражено в судебных актах по делам N А63-16243/2012, А63-10493/2015, А63-9687/2016, А63-12383/2016, А63-1913/2017, А63-6334/2017, А63-16567/2017, А63-17566/2018, А63-3007/2018, А63-13844/2018, А63-6200/2019, в которых неоднократно признано, что предприниматель Архипов В.И. использует участок с кадастровым номером 26:01:010803:8 с 1999 года (с момента приобретения у колхоза "Первое мая" объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке).
В отзыве прокурор поддерживает выводы судов, полагает, что обжалуемые судебные акты законны и обоснованы.
В судебном заседании представитель предпринимателя Архипова В.И. поддержал доводы кассационной жалобы, представитель прокуратуры - доводы отзыва. Иные лица явку представителей в суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, предприниматель Архипов В.И. обратился в администрацию района с заявлением от 16.10.2018 (вх. N 1429) о предоставлении на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса в аренду сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 26:01:010803:8 площадью 268 488 кв. м для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства (садоводства).
По итогам рассмотрения заявления с приложенными документами 27.11.2018 администрация района и предприниматель Архипов В.И. без проведения торгов заключили договор аренды N 140 сроком с 01.12.2018 на 5 лет. Объект аренды передан по акту приема-передачи, подписанному сторонами, 01.12.2018 договор зарегистрирован в установленном законом порядке (номер регистрации 26:01:010803:8-26/010/2018-2), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.03.2019 N 26-0-1-54/4006/2019-4607.
16 октября 2018 года (вх. N 1430) предприниматель Архипов В.И. обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса в аренду сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 26:01:010903:40.
По итогам рассмотрения заявления с приложенными документами 09.11.2018 администрация района и предприниматель Архипов В.И. без проведения торгов заключили договор аренды N 124 сроком с 13.11.2018 на 5 лет. Объект аренды передан по акту приема-передачи, подписанному сторонами, 13.11.2018 договор зарегистрирован в установленном законом порядке (номер регистрации 26:01:010903:40-26/010/2018-1), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.03.2019 N 26-0-1-54/4006/2019-4608.
На основании договора от 06.12.2018 предприниматель Архипов В.И. уступил предпринимателю Дорохову Н.В. права и обязанности по договору от 09.11.2018 N 124 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:01:010903:40 с письменным уведомлением арендодателя (заявление от 05.12.2018).
Договор уступки прошел государственную регистрацию 14.12.2018 (номер 26:01:010903:40-26/010/2018-4), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.03.2019 N 26-0-1-1154/4006/2019-4608.
Прокуратура, предприниматель Тимирханов Т.Т., полагая, что договоры аренды от 27.11.2018 N 140, 09.11.2018 N 124 и договор уступки от 06.12.2018 заключены с нарушением публичной процедуры предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, обратились в суд с данными требованиями.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 1 статьи 52 Кодекса прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Кодекса, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе").
Согласно пунктам 1, 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов (абзац первый пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса (абзац второй пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Статьей 39.18 Земельного кодекса установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Договоры аренды заключены с предпринимателем Архиповым В.И. без проведения торгов на основании абзаца первого пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (как с участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства). При этом уполномоченный орган не обеспечил опубликование извещения о предоставлении спорного участка для указанных целей в порядке, установленном в подпункте 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса.
Придя к выводу о нарушении процедуры предоставления в аренду спорного земельного участка, суды правомерно указали, что возможность предоставления земельных участков без проведения торгов связана с отсутствием заявлений иных заинтересованных лиц. При этом Земельный кодекс и Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления лиц, заинтересованных в получении земельных участков по таким основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса.
Следовательно, предоставление земельных участков без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений других заинтересованных лиц. Если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Поскольку уполномоченный орган не обеспечил реализацию установленного порядка выявления лиц, заинтересованных в предоставлении спорных земельных участков, суды пришли к правильному выводу о недействительности (ничтожности) договоров от 27.11.2018 N 140 и 09.11.2018 N 124 и как следствие договора уступки от 06.12.2018 (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса).
Доводы предпринимателя Архипова В.И., приведенные в кассационной жалобе, не учитывают содержания приведенных норм Земельного кодекса и Закона N 101-ФЗ, не основаны на представленных в дело доказательствах, поэтому отклоняются судом округа. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Основания для отмены решения от 28.01.2020 апелляционного постановления от 08.07.2020 по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 15.07.2020 N 252).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по делу N А63-2977/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Е.Г. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Придя к выводу о нарушении процедуры предоставления в аренду спорного земельного участка, суды правомерно указали, что возможность предоставления земельных участков без проведения торгов связана с отсутствием заявлений иных заинтересованных лиц. При этом Земельный кодекс и Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления лиц, заинтересованных в получении земельных участков по таким основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса.
Следовательно, предоставление земельных участков без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений других заинтересованных лиц. Если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Поскольку уполномоченный орган не обеспечил реализацию установленного порядка выявления лиц, заинтересованных в предоставлении спорных земельных участков, суды пришли к правильному выводу о недействительности (ничтожности) договоров от 27.11.2018 N 140 и 09.11.2018 N 124 и как следствие договора уступки от 06.12.2018 (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса).
...
Основания для отмены решения от 28.01.2020 апелляционного постановления от 08.07.2020 по доводам кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 октября 2020 г. N Ф08-6629/20 по делу N А63-2977/2019