г. Краснодар |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А32-39267/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Сергиенко И.Г. (доверенность от 31.12.2019), в отсутствие представителей заявителя - акционерного общества "Рассвет" (ИНН 2356045713, ОГРН 1062356005337), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования Динской район (далее - администрация), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Рассвет" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А32-39267/2019, установил следующее.
Акционерное общество "Рассвет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным изложенного в письме от 22.05.2019 N 52-20245/19-32-12 решения об отказе в предоставлении в аренду на новый двадцатилетний срок земельных участков площадью 927 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202000:888, площадью 8274 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202000:890, площадью 332 325 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202000:899, площадью 15 133 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202000:902, площадью 10 184 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202000:904, площадью 10 912 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202000:907, площадью 4946 кв. м с кадастровым номером 23:07:0000000:2855, расположенных по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет" участок N 14, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельные участки), о понуждении к подготовке, подписанию и направлению обществу проектов договоров аренды земельных участков в аренду на срок не более 20 лет до принятия уполномоченным органом решения о строительстве на земельных участках в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения Динского района.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020, в удовлетворении заявления отказано со следующей мотивировкой.
На земельных участках планируется размещение объектов местного значения, а также в границах земельных участков расположены территории общего пользования. Данные обстоятельства препятствуют предоставлению земельных участков в аренду обществу.
Общество обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, приведя следующие основания проверки законности судебных актов. Общество обратилось в департамент до истечения срока действия ранее заключенного договора аренды. В отношении земельных участков разрешено сельскохозяйственное использование. Общество как арендатор земельных участков вправе было продолжать их сельскохозяйственное использование без ограничения срока независимо от изменения правил землепользования и застройки (территориального зонирования, содержания градостроительного регламента и разрешенного использования участков). Использование обществом земельных участков в соответствии с их прежним видом разрешенного использования не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды. Часть земельных участков (с кадастровыми номерами 23:07:0202000:902, 23:07:0202000:904) полностью расположены в зоне земель сельскохозяйственного назначения.
Строительство автомобильной дороги местного значения на земельных участках генеральным планом поселения не предусмотрено. Предоставление земельных участков в аренду для сельскохозяйственного использования в отсутствие плана проектируемой жилой застройки не противоречит положениям генерального плана поселения.
От общества поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с отсутствием возможности обеспечения участия в судебном заседании процессуального представителя. Оценив приведенные обществом доводы, суд кассационной инстанции ходатайство об отложении судебного разбирательства отклоняет. Отложение судебного разбирательства является правом, но не обязанностью суда (часть 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса). Неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 11.07.1997 N 1135 аренды земельного участка площадью 2018 га с кадастровым номером 23:07:0702000:305, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район в границах ФГК СП МО РФ "Рассвет", на 22 года для ведения сельскохозяйственного производства. Государственная регистрация договора осуществлена 28.10.2011. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0702000:305 разделен на земельные участки (с кадастровыми номерами 23:07:0202000:888, 23:07:0202000:890, 23:07:0202000:899, 23:07:0202000:902, 23:07:0202000:904, 23:07:0202000:907, 23:07:0000000:2855).
Общество обратилось в департамент с заявлениями от 08.04.2019 о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов. Письмом от 22.05.2019 N 52-20245/19-32-12 департамент известил заявителя о принятом решении об отказе в заключении договоров аренды земельных участков без проведения торгов, сославшись на следующие сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, данные генерального плана Новориторовского сельского поселения Динского района, утвержденного решением Совета Новотиторовского сельского поселения от 19.12.2012 N 212-67-02 в редакции решения от 15.09.2017 N 287-28/03, и Правил землепользования и застройки территории Новотиторовского сельского поселения Динского района, утвержденных решением Совета Новотиторовского сельского поселения от 27.11.2013 N 266-55/02 в редакции решения от 15.09.2017 N 286-28/03.
Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:902 расположен на территории проектируемой автомобильной дороги местного значения (главной улицы). Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:890 расположен на территории зеленых насаждений санитарно-защитного назначения, зеленых насаждений общего пользования. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:888 расположен на территории проектируемых улиц, территории жилой застройки, требующей проведения специальных мероприятий для улучшения санитарно-экологического состояния. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:899 расположен на территории прогнозируемой жилой застройки, учреждений образования, общественной застройки, проектируемых улиц, зеленых насаждений санитарно-защитного назначения, а также в его границах расположена главная дорога. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:907 расположен на территории санитарно-защитного назначения. Земельный участок с кадастровым номером 23607:0000000:2855 частично расположен на территории улицы в жилой застройке.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0202000:890, 23:07:0202000:902, 23:07:0202000:907 расположены в границах территориальной зоны озеленения специального назначения (ИВ-1). Земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0202000:888, 23:07:0202000:899, 23:07:0000000:2855 расположены в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы (Ж-1Б). Земельный участок с кадастровым номером 23607:0202000:904 расположен в границах территориальной зоны обслуживания и деловой активности при транспортных коридорах и узлах (ОД-3). Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:890 расположен в границах притока реки Понура.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 которого лица, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства при использовании такого участка, вправе приобрести его в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Нормами глав XIV, XV Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения определяются как земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77), а землями населенных пунктов - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83). Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение генерального плана поселения (подпункт 1 пункта 1 статьи 84). До момента изменения вида использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки допускается использование в целях ведения сельскохозяйственного производства земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (пункт 11 статьи 85).
Согласно нормам главы V.1 Земельного кодекса, заключение договора аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется на торгах (пункт 1 статьи 39.6). В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывается, в том числе цель использования земельного участка (пункт 1 статьи 39.17). Уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и либо осуществляет подготовку трех экземпляров проекта договора и направляет их для подписания заявителю, либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса (подпункты 1, 3 пункта 5 статьи 39.17).
Отрицательное решение принимается, когда земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Правила землепользования и застройки должны приниматься в соответствии с генеральным планом поселения. В составе документов территориального планирования муниципальных образований названа схема территориального планирования муниципального района, порядок подготовки изменений которой и их внесения устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления (статьи 18, 23, 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - Градостроительный кодекс).
Предоставление в индивидуальное пользование земельного участка, образованного за счет территории общего пользования, препятствует реализации неограниченным кругом лиц права на беспрепятственное использование такой территории. Передача в такое пользование земельного участка общего пользования противоречит правовому режиму территорий общего пользования. Правовая позиция о недопустимости предоставления в пользование конкретному лицу территории общего пользования была сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 12.04.2011 N 15248/10) и поддерживается Верховным Судом Российской Федерации (определение от 17.11.2017 N 308-ЭС17-16595).
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1/2017, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017 указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем. В соответствии с утвержденными документами территориального планирования и документацией по планировке территории часть земельных участков расположена на территории общего пользования (зона озеленения специального назначения), а другая их часть предназначена для размещения объектов местного значения (объекты транспортной инфраструктурой, жилая застройка с уличной сетью). Данные обстоятельства препятствовали предоставлению земельных участков обществу в аренду без проведения торгов независимо от того, что документы территориального планирования разработаны на значительную перспективу, а в ближайшее время на земельных участках строительство объектов местного значения не планируется.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель и создания на основании этой документации объектов федерального, регионального и местного значения (часть 1 статьи 26 Градостроительного кодекса).
Если земельный участок, на котором планируется размещение объекта местного значения, зарезервирован для муниципальных нужд, договор аренды может быть заключен на срок, не превышающий срока резервирования. В таком договоре должна быть предусмотрена возможность досрочного расторжения договора по требованию арендодателя по истечении одного года после уведомления арендатора о расторжении этого договора (подпункт 13 пункта 8, пункт 16 статьи 39.8 Земельного кодекса).
При реализации процедуры предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов уполномоченный орган должен отказать в предоставлении земельного участка, если он зарезервирован для муниципальных нужд, а испрашиваемый срок аренды превышает срок действия решения о резервировании земельного участка (пункты 7, 17 статьи 39.16, подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Резервирование земель для муниципальных нужд отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений (пункт 1 статьи 11 Земельного кодекса). Законодатель допускает резервирование не предоставленных гражданам и юридическим лицам публичных земель в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов местного значения на срок не более чем три года, а для строительства и реконструкции автомобильных дорог местного значения - до двадцати лет (пункты 1, 2, 3 статьи 70.1 Земельного кодекса). В Положении о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, в перечне документов, на основании которых принимается решение о резервировании земель, названа документация по планировке территории (подпункт "а" пункта 3).
Уполномоченный орган в отсутствие решения о соответствующем резервировании названных участков не вправе предоставить их в аренду до начала возведения предусмотренных документами территориального планирования объектов местного значения. При этом бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в несвоевременном выполнении этапов реализации генерального плана (отсутствие подготовленной и утвержденной документации по планировке территории, решений о резервировании земель), может быть оспорено в судебном порядке заинтересованными лицами.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены в части на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 158, 184, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А32-39267/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Ходатайство акционерного общества "Рассвет" об отложении судебного разбирательства отклонить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Резервирование земель для муниципальных нужд отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений (пункт 1 статьи 11 Земельного кодекса). Законодатель допускает резервирование не предоставленных гражданам и юридическим лицам публичных земель в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов местного значения на срок не более чем три года, а для строительства и реконструкции автомобильных дорог местного значения - до двадцати лет (пункты 1, 2, 3 статьи 70.1 Земельного кодекса). В Положении о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, в перечне документов, на основании которых принимается решение о резервировании земель, названа документация по планировке территории (подпункт "а" пункта 3).
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены в части на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 октября 2020 г. N Ф08-7219/20 по делу N А32-39267/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7219/20
02.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20239/2021
27.09.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39267/19
06.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7219/20
17.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7449/20
13.04.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39267/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39267/19